Лицензия при бункеровке судов

(Петров Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2010, N 10)

ЛИЦЕНЗИЯ ПРИ БУНКЕРОВКЕ СУДОВ

Д. ПЕТРОВ

Дмитрий Петров, кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в силу ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ влечет административную ответственность. Если подобное деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то согласно ч. 1 ст. 171 УК РФ возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.

Эти нормы все чаще используются применительно к осуществлению бункеровочной деятельности. Но верно ли это?

Бункеровка судов — это материально-техническое снабжение судов и сбыт бункеровочного топлива, загружаемого в емкости, для обеспечения движения и других потребностей судна (Карабашев К. Б. Характеристика преступлений, совершаемых на объектах добычи, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, расположенных в Южном федеральном округе // Адвокат. 2008. N 7).

В рамках бункеровочной деятельности производится перемещение припасов на судно (см.: Постановления ФАС СЗО от 28.04.2006 N А56-18489/2005; от 17.11.2006 N А56-12533/2006; от 29.01.2007 N А56-24630/2005).

Топливо и горюче-смазочные материалы являются разновидностью эксплуатационных припасов для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, перемещаемых вместе с ним в специально предназначенных для этого емкостях.

Бункеровочная деятельность отличается от погрузочно-разгрузочной по нескольким параметрам, каждый из которых мы рассмотрим в отдельном подразделе.

Правовой режим

Бункеровочная деятельность связана с перемещением припасов на судно.

Под погрузочно-разгрузочной деятельностью (ПРД) понимается перемещение грузов из одного транспортного средства в другое (одним из которых является судно) непосредственно или через склад (п. 2 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах (Положение о ПРД), утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»).

Принимая во внимание ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.99 N 81-ФЗ (КТМ), грузом следует считать имущество (материальные объекты), принимаемое к перевозке. По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи (ст. 166 КТМ).

В рамках бункеровочной деятельности производится перемещение на судно припасов (топлива), необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации судна и потребляемых в процессе перевозки, а не перемещение грузов, предоставляемых для перевозки.

Не распространяются на услуги по бункерному снабжению Правила оказания услуг по организации перегрузки грузов (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2009 N 68), регулирующие условия оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, технологические процессы и требования безопасности и применяемые при оказании услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, осуществляемых в границах акваторий морских портов РФ (подп. 2 — 4 указанных Правил).

Тем не менее сотрудниками правоохранительных органов (в первую очередь транспортной прокуратуры) бункеровочная деятельность довольно часто воспринимается как разновидность погрузочно-разгрузочной. Подкрепляется такая позиция и Положением о ПРД в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2008 N 544, которым закреплены лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении ПРД:

— наличие судов-бункеровщиков;

— наличие на судах-бункеровщиках судовых документов;

— наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов — в случае осуществления погрузки (разгрузки) нефти и нефтепродуктов и операций по бункеровке судом.

Лицензирование

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, содержится в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Статьей 5 Закона N 128-ФЗ полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования ограничены исключительно утверждением положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определением федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, а также установлением видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Следовательно, Правительство РФ не имеет полномочий ни на определение видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии, ни на расширительное толкование указанных в законе видов деятельности, подлежащих лицензированию. При определении вида деятельности, на осуществление которого требуется лицензия, необходимо принимать во внимание буквальное содержание слов и выражений, содержащихся в Законе N 128-ФЗ.

С 10.02.2002 (дата вступления в силу Закона N 128-ФЗ) и по 14.12.2002 производилось лицензирование «реализации нефти, газа и продуктов их переработки» (отменено Федеральным законом от 09.12.2002 N 164-ФЗ). В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 N 637, действовало до 01.01.2007) названная деятельность включала в себя оптовую и розничную торговлю, связанную с непосредственным отпуском нефти, газа и продуктов их переработки, в том числе на автозаправочных (газозаправочных) станциях (пунктах), топливозаправочных пунктах авиационной техники, при бункеровке судов.

Кроме того, в период с 10.02.2002 и по настоящее время существует требование о лицензировании ПРД в морских портах (включая работу с опасными грузами после 18.07.2005 (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)).

Порядок лицензирования ПРД в морских портах был введен Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 447 «О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте», утратившим силу в связи с принятием Положения о ПРД.

Вид экономической деятельности

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) (введен в действие 01.01.2003 Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст) используется, в частности, при разработке нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности.

Данный классификатор устанавливает группы (подгруппы, виды):

— для ПРД — 63.11 («Транспортная обработка грузов». Эта группа включает погрузку и разгрузку грузов и багажа пассажиров независимо от вида транспорта, используемого для перевозки, включая ПРД на водном транспорте);

— для бункеровки — 63.22.1 или 63.22.2 («Прочая вспомогательная деятельность морского или внутреннего водного транспорта соответственно». При этом понятия «бункеровочная деятельность» и «шипчандлерское обслуживание» отличаются. То есть бункеровка не относится к такому виду деятельности, как обслуживание судов в период стоянки в портах: агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие 01.01.2008 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст) имеет вспомогательное значение по отношению к ОКВЭД ОК 029-2001, так как применяется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.

Между тем он также устанавливает группы (подгруппы, виды) для погрузочно-разгрузочной деятельности — 63.11 («Транспортная обработка грузов»); для бункеровки — 63.22.1 или 63.22.2 («Прочая вспомогательная деятельность морского или внутреннего водного транспорта соответственно»).

Территория осуществления

Лицензированию подлежит ПРД применительно к опасным грузам в морских портах.

Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ (ст. 9 КТМ, подп. 13, 15 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Границы морского порта имеют четкие географические координаты, а за их пределами требование о лицензировании ПРД в отношении опасных грузов уже не применяется.

Бункеровочная деятельность осуществляется фактически и на территории портов, и вне их границ. И если она так опасна на территории порта, где имеются специальные аварийные службы с необходимыми техническими средствами, способные оперативно отреагировать на все события, то почему эта опасность исключается вне границ портов?

С учетом изложенного бункеровочная и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах существенным образом различаются. Поэтому представляется в недостаточной степени обоснованным суждение об отнесении бункеровочной деятельности к погрузочно-разгрузочной в отношении опасных грузов в морских портах (см., например, Постановление Тринадцатого ААС от 19.05.2009 N А42-362/2009, в котором подобное суждение нашло свое отражение. В привлечении к административной ответственности было отказано за истечением срока давности. Жаль, что привлекаемое к административной ответственности лицо не обжаловало это Постановление суда…).

——————————————————————