Управление органами немецкой юстиции в период советской оккупации (1945 — 1949 гг.)

(Кодинцев А. Я.) («История государства и права», 2014, N 2)

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ НЕМЕЦКОЙ ЮСТИЦИИ В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ОККУПАЦИИ (1945 — 1949 ГГ.)

А. Я. КОДИНЦЕВ

Кодинцев Александр Яковлевич, кафедра теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье раскрывается характер управления органами немецкой юстиции в Восточной Германии в послевоенный период. В тот период происходило постепенное замещение имперского правосудия на модель народной юстиции.

Ключевые слова: советская оккупационная зона, Контрольный совет, ревизия суда, Министерство юстиции, СВАГ.

Management of agencies of German justice during the period of the soviet occupation (1945 — 1949) A. Ya. Kodintsev

The article reveals the organizational and legal status of German justice in East Germany after the war. At that time, the gradual replacement of the imperial model of traditional justice Justice.

Key words: Soviet occupation zone, Supervisory Board, Audit Court, Ministry of Justice, SVAG.

Вступление советских войск в центральную часть Германии и формирование местных органов самоуправления под контролем советской администрации поставило вопрос о необходимости восстановления органов юстиции. Все органы немецкой юстиции должны были подчиняться будущему Министерству юстиции. 27 июня 1945 г. по приказу Главноначальствующего СВАГ в Советской оккупационной зоне (СОЗ) была создана Немецкая экономическая комиссия. Она включала 11 управлений, в том числе Центральное управление юстиции. Штаты управления должны были составить 104 человека. Первым начальником управления стал Евгений Шиффер. Шиффер родился 14 февраля 1860 г. в семье купца-еврея в г. Бреслау. В 1880 г. окончил юридический факультет, с 1885 г. в судах. В 1918 — 1921 гг. министр финансов, юстиции (1928 — 1930 гг.), вице-канцлер республики, член рейхстага. В 1924 — 1933 гг. президент Административной академии, председатель ряда акционерных обществ, советник банковских домов. В 1943 г. был помещен в еврейский приют. Член и один из руководителей ЛДПГ-партии. Начальником управления был назначен 18.08.1945 г. (в возрасте 85 лет). Шиффер был активным защитником теории независимости и несменяемости судей, невмешательства в деятельность судов. В августе 1945 г. были сформированы отделы юстиции при правительствах провинций и земель. В ноябре 1945 г. их переименовали в министерства/управления юстиции. Центральное управление юстиции в своей работе подчинялось правовому отделу СВАГ, который выступал в роли второго высшего органа управления юстициями. Отделы юстиции земель занимались восстановлением правоохранительных органов, под руководством правового отдела. К концу 1945 г. реорганизация закончилась <1>. ——————————— <1> Ложкин А. Г. Правовой отдел советской военной администрации в Германии: история создания и деятельности. 1945 — 1949 гг.: Дис. … к. и.н. М., 2006. Л. 127, 128; ГАРФ. Ф. Р-7317. Оп. 52. Д. 1 — 2. Л. 69 — 71; д. 6. Л. 16.

Положение о немецком управлении юстиции в СЗО Германии было утверждено Жуковым 16.12.1945. Управление давало консультации президентам провинций и земель, опротестовывало перед СВАГ изданные акты земель, управляло судами. Контролировало деятельность отделов юстиции земель, дислокацию, допускало нотариусов и адвокатов к деятельности, устанавливало формы отчетности, готовило кадры. Начальник управления и его заместители назначались и смещались приказом главноначальствующего СВАГ (далее — ГСВАГ). Начальник управления назначал и смещал всех работников управления, всех судей, прокуроров <2>. ——————————— <2> ГАРФ. Ф. Р-7317. Оп. 53. Д. 3. Л. 36 — 40.

Под покровительством Шиффера произошло массовое возвращение работников юстиции, отстраненных нацистами от работы. По понятным причинам большинство из них были пенсионного или предпенсионного возраста. Органы немецкой юстиции должны были участвовать в чистках, проводимых советской администрацией, но участвовали они в них неохотно. При проведении чистки начальники отделов юстиции составляли списки, лично разговаривали с сотрудниками. Сотрудники правового отдела просматривали списки. Не хватало «правильных юристов», руководство немецкой юстиции пассивно саботировало чистку. Все пять министров юстиции земель являлись членами и председателями буржуазных партий, три от ЛДП, два от ХДС. Они продвигали в суды лиц, имевших не менее пяти лет стажа работы в юстиции. Проходили процессы над нацистскими юристами. Например, во 2-м квартале 1947 г. к уголовной ответственности привлечены бывшие работники имперской юстиции. В том числе прокуроры Дрезденского окружного суда, председатель суда Гертель, члены сената Фишер, Шульц, Миллер и прокуроры Бюкинг и Апнер. Приговорены к каторге или тюрьме <3>. ——————————— <3> Петров Н. В. Сталин и органы НКВД-МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945 — 1953 гг. Амстердам. С. 47, 88; ГАРФ. Ф. Р-7317. Оп. 52. Д. 1 — 2. Л. 87 — 90; Д. 5. Л. 121; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 506. Л. 98.

Руководство региональных министерств юстиции имело весьма ограниченные полномочия. Например, президенты и генеральные прокуроры земель назначались по представлению начальника управления (министерства) юстиции, но перед этим они проходили согласование в нескольких советских органах, в том числе в Москве. Шиффер запрашивал правовой отдел о возможности приема на работу того или иного сотрудника, а отдел запрашивал начальника УВД СВАГ. То же касалось и других работников. Например, нотариусы назначались президентами провинций (земель). Кандидатуру проверял отдел юстиции земли. Он же отказывал. Надзор за работой нотариусов осуществлял начальник немецкого управления юстиции и президенты провинций (земель) непосредственно или через отделы юстиций провинции <4>. ——————————— <4> СВАГ и немецкие органы самоуправления, 1945 — 1949: Сборник документов. М.: РОССПЭН, 2006. С. 325 — 326; ГАРФ. Ф. Р-7317, Р-7317. Оп. 53. Д. 11. Л. 11 — 12, 21 — 23, 51, 59 — 61, 65 — 68.

В 1945 г. в немецком управлении юстиции работали отдел кадров, общий отдел, секретариат, организационный отдел, судебный, прокуратуры, кодификации, научно-учебный. С января 1946 г. НЭК установила новую структуру управления. Число служащих было сокращено до 95 человек. Управление включало общий отдел, отдел кадров, КРО, отдел законодательства, отдел снабжения, бюджетное отделение, автоотделение. В составе отдела кадров было отделение подготовки работников. КРО имело тюремное отделение. Это не устроило советскую администрацию, и согласно Приказу ГСВАГ от 5 марта 1946 г. немецкое управление включало в себя руководство, секретариат, орготдел, отдел кадров, судебный отдел, кодификационный отдел, прокурорское отделение, научно-учебный отдел, общий отдел. Всего 104 сотрудника. Вскоре структура управления вновь была изменена. В 1946 г. управление включало руководство, центральное бюро, 1-е отделение — устройство юридических учреждений и организация управления юстиции, 2-е отделение — личный состав, 3-е отделение — деятельность суда, прессы и радио, свод уголовных законов, 4-е отделение — деятельность прокуратуры, адвокатуры и нотариусов, судебных исполнителей, 4а — отделение — приведение в исполнение наказания, 5-е отделение — законодательство, 6-е отделение — образование и проверка, 7-е отделение — хозяйство, кассы, жалованье, снабжение, тарифное право, земельное управление и строительные дела, а также бюро и канцелярия. Отделы юстиции земель включали руководство, законодательное отделение, отделение кадров, организационное и тюремное отделение, общее отделение, секретариат <5>. ——————————— <5> ГАРФ. Р-7317. Оп. 52. Д. 1 — 2. Л. 68; Оп. 53. Д. 9. Л. 46 — 69.

Правовой отдел СВАГ активно контролировал Управление юстиции НЭК. Работники ПО регулярно объезжали земли и проводили ревизии. В 1946 г. была введена единая судебная статистика. Правовой отдел организовывал совещания судебных работников Германии, где давал им политические установки. Так, 1 — 2 ноября 1946 г. состоялась конференция с представителями правовых отделов земельных и провинциальных правительств под руководством подполковника юстиции Якупова (начальник отделения судебно-прокурорских органов правового отдела СВАГ). По его мнению, немецкие судьи неправильно понимали принцип независимости суда. Совещание было посвящено Приказу ГСВАГ N 160. Якупов дал предписание проводить расследование в десять дней и рассматривать в суде в течение пяти дней, организовать суды-спектакли <6>. ——————————— <6> ГАРФ. Р-7317. Оп. 53. Д. 9. Л. 82 — 122.

Например, планы работы ПО СВАГ включали проверки работы управлений, прокуратур и оберландсгерихтов земель. Обобщение судебной практики, проведение совещаний работников юстиции, составление планов методических писем, изучение состояния кадров, подборка и укомплектование кадров, проведение практических мероприятий по улучшению работы юридических факультетов, проверки работы юридических курсов земель, проведение бесед для сотрудников управления юстиции. Проверка работы немецкого управления юстиции, тюрем, разработка проектов законов (Доценко, Николаев, Якупов), руководство правовыми отделениями, обобщение работы по розыску и передаче нацистских преступников возлагалось на правовой отдел СВАГ. Все перемещения работников юстиции, производимые управлениями юстиции земель, должны были согласовываться с правовыми отделениями земель СВАГ <7>. ——————————— <7> ГАРФ. Ф. Р-7077. Оп. 1. Д. 162. Л. 2 — 3, 42 — 43.

В 1946 г. правовой отдел дал распоряжение немецким судам по усилению репрессий по кражам и хищениям. Немецкому управлению юстиции предложили дать подробное разъяснение судебно-следственным органам об ускорении рассмотрения дел по закону 50 Консультативного совета и об усилении мер судебной репрессии. Суды Тюрингии квалифицировали преступления не по закону 10 КС (преступления против человечности), а по Уголовному уложению. Правовой отдел дал указание о немедленном устранении ошибки. Правовой отдел при выявлении «неправильных» приговоров ставил вопрос перед управлением юстиции об отмене приговора и передаче его по подсудности на новое рассмотрение. Правовой отдел СВАГ дал указание генеральному прокурору земли Бранденбург о необходимости принесения протеста в верховный суд (ВС) земли об отмене ряда определений судов и потребовал ужесточать меры репрессий. В августе 1946 г. майор юстиции правового отдела Золотарев посетил генерального прокурора провинции Саксония-Ангальт Фишель и дал указание, что все приговоры к ВМН должны санкционироваться правовым отделом СВАГ, а затем ГСВАГ. С точки зрения сотрудников правового отдела, работники немецких органов юстиции постоянно саботировали и уклонялись от проведения «правильной политической линии». Немецкие суды расследовали дела о политических преступлениях, совершенных в отношении немцев-антифашистов. Берлинские органы юстиции всячески обходили закон КС N 10. Следствие велось очень долго, изобретались причины для оправдания нацистов. Суды, выносившие оправдательные приговоры по политическим делам, подвергались давлению. Их увольняли или арестовывали <8>. ——————————— <8> ГАРФ. Р-7317. Оп. 52. Д. 1 — 2. Л. 156; Д. 4. Л. 29 — 34; Оп. 53. Д. 10. Л. 60; Д. 11. Л. 21 — 23, 49.

11 сентября 1946 г. отдел заслушал доклад начальника судебного отдела немецкого управления юстиции о судебной практике в СОЗ и признал работу отдела неудовлетворительной. По итогам доклада правовой отдел СВАГ освободил оберландсгерихтов от административно-управленческих функций и передал их отделам юстиции провинций и земель (подражая советской практике). Немецкому управлению поручили разработать проект постановления о предоставлении президентам оберландсгерихтов право судебного надзора. Также судьям немецкого управления юстиции запретили применять в качестве смягчающего вину обстоятельства участие в войне и получение наград. Управлению дали указание прекратить либеральную судебную практику по делам о совершении саботажа и диверсий. Д-р Корзинг, начальник судебного отдела, за «необеспечение» был снят с поста. 23.04.1947 правовой отдел дал указание, что приговоры немецких судов к смертной казни представляются на рассмотрение правительств или ландтагов земель. Органы СВА земель могли представить приговор со своим заключением в правовой отдел СВАГ, который представлял его ГСВАГ. Для этого ОВД провинций/земель были обязаны представлять в ОВД СВАГ копии приговоров к смертной казни <9>. ——————————— <9> СВАГ и немецкие органы самоуправления. С. 349; ГАРФ. Р-7317. Оп. 52. Д. 5. Л. 60 — 65; Оп. 53. Д. 11. Л. 50.

Немецкие работники юстиции не выдерживали постоянного давления и в массовом порядке бежали в западную зону оккупации. В январе 1947 г. бежал Венде Э., начальник отдела подготовки кадров немецкого управления юстиции в Ганновере. 24 мая 1947 г. сбежал начальник судебного отдела Центрального управления юстиции СОЗГ Фриц Левенталь. 22 января 1949 г. бежал президент Сената земли Бранденбург Конрад Вальтер и еще шесть работников юстиции земли Бранденбург. В конце 1949 г. бежал окружной прокурор Потсдама Альбрехт. Также бежал обер-прокурор провинции Бранденбург Хаак, освободивший перед побегом из тюрьмы многих немцев. В феврале 1948 г. была создана комиссия по проверке работы юстиции и полиции Германии. Правовой отдел СВАГ два года добивался снятия Шиффера — «тихого саботажника», «буржуазного министра». Наконец, 2 октября новым начальником Управления юстиции был назначен Макс Фехнер, член ЦК СЕПГ. От Фехнера можно было ожидать вполне просоветского поведения. С его помощью чистка нацистских юристов сменилась на чистку буржуазных. В течение года органы юстиции СОЗГ были вынуждены покинуть почти все юристы с высшим юридическим образованием. На смену им пришли рабочие-выдвиженцы от СЕПГ со средним образованием <10>. ——————————— <10> СВАГ и немецкие органы самоуправления. С. 513 — 514, 611, 618; ГАРФ. Р-7317. Оп. 52. Д. 4; Л. 13 — 19; Д. 5. Л. 58 — 59, 79; Д. 8; Д. 11.

На совещании оперативных работников правовых отделений СВАГ в сентябре 1948 г. рассматривались вопросы: удаление из органов юстиции нацистских, реакционных элементов; вовлечение в юстицию новых демократических кадров, о работе курсов, о выполнении Приказа СВАГ N 201, об усилении меры судебной репрессии по делам хищений и разбазаривания собственности народных предприятий и репарационных грузов, об участии органов юстиции в выполнении сельхозпоставок в 1948 г., о борьбе с хищениями и разбазариванием собственности САО (Советское акционерное общество). Например, правовое отделение совместно с МЮ Саксония-Ангальт обследовало 7 амсгерихтов в 3-м квартале 1948 г. и 12 амсгерихтов во 2-м квартале 1948 г., чиновники присутствовали на судебных заседаниях, обследовали тюрьмы и т. д. Было просмотрено 136 дел по амнистии. Обобщалась судебная практика. По обнаруженным недочетам давались указания МЮ и Генеральному прокурору <11>. ——————————— <11> СВАГ и немецкие органы самоуправления. С. 573 — 574; ГАРФ. Ф. Р-7133. Оп. 1. Д. 246. Л. 18, 39, 45.

Правовое отделение Тюрингии проверило работу двух областных судов, тюрьмы в г. Веймар и т. д. Добились отставки руководства местной юстиции. 30.06.1948 г. советские чиновники собрали на конференцию работников юстиции Тюрингии (присутствовало 326 человек) — «О дальнейшей демократизации органов юстиции и о проведении приказов, директив СВАГ в жизнь». В конце июля 1949 г. начальник отделения сделал доклад о проверке работы МЮ земли Тюрингия. По его мнению, положение было неудовлетворительным. Члены СЕПГ влияние не оказывали, сами потворствовали буржуазным специалистам, либеральничали. 47% работников министерства были переселенцами из других немецких земель (вне советской зоны). Начальники правового отделения земли Саксония также составляли регулярные доклады-отчеты об управлении органами юстиции. Они требовали снять министра юстиции земли Дикманн, который, по их мнению, сопротивлялся снятию нацистов. В конечном счете генеральные прокуроры земель, министры юстиции и президенты оберландсгерихтов менялись почти каждый год. В 1949 г. МЮ земель получили новую функцию по контролю и ревизии органов юстиции. Были созданы отделы ревизий и контроля правосудия. Но опыта работы у них еще не было. Правовые отделения проводили показательные ревизии. За полугодие (1) МЮ Саксонии обревизовало 8 окружных судов и 4 городских. Правовое отделение навязало план работы МЮ. Директивы копировали советские акты <12>. ——————————— <12> СВАГ и немецкие органы самоуправления. С. 569 — 571; ГАРФ. Ф. Р-7212. Оп. 1. Д. 264. Л. 113, 123, 124, 190; Ф. Р-7184. Л. 47, 113 — 120.

Еще одним направлением работы стала организация и проведение курсов подготовки судебно-прокурорских работников для юстиции. В каждой земле действовали 6-месячные курсы. Программы утверждались центральным управлением юстиции и ПО СВАГ. В 1946 — 1949 гг. на курсы поступило 850 человек. Но многие из них не смогли работать в системе юстиции. Это было связано с тем, что малограмотные курсанты-пролетарии никак не вписывались в систему «буржуазной» немецкой юстиции. Было непонятно, что с ними делать? Курсовая подготовка приводила к формированию нового типа юриста с советским менталитетом. Впоследствии курсы выросли в правовую школу, в которой «выковались» первые партийные юристы ГДР <13>. ——————————— <13> СВАГ и немецкие органы самоуправления. С. 340; ГАРФ. Ф. Р-7133. Оп. 1. Д. 24. Л. 14; РГА-НИ, Ф. 82. Оп. 2. Д. 1175. Л. 125.

В период оккупации правовой отдел СВАГ осуществлял постоянный контроль над административными органами юстиции Восточной Германии. В течение трех лет немецкие юристы склонялись к советской модели. Но без особого успеха. После устранения «буржуазного» руководства в аппарат Управления юстиции СОЗГ и земель пришли просоветски настроенные члены СЕПГ. Они завершили чистку немецких органов юстиции, превратив их в «народные». В 1948 — 1949 гг. начинается активный переход к советской модели юстиции. Закончился он в 50-х гг. в ГДР.

Список использованной литературы

1. Ложкин А. Г. Правовой отдел советской военной администрации в Германии: история создания и деятельности. 1945 — 1949 гг.: Дис. … к. и.н. М., 2006. 2. Петров Н. В. Сталин и органы НКВД-МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945 — 1953 гг. Амстердам. С. 47, 88. 3. СВАГ и немецкие органы самоуправления, 1945 — 1949: Сборник документов. М.: РОССПЭН, 2006. 4. ГАРФ. Ф. Р-7317; Ф. Р-7077; Ф. Р-7133; Ф. Р-7212.

——————————————————————