Соотношение понятий «контрафактная», «фальсифицированная», «пиратская» продукция: теоретический аспект

(Панов С. Л.) («Право и политика», 2008, N 2)

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОНТРАФАКТНАЯ», «ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ», «ПИРАТСКАЯ» ПРОДУКЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

С. Л. ПАНОВ

Панов Сергей Леонидович — кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России.

В последние несколько лет в России отмечается стабильный рост преступных посягательств экономической направленности, в том числе связанных с производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными и (или) контрафактными. Фальсификация товаров, поступающих на внутренний рынок, сопровождает тенезацию экономических связей и не только представляет опасность для экономических перспектив развития регионов и страны в целом, но и сопровождается угрозой жизни и здоровью потребителей поддельной продукции <1>. ——————————— <1> См.: Макарычев М. А за «пиратство» ответим. Контрафакт может стать главным препятствием для вступления России в ВТО // Российская газета. 2006. 3 марта.

В научно-популярных изданиях, экономической и юридической литературе, средствах массовой информации, других источниках в отношении поддельных товаров употребляется различная терминология: «пиратская» продукция, фальсифицированные товары, контрафактные продукты, поддельные экземпляры, изделия с нарушением права интеллектуальной собственности, «серый импорт» и пр. Указанные термины и понятия стали входить в противоречие друг с другом <2>. Специалистам (производители и сбытчики продукции, сотрудники правоохранительных органов, эксперты, ученые и др.), занимающимся проблемами защиты товарного рынка от некачественной, поддельной продукции, до сих пор не удается выработать единого мнения по данному вопросу. ——————————— <2> См.: Дворянкин О. А., Тихонов А. В. Операция, которую назвали «Контрафакт» / Под общ. ред. О. А. Дворянкина, А. В. Тихонова. Научно-популярное издание. М.: Издательская группа «Юрист», 2006. С. 50 — 55.

Такое положение вещей затрудняет процесс выработки адекватных мер (организационно-управленческие, экономические, информационные, правовые и др.), направленных на защиту добросовестных представителей бизнеса, как отечественных, так и иностранных, от наплыва контрафактной и фальсифицированной продукции. Кроме того, разграничение в законодательстве терминов и понятий, связанных с оборотом поддельных товаров, сыграет положительную роль при определении мер ответственности (гражданская, административная, уголовная) за реализацию такой продукции в зависимости от социальных последствий. Несмотря на то, что данная проблема ранее рассматривалась в отдельных научных публикациях <3>, названная тема требует дополнительного всестороннего изучения. Автором статьи предпринята попытка по формированию единого мнения по данному вопросу. ——————————— <3> См.: Дворянкин О. А. Что такое «пиратство»? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. N 2. С. 36 — 40; Нестеров А. В. Понятие «товар» и основные термины, связанные с ним. М.: ГТК РФ, 2000; Асфандиаров Б. М., Газиева И. А. Правовая охрана товарных знаков как объекта интеллектуальной собственности в законодательствах Российской Федерации и стран СНГ // Современное право. 2005. N 12. С. 19 и др.

В словаре иностранных слов <4> контрафакция (фр. «contrefaction» — подделка и лат. «contra» — против и «facere» — делать) определяется как литературная подделка; нарушение авторского права путем воспроизведения и распространения чужого произведения. ——————————— <4> См.: Словарь иностранных слов. 10-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983.

В первые годы экономических преобразований в стране (начало 90-х годов прошлого века) именно поддельная аудио-, видеопродукция, музыкальные произведения ассоциировались с понятием «контрафакт». Впоследствии данный термин получил более широкое толкование. Наиболее распространено определение контрафактной деятельности как «изготовление продукта (изделия), который настолько близко имитирует продукт другой компании, что он кажется продуктом именно этой фирмы» <5>. Есть еще определение контрафакта — сбыт продукции, которая была произведена без разрешения держателя прав на эту продукцию. Обычно эти определения подразумевают копирование торговой марки, а также упаковку, наклейку или любые другие отличительные черты какой-либо продукции. ——————————— <5> См.: Погосян Т. Ю. Контрафактная продукция — как ее понимать? // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Матер. 4-й Междунар. науч. практ. конф. 25 — 26 янв. 2007 г. М., 2007. С. 357 — 359.

По мнению ряда авторов, под термином «контрафактная продукция» в широком смысле, следует понимать продукцию, произведенную и реализуемую с нарушением действующего законодательства. Разновидностью контрафактной продукции является производство фальсифицированной продукции, подделки под оригинальные товары <6>. ——————————— <6> См.: Толкачев В. В. Контрафактная и немаркированная продукция, товары: деяние и возмездие // Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). 2005. N 11; Пальчиков П. Нападение на правообладателя // Российская газета. 2005. 28 дек.

Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено еще в 1992 году Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» <7>. В настоящее время согласно ч. 2 ст. 4 Закона «нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: ——————————— <7> Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 N 3520-1 (в ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.

— на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; — при выполнении работ, оказании услуг; — на документации, связанной с введением выпущенных товаров в гражданский оборот; — в предложениях к продаже товаров и непосредственной реализации продукта; — в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, также являются контрафактными. Кроме того, в пункте 2 ст. 40 указанного Закона говорится, что «не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация», и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными» (в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ <8>). ——————————— <8> См.: Парламентская газета. 2002. 16 дек.

В пункте 4 ст. 1252 части четвертой Гражданского кодекса РФ <9>, вступающего в силу с 1 января 2008 года, сказано, что «в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными». ——————————— <9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.

Кроме того, на основании пункта 1 ст. 1515 ГК РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. На основании части второй и третьей ст. 17 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторских прав, а также ввозимые в Российскую Федерацию из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом <10>. ——————————— <10> См.: Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 N 3523-1 (в ред. от 02.02.2006) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325.

Согласно ст. 48, п. 3, Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» <11> к категории контрафактных отнесены экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в Российской Федерации, в соответствии с законом об авторском праве, произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться (например, правомерно воспроизведенные и распространяемые на территории другой страны экземпляры произведений, не предназначенные для распространения на территории РФ, являются контрафактными при распространении на российской территории). ——————————— <11> См.: Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1 (в ред. от 20.07.2004) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.

Нарушение существенных условий авторского договора является нарушением авторского права, так как указанные действия осуществляются за пределами правомочий, предоставленных автором. Экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные и (или) распространенные с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав, являются контрафактными. В частности, если воспроизведение превышает тираж, оговоренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав. Контрафактными являются и экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых наряду с правомерно используемыми объектами авторского права и смежных прав используются неправомерно воспроизведенные (например, глава в книге, рассказ или статья в сборнике либо фонограмма на любом материальном носителе). Экземпляры произведений, воспроизведенные сверх установленного тиража, являются контрафактными <12>. ——————————— <12> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» от 19.06.2006 N 15 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 8.

Аналитическое подразделение Федеральной таможенной службы России предприняло попытку объединить основные видимые признаки контрафактной продукции, содержащиеся в различных нормативных актах <13>. К таковым были отнесены следующие: ——————————— <13> См.: распоряжение ГТК России «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» от 27 мая 1999 года N 01-14/632 // Таможенный вестник. 1999. N 13.

1. Наименование страны происхождения, указанное на товаре (упаковке), не соответствует наименованию страны вывоза товара. 2. Упаковка товара содержит дефекты. 3. Инструкция по применению товара является копией (изготовленной на копировальной машине или фотокопией). 4. Текстильные товары не содержат этикеток, на которых должен быть указан состав ткани, а также инструкции по уходу за данным видом товара. 5. Товар перевозится навалом (без упаковки) или в разукомплектованном виде (духи, часы, одежда, компакт-диски и др.). 6. Значительно снижена стоимость или сумма страховки, по сравнению с товарами подобного типа. 7. Товары представляют собой этикетки, наклейки, бирки, ярлыки, вкладыши, обложки, футляры, маркированные коробки или штампы. 8. Отсутствуют данные о заключении лицензионных договоров при ввозе (вывозе) партий магнитных, оптических, механических носителей информации. 9. Ввоз (вывоз) определенного вида товаров осуществляется через пограничные пункты, которые не используются импортером (экспортером) подлинных изделий. 10. Ввозимый в страну продукт не является местом изготовления подлинных товаров. 11. Товары маркированы знаками соответствия, сходными до степени смешения (т. е. ассоциирующимися в целом) с товарными обозначениями, указанными в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. 12. Продукция распространяется по более низкой цене, чем оптовая цена или цена в фирменных магазинах на тот же товар; а также отсутствуют накладные и другая документация на данный вид товаров. 13. Отсутствие информации для покупателей о свойствах товара на упаковке или в инструкции по его применению на государственном языке. По мнению Н. Л. Аристовой <14>, можно выделить ряд признаков, наличие которых позволит усомниться в легальности проверяемой продукции. К ним можно отнести такие, как отсутствие: фирменного наименования товара и места нахождения изготовителя (юридический адрес); латинской буквы «C» в окружности; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования (выпуска) продукции; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; а также срока службы или годности, если они установлены для конкретного товара, и др. ——————————— <14> См.: Аристова Н. Л. Контрафактная продукция: основные признаки // Контрафакт как угроза экономической безопасности России (политико-правовые, оперативно-розыскные и морально-психологические проблемы противодействия): Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2006. С. 126 — 130.

В связи со сказанным необходимо отметить, что разработка единого нормативно-правового акта, указывающего признаки контрафактной продукции, является объективной необходимостью. И пусть объем данного документа будет большим, зато его принятие поможет практическим органам в борьбе с распространением поддельного товара, а следовательно, позволит оградить потребителей от некачественного продукта и поднимет престиж России на международном уровне. Понятие «фальсификация» (от лат. «falsus» — ложный и «facio» — делаю) рассматривается Малой советской энциклопедией <15> как: ——————————— <15> См.: Малая советская энциклопедия. Москва, 1960. Т. 9.

1) злостное преднамеренное искажение каких-либо данных; 2) изменение с корыстной целью вида или свойства предметов или изделий, подделка. Необходимо подчеркнуть, что в действующем гражданском, административном и уголовном законодательстве страны определения «фальсифицированная продукция», «фальсификация товаров» не используются. Принимая во внимание отсутствие законодательного закрепления термина «фальсифицированный продукт», или попросту — «фальсификат», видится необходимость проанализировать этимологические свойства данного понятия, что позволит в дальнейшем определить признаки предметов, охватываемых понятием «фальсифицированный продукт». Если речь идет о фальсификации предметов, то ее можно рассматривать как обманное изменение вида или свойства товаров, предназначенных для сбыта или общественного потребления. В практике использования данного понятия четко прослеживаются следующие аддитивные действия по фальсификации продукции как противоправного посягательства <16>: ——————————— <16> См.: Филиппова И. Фальсификаты: масштаб распространения в условиях глобализации // Ремедиум. 2005. N 9.

— целенаправленные действия по обманному изменению свойств и признаков одного предмета посредством наделения его признаками и свойствами, которым он в полном объеме не отвечает; — в процессе фальсификации свойства, признаки, форма одного предмета, который обладает потребительским признаком ликвидности (фальсифицированный продукт), переносятся на другой предмет (фальсификат); — фальсификация представляет собой умышленные действия с четко прослеживающимися базовыми свойствами: осознание лицом общественно опасного характера совершаемых действий, предвидение наступления опасных последствий и желание их наступления (прямой умысел); — этимологически фальсификация указывает не единственно возможный способ ее осуществления — выполнение активных, целеустремленных действий; — фальсификация осуществляется с корыстной целью, что позволяет выявить внутреннюю связь между совершаемым действием (объективной стороной) и целью его совершения (субъективной стороной); — содержанием данного понятия является стремление лица, ее осуществляющего, выдать один предмет за другой, придавая первому вид и признаки последнего; — изменение вида и свойств предмета имеет обманный характер и выражается в приписывании фальсификату таких признаков, которые ему в полном объеме не свойственны. Поэтому фальсификация в широком понимании может рассматриваться как умышленные действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя. Предметом фальсификации чаще всего становятся продукты питания, алкогольные напитки, лекарственные средства <17>. Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных, наиболее типичных признаков, например внешнего вида, цвета, консистенции, при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности (наличие полноценных белков, углеводов, витаминов и т. п.), в том числе и угрожающих безопасности потребителя. ——————————— <17> См.: Чернышев С. А. Фальсификация пищевых веществ. Харьков, 1900. С. 22; Панов С. Л. Современное состояние оборота контрафактной и фальсифицированной пищевой продукции // Правовая защита частных и публичных интересов: Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции: Сб. статей / Отв. редактор Б. И. Ровный. В 2 ч. Ч. 1. Челябинск: Изд-во «ООО «Полиграф-Мастер», 2007. С. 82 — 88.

В статье 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» <18> перечисляются продукты питания, которые не могут находиться в обороте, а именно: ——————————— <18> См.: Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ (в ред. от 31.03.2006) // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

— не соответствуют требованиям нормативных документов; — имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее — органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов; — не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия); — не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения о фальсификации; — не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли; — не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Таким образом, фальсифицированные товары — это пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. При использовании термина «фальсифицированные товары» некоторые специалисты <19> путают его с такими понятиями, как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих). И это происходит неслучайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом потребителю либо умышленно не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная (например, рекламируя подделку-заменитель сливочного масла — маргарин, пытаются навязать потребителю ошибочное представление о том, что он полезен покупателю). ——————————— <19> См.: Прохоров А., Татарников О. Лицензионное против контрафактного // Компьютер-Пресс. 2004. N 10; Козорезова Р. Контрафактной продукции — красный свет // Экономическая газета. 2004. 12 марта. N 18.

При фальсификации продовольственных товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации продовольственных товаров: ассортиментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная и комплексная. Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной — сочетание различных, двух, трех или всех пяти, видов. Естественно, что при комплексной фальсификации необходимо устанавливать значимость каждого отдельного вида на подделку товара в целом. При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены товара заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Широкое распространение получила фальсификация алкогольных напитков, которая не только сопровождается тенезацией значительных оборотных средств, но и представляет опасность для потребителей таких пищевых продуктов. Фальсификация спиртных напитков осуществляется при наличии следующих признаков: — фальсифицируемым продуктом, как правило, являются продукты известных, разрекламированных торговых марок; — повышенной популярностью как объекты фальсификации пользуются дорогие спиртные изделия; — фальсификация имеет комплексный характер и нередко сопровождается воспроизведением всех уровней защиты (форма бутылок, способ наклейки и расположение этикеток, надписи на пробках и околопробковых пространствах, оттенки цвета спиртного напитка и прочее); — в процессе реализации фальсификата используются поддельные акцизные марки или марки, подлежащие использованию на бутылках меньшей емкости. Фальсифицированное лекарственное средство <20> — средство, сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе лекарственного средства. Фальсификация может относиться как к фирменным, так и воспроизведенным препаратам. Поддельные лекарственные средства не соответствуют требованиям нормативной документации по таким показателям, как подлинность, описание и количественное определение фармакологического вещества (ингредиента). ——————————— <20> См.: Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ (в ред. от 16.10.2006) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3006; Препьялов А. Фальсифицированные лекарственные средства на рынке Российской Федерации // Ремедиум. 2006. N 3.

Применение фальсифицированных лекарственных препаратов может стать причиной серьезных негативных последствий для здоровья человека, так как фальсифицированная продукция не проходит предусмотренный для легальной продукции контроль при ее производстве и реализации <21>. ——————————— <21> См.: Гурвич В. Что опаснее болезни // Деловые люди. 2005. 5 сент. N 174.

В научной (юридической) литературе и принимаемых по данной проблеме нормативных документах понятия «контрафактная» и «фальсифицированная продукция» нередко употребляются одновременно и зачастую воспринимаются как синонимы, в особенности в сфере незаконного оборота спиртных напитков. По мнению А. Л. Загорского <22>, понятие «фальсифицированная продукция» не тождественно понятию «контрафактная продукция», поскольку предназначенная к реализации контрафактная продукция может быть как фальсифицированной, так и подлинной (аутентичной, оригинальной) продукцией, но с истекшими сроками хранения, либо формально подлинной продукцией, но произведенной незаконопослушным брендообладателем сверх объемов, отраженных в данных государственной фискальной (налоговой) и иной официальной отчетности. ——————————— <22> См.: Загорский А. Л. Контрафакт и фальсификация. Защитные решения // Партнеры и конкуренты. 2005. N 5. С. 4 — 5.

Следовательно, понятие «контрафактная продукция» шире термина «фальсифицированная продукция», причем некачественные изделия являются частным случаем контрафактной продукции, поскольку объем понятия «контрафактная продукция» полностью включает в себя объем термина «фальсифицированная продукция». В свою очередь, Л. Е. Чапкевич <23>, подвергая анализу соотношение понятий «контрафактная» и «фальсифицированная продукция», отмечает, что контрафактная продукция всегда одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция (не соответствующая представленной о ней информации, с заведомо измененным составом) может не являться контрафактной. ——————————— <23> См.: Чапкевич Л. Е. Контрафактная и фальсифицированная продукция: проблемы и пути их решения // Право и экономика. 2005. N 6.

С данными высказываниями коллег можно согласиться частично. Действительно, изготовленный производителем товар может являться одновременно подделкой (фальсификатом) и контрафактом. В свою очередь, фальсифицированный продукт может являться контрафактным изделием, а может и не быть таковым <24>, так как брендообладатель нередко в погоне за дополнительной прибылью нарушает стандарты и выпускает «фирменный», но некачественный товар (фальсификат). Может ли контрафактный товар быть одновременно и фальсифицированным? Да, может. Но контрафактный товар может по своим качествам не только полностью соответствовать оригиналу (бренду), но и превосходить его по отдельным параметрам. ——————————— <24> Например, продается лекарство с указанием на упаковке наименования препарата и его состава под маркой известной фирмы, а само это лекарственное средство не соответствует качеству продукта, производимого указанной фирмой.

Подводя итог дискуссии о соотношении понятий «фальсифицированная» и «контрафактная продукция», следует в целом согласиться с точкой зрения О. А. Дворянкина, который полагает, что контрафакт — это нарушение прав, а фальсификат — нарушение технологии производства. Согласно ст. 1225 части четвертой Гражданского кодекса РФ <25> результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио — или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. Интеллектуальная собственность охраняется законом. ——————————— <25> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Появление новых способов присвоения чужого товарного знака, фирменного наименования и других результатов интеллектуальной деятельности должно приводить к внесению изменений в соответствующие законодательные акты и использоваться при организации работы по защите прав интеллектуальной собственности. По нашему мнению, термином «товары, изготовленные с нарушением прав интеллектуальной собственности» охватываются такие понятия, как «контрафактная продукция» и «фальсифицированная продукция». Словосочетаний «поддельные товары» или «поддельная продукция» российское законодательство не содержит, а следовательно, не раскрывает содержание данных понятий. Выражение «поддельное» употребляется в нормативно-правовых документах в основном при осуществлении определенных действий, направленных на изменение свойств тех или иных вещей, предметов, документов (бланки, сертификаты, рецепты и пр.), штампов и печатей, денежных, товарных и регистрационных знаков, а также при сообщении о недостоверных сведениях, показаниях, заключениях экспертиз. Поэтому полагаем, что термином «фальсифицированный продукт» охватываются товары, изготовленные с нарушением требований стандартов, технологии производства, т. е. поддельные, некачественные. Что касается термина «пиратская продукция» <26>, то законодательного определения его не существует. Во многих странах под этим понимают не только продукцию, произведенную с нарушением торговой марки (контрафактную продукцию), но и продукцию, выпущенную в нарушение закона о недобросовестной конкуренции, изготовленную со слепым подражанием известным маркам, или просто скопированные товары. ——————————— <26> См.: Трунцевский Ю. В. Видеопиратство. Уголовная ответственность. Раскрытие и расследование преступлений. М., 2000.

В англоговорящих странах термин «ко нтрафактная деятельность» используется в основном в связи с явным нарушением права на торговую марку, в то время как слово «пиратство» больше употребляется в контексте несанкционированного издания (копирования) и распространения интеллектуальной продукции. Так, в ст. 61 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и других международных соглашениях по интеллектуальной собственности сформулировано требование применения уголовной ответственности за «пиратское» использование авторских прав: страны-участницы должны налагать уголовную ответственность и наказание по крайней мере за злоумышленное «пиратское» коммерческое использование объектов авторского права <27>. ——————————— <27> См.: Соглашение о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14.04.1891) (в ред. от 02.10.1979) // Публикация ВОИС. 1992. N 260(R); Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979). Документ опубликован не был; Филлипс Т. Контрафакт. Шокирующие подробности криминальных рынков. М.: Вершина, 2007.

В связи с тем, что в настоящее время в ряде нормативно-правовых актов <28> России дается характеристика товаров, нарушающих право интеллектуальной собственности, целесообразно с юридической точки зрения в отношении продукции, нарушающей права обладателей бренда употреблять термин «контрафактная» или «нарушающая право ИС», а в случае подделки — понятие «фальсифицированная». Использование термина «пиратская» продукция» возможно в бытовом обиходе, в публикациях средств массовой информации, при неформальном общении представителей бизнеса. ——————————— <28> См., например: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 05.12.2006) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (в ред. от 18.02.2006) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066 и др.

Полагаем, что в настоящее время законодатель путем принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ должен разъяснить порядок применения в судебно-следственной практике таких понятий (терминов), как «контрафактная продукция», «фальсифицированная продукция», «нарушение прав интеллектуальной собственности», с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом товаров, нарушающих права производителей. Вопросы, связанные с внесением изменений в диспозиции статей УК РФ: 180 (Нарушение товарного знака) и 238 (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), включив в текст словосочетания «контрафактная продукция» и «фальсифицированная продукция», требуют отдельного рассмотрения и осмысления.

——————————————————————