Адвокатура как жанр искусства

(Жадяева М. А.) («Адвокатская практика», 2011, N 6)

АДВОКАТУРА КАК ЖАНР ИСКУССТВА <*>

М. А. ЖАДЯЕВА

——————————— <*> Zhadyaeva M. A. Advocature as a genre of art.

Жадяева Марина Александровна, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Саранского кооперативного института АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», кандидат юридических наук.

В статье автор рассматривает адвокатуру как жанр искусства, который включает в себя различные составляющие: ораторское искусство, теоретическую подготовку, практический опыт, поведение сообразно принципам профессиональной этики. Проанализирована готовность адвокатуры действовать в интересах граждан, накапливать юридическую информацию с последующим ее превращением в убеждающую составляющую ораторской речи, способствовать развитию правовой культуры в целом.

Ключевые слова: адвокатура, адвокат, ораторское искусство, практический навык, профессиональная этика адвоката.

In article the author considers legal profession as a genre of art which includes various components: oratory, theoretical preparation, practical experience, behaviour in compliance with principles of a professional etiquette. Readiness of legal profession to operate in interests of citizens is analysed, to accumulate the legal information with its subsequent transformation into a convincing component of oratorical speech, to promote development of legal culture as a whole.

Key words: legal profession, the lawyer, oratory, practical skill, a professional etiquette of the lawyer.

Адвокатура является одним из институтов формирования гражданского, правового общества в нашем государстве, способствующим повышению юридической культуры каждого гражданина, реализации важнейших принципов демократического государства — законности, справедливости, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина. Отсутствие адвокатского сообщества ведет к невозможности претворения в жизнь законов, попыткам сформировать нормальное правосудие. Поэтому деятельность адвокатуры предопределена ее направленностью — служением интересам граждан, отстаивающих свои законные права. Говоря об адвокатуре как жанре искусства, нужно подчеркнуть, что последнее многогранно по своей сути, включает различные части. Следовательно, и адвокатура, рассматриваемая как жанр искусства, будет включать различные составляющие. К ним можем отнести и ораторское искусство, и теоретическую подготовку адвоката, и практический опыт, наконец, умение вести себя сообразно принципам профессиональной этики адвоката. Ораторское искусство, как правило, стоит на первом месте в системе составляющих адвокатского искусства. Ведь, как отмечает С. И. Володина: «Общие представления об особенном типе судебной речи сложились еще в античной традиции ораторского искусства, для которой характерны мотивы ответственности судебного оратора за каждое сказанное слово. Уже тогда искусство речи в суде резко отграничивалось от других, менее ответственных разновидностей публичного слова. «Если кто ошибся раз на сцене, о том не говорят сразу, что он не умеет играть; если же оратор будет замечен в какой оплошности, то слава о его глупости будет если не вечной, то очень и очень долгой», — заметил Цицерон» <1>. Ораторское искусство адвоката не приходит к нему с рождения. Это та его способность, которая приобретается в результате многолетней, кропотливой и усиленной работы над собой. При этом, как отмечает С. А. Андреевский, «большинство думает, что если человек способен говорить без запинки, то значит, он — оратор. И вот почему болтунов смешивают с ораторами. Это один из величайших абсурдов» <2>. А. Ф. Кони отмечал, что умение говорить публично достигается выполнением трех требований: «Нужно знать предмет, о котором говоришь; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами; нужно не лгать, ложь отнимает у публичной речи ее силу и убедительность» <3>. Помимо вышеперечисленных требований, судебная речь адвоката должна быть убедительной, уважительной, выразительной, ясной, логически сложенной, уместной, в то же время простой, доступной, аргументированной, содержательной. Действительное воздействие на аудиторию именно всех этих качеств речи осуществляется системно, поскольку их совместное применение обеспечивает действенное убеждающее значение речи адвоката. Ясность речи означает ее понятность для большинства слушателей, когда адвокат применяет общеупотребительные термины. Речь защитника должна быть понятна и доходчива любому присутствующему в судебном заседании. Логичность речи основана на законах логики и последовательном ее содержании, связана с объективной реальностью. Чтобы речь была логически последовательной, необходимо всегда составлять ее план, в котором будет отражаться логический переход от одной мысли к другой. При этом, как отмечается в литературе, «логичность речи во многом зависит от умения судебного оратора правильно использовать средства интонационного выделения логической структуры речи», речевые такты, логические ударения, логические паузы <4>. Важно при логическом построении речи выделить главную идею и дополняющие ее части. Результатом несоблюдения этих простых приемов является монотонная и однообразная речь. На убедительность произносимой речи влияет и то, насколько громко и отчетливо она произносится, насколько емкой она является по содержанию, но в то же время лаконичной. «Чтобы судебная речь прозвучала действительно убедительно, оратор должен иметь определенные качества, знания, уметь учитывать психическое и физическое состояние аудитории и произносить содержательные речи, в которых есть ответы на все важные вопросы рассматриваемого дела» <5>. Речь может быть длинной, краткой. Главное — она должна способствовать пониманию участниками всей сути происходящего, сущности дела. Примером краткой, но в то же время очень емкой является речь Ф. Н. Плевако в защиту священнослужителя, вольно обращавшегося с деньгами прихожан: «Господа присяжные заседатели! Более двадцати лет мой подзащитный отпускал вам грехи ваши. Один раз отпустите вы ему, люди русские!» Именно такая речь, не содержащая лишнего, краткая и убедительная, говорит об ораторском мастерстве выдающегося адвоката. ——————————— <1> Володина С. И. Психологические и этические особенности защитительной речи // URL: http://www. bestlawyers. ru <2> Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века / Сост. И. Потапчук. Тула, 1997. С. 13. <3> Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1967. Т. 4. С. 142 — 143. <4> Мельник В. В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000. С. 305. <5> Алексеев Н. С., Макарова З. В. Ораторское искусство в суде. Л., 1985. С. 47.

Произнося речь, адвокат-защитник должен быть полностью уверен в истинности той позиции, на которой он настаивает, поскольку убедить судей сможет тот, кто сам убежден в своей правоте. Конкретных, общепринятых требований к защитительной речи, закрепленных в нормативно-правовом акте, не существует. Анализ непосредственного наблюдения за ходом более чем 150 судебных заседаний Верховного Суда Республики Мордовия за 2008 — 2010 гг. позволяет утверждать, что каждое выступление адвоката индивидуально, зависит от целого ряда факторов: избранной тактики защиты, сложности дела, доказательственной базы, особенностей личности доверителя и других обстоятельств. В структуре защитительной речи можно условно выделить несколько частей: вводная, основная, заключительная. Так, во вводной части адвокат старается создать атмосферу непринужденности, доброжелательности по отношению к участникам процесса, психологического контакта с ними. Речь становится свободной, полной, приобретает направленность и четкость. Вводная часть речи содержит проблему, которую будет необходимо разрешить. В основной части излагаются событие преступления, суть обвинения, обстоятельства рассматриваемого деяния, дается оценка собранным доказательствам, на их основе степень виновности либо невиновности подсудимого, квалификация, мера наказания, характеристика личности подсудимого, смягчающие вину обстоятельства. В заключительной части подводится итог: ставятся вопросы об оправдании подсудимого, оценки его вины, назначения минимального срока наказания либо условного осуждения. Если рассматривать адвокатуру как жанр искусства, то правомерным ли в данном случае будет назвать адвоката актером? Представляется, что все-таки адвокат не является актером, хотя специфика их деятельности отчасти совпадает: работа над речью, жестами, мимикой, навыки воздействия на публику. Но в то же время актер создает определенные образы для публики, в то время как адвокат создает только сам свой образ, выступая в суде и убеждая слушателей в определенном факте. При этом от того, как поведет себя адвокат, какой образ создаст он, зависит многое, и прежде всего — человеческие судьбы. «Ораторское искусство, видимо, тем и отличается от актерского, что каждое слово оратора есть действие, которое может иметь исключительно серьезные последствия, отразиться не только на репутации говорящего, но и на судьбе подзащитного, на судьбе дела» <6>. Адвокат в рамках ораторского искусства должен постараться внушить доверие и уважение к себе аудитории. Уважением пользуются лишь те адвокаты, которые обладают широкими познаниями не только в юриспруденции, но и в психологии, этике, эстетике, имеют колоссальный практический опыт. Защитник должен на интуитивном уровне понять, какого мнения придерживается судья. Он должен убедить человека, который сам ему ничего не говорит, при этом привести совокупность аргументов, способных изменить его позицию. Адвокат должен постараться найти внушительные доводы, чтобы осудить совершенное подсудимым преступление и в то же время убедительно опровергнуть предъявленное обвинение, смягчить наказание. Немаловажное значение имеет и внешность адвоката. Ведь если защитник может позволить себе явиться в судебное заседание в неряшливом виде, то вряд ли это показывает уважение его к окружающим, к суду и к тому, кого он защищает. Нельзя также быть и чрезмерно эмоциональным в судебном заседании, эмоции должны украшать речь, но не уводить от позиции защиты. Важно продумать заранее, какими будут мимика, жестикуляция, возможность их изменения в процессе защиты. Но ораторское искусство выступления в суде — это лишь одна из частей работы адвоката, которой предшествует не менее кропотливая работа, заключающаяся в доскональном изучении документов доверителей, владении нормами законов, знании особенностей работы судов, прокуратуры, полиции. Адвокат должен вести себя с доверителем в той манере, которая будет располагать к диалогу, выяснению неопределенных вопросов, отсутствию оскорбительных отзывов, толерантности по отношению к коллегам-адвокатам. Только тот адвокат, который систематически занимается самообразованием, отслеживает изменения в законодательстве, судебной практике, науке, может рассчитывать на успех. Г. М. Резник точно заметил, что «настоящий адвокат — безусловно, грамотный юрист, он должен любить свою профессию, а в наших условиях еще и обладать немалым мужеством для того, чтобы защищать в нашем пораженном обвинительным уклоном суде. У суда и прокуратуры власть. У адвоката нет другого оружия, кроме слова, устного или письменного» <7>. ——————————— <6> Володина С. И. Указ. соч. <7> Интервью с Президентом Адвокатской палаты г. Москвы Г. М. Резником // Юрист. 2008. N 8. С. 10.

——————————————————————