Понятие, структура и место транспортного права в системе российского права

(Пузатых Д.) («Транспортное право», 2007, N 1)

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И МЕСТО ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Д. ПУЗАТЫХ

В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция — деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т. д. Рассматривая место транспортного права в системе права, необходимо исходить из следующего. Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право самостоятельной отраслью права <1>. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании <2>. ——————————— <1> Вопросы воздушного права: Сборник. Ч. 2. М., 1930. С. 211. <2> Жудро А. К. Правовое регулирование эксплуатации советского морского транспорта: Автореф. канд. дис. М., 1953.

С точки зрения принципов построения российской системы права транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, административное, гражданское, трудовое, уголовное право. Это комплексная отрасль, поскольку в транспортном праве имеются нормы, которые по своей природе являются административными, гражданскими, трудовыми и т. д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений. Нормы, входящие в транспортное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они имеют прописку в основных отраслях. Общепринято разграничивать отрасли права по предмету и методу правового регулирования. Как справедливо отмечает О. С. Иоффе, всякая отрасль права характеризуется двумя моментами: во-первых, определенным предметом регулирования, т. е. теми общественными отношениями, которые ею формируются, закрепляются и охраняются, и во-вторых, определенным методом регулирования, т. е. тем специфическим способом, при помощи которого законодатель на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение людей как участников правоотношений <3>. Совершенно очевидно, что предметом правового регулирования в отдельной отрасли права должен служить однородный круг общественных отношений. Однако нередко такие однородные общественные отношения (как, например, в транспортной деятельности) складываются и развиваются под воздействием целого ряда других отраслей права: гражданского, административного, трудового и т. д. В таких случаях возникает необходимость в дополнительных мерах, позволяющих определить предмет данной отрасли права. В этом смысле наиболее важное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается юридическое средство воздействия, применяемое при правовом регулировании общественных отношений. Только единство предмета и метода регулирования является правильным классификационным признаком распределения норм права по отраслям. Особенностью транспортного права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транспорте, а также большое количество нормативного материала, регулирующего отношения на транспорте. ——————————— <3> Иоффе О. С. Советское гражданское право. Т. 1. М., 1967. С. 7.

Появление новой отрасли права вероятно лишь там, где можно создать общие положения, отражающие общие принципы и методы регулирования для всех норм. Если это невозможно, то нельзя говорить о наличии самостоятельной отрасли права. Имущественные отношения, возникающие в связи с деятельностью транспортных предприятий, подчинены общим началам гражданского законодательства, а важнейший раздел транспортного права — договор перевозки — представляет собой институт гражданского права. Транспортное право определяется предметом и методом, характерными в своем большинстве для гражданского, административного, трудового права, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. А там, где методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, еще не созрели условия для появления новой отрасли права. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что транспортное право, а тем более его части, не являются самостоятельными отраслями права. Транспортное право представляет собой комплексную отрасль российского права. Оно регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются в специальном правовом регулировании из-за их особенностей. Общая цель объединения в едином комплексе транспортного права норм различных отраслей права — гражданского, административного, трудового, земельного и т. д. — состоит в регулировании деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы страны. Нормы транспортного права регулируют главным образом отношения между транспортными предприятиями и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их в учебных заведениях выделяется в специальный самостоятельный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных средств, ответственность за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков и т. д. Специальные части транспортного права — железнодорожное, внутренневодное, морское и автомобильное право — касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде транспорта с учетом его специфики, например оформления транспортных документов, порядка лицензирования транспортной деятельности и т. д. Вместе с тем в качестве учебной дисциплины российское транспортное право обладает вполне самостоятельным предметом, содержащим большой правовой массив, который отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм. Для определения предмета транспортного права необходимо выявить специфический признак отношений, регулируемых этим правом. Так, например, в ст. 1 Устава железнодорожного транспорта установлено, что Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Таким образом, специфическим признаком отношений на железнодорожном транспорте является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Но транспортное право регулирует отношения, связанные не только с железнодорожными перевозками, но и с перевозками на других видах транспорта. Следовательно, предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса. В системе транспортного права выделяются морское, внутреннее водное (речное), железнодорожное, автотранспортное и воздушное право. Транспортное законодательство РФ включает в себя новые нормативно-правовые акты, принятые в рыночных условиях, и старые — принятые в эпоху существования СССР. Конституция РФ, как Основной Закон государства, выступает юридической базой транспортного законодательства. В соответствии с Конституцией РФ федеральный транспорт и пути сообщения относятся к компетенции Российской Федерации. Важнейшим источником транспортного права является новый Гражданский кодекс РФ, который закрепил основные положения по перевозкам, в том числе нормы, регулирующие договоры перевозки грузов, пассажиров, багажа, ответственность перевозчика, правила предъявления претензий и исков, отношения по транспортной экспедиции и др. Специальное правовое регулирование транспортной деятельности детализируется в следующих транспортных Кодексах и Уставах: 1. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ. 2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ. 3. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 октября 2003 г. N 18-ФЗ. 4. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ. 5. Устав автомобильного транспорта РСФСР. Утв. Постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12. В развитие транспортных уставов и кодексов по каждому виду транспорта принимаются различные правила перевозок. Среди источников транспортного права важное место занимают подзаконные акты. К ним относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции, правила и положения министерств и ведомств. К источникам транспортного права принадлежат и правовые обычаи. Правовые обычаи хотя и не содержатся в нормативно-правовых актах, но санкционированы государством, т. е. государство придает им общеобязательное значение и гарантирует их выполнение принудительной силой. Такими правовыми обычаями, например, являются обычаи морских торговых портов. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность. Другим источником транспортного права является нормативный договор. Так, например, Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» Россия присоединилась к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, а Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» — к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 г. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Необходимо также учитывать постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и дают руководящие разъяснения судам по вопросам применения транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров. В настоящее время все чаще можно слышать предложения ученых и людей, занимающихся транспортным правом, о том, что необходимо разработать и принять транспортный кодекс, который бы обобщил всю нормативно-правовую базу. И, таким образом, мы бы с уверенностью говорили о транспортном праве как об отдельной, самостоятельной отрасли права. Но пока такого кодекса нет, и дискуссии о месте транспортного права в системе российского права будут продолжаться.

——————————————————————