Новые нормы расхода ГСМ (Часть 1)

(Кулаева Н. С.)

(«Налоги» (газета), 2008, N 23)

НОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ГСМ (ЧАСТЬ 1)

Н. С. КУЛАЕВА

Прежде всего отметим, что Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (N Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29 апреля 2003 г., с 1 января 2008 г. перестали действовать.

На смену им пришли новые нормы. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р введены в действие Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы).

Нормами должны руководствоваться:

— автотранспортные предприятия;

— организации, занятые в системе управления и контроля;

— предприниматели и другие лица.

Иными словами, нормы предназначены для предприятий, организаций, предпринимателей и других лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

В нормах приведены значения:

— базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения;

— норм расхода топлива на работу специальных автомобилей;

— справочных нормативных данных по расходу смазочных материалов;

— зимних надбавок.

Помимо перечисленных данных, нормы содержат порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации и другие данные.

Для чего нужны нормы? Нормы предназначены для следующих целей:

— расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;

— ведения статистической и оперативной отчетности;

— определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

— планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;

— расчетов по налогообложению предприятий;

— осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

— проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.

Норма подразумевает установленное значение меры потребления топлив при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода, определяемое для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Обратите внимание, что расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включен и устанавливается отдельно.

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Виды норм

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии. Базовая норма зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения;

— транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза:

— в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;

— в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа автотранспортного средства;

— автобуса, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

— самосвала, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5).

Новыми нормами введено в действие еще одно понятие — «эксплуатационная норма». Эта норма устанавливается по месту эксплуатации автотранспортных средств на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в нормах.

Установленные единицы измерения представим в виде таблицы:

Вид автомобиля Норма расхода топлив на 100 км пробега

Бензиновые В литрах бензина или дизельного топлива

и дизельные

автомобили

Автомобили, В литрах сжиженного нефтяного газа из расчета 1 л бензина

работающие соответствует «1,32 л сжиженного нефтяного газа, не более»

на сжиженном (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л сжиженного

нефтяном газе нефтяного газа к 1 л бензина, в зависимости от свойств

пропан-бутановой смеси)

Автомобили, В нормальных метрах кубических сжатого природного газа

работающие из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м

на сжатом сжатого природного газа (в зависимости от свойств

природном газе природного газа)

Газодизельные Норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м

автомобили с одновременным указанием нормы расхода дизельного топлива

в литрах, их соотношение определяется производителем

техники (или в инструкции по эксплуатации)

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля.

Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.

Поправочные коэффициенты

Нормами предусмотрены поправочные коэффициенты (надбавки), установленные в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлив. С помощью поправочных коэффициентов производится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов. Конкретные значения поправочных коэффициентов устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, организации, эксплуатирующих автотранспортные средства, или местной администрации.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Повышающие коэффициенты

Фактор увеличения нормы Процент

увеличения

Работа в зимнее время года (в зависимости от климатических от 5% до

районов) 20% включ.

Работа на дорогах общего пользования (I, II и III категорий)

в горной местности, включая города, поселки и пригородные

зоны, при высоте над уровнем моря:

— от 300 до 800 м — (нижнегорье) до 5%

— от 801 до 2000 м — (среднегорье) до 10%

— от 2001 до 3000 м — (высокогорье) до 15%

— свыше 3000 м — (высокогорье) до 20%

Работа на дорогах общего пользования со сложным планом (вне

пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км

пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее

40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500):

— дороги I, II и III категорий до 10%

— дороги IV и V категорий до 30%

Работа в городах с населением:

— свыше 3 млн. человек до 25%

— от 1 до 3 млн. человек до 20%

— от 250 тыс. до 1 млн. человек до 15%

— от 100 до 250 тыс. человек до 10%

— до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа до 5%

и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых

перекрестков, светофоров или других знаков дорожного

движения)

Работа, требующая частых технологических остановок, связанных до 10%

с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том

числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и

грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап,

универсал и т. п., включая перевозки продуктов и мелких грузов,

обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание

пенсионеров, инвалидов, больных и т. п. (при наличии в среднем

более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки

у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются)

Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных,

опасных грузов, грузов в стекле и т. д., движение в колоннах и

при сопровождении и в других подобных случаях:

— с пониженной средней скоростью 20 — 40 км/ч до 15%

— с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч до 35%

Обкатка новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта до 10%

(пробег определяется производителем техники)

Централизованный перегон автомобилей своим ходом в одиночном до 10%

состоянии или колонной

Перегон-буксировка автомобилей в спаренном состоянии до 15%

Перегон-буксировка в строенном состоянии до 20%

Автомобили, находящиеся в эксплуатации:

— более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км до 5%

— более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км до 10%

Работа грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов до 10%

и т. п. без учета массы перевозимого груза, а также работа

автомобилей в качестве технологического транспорта, включая

работу внутри предприятия

Работа специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, до 20%

ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т. д.), выполняющих

транспортный процесс при маневрировании, на пониженных

скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т. п.

Работа в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса

и т. п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

— для автотранспортных средств в снаряженном состоянии без до 20%

груза

— для автотранспортных средств с полной или частичной до 40%

загрузкой

Работа в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных

условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных

заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях

и других стихийных бедствиях:

— для дорог I, II и III категорий до 35%

— для дорог IV и V категорий до 50%

Учебная езда на дорогах общего пользования до 20%

Учебная езда на специально отведенных учебных площадках, при до 40%

маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках

и движении задним ходом

Использование кондиционера или установки «климат-контроль» до 7%

при движении автомобиля от базовой

нормы

Использование кондиционера на стоянке — нормативный расход до 10%

топлива устанавливается из расчета за один час простоя от базовой

с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании нормы

установки «климат-контроль» (независимо от времени года)

за один час простоя с работающим двигателем

Простой автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, до 10%

где по условиям безопасности или другим действующим правилам от базовой

запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные нормы за

склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, один час

банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя

простоя автомобиля с включенным двигателем

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже до 10%

+5°C) время года на стоянках при необходимости пуска от базовой

и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых нормы

отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том

числе для медицинских автотранспортных средств и при

перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива

из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим

двигателем

На основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации допускается:

— увеличивать нормативный расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий, к которым относятся технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов после ремонта и т. п. Размер увеличения составляет до 1,0 процента от общего количества, потребляемого предприятием, при этом должно быть обоснование и учет фактического количества единиц автотранспортных средств, используемых на перечисленных работах;

— устанавливать базовую норму расхода топлив для тех марок и модификаций автомобилей, которые не имеют существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой;

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных в предыдущем абзаце конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т. д.), нормы расхода топлив могут определяться на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета:

до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями;

до 1,3 л/100 км для автомобилей с дизельными двигателями;

до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе;

до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;

при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Понижающие коэффициенты

Норма расхода топлив может снижаться до 15 процентов при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м).

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

Нормами установлено, что в дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизельного топлива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех перечисленных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и другие факторы, в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств — при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия новых норм для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Зимние надбавки к нормам

Приведенный в таблице период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя организации.

Регионы России Количество Срок Предельная

месяцев действия величина

надбавок зимних

надбавок

не более, %

Центральный федеральный округ

Москва 5 1 ноября — 10

31 марта

Белгородская обл. 4 15 ноября — 7

15 марта

Брянская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Владимирская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Воронежская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Ивановская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Калужская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Костромская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Курская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Липецкая обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Московская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Орловская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Рязанская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Смоленская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Тамбовская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Тверская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Тульская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Ярославская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Северо-Западный федеральный округ

Санкт-Петербург 5 1 ноября — 10

31 марта

Республика Карелия 5,5 1 ноября — 12

15 апреля

Республика Коми 6 1 ноября — 15

30 апреля

г. Воркута с прилегающим 6,5 15 октября — 15

административным районом 30 апреля

Архангельская обл. (без Ненецкого 6 1 ноября — 15

автономного округа) 30 апреля

Вологодская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Калининградская обл. 4 15 ноября — 7

15 марта

Ленинградская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Мурманская обл. 6 1 ноября — 15

30 апреля

Новгородская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Псковская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Ненецкий автономный округ 6 15 октября — 18

15 апреля

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Адыгея 3 1 декабря — 5

1 марта

Республика Дагестан 3 1 декабря — 5

1 марта

Республика Ингушетия 3 1 декабря — 5

1 марта

Чеченская Республика 3 1 декабря — 5

1 марта

Кабардино-Балкарская Республика 3 1 декабря — 5

1 марта

Республика Калмыкия 5 15 октября — 10

15 марта

Карачаево-Черкесская Республика 3 1 декабря — 5

1 марта

Республика Северная Осетия — Алания 3 1 декабря — 5

1 марта

Краснодарский край 3 1 декабря — 5

1 марта

Ставропольский край 3,5 1 декабря — 5

15 марта

Астраханская обл. 5 15 октября — 10

15 марта

Волгоградская обл. 5 15 октября — 10

15 марта

Ростовская обл. 4 15 ноября — 7

15 марта

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан 5,5 1 ноября — 12

15 апреля

Республика Марий Эл 5 1 ноября — 10

31 марта

Республика Мордовия 5 1 ноября — 10

31 марта

Республика Татарстан 5 1 ноября — 10

31 марта

Удмуртская Республика 5 1 ноября — 10

31 марта

Чувашская Республика 5 1 ноября — 10

31 марта

Кировская обл. 5,5 15 октября — 12

31 марта

Нижегородская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Оренбургская обл. 6 15 октября — 15

15 апреля

Пензенская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого 5,5 1 ноября — 10

автономного округа) 15 апреля

Самарская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Саратовская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Ульяновская обл. 5 1 ноября — 10

31 марта

Коми-Пермяцкий автономный округ 6 15 октября — 18

15 мая

Уральский федеральный округ

Курганская обл. 5,5 1 ноября — 10

15 апреля

Свердловская обл. 5,5 1 ноября — 10

15 апреля

Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского 5,5 1 ноября — 12

и Ямало-Ненецкого автономных округов) 15 апреля

Челябинская обл. 5,5 1 ноября — 10

15 апреля

Ханты-Мансийский автономный округ 6,5 15 октября — 18

30 апреля

Ямало-Ненецкий автономный округ 6,5 15 октября — 18

30 апреля

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай 5,5 1 ноября — 15

15 апреля

Республика Бурятия 6 1 ноября — 18

30 апреля

Республика Тыва 5 1 ноября — 18

30 апреля

Республика Хакасия 6 1 ноября — 18

30 апреля

Алтайский край 5,5 1 ноября — 15

15 апреля

Красноярский край (без Таймырского 5,5 1 ноября — 15

и Эвенкийского автономных округов) 15 апреля

Иркутская обл. (без Усть-Ордынского 6 1 ноября — 18

Бурятского автономного округа) 30 апреля

Кемеровская обл. 6 1 ноября — 15

30 апреля

Новосибирская обл. 5,5 1 ноября — 12

15 апреля

Омская обл. 5,5 1 ноября — 12

15 апреля

Томская обл. 5,5 1 ноября — 12

15 апреля

Читинская обл. (без Агинского 6 1 ноября — 18

Бурятского автономного округа) 30 апреля

Таймырский автономный округ 7 15 октября — 18

15 мая

Усть-Ордынский Бурятский автономный 6 1 ноября — 18

округ 30 апреля

Эвенкийский автономный округ 7 15 октября — 18

15 мая

Агинский Бурятский автономный округ 6 1 ноября — 18

30 апреля

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия) 7 15 октября — 20

(без Чукотского автономного округа) 15 мая

Приморский край 5,5 1 ноября — 12

15 мая

Хабаровский край 5,5 1 ноября — 12

15 мая

Охотский район 6,5 15 октября — 18

30 апреля

Амурская обл. 6 1 ноября — 15

30 апреля

Камчатская обл. (без Корякского 6 1 ноября — 15

автономного округа) 30 апреля

Магаданская обл. 6,5 15 октября — 18

30 апреля

Сахалинская обл. — южная часть 5 15 ноября — 12

15 апреля

Сахалинская обл. — северная часть 6 1 ноября — 15

(выше 50° сев. широты) 30 апреля

Еврейская автономная обл. 5,5 1 ноября — 12

15 апреля

Корякский автономный округ 6 1 ноября — 15

30 апреля

Чукотский автономный округ 6,5 15 октября — 20

30 апреля

Острова Северного Ледовитого океана 7 1 ноября — 20

и морей 31 мая

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

——————————————————————