Пробелы законодательства о перевозке грузов железнодорожным транспортом

(Русяева О. В.)

(«Закон», 2008, N 7)

ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

О. В. РУСЯЕВА

Русяева Ольга Владимировна, юрист.

Автор статьи указывает на ряд проблем и нерешенных вопросов в нормативном регулировании процесса перевозки грузов и отношений между его субъектами.

Понятие транспортного права возникло в конце IX в. сначала в виде правовых норм в отношении морских перевозок. Транспортное право, детально регулирующее отношения, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, возникло сравнительно недавно. Железнодорожное право в той мере, в какой содержит нормы гражданского права, входит составной частью в общую систему гражданского законодательства и не может расходиться с его основными началами, изложенными в Гражданском кодексе РФ.

В настоящее время отношения, вытекающие из перевозки грузов, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ РФ), который определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Отдельные условия перевозок и порядок приема, выдачи груза, оформления перевозочных документов, оформления актов установлены Правилами, утвержденными Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Согласно ст. 3 УЖТ РФ Правила представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.

Между тем указанные акты не содержат норм, регулирующих ряд взаимоотношений, или регулируют их не полностью, образуя в условиях перехода к рыночной экономике так называемые пробелы, которые обнаруживаются в процессе применения самих норм на практике.

Перевозка грузов производится в подвижном составе, принадлежащем перевозчику (парк РЖД), грузоотправителям, грузополучателям или иным лицам (приватные вагоны). Подача вагонов под погрузку осуществляется на основании согласованной и утвержденной заявки на перевозку грузов.

Заявки представляются грузоотправителями в установленные Законом сроки. Права и обязанности сторон при подаче заявки установлены ст. 11 УЖТ РФ. Отказ в приеме и согласовании заявки должен быть обоснован. Перечень оснований, в силу которых перевозчик или владелец инфраструктуры вправе отказать в согласовании или приеме заявки, расширен Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 16.06.2003 N 21. Перечень таких оснований является закрытым и не подлежит расширению.

Поскольку договор перевозки является публичным договором, перевозчик обязан заключить его с любым обратившимся к нему лицом. Отказ в заключении публичного договора возможен только в установленных законом случаях. Отказ в приеме или согласовании заявки препятствует заключению договора на перевозку груза, так как в силу ст. 11 УЖТ РФ вагоны под погрузку подаются только на основании согласованной заявки.

Договор перевозки заключается в момент передачи груза вместе с оформленной железнодорожной накладной грузоотправителем и выдачей перевозчиком квитанции о приеме груза к перевозке. Следовательно, отсутствие утвержденной заявки влечет невозможность заключения договора перевозки.

Законом установлены сроки, в течение которых перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку и возвратить ее грузоотправителю, однако эти сроки не всегда соблюдаются. На практике также нередки случаи необоснованного отказа от приема или согласования поданной заявки. Выражается это в том, что в качестве оснований для отказа перевозчик использует основания, не установленные законом или правилами.

Между тем ответственность за нарушение сроков согласования заявки, необоснованный отказ в приеме или отказ в согласовании заявки законом не установлены. Заключение договора об организации перевозок, в котором можно было предусмотреть такую ответственность, не является обязательным для сторон, поэтому ни одна из сторон не может понудить другую заключить его в судебном порядке.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» даны разъяснения арбитражным судам в порядке судебного толкования, касающиеся заключения договоров, обязанность по заключению которых не установлена: «При отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке».

В ст. 11 УЖТ РФ установлено право обжалования только отказа в согласовании заявки в судебном порядке, однако с учетом сроков рассмотрения дел в арбитражных судах и требований рыночной экономики (необходимость, например, перевезти груз сегодня, а не завтра) данная норма не находит применения на практике. Примером может служить отказ перевозчика в согласовании заявки на подачу вагонов под погрузку и поставку елок к новогоднему празднику: вынесение судебного акта о признании неправомерными действий перевозчика, отказавшего в декабре в согласовании заявки или нарушившего сроки согласования заявки, в марте теряет смысл.

Отсутствие установленной законом ответственности за указанные нарушения порождает, с одной стороны, злоупотребление правом и безнаказанность неправомерных действий перевозчика, с другой стороны, беззащитность пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Особенность договора перевозки состоит в том, что он заключается между грузоотправителем и перевозчиком, но в нем указывается грузополучатель, которому груз должен быть выдан на станции назначения. Хотя грузополучатель не участвует в заключении договора, он вступает в установленные без него договорные отношения с перевозчиком в качестве лица, имеющего право требовать выдачи ему груза или его переадресовки и обязанного уплатить причитающиеся перевозчику платежи. В стадии исполнения договора перевозки права и обязанности, которые первоначально были установлены для грузоотправителя, переходят к грузополучателю.

Договор перевозки считается заключенным с момента выдачи грузоотправителю квитанции о приеме груза к перевозке и завершенным в момент прибытия груза на станцию назначения и выдачи груза грузополучателю.

В соответствии со ст. 30 УЖТ РФ плата за перевозку грузов вносится грузоотправителем до момента приема груза к перевозке. Окончательные расчеты с перевозчиком производит грузополучатель на станции назначения.

Большинство грузоотправителей и грузополучателей производят расчеты на перевозку грузов в безналичном порядке через технологические центры по обработке перевозочных документов (ТехПД). Грузоотправитель или грузополучатель в этом случае является клиентом перевозчика.

Денежные средства зачисляются на расчетный счет ОАО «РЖД» и отражаются на лицевом счете клиента, открытом в ТехПД железной дороги — филиале ОАО «РЖД» в соответствии с договором об организации перевозок грузов, заключенным на основании ст. 10 УЖТ РФ. При этом перевозчик представляет собственнику лицевого счета ежедневный отчет в виде перечней ТехПД, в которых учитывается расход денежных средств, перечисленных ему в качестве предоплаты за перевозку по каждой отдельной накладной.

Лицевой счет в ТехПД регулярно пополняется в объемах, достаточных для оплаты предъявленного к перевозке груза с учетом заявленного количества тонн или вагонов на несколько суток.

Пользуясь тем, что на лицевом счете клиента денежные средства имеются в достаточном количестве, перевозчик нередко списывает без акцепта суммы, которые он считает подлежащими взысканию.

На практике известны случаи, когда такое списание вызывает споры сторон. Нечеткие формулировки норм УЖТ РФ способствуют этому.

Примером может являться взыскание перевозчиком с грузоотправителя провозных платежей, связанных с переадресовкой грузов, прибывших на станцию назначения и переадресованных грузополучателем. Перевозчик удовлетворяет просьбу грузополучателя о переадресовке груза и отправляет груз по старым перевозочным документам на новую станцию назначения в адрес нового грузоотправителя, а провозную плату за перевозку груза на новое расстояние списывает с грузоотправителя, указанного в накладной.

Согласно ст. 31 УЖТ РФ договор перевозки может быть изменен по заявлению в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя с изменением станции назначения и грузополучателя. Переадресовка груза допустима в пути следования и на станции назначения.

Условия переадресовки грузов определяются ст. 31 — 32 УЖТ РФ и Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 44. Правила устанавливают, что переадресовка в пути следования осуществляется путем внесения изменений в первоначальные документы, а переадресовка в пункте назначения — только посредством оформления новых документов. При этом значение имеет не то, кто указан по первоначальным документам в качестве грузоотправителя, а кто — грузоотправитель или грузополучатель — подал заявку на переадресовку.

Переадресовка груза является не чем иным, как изменением договора перевозки (если о ней заявляет грузоотправитель) и новым договором на перевозку груза на новое расстояние в адрес нового грузополучателя с новым сроком доставки (если заявителем переадресовки является грузополучатель после прибытия груза в пункт назначения).

В силу ст. 25 УЖТ РФ, ст. 785 ГК РФ, п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 расстояние, указанное в накладной, считается согласованным с момента заключения договора перевозки, который считается заключенным с момента представления накладной (оформленной грузоотправителем) и выдачи квитанции о приеме груза (оформленной перевозчиком).

Провозная плата за перевозку начисляется исходя из расстояния, на которое груз перевозится. Следовательно, расстояние является существенным условием договора перевозки.

Расстояние, указанное в накладной, считается согласованным с грузоотправителем, и оплата железнодорожного тарифа за перевозку груза на это расстояние является обязанностью грузоотправителя. Изменение станции назначения влечет изменение расстояния, на которое груз перевозится, и соответственно увеличение платы за перевозку.

Наименования грузополучателя и станции назначения указываются в заявке на перевозку груза и транспортных накладных и являются существенными условиями для сторон договора. Соответственно изменение условий грузоотправителем может трактоваться как изменение условий прежнего договора. Однако переадресовка груза по инициативе грузополучателя означает, что с момента подачи заявления о переадресовке он приобретает статус грузоотправителя по новой перевозке и, как следствие, несет обязанности по оплате расходов перевозчика, связанных с переадресовкой, в том числе уплатой провозных платежей в порядке, установленном ст. 30 УЖТ РФ.

Можно сделать вывод, что переадресовка груза грузополучателем во время следования груза фактически приравнивается к получению груза в пункте назначения.

Гражданский кодекс РФ устанавливает обязанность грузоотправителя оплатить провозную плату. В соответствии с терминологией УЖТ РФ провозная плата состоит из тарифов и сборов.

Поскольку при переадресовке фактически заключается новый договор перевозки, соответственно новый грузоотправитель будет оплачивать провозную плату наряду с иными расходами перевозчика. Таким образом, расходы перевозчика, связанные с переадресовкой груза, будут включать расходы на переоформление перевозочных документов, а также оплату перевозки до нового грузополучателя.

Первоначальный грузоотправитель на станции отправления передал груз перевозчику, до приема груза к перевозке внес платежи за расстояние, указанное в накладной, а значит, его обязательства, вытекающие из договора перевозки и связанные с оплатой за перевозку на указанное в накладной расстояние, прекращены исполнением (ст. 408 ГК РФ). Следовательно, если заявителем переадресовки является грузоотправитель, то он обязан внести все платежи как инициатор изменения условий договора.

Если инициатором переадресовки является грузополучатель, то он обязан внести все причитающиеся платежи за перевозку груза на новое расстояние до новой станции назначения, поскольку теперь уже новое расстояние согласуется с ним, а не с грузоотправителем.

Однако отсутствие четких формулировок в действующем Законе и Правилах, а также отсутствие ответственности позволяет перевозчику трактовать Закон произвольно и нарушать интересы грузополучателей, не причастных к изменению договора перевозки.

Подлежат переоценке и доработке нормы, регулирующие отношения сторон, вытекающие из нарушения перевозчиком сроков доставки грузов.

По договору перевозки и в соответствии со ст. 33 УЖТ РФ перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в установленные сроки, исчисленные в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.

В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ перевозчик уплачивает пени за просрочку доставки груза, если не докажет, что просрочка произошла по причинам, установленным ст. 29 УЖТ РФ (обстоятельства непреодолимой силы). Бремя доказывания наличия таких обстоятельств лежит на перевозчике. Вина перевозчика презюмируется.

Сроки доставки определяются исходя из расстояния, на которое перевозится груз, и вида отправки и могут быть увеличены по основаниям, установленным указанными Правилами. Так, например, сроки доставки увеличиваются для вагонов, отцепленных от основного маршрута, на все время ремонта при условии, что неисправность вагона возникла по независящим от перевозчика причинам, наличие которых ему предстоит доказать. Следовательно, в силу закона самого факта нахождения вагона в ремонте недостаточно для увеличения срока доставки груза, необходимо представить доказательства того, что неисправность вагона возникла вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

На практике перевозчик отказывается оплачивать неустойку за вагоны, ему не принадлежащие (приватные вагоны), мотивируя свой отказ тем, что бремя содержания имущества лежит согласно ст. 210 ГК РФ на его собственнике. В связи с этим приватные вагоны дополнительно задерживаются в вагонных депо в ожидании оплаты за произведенный ремонт.

Между тем ответственность, установленная для перевозчика ст. 97 УЖТ РФ, не связана с принадлежностью вагонов и применяется независимо от того, кто является собственником вагонов. Установленная ст. 97 УЖТ РФ ответственность применяется только к перевозчику.

Бремя содержания имущества не идентично обязанности нести риск случайной гибели имущества или обязанности доставить груз в пункт назначения в установленные сроки. В правоприменительной практике бремя содержания имущества толкуется как обязанность лица нести расходы по содержанию своего имущества, что позволяет сделать вывод о вещной природе этой обязанности.

Обязанность доставить груз является обязательственным правоотношением. Согласно ст. 785 ГК РФ перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Кроме того, в силу ст. 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в установленные сроки.

Соответственно обязанность доставки груза и обязанность по содержанию имущества принадлежат разным субъектам и относятся к разным правоотношениям. Указанные правоотношения не имеют между собой прямой связи, так как здесь имеет место соотношение обязанности по вещному и обязательственному праву. Следовательно, ответственность за просрочку доставки груза как ненадлежащее исполнение обязательства не связана с принадлежностью вагонов.

Обязанность предоставлять перевозчику в пользование исправные вагоны обычно в силу общих норм гражданского законодательства закрепляется в двусторонних соглашениях между перевозчиком и собственником (владельцем) вагонов (договор пользования вагонами, договор на отцепочный ремонт вагонов). В случае если перевозчику собственником будет передан неисправный вагон, перевозчик сможет требовать возмещения убытков от собственника на основании такого соглашения.

Перевозчик должен проверить наличие так называемого желтого пробега и отказать в приеме груза в вагоне, не прошедшем технического обслуживания или ремонта. Если собственник нарушил сроки предоставления вагонов в плановый ремонт или задерживает оплату ремонтных работ, все претензии должны быть к собственнику в рамках договора подряда. Отсутствие предоплаты собственника по договору подряда не является основанием для увеличения срока доставки груза.

В силу ст. 20 УЖТ РФ перевозчик обязан подать к погрузке исправные в техническом отношении, пригодные к перевозке конкретного груза вагоны. Подача вагона перевозчиком под погрузку производится на основании утвержденной им заявки. Перевозчик не вправе подавать грузополучателю неисправные или не прошедшие планового ремонта или технического обслуживания вагоны. Техническое состояние вагона контролируется перевозчиком, так как он несет ответственность за безопасность движения. Обязанность перевозчика подать грузоотправителю исправные (технически пригодные) вагоны не связана с их принадлежностью.

Как уже говорилось выше, ст. 20 УЖТ РФ закрепляет обязанность по подаче исправных вагонов за перевозчиком. Вопрос о принадлежности вагонов в этой статье не затрагивается. Неправомерным представляется и отождествление перевозчиком понятий «техническая пригодность вагона» и «подготовка вагона под погрузку», осуществление которой возложено на грузоотправителя. УЖТ РФ не содержит определений вышеуказанных понятий. Между тем отсутствие их определений в законе является причиной возникновения споров.

Разъяснение их содержания представлено в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50. К подготовке вагонов под погрузку относятся мероприятия (действия), направленные на соблюдение сохранности груза в пути следования, в частности очистка от снега, льда и грязи внутренней поверхности вагона, засыпка пола вагона песком в зимнее время, проверка запоров секций разгрузочных люков, торцевых дверей или их закрепление, увязка противоположных секций бортов, закрепление рукояток расцепных рычагов, оборудование вагонов несъемными реквизитами крепления груза и пр. (п. 3 Технических условий размещения и крепления груза в вагонах и контейнерах).

Техническая пригодность — это определение пригодности экипажной части (колесных пар, буксовых узлов, рамы вагона, тормозных и ударно-тяговых устройств и др.) подвижного состава, подаваемого под погрузку. Определение технической пригодности вагонов производится работниками вагонного хозяйства железных дорог независимо от принадлежности подвижного состава.

Если в момент приема груза к перевозке вагоны были исправны, то неисправность вагонов возникла в процессе их эксплуатации перевозчиком. При этом не имеет значения, кто производил погрузку и кому принадлежат погруженные вагоны.

УЖТ РФ является специальной нормой в регулировании отношений, вытекающих из договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, поэтому необходимо, чтобы все термины и их определения содержались именно в нем, что упростило бы его применение.

В условиях рыночной экономики и реформы железнодорожного транспорта подвижной состав, ранее принадлежащий перевозчику, переходит в собственность других лиц. Вопросы, касающиеся взаимоотношений перевозчика и собственников подвижного состава, УЖТ РФ не урегулированы.

В настоящее время не урегулированы и отношения, связанные с очисткой вагонов после их выгрузки. При этом Законом и Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 46, не установлены критерии, согласно которым вагон признается чистым, что порождает массу споров между грузоотправителями и грузополучателями, а также указанными лицами и перевозчиком. Так, в силу Правил вагон не должен иметь видимых остатков груза. Между тем внутренняя поверхность вагона при визуальном осмотре может не иметь видимых остатков, но иметь многолетние наслоения, которые при очистке «под метлу» не видны и не удаляются, а отслаиваются во время транспортировки вагона.

Статья 41 УЖТ РФ содержит перечень оснований, при наличии которых перевозчик обязан выдать груз с проверкой веса. При этом Законом и Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 29, не установлена обязанность проверки массы груза, прибывшего по досылочным дорожным ведомостям в случае, когда вагоны были отцеплены перевозчиком в процессе перевозки для устранения их технической неисправности.

На практике вагоны находятся в ремонте 1 — 20 суток и более. Доказательств организации охраны груза или помещения его на соответствующие склады не представляется, ремонт вагона производится без выгрузки груза. Вагоны нередко в процессе перевозки от станции отправления до станции назначения отцепляются 2 — 3 раза. Причиной этого является ненадлежащее состояние вагонов, поскольку вагонный парк длительное время не обновлялся и постепенно приходит в негодность.

Маршрутными отправками к перевозке принимаются, как правило, уголь, строительные и технологические грузы, перевозимые навалом в открытом подвижном составе. Определить путем визуального осмотра наличие признаков недостачи не представляется возможным. Понуждение к заключению договора на перевеску на возмездной основе Законом не установлено, следовательно, перевозчик не несет ответственности в указанном случае за недостачу груза. Не предусмотрено также участие перевозчика в комиссионной приемке груза, прибывшего в ранее отцепленном от основной отправки вагоне.

Перевозчик несет имущественную ответственность за сохранность принятого к перевозке груза, однако доказать утрату груза в пути следования и вину перевозчика становится практически невозможным.

Отсутствие необходимой нормы приводит к злоупотреблению правом со стороны перевозчика. При таких обстоятельствах необходимо установить обязанность перевозчика выдавать груз, прибывший по досылочным ведомостям, с обязательной проверкой веса.

Таким образом, правовое обеспечение как самого перевозочного процесса, так и взаимоотношений участников перевозки нуждается в постоянной доработке и совершенствовании. В связи с этим в Министерстве транспорта Российской Федерации ведется работа по внесению изменений, дополнений в действующие нормативные акты, а также по созданию нового Устава, в котором должны быть учтены все существующие недостатки.

——————————————————————