Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья. Выступление прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа А. В. Герасименко

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2012, N 2)

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОБЫЧИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И

ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

А. В. ГЕРАСИМЕНКО

С учетом специфики Ямало-Ненецкого автономного округа, являющегося основным газодобывающим регионом России, вопросы обеспечения законности при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья рассматриваются прокуратурой округа в качестве приоритетных.

В нашем регионе открыто более 220 месторождений газа, нефти и конденсата, в год добывается порядка 500 млрд. кубометров газа, более 20 млн. тонн нефти, работают свыше 60 предприятий, добывающих и перерабатывающих углеводородное сырье.

Активное освоение месторождений углеводородов, будучи главной отраслью промышленности округа, является в то же время основным фактором негативного воздействия на окружающую среду. Ежегодно в автономном округе в деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса выявляется свыше полутора тысяч нарушений закона. Это требовало от прокуратуры в первую очередь четко скоординировать действия контрольно-надзорных и правоохранительных органов по пресечению экологических правонарушений и обеспечению промышленной безопасности в регионе.

В этих целях в 2010 — 2011 гг. прокуратурой округа было проведено два межведомственных и два координационных совещания с руководителями природоохранных и правоохранительных органов округа, на которых были детально обсуждены вопросы обеспечения законности в сфере топливно-энергетического комплекса, перед каждым органом поставлены конкретные задачи по повышению эффективности в работе.

Усилия прокуратуры округа в прошедшем году были сосредоточены на вопросах соблюдения в процессе добычи и транспортировки углеводородного сырья требований законодательства о недропользовании, о промышленной безопасности, об охране атмосферного воздуха, обращении с опасными отходами. В этих целях прокурорскими проверками было охвачено 43 предприятия ТЭКа.

В ходе проверок вскрыты многочисленные факты несоблюдения условий лицензионных соглашений, порядка эксплуатации и обращения с нефтяными и газовыми скважинами, нерационального использования недр, превышения лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, несоблюдения экологических требований при обращении с отходами.

Крупнейшими недропользователями — такими, как «Газпромнефть — Ноябрьскнефтегаз», «Газпром добыча Ноябрьск», «Лукойл — Западная Сибирь», — не обеспечивался закрепленный в лицензионных соглашениях уровень добычи попутного газа и нефти, объем вводимых в эксплуатацию разведочных и поисково-разведочных скважин, не выполнялись требования по обустройству лицензионных участков и оформлению горноотводных документов.

По фактам неисполнения условий лицензионных соглашений и требований технических проектов 13 недропользователей по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 2,5 млн. рублей, руководителям предприятий внесены представления, по результатам их рассмотрения 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, и недропользователями приняты реальные меры к устранению нарушений закона.

Однако при отсутствии в Роснедрах и Росприроднадзоре налаженного механизма досрочного прекращения права пользования недрами крупные предприятия ТЭКа не заинтересованы в скорейшем устранении таких нарушений, поскольку санкции, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, где максимальный размер штрафа составляет 500 тыс. рублей, несопоставимы с финансовыми оборотами таких предприятий и расходами, необходимыми для реального устранения нарушений закона.

В 2010 г. управлением Росприроднадзора по ЯНАО в Росприроднадзор были направлены материалы для решения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по 10 лицензиям, в 2011 г. — еще по 45. При этом только в двух случаях было принято решение о прекращении права пользования недрами, а по материалам в отношении 48 лицензий (87%) сведения о принятых решениях ни из Росприроднадзора, ни из Роснедр не поступили вообще.

В условиях ежегодного увеличения объемов добываемого углеводородного сырья и реализации на территории округа Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал особую остроту приобрели вопросы рационального недропользования. Несовершенство применяемых технологий добычи углеводородного сырья, вызывающее неоправданные потери газа, негативно влияет как на экономическую эффективность использования углеводородов, так и на состояние окружающей среды.

Так, «Газпромнефть — Ноябрьскнефтегаз», являясь владельцем лицензии на право добычи углеводородного сырья в пределах Равнинного участка, в 2010 г. не использовало ни одного кубометра попутного нефтяного газа, в 2011 г. — лишь 3,5% (при нормативе 70%). Акционерное общество «РИТЭК», являясь владельцем лицензии на добычу углеводородов в пределах Средне-Хулымского участка, как в 2010 г., так и в 2011 г. обеспечило полезное использование лишь 56% попутного газа (при нормативе 96%). Остальной попутный газ сжигается на факельных установках.

По данным фактам прокурором г. Ноябрьск в отношении «Газпромнефть — Ноябрьскнефтегаз» возбуждено дело об административном правонарушении, назначен и уплачен штраф в размере 800 тыс. рублей, директору общества внесено представление, приняты меры к устранению нарушений закона. По иску природоохранного прокурора на акционерное общество «РИТЭК» судом возложена обязанность обеспечить использование попутного газа в объеме не менее 96%, наложен запрет сжигать на факельных установках более 5% добытого газа.

Однако одними лишь мерами прокурорского воздействия данную проблему не решить. На федеральном уровне необходимо установить действенные меры экономического стимулирования перехода предприятий на современные технологии добычи углеводородов, исключающие их нерациональное использование, и ввести жесткие санкции за несоблюдение требований закона.

Другим приоритетным вопросом является экологическая и промышленная безопасность состояния нефтегазодобывающих скважин. На территории округа зарегистрировано почти 40 тыс. опасных производственных объектов, 69% из которых (27 284) составляют газовые и нефтяные скважины различных категорий.

Распространены факты несоблюдения порядка консервации и расконсервации скважин, невнесения их в государственный реестр опасных производственных объектов, непринятия мер к разработке планов по локализации и ликвидации последствий аварий, в том числе разливов нефтепродуктов. Только в истекшем году органами прокуратуры округа такие нарушения вскрыты в деятельности восьми предприятий ТЭКа.

На всех эксплуатируемых месторождениях «Газпромнефть — Ноябрьскнефтегаз» и «Заполярнефть» не были своевременно продлены сроки консервации скважин, в отношении 10 скважин планы работ по расконсервации и графики обследования устьев скважин не были согласованы с органами Ростехнадзора. Муравленковским филиалом «Газпромнефть — Ноябрьскнефтегаз» 85 скважин не были внесены в реестр опасных производственных объектов.

По результатам рассмотрения представлений прокуроров нарушения устранены, общества и их виновные должностные лица привлечены к административной ответственности.

Не менее остро стоят вопросы охраны атмосферного воздуха. В автономном округе основной вклад в суммарные выбросы загрязняющих веществ вносят предприятия по добыче газа и нефти (47%), а также предприятия по транспортировке газа по трубопроводам (18%).

Распространены факты превышения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, отсутствия учета вредных выбросов, невыполнения мероприятий по их улавливанию, утилизации и обезвреживанию, несвоевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, занижения размера такой платы.

Обществом «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» при добыче газа на Южно-Тарасовском месторождении было допущено превышение нормативов предельно допустимых выбросов метана, диоксида азота, окиси углерода и других загрязняющих веществ. Прокурором г. Салехард в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, директору общества внесено представление, по результатам рассмотрения которого обществом получено разрешение на дополнительные сверхлимитные выбросы. Аналогичные нарушения были вскрыты прокурорами в деятельности еще 5 предприятий ТЭКа.

Несмотря на имеющиеся в автономном округе результаты в работе по инвентаризации отходов, способах их захоронения и переработки, в деятельности предприятий, добывающих углеводородное сырье, распространены факты обращения с отходами при отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также превышения таких лимитов.

Обществом «Газпромнефть — Ноябрьскнефтегаз» были превышены лимиты на размещение бурового шлама на 36%, отходов шлаковаты — на 18%. Акционерное общество «Норильскгазпром» осуществляло деятельность по использованию, обезвреживанию и размещению отходов при отсутствии лимитов на их размещение. Только после привлечения указанных недропользователей и их должностных лиц к административной ответственности и внесения представлений обществом «Газпромнефть — Ноябрьскнефтегаз» произведены дополнительные платежи в 5-кратном размере за сверхлимитное размещение отходов, «Норильскгазпромом» получены лимиты на размещение отходов.

Всего в истекшем году в деятельности предприятий, осуществляющих добычу, переработку и транспортировку углеводородного сырья, органами прокуратуры округа выявлено 1563 нарушения закона (АППГ — 1615), для их устранения внесено 507 актов прокурорского реагирования (508), по результатам их рассмотрения более 300 (321) должностных лиц привлечены к различным видам ответственности (371).

26 декабря 2011 г. вопросы обеспечения законности в данной сфере подробно обсуждены на межведомственном совещании с участием управления Росприроднадзора и Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО. Перед прокурорами и контролирующими органами поставлена задача повысить эффективность работы по реальному устранению нарушений закона и возмещению ущерба, причиненного окружающей среде в результате деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса.

Этим целям подчинена организованная в настоящее время аппаратом прокуратуры округа плановая проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, результаты которой в марте текущего года планируется рассмотреть на заседании коллегии прокуратуры округа.

——————————————————————