Проблемы уголовно-процессуальных отношений прокурора со следователем и руководителем следственного органа

(Кругликов А. П.) («Российская юстиция», 2011, N 10)

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРОКУРОРА СО СЛЕДОВАТЕЛЕМ И РУКОВОДИТЕЛЕМ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА

А. П. КРУГЛИКОВ

Кругликов А. П., профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Волгоградского государственного университета.

На основе анализа положений Уголовно-процессуального кодекса в статье рассматриваются проблемы уголовно-процессуальных отношений прокурора со следователем и руководителем следственного органа.

Ключевые слова: прокурор, полномочия прокурора, уголовно-процессуальные отношения, следователь, руководитель следственного органа, уголовное дело, преступление, возбуждение уголовного дела, уголовное преследование.

On the basis of the analysis of positions of the Criminal procedure code in article inspected problems criminal-procedure relations the prosecutor with investigator and head of the investigative agency.

Процессуальные отношения прокурора со следователем и руководителем следственного органа постоянно находятся в центре внимания законодателя, научных и практических работников. Объясняется это тем, что прокурорам, следователям и руководителям следственных органов принадлежит решающая роль в организации и реализации уголовного преследования, в ходе которого существенно затрагиваются права и законные интересы граждан. Но отдельные положения УПК РФ сформулированы таким образом, что вполне позволяют сделать вывод о том, что в определенных случаях не прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а наоборот — следователь и руководитель следственного органа проверяют законность и обоснованность действий и решений прокурора. Такое положение нельзя считать допустимым, они противоречат Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» <1> и общей направленности уголовно-процессуального законодательства, служат препятствием для решения задач уголовного судопроизводства, закрепленных в ст. 6, ч. 2 ст. 21, ст. 73 и других нормах УПК РФ. Поэтому анализ возникших в связи с этим проблем представляется весьма актуальным. ——————————— <1> См.: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Рид Групп, 2011. С. 48.

Вначале назовем и рассмотрим те основные положения УПК РФ, которые, по нашему мнению, определяют роль прокурора в уголовном судопроизводстве по руководству уголовным преследованием лиц, совершивших преступления, и по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. 1. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, в том числе: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». А в ч. 1 ст. 37 УПК РФ закреплено важное правило: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия». Таким образом, отмечает А. В. Смирнов, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов <2>. В ч. 2 ст. 37 УПК РФ содержатся конкретные полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу. Здесь сразу обратим внимание на то обстоятельство, что именно прокурор уполномочен от имени государства осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а не наоборот. ——————————— <2> См.: Смирнов А. В. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 132.

2. Частью 1 ст. 21 УПК РФ предписано: «Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель». Таким образом, если исходить из буквы и духа закона, то в первую очередь и в полном объеме уголовное преследование осуществляет прокурор, но наряду с ним такое преследование в определенных законом пределах могут осуществлять также следователь и дознаватель. В Приказе Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. N 39 относительно полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве верно сказано: «В досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования». По обоснованному суждению А. С. Александрова, прокурору в уголовном процессе необходимо обладать полномочием «на распоряжение уголовным преследованием (вплоть до предоставления иммунитета от уголовного преследования обвиняемому). Другие государственные органы, осуществляющие уголовное преследование, должны находиться в процессуальном подчинении у прокурора. Публичные органы уголовного преследования, относящиеся к стороне обвинения, выступают как «процессуальные средства», с помощью которых прокурор осуществляет функцию обвинения (на наш взгляд — уголовного преследования. — А. К.). Органов уголовного преследования может быть много. Обвинительная власть должна быть одна, и распоряжаться ею должен прокурор» <3>. ——————————— <3> См.: Александров А. С. Забыть Фойницкого? // Стратегии уголовного судопроизводства / Сб. материалов научной конференции к 160 годовщине со дня рождения И. Я. Фойницкого. М.: РАП, 2008. С. 23.

3. Федеральным законом Российской Федерации от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» <4> (в дальнейшем в тексте — ФЗ от 5 июня 2007 г.) законодатель, по мнению многих научных и практических работников, необоснованно <5> лишил прокурора ряда важных полномочий и передал их руководителю следственного органа. Однако позднее Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» <6> (в дальнейшем в тексте — ФЗ от 28 декабря 2010 г.) прокурору были возвращены некоторые из ранее у него имевшихся полномочий, относящиеся к стадии возбуждения уголовного дела и осуществлению уголовного преследования. ——————————— <4> См.: Российская газета. 2007. 8 июня. <5> См., например: Масленникова Л. Н. УПК РФ и перспективы развития уголовного судопроизводства в России // Lex Russica. Научные труды Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. 2010. N 3. С. 557; Кругликов А. П. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве // Законность. 2008. N 8. С. 25 — 29. <6> См.: Российская газета. 2010. 30 декабря.

Так, в ч. 2 ст. 37 УПК РФ включен пункт 5.1 следующего содержания: «истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения в соответствии с настоящим Кодексом». Дополнено УПК РФ и указанием на то, что в случае признания названных решений руководителя следственного органа или следователя незаконными или необоснованными прокурор вправе в установленные законом сроки отменить их путем вынесения мотивированного постановления (ч. 6 ст. 148, ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК РФ). Возвращение прокурору полномочий по отмене указанных необоснованных и незаконных постановлений следователя или руководителя следственного органа, несомненно, усиливает его роль в осуществлении уголовного преследования и руководстве им. 4. Рассматривая поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением, прокурор вправе своим мотивированным постановлением вернуть его для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 221 УПК РФ). Следователь может обжаловать указанное постановление прокурора вышестоящему прокурору, но принятие окончательного решения все равно принадлежит соответствующему прокурору (ч. 4 ст. 221 УПК РФ). 5. Только прокурор имеет право утверждать обвинительное заключение и направлять уголовное дело в суд (п. 1 ч. 1 ст. 221, ч. 1 ст. 222 УПК РФ). 6. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, предусмотренный главой 40 УПК РФ, может иметь место тогда, если против этого не возражает государственный обвинитель (а им является должностное лицо органа прокуратуры — п. 6 ст. 5 УПК РФ). При наличии возражения прокурора уголовное дело рассматривается в общем порядке (ч. 4 ст. 314 УПК РФ). 7. Именно прокурор рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, и только прокурор вправе вынести постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (ст. 317.2 УПК РФ). В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 107 право заключать досудебное соглашение о сотрудничестве имеют Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, их заместители. 8. При рассмотрении уголовного дела в судебном разбирательстве государственный обвинитель, если придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения влечет за собой прекращение судом уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части (ч. 7 ст. 246 УПК РФ). То есть соответствующий прокурор при названных обстоятельствах полноправно распоряжается судьбой уголовного иска. Приведенные нормы УПК РФ (разумеется, есть и другие, содержащие различные полномочия прокурора в уголовном процессе), как представляется, убедительно подтверждают тот факт, что именно прокурор является руководителем уголовного преследования и что именно он осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Но есть в УПК РФ нормы, препятствующие, на наш взгляд, прокурору полноценно осуществлять от имени государства уголовное преследование и должный надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, причем некоторые из таких норм даже исполнение принятых прокурором решений ставят в зависимость от усмотрения следователя и руководителя следственного органа. Назовем и рассмотрим содержание некоторых из указанных норм. 1. Например, ч. 6 ст. 37 УПК РФ прокурору предоставлено право при несогласии руководителя следственного органа либо следователя с его требованиями об устранении нарушений федерального законодательства обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. При несогласии руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора последний может обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). И только после этого прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным. Из приведенных положений закона вытекает, что в названных случаях законность и обоснованность требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства проверяют в первую очередь, причем неоднократно, соответствующие руководители следственных органов (и даже следователь!). 2. В ч. 3 ст. 38 УПК РФ говорится о том, что при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который «информирует об этом прокурора». Вот так: «информирует» прокурора и только! 3. Сам же руководитель следственного органа в соответствии с ч. 4 ст. 39 УПК РФ в случае несогласия с требованиями прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, вправе вынести об этом мотивированное постановление, которое в течение 5 суток направляет прокурору. 4. Применительно к вопросам уголовно-процессуальных отношений прокурора со следователем и руководителем следственного органа также заслуживают внимания изменения, внесенные в ст. ст. 140 и 148 УПК РФ. Часть первая ст. 140 УПК РФ дополнена новым поводом для возбуждения уголовного дела: «4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании». А в ст. 148 УПК РФ, регулирующую отказ в возбуждении уголовного дела, включена часть первая: «1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа». Как известно, в соответствии с ч. 1 ст. 148 УПК РФ решение об отказе в возбуждении уголовного дела следователь оформляет своим постановлением. Итак, чтобы не согласиться с «мотивированным» постановлением прокурора, в котором содержится требование решить вопрос о возбуждении уголовного преследования, достаточно получить согласие руководителя следственного органа. А между тем неисполнение постановления прокурора (содержащегося в нем решения) означает фактическую его отмену, на что полномочий у следователя и руководителя следственного органа нет. Пунктом 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ установлено, что в ходе досудебного производства по уголовному делу отменять незаконные и необоснованные постановления прокурора может только вышестоящий прокурор! То есть в случае несогласия следователя и руководителя следственного органа с соответствующим постановлением прокурора они могут обжаловать его вышестоящему прокурору, например, по аналогии в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ. 5. В ст. 37 УПК РФ включена часть 2.1 следующего содержания: «По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела». Отсюда логичен следующий вывод: следователь может признать письменный запрос прокурора немотивированным и отказать ему в предоставлении материалов дела. Но разве может прокурор проверить законность и обоснованность действий и решений следователя, проверяя, например, доводы, содержащиеся в жалобе потерпевшего или обвиняемого, не изучив материалы уголовного дела? Вопрос, как представляется, чисто риторический. В УПК РФ содержатся и другие несоответствующие духу и букве закона положения, фактически дающие полномочия следователю и руководителю следственного органа контролировать процессуальную деятельность прокурора, проверять законность и обоснованность принимаемых им решений, позволяющие следователю и руководителю следственного органа играть чуть ли не главную роль в уголовном преследовании. В юридической литературе обоснованно отмечено: «Создание независимой от прокурора следственной власти не способствует оптимизации правоохранительной структуры… путь на раскол обвинительной власти, начатый в 2007 г., в связи с выведением из-под процессуального руководства прокуратуры органов следствия — ошибочный путь» <7>. ——————————— <7> См.: Александров А. С. К вопросу о создании единого следственного комитета // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. N 6 (76). С. 18.

Этот вывод подтверждают данные судебно-следственной практики. Выступая с докладом 27 апреля 2011 г. на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я Чайка отметил: «Много проблем сложилось с качеством предварительного следствия. По-прежнему значительное количество уголовных дел возвращается прокурорами для дополнительного расследования. Хроническая проблема — сроки расследования дел. В истекшем году каждое третье уголовное дело, расследованное следователями Следственного комитета при прокуратуре и Министерства внутренних дел, было окончено с превышением срока, установленного законом, а следователями ФСКН России — каждое второе. Повсеместно следственными органами нарушаются конституционные права граждан. Среди наиболее часто выявляемых прокурорами нарушений — незаконное возбуждение уголовных дел, нарушение прав участников уголовного судопроизводства, необоснованное привлечение к уголовной ответственности. В 2010 году следователями органов внутренних дел в отношении более 3700 лиц было прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям, либо они оправданы судом. Рост почти вдвое в сравнении с 2009 годом, в Следственном комитете — на 11%. При этом каждый пятый в Следственном комитете МВД содержался под стражей, в Следственном комитете при прокуратуре — каждый третий» <8>. ——————————— <8> См.: Чайка Юрий Яковлевич. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://genproc. gov. ru/management/appearences/document-71822.

Рамки статьи не позволяют подробнее осветить затронутые в ней вопросы, но вывод из всего изложенного в ней, на наш взгляд, очевиден: прокурору необходимо вернуть все его полномочия, которые он имел до принятия ФЗ от 5 июня 2007 г.

——————————————————————