Особенности дистанционного способа продаж товаров

(Орешкина О. В.) («Реклама и право», 2008, N 1)

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО СПОСОБА ПРОДАЖ ТОВАРОВ

О. В. ОРЕШКИНА

Орешкина О. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса МГУ им. Н. П. Огарева.

Расширение границ товарных рынков, развитие в практике повседневной жизни граждан коммуникативных отношений позволяют заключать сделки не в стационарных местах торговли, а, например, на дому у потребителя, когда изготовитель (продавец), предлагающий товары (работы, услуги), может находиться даже в другой стране. В настоящее время данный сегмент потребительского рынка представляет собой дистанционный способ продаж, подлежащий особому правовому регулированию, а вместе с тем и повышенной защите прав и законных интересов лиц, использующих его. Для России дистанционная торговля — это не новая форма торговли. Ее прообразом была посылочная торговля, использовавшаяся в СССР в течение довольно длительного времени. При этом большого распространения данный вид продажи товара на тот период не получил. Сегодня дистанционная продажа товаров — это способ торговли, широко применяемый во всем мире. Россия же только выходит на этот рынок, однако темпы увеличения дистанционных продаж позволяют говорить о перспективах этого способа продаж. Европейским экономическим сообществом накоплен определенный опыт по защите прав потребителей, что представляется весьма интересным и полезным при регулировании данных отношений национальным законодательством. В настоящее время Советом ЕС принят ряд Директив по защите прав потребителей в области дистанционной торговли: Директива от 20 декабря 1985 г. «О защите потребителя в отношении договоров, заключаемых вне помещения для осуществления предпринимательской деятельности» (85/577 ЕЭС); Директива от 20 мая 1997 г. «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии» (97/7 ЕС); Директива от 22 сентября 2002 г. «О дистанционном маркетинге потребительских финансовых услуг» (2002/65/EC) <1>. ——————————— <1> Электронный вариант: Московская юридическая академия. Нормативные акты о свободе передвижения товаров, лиц, услуг // http//eulaw. edu. ru/documents/legislation/svobjperedv/svoboda_pered10.htm.

Директива 85/577 от 20 декабря 1985 г. регулирует торговлю вразнос, при заключении договоров вне мест продажи товаров. Данная Директива защищает права потребителей от недобросовестной деятельности торговцев вне мест обычного ведения своей деятельности последними: на дому у потребителя, на работе у приобретателя, на выставках (ст. 1). Основное правило, сформулированное Директивой, содержится в ст. 5, согласно которой потребитель имеет право отказаться от договора в течение семи дней. На торговцев возлагается обязанность выдавать потребителям письменные уведомления о возможности расторгнуть договор в семидневный срок (ст. 4). Положения Директивы не применяются к договорам: о страховании, о ценных бумагах, о предоставлении продуктов питания или напитков, иных товаров, предназначенных для текущего потребления в домашнем хозяйстве, о производстве, продаже и аренде недвижимого имущества, или договорам, затрагивающим иные права, относящиеся к недвижимости. Директива от 20 мая 1997 г. «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии» (97/7 ЕС) содержит правило, согласно которому контракт, заключаемый без непосредственного контакта сторон, — это любой контракт на поставку товаров или услуг, заключаемый между поставщиком и потребителем в рамках схемы сбыта товаров или оказания услуг без непосредственного контакта сторон, организованной поставщиком, который использует один или несколько дистанционных средств связи (печатные материалы с и без указания адреса, стандартные письма, каталоги, радио, видеотелефон, видеотекст, электронная почта, телешопинг и др.) (ст. 2 и приложение 1). Данная Директива не распространяется на контракты, относящиеся к оказанию финансовых услуг, заключаемых на аукционах, посредством автоматов, таксофонов (ст. 3). Кроме того, 27 марта 2002 г. общим собранием членов Европейской ассоциации дистанционной и почтовой торговли (ЕМОТА) в Париже принята Европейская конвенция о международной и дистанционной торговле, которая представляет собой единый свод этических правил, регулирующих взаимоотношения между компаниями дистанционной торговли и потребителями. Российская ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) присоединилась к ЕМОТА и к Конвенции в 2004 г. в день своего образования. Согласно данной Конвенции дистанционная торговля и/или почтовая торговля — коммерческая деятельность, подразумевающая под собой различные маркетинговые методы, которые, начиная от инициирования коммерческого предложения компании потребителю и заканчивая выполнением заказа, сделанного потребителем, осуществляются посредством широкого ряда (интерактивных) способов коммуникации и распространения информации дистанционно, от письменного документа до использования самых передовых коммуникационных технологий (через интернет-сайт, телевидение, мобильные коммуникации и др.). Российское законодательство современного периода в рассматриваемой области содержит систему нормативно-правовых актов, подробно регламентирующих отношения между продавцом и покупателем при продаже дистанционным способом, включая вопросы оказания связанных с этим услуг. Во-первых, это положения ст. 497 «Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продаж» Гражданского кодекса РФ <2>. В частности, законодатель разграничил такие виды торговли, как продажа товаров по образцам, когда договор розничной купли-продажи заключается путем ознакомления потребителя с образцом товара, предложенным продавцом в месте продажи товаров, и дистанционный способ продаж — заключение договора розничной купли-продажи путем ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталога, проспекта, буклета, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.). ——————————— <2> Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1, ч. 2, ч. 3): принят 30 нояб. 1994 г. N 52-ФЗ (изм. от 25 окт. 2007 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2007. N 44. Ст. 5282.

Во-вторых, Закон РФ «О защите прав потребителей». Так, согласно ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» <3> данный способ продажи товара представляет собой заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора способами. ——————————— <3> О защите прав потребителей: Закон РФ, принят 7 февр. 1992 г. N 2300-1 (изм. от 25 окт. 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 766; СЗ РФ. 2007. N 44. Ст. 5282.

В-третьих, Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 27 сентября 2007 г. N 612 <4>, согласно которым дистанционная торговля — это ознакомление потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках, посредством средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора. ——————————— <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 «Правила продажи товаров дистанционным способом» // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4894.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно следующим образом сформулировать понятие дистанционного способа продаж как способа реализации товаров потребителям при отсутствии непосредственного контакта потребителя с товаром в момент заключения договора путем передачи товара с участием посредника. Особенностями данного способа продаж по сравнению с другими традиционными являются: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения. Это означает отсутствие фактической возможности увидеть товар или удостовериться в характере предоставляемой услуги, а также выборе покупателя на основании визуальных образов и текстового описания товаров, услуг с помощью самых различных каналов; во-вторых, дистанционные договоры заключаются вне стационарных мест торговли, то есть непосредственно по месту нахождения потребителя — на дому. Это позволяет потребителю рассматривать сделанное ему предложение, находясь дома, свободно и не испытывать никакого давления со стороны продавца, так как обе стороны не встречаются лицом к лицу; в-третьих, предоставление товаров дистанционно посредством различных средств: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи (почтовой, радиосвязи, телевизионной и т. д.). При совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу, потребитель имеет возможность сравнивать предложения различных компаний. Кроме того, дистанционные способы коммуникации дают потребителю возможность ознакомиться с предложениями и сделать заказ с помощью различных каналов распространения информации, используя один или несколько упомянутых способов коммуникации. В-четвертых, российский законодатель четко определил предмет данного способа продаж — товар. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом. Следует отметить, что Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 вывело из сферы дистанционной торговли услуги, что ограничивает право граждан на свободное перемещение услуг, предусмотренное ст. 8 Конституции РФ. Кроме того, право на свободное перемещение людей, которое означает не только свободное передвижение, но и свободу потребительской активности, то есть возможность беспрепятственно приобретать товары или услуги, требовать возмещения ущерба в соответствующей форме в любой стране, содержится и в основополагающих документах ЕС <5>. Однако российское законодательство содержит норму только в отношении дистанционной торговли товарами и никоим образом не регулирует порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом. В то же время на телеэкранах звучит постоянный призыв воспользоваться услугами по перекачиванию музыки, иной информации различных операторов связи, или же в настоящее время большим спросом пользуется такая услуга, как дистанционное обучение. ——————————— <5> Зименкова О. Н. Законодательство Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей. М., 1994. С. 21 — 22.

При этом п. 6 вышеназванных Правил содержит закрытый перечень товаров, которые не могут реализовываться дистанционным способом. Это прежде всего алкогольная продукция, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ; товары с использованием автоматов, работ (услуг), а также договоров купли-продажи, заключаемых на торгах. В то же время основной ассортимент реализуемой продукции при дистанционном способе продаж в 2006 г., так же как и в 2005 г., приходится на товары для профилактики и лечения в домашних условиях, в том числе биологически активные добавки — 40% (2005 г. — 45%), технически сложные товары — 31% (2005 г. — 30%), продовольственные товары и товары народного потребления — 29% (2005 г. — 25%), товары легкой промышленности (одежда, обувь, мебель) — 29% <6>. ——————————— <6> Государственный доклад по защите прав потребителей в 2006 году. С. 59.

Следует также отметить, что продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже (п. 19 Правил продажи товаров дистанционным способом). В-пятых, особый субъектный состав данных правоотношений, так как передача потребителю товара производится, как правило, через посредника, а не самим лицом, у которого заказывался товар. Субъектный состав рассматриваемых отношений не подпадает под круг тех лиц, кто участвует в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом. Так, в реальных отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют следующие субъекты: а) потребитель, приобретающий, заказывающий, пользующийся товаром; б) изготовитель, производящий товар; в) лицо, реализующее товар. Однако правовой статус последнего не раскрывается, а в качестве такового может выступать как продавец, посредник, так и дистрибьютор. Если в отношении первых двух законодательство о защите прав потребителей имеет разъяснения, то о последнем и самом активном участнике данных отношений законодатель вновь умолчал. Тем не менее этот вопрос подлежит дальнейшей проработке, так как на практике возникают различного рода проблемы, когда продавцом являются физические лица, не зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего при возникновении претензий к качеству товаров потребитель не имеет возможности воспользоваться своими правами по законодательству о защите прав потребителей. В-шестых, дистанционный способ продаж представляет собой не самостоятельный вид договора, а является одной из форм розничной купли-продажи <7>. Нередко договоры называются на западный манер контрактами. По мнению О. А. Беляевой, термин «контракт» является абсолютным синонимом договора и чаще всего используется во внешнеторговом обороте. Хотя в Гражданском кодексе РФ контракт не упоминается, а договоры с участием иностранных лиц именуются внешнеэкономическими сделками, слово «контракт» давно получило общеупотребительное значение. Поэтому нет препятствий к тому, чтобы использовать его в названии документов, даже если их подписывают российские предприниматели <8>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный) Я. Е. Парция включен в информационный банк. —————————————————————— <7> Парций Я. Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». М.: Норма, 2007. С. 367. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник О. А. Беляевой «Предпринимательское право России: Курс лекций» включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2006 (издание второе, переработанное и дополненное). —————————————————————— <8> Беляева О. А. Предпринимательское право: Учеб. пособие. 2007.

Примером употребления в законодательстве понятия «контракт» может служить Директива N 97/7 от 20 мая 1997 г. «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии». Пункт 9 данной Директивы под контрактом на расстоянии понимает использование одного или нескольких дистанционных средств связи, различные средства обмена информацией, используемые в рамках схем сбыта товаров или оказания услуг без непосредственного контакта поставщика и потребителя. Ссылка на контракт имеется также и в ст. 2 Европейской конвенции «О международной почтовой и дистанционной торговле», вступившей в силу 1 января 2002 г., согласно которой до заключения между продавцом и потребителем контракта последнему должна быть предоставлена необходимая информация о товаре и лице, его представившем. Современное российское законодательство и практика его применения в области дистанционной торговли оперируют термином «договор». В соответствии со ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», и п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом дистанционной торговлей признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи. В некоторых случаях дистанционная торговля является одной из форм розничной продажи товаров. Так, например, согласно ст. 2 Директивы N 97/7 «О защите потребителей в связи с контрактами, заключаемыми на расстоянии» контракт, заключенный без непосредственного контакта сторон, означает поставку товара или услуг. В-седьмых, специальный состав также является одной из особенностей торговли товарами дистанционным способом. Информация должна предоставляться потребителю как до заключения договора, так и в момент его заключения (п. 2 и п. 3 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При этом в соответствии с п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом продавец до заключения договора розничной купли-продажи обязан обеспечить предоставление необходимой информации в объеме, предусмотренном данной нормой, которая в контексте требований ст. ст. 8 и 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» должна доводиться в наглядной и доступной форме в описании товара, содержащемся в каталогах, проспектах, буклетах, фотоснимках либо визуальных носителях соответствующей информации, распространяемой средствами связи, или доводиться иными способами, обеспечивающими полное соблюдение указанных требований. Обязанность продавца по доведению до потребителя в письменной форме информации, предусмотренной п. 9 Правил, реализуется им только в момент доставки товара. В-восьмых, между заключением и исполнением дистанционного договора существует промежуток времени, необходимый для доставки товара потребителю. Российское законодательство при решении вопроса об исполнении дистанционного договора исходит из понятия разумности его исполнения, если иное не предусмотрено договором. И только если повторно продавцом не соблюдаются сроки исполнения договора, то на него возлагается обязанность по его исполнению в течение семи дней с момента предъявления покупателем требования о его исполнении. По мнению автора, необходимо установить предельные временные границы исполнения заказа, например, если иное не предусмотрено договором, то продавец обязан исполнить заказ не позднее 30 дней с момента заказа товара потребителем. В-девятых, в отношении дистанционной торговли должно применяться правило сатисфакции или возврата денег, то есть если потребитель недоволен товаром или имеет какие-то другие мотивы, он абсолютно свободно может вернуть товар. Данное положение согласно ст. 6 Директивы N 97/7 распространяется на любой контракт, заключенный с предпринимателем на расстоянии. Так, потребитель имеет право отказаться от исполнения контракта без уплаты штрафа и без объяснения причин в течение 7 дней в отношении товаров — с даты получения товара потребителем, в отношении услуг — с даты заключения контракта. При этом поставщик обязан в срок не более 30 дней вернуть все суммы, уплаченные потребителем, без каких-либо вычетов, кроме прямых издержек, связанных с возвратом товара. Российское законодательство также закрепило данное право потребителя отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи в течение 7 дней. При этом имеется исключение: нельзя отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 21 Правил).

——————————————————————