Дорожное движение и критерии его безопасности

(Сидоряк Н. В.)

(«Общество и право», 2010, N 1)

ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ И КРИТЕРИИ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

Н. В. СИДОРЯК

Сидоряк Надежда Владимировна, кандидат юридических наук, докторант кафедры административного права Московского университета МВД России.

Статья посвящена исследованию теоретических аспектов общественных отношений в сфере дорожного движения. Автором определяются сущность и основные критерии безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: дорожное движение, безопасность дорожного движения, законодательство в сфере дорожного движения, участник дорожного движения, безопасность на автомобильном транспорте.

The article is devoted research of theoretical aspects of public relations in traffic sphere. The author defines essence and the basic indicators of safety of traffic.

Key words: traffic, safety of traffic, the legislation in traffic sphere, the participant of traffic, safety on motor transport.

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. [1] дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Соответственно безопасность дорожного движения — это состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. При этом формулировка «либо причиненный материальный ущерб» нуждается в конкретизации, поскольку необоснованно расширяет границы рассматриваемого понятия.

Возникает обоснованный вопрос: допустимо ли считать отсутствие или низкий уровень дорожно-транспортных происшествий единственным критерием безопасности дорожного движения?

Ответить на этот вопрос можно лишь, определив сущность общественных отношений, в своей совокупности составляющих дорожное движение. Безусловно, данная теоретическая задача для отечественной юриспруденции не нова.

Следует отметить, что первые исследования проблем обеспечения безопасности дорожного движения появились в нашей стране в 70-е — 80-е гг. прошлого столетия [2]. Однако в большинстве своем они были посвящены техническим аспектам, что было обусловлено быстрыми темпами развития автомобилизации и дорожного строительства, свойственными данному историческому периоду развития страны.

В 1990-е гг. дорожное движение стало уже рассматриваться с социотехнической точки зрения [3], согласно которой дорожное движение представляет собой процесс движения транспортных средств по дорогам, при этом действия его участников регламентированы специальными правилами.

Данный подход получил свое отражение в российской правовой системе и, прежде всего, в Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Кроме того, на развитие идей о дорожном движении как социальном и управляемом процессе во многом повлияло принятие Конституции Российской Федерации.

Исследования проблем безопасности дорожного движения осуществлялись как в нашей стране, так и за рубежом в различных аспектах: техническом, экономическом, социальном, экологическом и психологическом. При этом перечисленные подходы лишь в комплексе своем формируют объективное представление о сущности безопасности дорожного движения.

Подчеркнем, что дорожное движение рассматривается нами прежде всего как объективно сложившиеся общественные отношения, выступающие органичной частью социальной сферы — устойчивой области человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни.

Принято полагать, что основные цели дорожного движения заключаются в удовлетворении транспортной потребности, то есть потребности в территориально-пространственном перемещении людей, а также предметов, средств и продуктов их труда; и, соответственно, в снижении потерь времени и затрат материальных ресурсов при перемещении людей и грузов.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О безопасности дорожного движения» участниками дорожного движения являются лица, принимающие непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителей транспортных средств, пешеходов, пассажиров транспортных средств.

В основу реализации рассматриваемых нами общественных отношений положены принципы приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Претворение в жизнь названных принципов предполагает, что участникам дорожного движения должны быть гарантированы условия реализации их прав, характеризующиеся предельно низким уровнем угроз (рисков) их жизни, здоровью, собственности, интересам (временным, профессиональным и т. д.). Достижение названных условий осуществления дорожного движения обеспечивает его безопасность. Вместе с тем поддерживаем мнение о том, что риск присущ любой сфере деятельности человека, и достижение полного его отсутствия практически невозможно, поэтому употребление термина «безопасность» достаточно условно [4].

Определяя критерии безопасности дорожного движения, акцентируем внимание на основных из них. Как уже было отмечено, законодатель определяет безопасность дорожного движения через уровень аварийности, тем самым значительно сужая сущностные рамки рассматриваемого нами понятия.

Отсутствие закономерных опасных условий и поступков, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, бесспорно, является одной из гарантий безопасного дорожного движения. Однако низкий уровень риска попадания в дорожно-транспортное происшествие не гарантирует участникам дорожного движения отсутствие риска подвергнуться посягательству на жизнь, здоровье, имущество, безопасные условия труда, то есть не обеспечивает безопасность на автомобильном транспорте.

Следует констатировать, что действующее законодательство в сфере дорожного движения никоим образом не связывает безопасность дорожного движения с безопасностью на автомобильном транспорте.

Безопасность на автомобильном транспорте обеспечивается комплексом мер, направленных на предотвращение преступной деятельности в отношении участников дорожного движения и их собственности (мошенничество, нападения на водителей, пассажиров и транспортные средства, кражи грузов и транспортных средств), а также чрезвычайных ситуаций и террористических актов. Кроме того, безопасность на автомобильном транспорте предполагает отсутствие рисков подвергнуться необоснованным ограничениям в ходе участия в дорожном движении со стороны государственно-властных органов при реализации их функций.

Таким образом, безопасность на автомобильном транспорте является более узким понятием и необходимым условием обеспечения безопасности дорожного движения в целом.

Безопасность дорожного движения напрямую зависит еще от одной ее составляющей — безопасности эксплуатации автотранспорта, представляющей собой состояние защищенности жизни и здоровья людей, автотранспортных путей сообщения, автотранспортного оборудования и автотранспортных средств, окружающей среды и имущества собственников от возможных угроз.

Безопасность эксплуатации автотранспорта, в свою очередь, достижима лишь при условии безопасности самих транспортных средств — комплекса конструктивных и эксплуатационных свойств, позволяющих снижать риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, тяжесть их последствий и негативное влияние на окружающую среду.

Вышеперечисленные основные составляющие (по сути, критерии) безопасности дорожного движения, в свою очередь, нуждаются в выработке собственных критериев, в том числе числовых, и должны учитываться при оценке состояния безопасности дорожного движения наряду с показателями дорожно-транспортной аварийности.

Полагаем, что изучение проблем безопасности дорожного движения должно основываться на взаимосвязи двух подходов: узкого и широкого.

Узкий подход предполагает изучение непосредственно безопасности дорожного движения и, соответственно, безопасности его участников, иными словами, речь идет о безопасности «внутри системы». Однако мы не должны забывать о безопасности лиц, не являющихся участниками дорожного движения, в отношении жизни, здоровья, интересов, собственности которых существует определенный риск в результате деятельности участников дорожного движения. Кроме того, широкое понимание безопасности дорожного движения предполагает отсутствие угроз таким национальным интересам, как транспортная связность страны и экологическая безопасность.

Столь широкое толкование содержания безопасности дорожного движения обусловлено, прежде всего, его социальной природой и, соответственно, социальными интересами.

В заключение следует констатировать, что рассматриваемая нами сфера общественных отношений как в российской правовой системе, так и в науке раскрыта недостаточно подробно. Назрела необходимость установления ее правовых границ, предполагающая переход от разрозненного, противоречивого действующего законодательства к созданию теоретически обоснованного правового комплекса в сфере дорожного движения.

Литература

1. РГ. 1999. 8 апреля.

2. Амбарцумян В. В. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения: Дис. … д-ра техн. наук. Ереван, 1980; Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М., 1969; Денисов Р. И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М., 1981; Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989; Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М.: ВНИИ БД МВД СССР, 1974; Шахриманьян И. К. Безопасность дорожного движения. М., 1979.

3. Майоров В. И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения: Диссертация… доктора юрид. наук: 12.00.02. Екатеринбург, 1997; Россинский Б. В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М.: НИЦ ГАИ МВД РФ, 1993.

4. Стахов А. И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006.

——————————————————————