Генеральные планы и проекты черты городских и сельских поселений

(Крассов О. И.) («Законодательство и экономика», N 6, 2001)

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОЕКТЫ ЧЕРТЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

О. И. КРАССОВ

О. И. Крассов, доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ, адвокат Инюрколлегии.

Генеральный план по определению ст. 35 Градостроительного кодекса РФ представляет собой градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Федерации. Генеральный план — основной градостроительный документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. Содержание генерального плана составляют: основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения; зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон; меры по защите территории поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; соотношение застроенной и незастроенной территорий поселения; территории резерва для развития поселения; иные меры по развитию территории городского или сельского поселения. В генеральных планах содержатся также предложения об установлении границ поселений, об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития их территорий. Градостроительное законодательство предусматривает, что генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий. Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий таких поселений как единый документ. При разработке генерального плана исторического поселения обязательно должны учитываться его историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны памятников истории и культуры. Кодекс определяет порядок разработки и утверждения генеральных планов городских и сельских поселений. Эти планы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений. Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Генеральные планы Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти этих городов. Требуется, чтобы генеральный план поселения до его утверждения был опубликован и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченными в области экологической экспертизы государственными органами, а также с заинтересованными организациями и населением. В задании на разработку генерального плана поселения в целях учета государственных интересов определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, по согласованию с которыми разрабатывается и утверждается данный генеральный план. Установлено, что в период разработки нового генерального плана действует ранее утвержденный план в части, не противоречащей правилам застройки. В случае изменения законодательства РФ о градостроительстве необходимые изменения вносятся в генеральный план городского или сельского поселения. В основе правового регулирования использования земель поселений заложен принцип планирования. Согласно ст. 73 ЗК РСФСР все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки. Генеральные планы (проекты планировки и застройки) городов, поселков, сельских населенных пунктов определяют главные направления использования их земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения. Генеральный план представляет собой вид градостроительной документации о планировании развития территорий городских и сельских поселений. Некоторые требования, касающиеся планирования использования земель населенных пунктов, закреплены в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. (в редакции от 23 июня 1999 г.) <*>. Так, не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения. Земельные участки под строительство новых объектов культуры выделяются на приоритетной основе (ст. 48). ——————————— <*> ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3172.

В соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. <*> при планировании развития городов и сельских поселений, проектировании, строительстве и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры, а также жилых домов органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами должны предусматривать проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи (ст. 31). ——————————— <*> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.

Следует отметить некоторые особенности содержания генеральных планов поселений, отличающие их от иных видов градостроительной документации. Так, Кодекс предусматривает, что в них должно быть отражено соотношение застроенной и незастроенной территорий поселений. Понятия «незастроенные земельные участки» и «застроенные земельные участки» приватизированных предприятий и специфика их правового режима определены в Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 (с изменениями от 25 января 1999 г.) <*>. В соответствии с п. 4.10 Основных положений, если иное не установлено федеральным законом, незастроенными земельными участками в городах и населенных пунктах признаются участки, на которых или под которыми не расположены здания, строения, сооружения, делающие невозможной застройку таких участков. Застроенными земельными участками считаются участки, на которых или под которыми расположены предприятия, здания, строения, сооружения. ——————————— <*> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478; 1999. N 5. Ст. 651.

Застроенным земельным участком приватизированного предприятия считается вся его территория, за исключением пустующих незастроенных (в том числе зарезервированных в соответствии с проектной документацией) участков. Пустующие незастроенные земельные участки (участок), землепользователем которых является приватизируемое предприятие, могут быть по решению предприятия либо сохранены в муниципальной (государственной) собственности с передачей в аренду данному предприятию или без таковой, или выкуплены предприятием вместе с застроенным участком и по такой же цене при условии, что предприятие осуществит в установленном порядке их застройку в течение 3 лет с момента вступления в права собственности (если иной период не установлен законодательством). При невыполнении предприятием последнего условия оно обязано продать участок в порядке, предусмотренном законодательством для продажи незастроенных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. При продаже застроенного земельного участка в границах городов и иных населенных пунктов в соответствии с Основными положениями право собственника на земельный участок включает в себя право на любое разрешенное его использование. Впредь до введения в действие законодательства о территориальном зонировании под разрешенным использованием понимается право использовать участок вместе с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями всеми способами, не противоречащими ограничениям, установленным соответствующими органами власти (органами местного самоуправления) в соответствии с действующим законодательством и утвержденными строительными, санитарными, природоохранными, противопожарными нормами. Не допускается установление целевого (единственного) способа использования объекта недвижимости, в том числе земельного участка, а также установление ограничений на использование отдельного участка. Такие ограничения могут устанавливаться для всех участков только в пределах данной функциональной зоны в соответствии с законодательством. Собственник вправе использовать застроенный земельный участок вместе с расположенными на нем зданиями, сооружениями, строениями, помещениями теми способами и в тех целях, какие не запрещены в пределах данной функциональной зоны этого города (населенного пункта) или в радиусе 100 метров от границ данного участка. Для продаваемых застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники указанных земельных участков обязаны обеспечить: безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность; возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами. Собственники земельных участков имеют право на оформление в собственность безвозмездно той части объектов инженерной инфраструктуры, которая используется исключительно для обеспечения объекта (объектов) недвижимости данного собственника (до границы участка или — для кабелей и трубопроводов — до соединения с соответствующими магистралями) по договору с соответствующим органом. Строительство на участке новых объектов инфраструктуры, в том числе прокладка электрических и телефонных кабелей, водопровода, газопроводов, канализации, размещение которых может нанести ущерб собственнику, осуществляется на компенсационной основе в соответствии с договором между собственником участка и соответствующим государственным (муниципальным) органом. Действительными являются ограничения на использование застроенного земельного участка, существовавшие на момент приватизации (продажи) предприятия или иного объекта недвижимости. При разработке генерального плана исторического поселения должен учитываться его историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны памятников истории и культуры. Ст. 33 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15 декабря 1978 г. (с изменениями от 18 января 1985 г.) <*> вводит правило, согласно которому в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством. Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. ——————————— <*> ВВС РСФСР. 1978. N 51. Ст. 1387; 1985. N 4. Ст. 117.

Действует также Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203. Инструкция предусматривает, что на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличие научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал. Кроме того, на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ. Для ансамбля, комплекса недвижимых памятников истории и культуры, исторического центра города, другого населенного пункта, квартала, площади, улицы, историко-культурного заповедника составляются учетная карточка и паспорт на указанные объекты в целом; учетные карточки и паспорта для каждого отдельного памятника; историко-архитектурный опорный план. Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны. Государственные списки недвижимых памятников составляются по категориям и видам памятников. Порядок разработки и утверждения генеральных планов поселений регулируется также на уровне субъектов Федерации. Например, ст. 23 Закона Тюменской области «Градостроительный устав Тюменской области» от 24 марта 1999 г. N 524 регулирует вопросы разработки и утверждения генеральных планов городских и сельских поселений. Градостроительная деятельность в городских и сельских поселениях ведется на основе их генеральных планов, разрабатываемых (или корректируемых) в обязательном порядке один раз в 10 лет. Выполнение этих работ осуществляется за счет средств местного бюджета. В Уставе определены требования к генеральному плану поселения. Они заключаются в том, что он разрабатывается с учетом основных положений градостроительной документации федерального, областного и районного уровней; является основным документом, определяющим условия проживания населения; регулирует градостроительную деятельность с учетом рационального зонирования территории, определения административных границ муниципальных образований, границ земельных участков; обеспечивает безопасность проживания населения; создает необходимые экологические и санитарно-гигиенические условия для наиболее рационального размещения мест приложения труда, для осуществления предпринимательской деятельности, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, благоустройства территории, сохранения исторических, культурных и ландшафтных ценностей и эстетических качеств среды обитания. Областной центр, а также города, отнесенные к категории исторических, относятся к объектам градостроительной деятельности особого регулирования областного значения. Их генеральные планы содержат концепцию развития и план развития города. Порядок разработки, согласования и утверждения градостроительной документации определяется законодательством и названным Уставом. В городах областного значения разрабатываются программа социально-экономического развития и экологическая программа города. В порядке городской инициативы могут разрабатываться любые другие планы и программы. Решение о целесообразности создания аналогичных программ для других городов принимают органы местного самоуправления соответствующих городов. Содержание, порядок разработки, согласования и одобрения генеральных планов поселений устанавливаются и регулируются законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Тюменской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также заданием на разработку генерального плана городского и сельского поселения, которое утверждается соответствующими органами местного самоуправления после согласования с органом архитектуры и градостроительства администрации области. Заказчиками генеральных планов поселений выступают соответствующие органы местного самоуправления. Контроль за реализацией генеральных планов возлагается на главного архитектора муниципального образования. Решение о разработке генерального плана поселения принимает соответствующий орган местного самоуправления, который поручает соответствующему органу архитектуры и градостроительства обеспечить разработку генерального плана. После завершения разработки генерального плана в течение двух месяцев должно быть произведено его согласование с органом архитектуры и градостроительства администрации области, специально уполномоченными государственными органами контроля и надзора и другими заинтересованными организациями. После проведения экспертизы (в течение одного месяца) генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования и приобретает обязательную силу для всех субъектов градостроительной деятельности в границах данного поселения с момента опубликования его основных положений. Регулирование градостроительной деятельности в пригородной зоне (зоне непосредственных интересов города) регламентируется проектом планировки пригородной зоны, а в случае его отсутствия — генеральным планом города, схемами развития территорий муниципальных образований и схемой развития территории района. В случаях, когда при разработке планов, программ и отдельных мероприятий принимаются проектные решения, действие которых распространяется за пределы данного города, для городов областного значения, расположенных на территории административного района, необходимо в рабочем порядке согласовать с администрацией района и органами местного самоуправления смежных муниципальных образований общие с ними вопросы. Генеральный план поселения (кроме случаев его совмещения с проектом планировки) не является основанием для предоставления земельных участков под застройку и получения разрешения на строительство. Особый порядок разработки и утверждения генеральных планов действует в отношении городов Москва и Санкт-Петербург. Так, в столице принят Закон г. Москвы «О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы» от 10 декабря 1997 г. N 53 <*>. Этот Закон в соответствии с Уставом города является составной частью градостроительного законодательства Москвы и устанавливает состав, порядок разработки, рассмотрения и принятия генерального плана развития столицы. Генеральный план развития Москвы служит целям повышения качества городской среды, снижения неблагоприятного антропогенного воздействия на окружающую природную среду и сохранения историко-культурного наследия. ——————————— <*> Ведомости Московской Думы. 1998. N 2.

Генеральный план развития Москвы — основной документ планирования градостроительного развития этого мегаполиса. Особенности этого генерального плана состоят в том, что он разрабатывается с учетом осуществления Москвой функций столицы РФ и взаимосвязанности Москвы и Московской области. Генеральный план включает в себя основные направления градостроительного развития Москвы, градостроительное зонирование ее территории и программу первоочередных градостроительных мероприятий. Основные направления градостроительного развития Москвы, исходя из долгосрочных перспектив социального и экономического развития города, устанавливают: экологические требования к градостроительному развитию; требования сохранения и регенерации историко-культурного наследия; планировочную и архитектурно-пространственную структуру города; основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры; основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса; основные направления градостроительного развития жилых, производственных и общественных территорий; основные направления градостроительного развития исторического центра столицы; основные направления решения комплексных проблем градостроительного развития. Градостроительное зонирование Москвы заключается в том, что в процессе его устанавливаются требования к функциональному использованию, застройке и ландшафтной организации ее территории. Программа первоочередных градостроительных мероприятий рассчитана на период до восьми лет. В ней устанавливаются основные показатели городской программы строительства, благоустройства и развития транспортной и инженерной инфраструктуры; важнейшие градостроительные инвестиционные проекты; объемы и источники финансирования первоочередных градостроительных мероприятий. Разработку проекта генерального плана осуществляет правительство Москвы за счет средств бюджета столицы (ст. 4). Правительство рассматривает проект генерального плана и публикует основные его положения в средствах массовой информации. В течение одного месяца после публикации жители, районные управы, общественные объединения, юридические лица могут направлять в правительство свои замечания и предложения. В случаях разногласий по проекту генерального плана с районными управами по их требованию правительством Москвы создаются согласительные комиссии с участием представителей районных управ. Городское правительство принимает проект генерального плана с учетом замечаний, предложений, поправок, внесенных согласительными комиссиями. Ст. 5 Закона регулирует особенности порядка согласования и экспертизы проекта генерального плана. Правительство Москвы направляет принятый проект в Правительство РФ для согласования в части вопросов осуществления городом функций столицы РФ. Разногласия по вопросам согласования проекта с Правительством РФ разрешаются путем согласительных процедур в соответствии с Законом «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. N 4802-I (с изменениями и дополнениями от 18 июля 1995 г.) <*>. ——————————— <*> ВВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2863.

Проект генерального плана подлежит рассмотрению органами государственной экологической и государственной градостроительной экспертизы РФ. Кроме того, столичное правительство направляет проект в органы власти Московской области для рассмотрения в части вопросов, затрагивающих интересы области. Правительство Москвы утверждает согласованный проект, разрабатывает на основе утвержденного генерального плана проект Закона о генеральном плане развития города Москвы. Мэр представляет проект этого документа с приложением утвержденного правительством Москвы генерального плана в Московскую городскую Думу. В случае разногласий по проекту закона Дума и правительство Москвы создают согласительную комиссию из равного количества своих представителей. Законопроект с изменениями, внесенными согласительной комиссией, утверждается правительством Москвы и вносится мэром для принятия в городскую Думу. Принятый ею Закон о Генеральном плане развития города подписывается мэром и публикуется вместе с основными положениями генерального плана. Принятие генерального плана на новый расчетный срок осуществляется в течение одного года после истечения срока действия ранее принятого генплана. Досрочное прекращение его действия и досрочная разработка нового генерального плана могут осуществляться по инициативе столичного мэра и по решению городской Думы, принятому большинством в две трети голосов. Очень важны вопросы реализации положений генерального плана. Они отражены в ст. 7 Закона. Реализацию обеспечивают правительство Москвы, районные управы в соответствии с Законом о генеральном плане развития города посредством разработки и осуществления градостроительных планов развития административных округов, районов и других территориальных единиц Москвы, градостроительных инвестиционных проектов, планов и программ строительства, реконструкции и благоустройства, а также посредством регулирования застройки и использования территории города. Правительство Москвы осуществляет мониторинг (наблюдение) состояния градостроительного развития столицы и не реже одного раза в четыре года представляет в Московскую городскую Думу доклад о ходе реализации генерального плана. Правительство информирует москвичей о ходе реализации генерального плана. Распоряжением мэра Москвы от 13 мая 1999 г. N 486-РМ утвержден Регламент представления правительству на рассмотрение доклада о состоянии, ходе и итогах реализации генерального плана развития столицы. По результатам мониторинга реализации генерального плана правительство принимает решение о его актуализации (корректировке) (ст. 8). Принятые Законом о генеральном плане положения программы первоочередных мероприятий могут актуализироваться не ранее чем через четыре года после принятия генерального плана или последней его актуализации и не позднее чем через один год после истечения срока действия принятой ранее программы. Принятые Законом о генеральном плане положения основных направлений градостроительного развития Москвы и зонирования ее территории могут актуализироваться не ранее чем через восемь лет после принятия генерального плана или последней его актуализации. Досрочная актуализация может осуществляться по инициативе мэра и по решению Московской городской Думы. Контроль за деятельностью правительства Москвы и районных управ по реализации генерального плана осуществляет согласно ст. 9 Закона мэр столицы. Его распоряжением от 13 августа 1996 г. N 231/1-РМ обязанность контроля за ходом реализации генерального плана возложена на Управление развития генплана. Городские органы государственного контроля и экспертизы при рассмотрении градостроительных планов развития территориальных единиц, градостроительных инвестиционных проектов, планов и программ строительства, реконструкции и благоустройства территории Москвы контролируют их соответствие генеральному плану. Генеральные планы разрабатываются и утверждаются для территорий курортов. Так, 31 октября 1999 г. было принято Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о курорте федерального значения Белокуриха» N 1204 <*>. Предусмотрено, что застройка этого курорта осуществляется в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом курорта, утверждаемыми в установленном порядке. ——————————— <*> СЗ РФ. 1999. N 45. Ст. 5430.

Генеральный план, проекты районной и детальной планировки курорта Белокуриха разрабатываются с учетом требований режима округа горно-санитарной охраны и схем землеустройства и согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Строительство в пределах округа горно-санитарной охраны осуществляется на основании разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, выдаваемого в установленном порядке. Предоставление земельных участков для строительства санаторно-курортных организаций и других объектов курортного назначения в пределах территории курорта Белокуриха производится в соответствии с генеральным планом и проектами детальной планировки курорта в порядке, установленном земельным законодательством. Администрация Алтайского края на основании принятого генерального плана, схем детальной планировки и схем охраны природы принимает решение о резервировании участков и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Земельные участки для строительства промышленных предприятий и иных объектов, непосредственно не связанных с курортным обслуживанием, в пределах территории курорта Белокуриха не предоставляются. Генеральный план курорта, проект районной планировки, проекты на строительство и реконструкцию зданий и сооружений курорта подлежат государственной экспертизе, в частности экологической. Статья 36 Градостроительного кодекса посвящена проектам черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований. Проекты черты поселений разрабатываются на основе генеральных планов поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). Проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов таких поселений. Проекты поселений, за исключением проектов черты городов федерального значения, разрабатываются органами местного самоуправления соответствующего поселения или другого муниципального образования в порядке, установленном Кодексом. Указанные проекты, за исключением проектов черты городов федерального значения, утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий. Что касается проектов черты городов Москвы и Санкт-Петербурга, то они разрабатываются органами государственной власти этих городов по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации сопредельных территорий и утверждаются Правительством РФ. В Градостроительном кодексе РФ особо отмечено, что утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении такой черты. Правовое значение черты городских и сельских образований определено в земельном законодательстве. Согласно ст. 72 ЗК РСФСР городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта является внешней границей земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель. Установление черты поселения влечет за собой правовые последствия. Значение факта установления такой черты заключается в том, что его результатом является определение сферы применения правового режима земель населенных пунктов на всю территорию, которая находится внутри черты. Следует отметить, что включение земельных участков в черту поселения не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Однако в этом случае изменяются ставки земельного налога. По общему правилу проекты черты поселений разрабатываются на основе генеральных планов или территориальных комплексных схем. Для малых городов и поселков, то есть для поселений, численность жителей которых составляет до 50 тыс. человек, и сельских поселений проекты черты могут разрабатываться в составе их генеральных планов. Обычно проекты черты поселений разрабатываются органами местного самоуправления и утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с ними. В качестве примера приведем Законы Красноярского края «Об утверждении границ г. Канска Красноярского края» от 24 апреля 1997 г. N 13-489 <*> и «Об утверждении границ г. Ачинска Красноярского края» от 24 апреля 1997 г. N 13-488 <**>. ——————————— <*> Газета «Красноярский рабочий». 1997. 15 мая. N 88. <**> Газета «Красноярский рабочий». 1997. 15 мая. N 88.

Процедура разработки проектов черты поселений регулируется Временной инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения РФ, утвержденной Постановлением Госстроя России от 21 мая 1993 г. N 18-14. Инструкция оговаривает также порядок их установления в натуре. Проект черты поселения разрабатывается с целью установления размеров и границ территории поселения, выноса и закрепления их в натуре. Выполнение проектов городской (поселковой) черты разрешается организациям, имеющим государственную лицензию на разработку данного вида проектной документации. Заказчиками таких проектов являются органы местного самоуправления (администрации) городов и других поселений, имеющих административно-территориальный статус. Основанием для разработки проектов служат решения соответствующих органов, которым предоставлено право установления и изменения границ города, иного поселения. Городская (поселковая) черта поселений, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, устанавливается в соответствии с законодательством, определяющим статус закрытых административно-территориальных образований, и требованиями названной Инструкции. Городская (поселковая) черта — внешняя граница земель города, поселка (рабочего, курортного, дачного и т. п.), сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Проект городской (поселковой) черты разрабатывается на основе утвержденного генерального плана, другой градостроительной и землеустроительной документации, действующей на территории города, другого поселения и прилегающих землях. При разработке проекта городской (поселковой) черты в состав земель городов, поселков и сельских поселений включаются в соответствии с земельным законодательством, генеральными планами и другой градостроительной документацией: земли городской, поселковой и сельской застройки застроенные и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, деловыми, производственными, складскими, религиозными и иными строениями и сооружениями; земли общего пользования — используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), для размещения полигонов захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов, мусороперерабатывающих предприятий, кладбищ, крематориев, общегородских водозаборных и очистных сооружений; служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского поселения; земли сельскохозяйственного использования — пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища, другие угодья; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения — занятые памятниками природы, природными и дендрологическими парками, ботаническими садами, заповедниками, нересто-охранными полосами вдоль водоемов и рек; обладающие природными лечебными факторами; участки, используемые и предназначенные для санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристских баз; земли памятников истории и материальной культуры, музеев-заповедников, связанные с развитием традиционных художественных промыслов и ремесел; земли лесного фонда — занятые лесами, предназначенными для охраны ландшафта, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, ведения лесного хозяйства и иного назначения; земли водного фонда — занятые водоемами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными объектами; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач и намечаемые к включению в территорию поселения; земли запаса. Разработка проекта городской (поселковой) черты осуществляется на основании задания, составленного заказчиком с участием органов архитектуры и градостроительства, органов по земельным ресурсам и землеустройству, проектной организации. В задании на проектирование приводятся данные о существующем земельном фонде города, поселка, сельского поселения, о развитии данных поселений согласно утвержденному генеральному плану или другой действующей градостроительной документации, определяется состав необходимых обследований, изысканий и подготовительных работ, устанавливается масштаб графической части проекта. К заданию на разработку проекта городской, поселковой черты и черты сельского поселения прилагаются: планово-картографические материалы на территорию города, поселка, сельского поселения и смежные с ними земли; копии основного чертежа генерального плана или другой действующей градостроительной документации, определяющей территориальное развитие города, поселка, территории, подведомственной сельской администрации, сельского поселения; данные об использовании земель города, поселка, сельского поселения и намечаемых к включению в его территорию земель по материалам государственного земельного учета (инвентаризации); перечень имеющихся в наличии у заказчика и в других службах обследовательских материалов, которые могут быть использованы при разработке проекта. Разработке проекта городской (поселковой) черты предшествуют следующие подготовительные работы: сбор юридических документов по существующей черте; сбор и обработка планово-картографических, землеустроительных, лесоустроительных и других материалов, приведение указанных материалов к единому масштабу; изготовление необходимого количества репродукций (копий) с обработанного планово-картографического материала; обработка материалов государственного земельного учета (инвентаризации), а при их отсутствии — вычисление площадей современного использования земель города, поселка, сельского поселения по категориям земель, землепользованиям, видам их использования; сбор статистических данных по населенным пунктам, включаемым в городскую (поселковую) черту; изучение функционального и административно-территориального устройства прилегающих к городу, поселку, сельскому поселению территорий и системы управления ими; выявление и изучение пожеланий и предложений землепользователей, землевладельцев и собственников, земли которых намечаются к включению (исключению) в территорию города, поселка, сельского поселения, других заинтересованных сторон по вопросам установления и изменения городской (поселковой) черты; другие обследовательские работы в зависимости от специфики каждого проектируемого объекта. Предусмотрено, что проект городской (поселковой) черты состоит из проектного плана, пояснительной записки и, в случае необходимости, схемы административно-территориального устройства прилегающих к городу, другому поселению земель в масштабе 1:25000 или 1:50000. Проектный план городской (поселковой) черты выполняется на планово-картографической подоснове в масштабе 1:2000, 1:5000, 1:10000 или 1:25000 в зависимости от площади территории, занимаемой поселением. На проектном плане городской (поселковой) черты показываются: существующая юридически установленная черта поселения, а при ее отсутствии — сложившаяся его граница; современное использование земель поселения по их категориям, землепользованиям, видам их использования; включаемые в территорию поселения земли по их категориям, землепользованиям, видам их использования; проектные решения утвержденного генерального плана города, поселка, территории, подведомственной сельской администрации, сельского поселения, другой действующей градостроительной документации, влияющие на установление или изменение черты поселения; проектные решения, касающиеся территориального развития поселения, выполненные во исполнение постановлений Правительства, решений органов государственной власти области (края) и органов местного самоуправления; проектируемая городская, поселковая черта и черта сельского поселения; полные наименования землепользователей, землевладельцев, собственников земель, смежно расположенных с поселением; экспликация земель города, поселка, сельского поселения с указанием площадей территорий в существующей границе поселения и отдельно площадей территорий, включаемых (исключаемых) в его состав, по категориям земель, землепользованиям, видам их использования. В пояснительной записке должны быть отражены: общие сведения о городе, поселке, сельском поселении; данные о существующей черте поселения; в табличной форме данные современного использования земель в существующей городской, поселковой черте и черте сельского поселения (в сложившихся границах поселения), приведенные по категориям земель, землепользованиям, видам их использования; описание проектных решений утвержденного генерального плана города, поселка, территории, подведомственной сельской администрации, сельского поселения, другой действующей градостроительной документации в части территориального размещения жилой и промышленной застройки, коммунально-складских зон и зон отдыха, ссылки на решения правительственных органов и местных органов самоуправления, влияющие на территориальное развитие поселения; проектные решения по черте поселения с обоснованием включения (исключения) в его территорию земель по землепользованиям и видам их использования. По поселениям, включаемым в городскую (поселковую) черту, приводятся данные о расстоянии их от города, поселка, перечень промышленных предприятий и социально-культурных учреждений, численность населения, в частности — рабочих и служащих, работающих на предприятиях и в учреждениях города, поселка, данные о количестве жилого фонда по этажности, материалу стен, видам собственности, благоустройству, состоянию систем инженерного оборудования; в табличной форме — данные современного использования земель, включаемых (исключаемых) в территорию поселения, приведенные по категориям земель, землепользованиям, видам их использования; в табличной форме — свободный баланс земель города, поселка, сельского поселения по проекту городской (поселковой) черты, составленный по категориям земель и землепользованиям; описание проектной городской (поселковой) черты; документы по рассмотрению и согласованию проекта городской (поселковой) черты. Согласование проекта городской (поселковой) черты с заинтересованными организациями осуществляет заказчик с привлечением проектной организации. Согласование производится с органами местного самоуправления, в ведении которых находятся включаемые (исключаемые) в территорию поселения земли, с органами архитектуры и градостроительства, земельных ресурсов и землеустройства, другими органами управления, в компетенцию которых входит согласование затрагиваемых проектом вопросов. К материалам согласований прилагаются мнения землепользователей, землевладельцев и собственников земли о включении (исключении) их земель в территорию поселения. Защита проекта городской (поселковой) черты в утверждающей инстанции возлагается на проектную организацию при содействии заказчика проекта. Спорные вопросы решаются после утверждения проекта в установленном законодательством порядке. Заказчик за счет собственных средств выполняет два экземпляра дубликата утвержденного проекта и передает каждый из них бесплатно соответствующему органу по земельным ресурсам и землеустройству, органу архитектуры и градостроительства для регистрации, кадастрового учета, мониторинга. Установление утвержденной городской (поселковой) черты в натуре производится за счет заказчика организациями, обладающими соответствующей лицензией. Приемка установленной в натуре черты проводится специально образованной комиссией в составе представителей органов исполнительной власти поселения и районов, земли которых включаются (исключаются) в территорию поселения, соответствующих органов архитектуры и градостроительства, земельных ресурсов и землеустройства. Результат приемки оформляется паспортом городской, поселковой черты, черты сельского поселения и передается заказчику. Законодательство субъектов Федерации регулирует также некоторые вопросы разработки и утверждения черты поселений. Например, ст. 25 Закона Тюменской области «Градостроительный устав Тюменской области» предусматривает, что проект черты городских и сельских поселений, других муниципальных образований разрабатывается с целью установления размеров и границ территории поселения, иного муниципального образования, выноса и закрепления их в натуре. Черта поселений, других муниципальных образований — внешняя граница, отделяющая земли города, другого поселения от иных категорий земель. Основанием для разработки проекта черты поселений, других муниципальных образований является решение органа местного самоуправления. Проект черты поселений, других муниципальных образований разрабатывается на основе утвержденных схем развития территорий района, муниципального образования, генерального плана поселения, иной градостроительной и землеустроительной документации, действующей на территории поселения и прилегающих к нему землях. Проект городской черты утверждается областной Думой в порядке, установленном законодательством области. Проектный план городской черты и черты иных поселений выполняется в масштабе 1:2000; 1:5000 и 1:10000.

——————————————————————