Об основных задачах прокурорского надзора за исполнением земельного, природоохранного законодательства и мерах по защите объектов культурного наследия в Московской области. Выступление прокурора Московской области А. А. Аникина

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2012, N 2)

ОБ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗЕМЕЛЬНОГО, ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕРАХ ПО

ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ А. А. АНИКИНА

Вопросы организации должного прокурорского надзора за исполнением земельного и природоохранного законодательства имеют в Московской области особую остроту.

Подмосковье — это 4,5 млн. га привлекательной земли, где почти половина всей территории — это земли лесного фонда (40%), почти столько же отнесено к землям сельскохозяйственного назначения (38%), и лишь незначительная доля — земли поселений (11%). Особая гордость и в то же время головная боль — разветвленная сеть водных объектов, большинство из которых являются источниками питьевого водоснабжения.

На особую актуальность имеющихся проблем в сфере землепользования и охраны природы указывает из года в год продолжающийся поток обращений по вопросам земельных правоотношений. Только за прошлый год по вопросам земельного и градостроительного законодательства разрешено свыше 5,5 тысячи обращений граждан и организаций.

Выявлено более 3800 нарушений закона (АППГ — 3500), внесено 619 представлений (580), опротестовано 400 незаконных правовых актов, направлено 374 исковых заявления (233), к дисциплинарной ответственности привлечено 143 лица, к административной — 208 лиц, направлено 37 материалов для уголовного преследования, по которым возбуждено 16 уголовных дел (12).

Не в последнюю очередь это связано с предпринятыми аппаратом прокуратуры области мероприятиями организационного характера, одним из которых можно назвать проведение при прокуроре области в августе 2011 г. межведомственного совещания по вопросам состояния законности и прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства.

Проведению совещания предшествовал глубокий анализ практики прокурорского надзора. По результатам совещания горрайспецпрокуроры ориентированы на проверку принимаемых органами местного самоуправления актов о предоставлении земельных участков с изучением всех правоустанавливающих документов.

В соответствии с решением совещания проведена проверка законности предоставления органами государственной власти и местного самоуправления земельных участков для строительства и изменения вида разрешенного использования земельных участков.

По результатам проверки опротестованы противоречащие земельному законодательству муниципальные нормативные правовые акты, действовавшие на территории ряда городов и районов области (Долгопрудный, Ивантеевка, Климовск, Видное, Павловский Посад, Пушкино), в органы местного самоуправления внесены представления.

Опротестованы постановления органов местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельных участков с огородничества на ведение личного подсобного хозяйства, противоречащие установленной законом процедуре предоставления земельных участков для указанных целей, а также разрешающие дачное строительство в охранных зонах объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.

Приняты меры прокурорского реагирования по фактам допускаемых органами местного самоуправления необоснованных отказов, волокиты при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков, фактам возложения на заявителей обязанностей по представлению документов, не предусмотренных законом. Прокурорами выявлялись факты ненадлежащего информирования населения о возможном предоставлении земельных участков для строительства.

Допускались нарушения и при предоставлении из государственной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения. По данным нарушениям мы также принимали меры реагирования, направлялись иски, материалы проверок в порядке ст. 37 УПК РФ.

В частности, по материалам проверки по факту предоставления ТУ Росимущества в Московской области юридическому лицу земельного участка вопреки требованиям ст. 36 Земельного кодекса ГСУ СК России 16 ноября 2011 г. возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК Российской Федерации.

Особая актуальность упомянутой проблемы на территории Московской области обусловила включение соответствующей тематической проверки в план работы прокуратуры области на 1-е полугодие 2012 г. В марте результаты будут обсуждены на заседании коллегии прокуратуры области.

Одновременно не забывали мы об обучении оперативных работников методике надзора. Наиболее распространенные нарушения закона и недостатки в организации прокурорского надзора обсуждены в октябре 2011 г. на семинарском занятии, подготовлено информационное письмо.

Повышенное внимание уделялось исполнению земельного законодательства в отношении земель, занятых объектами культурного наследия. По поручению Генеральной прокуратуры и в связи с многочисленными публикациями в средствах массовой информации была создана рабочая группа и организована проверка законности предоставления земельных участков на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

По результатам в Можайский городской суд направлено 10 заявлений о признании недействительными постановлений главы сельского поселения Бородинское об изменении вида разрешенного использования земельных участков на «дачное строительство», которые удовлетворены.

Также Можайский горпрокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления при разработке генеральных планов сельских поселений, расположенных на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. (В удовлетворении требований прокурора судом первой инстанции отказано, решение обжаловано в кассационном порядке.)

Арбитражным судом Московской области по заявлению ЗАО «Колхоз Уваровский», рассмотренному с участием прокуратуры области, признано недействительным постановление главы Можайского района об установлении границ и вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в охранной зоне Бородинского музея-заповедника, под размещение полигона твердых бытовых отходов.

По материалам прокуратуры области Территориальным управлением Росимущества в судебном порядке оспорены свыше 60 постановлений главы администрации Можайского муниципального района о предоставлении земельных участков на территории Бородинского музея-заповедника.

По выявленным фактам завладения земельными участками на основании поддельных свидетельств о праве собственности на землю были направлены материалы в СО по г. Можайску ГСУ СК России по Московской области, 29 декабря 2011 г. возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК Российской Федерации.

Проверками в 2011 г. были также охвачены и иные объекты культурного наследия общероссийского значения, такие, как музей-усадьба «Архангельское» в Красногорском районе, называемый «Русским Версалем», ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря в Истринском районе, комплекс памятников истории, культуры и археологии, известный как «Древний город Радонеж» в Сергиево-Посадском районе, и многие другие.

Анализ причин нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия показывает, что одной из основополагающих проблем является отсутствие сведений о границах территории памятников истории и культуры, их охранных зон в государственном кадастре недвижимости.

Прокуратурой области на протяжении 2011 г. неоднократно вносились представления в уполномоченные органы государственной власти Московской области, не обеспечившие своевременное направление в установленном законом порядке соответствующих сведений в органы кадастрового учета.

Правительству Московской области предложено изыскать необходимые средства на решение названной проблемы в возможно короткие сроки.

Не остались без внимания в прошедшем году и вопросы надзора за соблюдением природоохранного законодательства, где выявлено порядка 6,5 тысячи нарушений закона, внесено более 1000 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено более 500 лиц, к административной ответственности — более 800 лиц, возбуждено 17 уголовных дел, направлено более 400 исковых заявлений в суды, предостережены 232 лица, опротестовано 84 незаконных правовых акта.

Наиболее актуальные проблемы, связанные с обеспечением безопасности граждан от чрезвычайных ситуаций природного характера, являлись предметом ежегодно проводимых органами прокуратуры области проверок.

В прошедшем году организационные и проверочные мероприятия были предприняты заблаговременно, до начала пожароопасного периода, что позволило избежать в ушедшем году тяжких последствий стихийных бедствий. В 2012 г. вопросам предупреждения и борьбы с природными пожарами также будет уделяться пристальное внимание.

Принимались меры предупредительного характера в связи с угрозой распространения вируса африканской чумы свиней. Совместно с органами государственного ветеринарного надзора проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства сельскохозяйственными предприятиями при эксплуатации свиноводческих хозяйств.

Организована и проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и соблюдения прав граждан, проживающих в зоне негативного воздействия промышленных и иных объектов, на благоприятную окружающую среду.

По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Всего по результатам проверки внесено 44 представления, в том числе в территориальные подразделения Роспотребнадзора, возбуждено 32 дела об административных правонарушениях, направлено 3 иска в суд.

Проанализировано состояние законности и прокурорского надзора в сфере соблюдения природоохранного законодательства при рекультивации отработанных карьеров по добыче полезных ископаемых с использованием отходов производства и потребления на территории области. Выявлены нарушения действующего законодательства в части отсутствия у юридических лиц необходимой разрешительной документации, нарушения технологии проведения рекультивационных работ и др.

Итоги проверки обсуждены в декабре 2011 г. на заседании рабочей группы по вопросам соблюдения земельного и природоохранного законодательства с приглашением представителей контролирующих и правоохранительных органов.

По итогам заседания решено в 1-м полугодии 2012 г. проанализировать ситуацию в сфере соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации очистных сооружений по очистке сточных вод населенных пунктов Московской области, достаточность мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вместе с тем вопросы надзора за соблюдением природоохранного законодательства вызывают тревогу.

Несмотря на то что нарушения здесь лежат буквально на поверхности, анализ статистических данных показывает, что некоторые прокуроры устранились от осуществления надзора в этой сфере, о чем свидетельствует снижение результативности работы.

В этой связи еще в декабре 2011 г. мной принято решение о проведении комплексной проверки организации работы 7 управления прокуратуры области. Курирующему заместителю М. В. Можаеву на коллегии по итогам года дано персональное поручение досконально разобраться с причинами низкой эффективности работы природоохранной прокуратуры и представить конкретные предложения по исправлению ситуации.

В настоящее время уже подобран кандидат на должность Межрайонного природоохранного прокурора, обладающий необходимыми моральными и деловыми качествами.

Предпринятые меры должны позволить в 2012 г. поднять на качественно новый уровень работу по надзору за исполнением законов в экологической сфере, добиться реального положительного влияния на деятельность государственных органов исполнительной власти и состояние окружающей среды в Московском регионе.

——————————————————————