Об обеспечении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и работе прокуратуры Краснодарского края по обеспечению законности в период подготовки к Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Выступление прокурора Краснодарского края Л. Г. Коржинека

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2012, N 2)

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН В

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ И РАБОТЕ ПРОКУРАТУРЫ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В ПЕРИОД

ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ 2014 ГОДА В СОЧИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Л. Г. КОРЖИНЕКА

В связи с особой актуальностью и острым социальным значением вопросов соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в истекшем периоде им уделялось повышенное внимание. Усилия органов прокуратуры края были направлены на обеспечение законности при расходовании бюджетных средств, формировании тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса, обеспечении готовности объектов социальной сферы и жилищного фонда к отопительному сезону, а также качества оказываемых населению коммунальных услуг.

В ходе осуществления надзорной деятельности выявлено около 2000 нарушений закона. По результатам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 570 лиц. Возбуждено 32 уголовных дела, из них 27 по инициативе органов прокуратуры края. В качестве первоочередной задачи прокурорами рассматривалось реальное устранение нарушений закона и восстановление прав и законных интересов граждан.

С целью выявления и пресечения фактов хищения средств, выделяемых в том числе на реформирование жилищно-коммунальной отрасли, налажено взаимодействие с органами финансово-бюджетного надзора, правоохранительными и иными структурами. Его результатом стало выявление значительного числа нарушений действующего законодательства и возбуждение ряда резонансных уголовных дел, связанных со злоупотреблениями в сфере ЖКХ.

Так, в результате проверки информации Росфинмониторинга выявлена организованная группа лиц во главе с директором муниципального учреждения города Краснодара, совершавшая неправомерные финансовые операции со средствами Фонда содействия реформированию ЖКХ, выделенными на капитальный ремонт многоквартирных домов. Сумма ущерба составила более 30 млн. рублей. Возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 159 УК.

Своевременное вмешательство позволило пресечь деятельность компании «Руслифт», мошенническими действиями руководства которой при ремонте лифтов в жилых домах причинен ущерб в сумме 3 млн. рублей. По материалам прокурорской проверки также расследуется уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

В рамках подготовки к отопительному сезону менее чем за месяц до его начала прокуратурой выявлено отсутствие готовности некоторых муниципальных образований к зимнему периоду. В связи с незавершенными работами по реконструкции коммунальной инфраструктуры возникали проблемы с теплоснабжением ряда многоквартирных домов и социально значимых объектов. После объявления предостережения руководителю департамента топливно-энергетического комплекса края работы завершены в оперативном порядке.

В ряде районов края органы местного самоуправления мерами прокурорского реагирования понуждены к принятию долгосрочных целевых программ, направленных на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры. В отдельных случаях для успешной реализации стоящих перед органами прокуратуры задач потребовалось применение мер гражданско-правового воздействия путем обращения в суд.

Выявлялись факты неправильного экономического расчета при установлении тарифов региональной энергетической комиссией, что также потребовало оперативного принятия мер реагирования, направленных на обеспечение установленного порядка их формирования. По требованиям прокуроров произведен перерасчет и снижены тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение в ряде районов края.

По многочисленным жалобам граждан в связи с неправомерными действиями управляющих компаний, несоответствующим качеством оказываемых коммунальных услуг организовывались тщательные проверки. В результате предпринятых органами прокуратуры края мер предотвращены факты незаконного установления платежей данными организациями.

В г. Армавире нарушения, допущенные при отпуске тепловой энергии для нужд населения в количестве, превышающем необходимое, послужили основанием для перерасчета потребителям размера оплаты за оказанные услуги по отоплению. Перерасчет произведен поставщиком после обращения прокурора в суд с заявлением.

Принятыми органами прокуратуры края гражданско-правовыми мерами по коллективному обращению жителей г. Крымска восстановлено горячее водоснабжение в 275 жилых домах, которое было неправомерно прекращено. Выявленные в результате проведенной проверки нарушения послужили основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 14.8, ст. 7.23 КоАП РФ юридического лица, оказывающего услуги горячего водоснабжения, и должностных лиц данной организации.

Стихийные бедствия в январе и феврале 2012 г. создали угрозу функционированию системы ЖКХ на Черноморском побережье края. Более всего пострадали жилищные объекты и инженерная инфраструктура в г. Новороссийске. В данной ситуации органы прокуратуры были ориентированы на принятие мер к обеспечению органами местного самоуправления прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций, своевременному устранению и минимизации последствий стихийных бедствий. В настоящее время акцент сделан на обеспечении целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на восстановление поврежденных объектов.

Одна из наиболее важных задач, стоящих перед органами прокуратуры Краснодарского края, — обеспечение законности в ходе подготовки к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. Это уникальный мегапроект масштабного строительства, реализация которого придаст новый импульс популяризации спорта, развитию соответствующей инфраструктуры в регионе и стране, станет важной вехой в развитии международных отношений и статуса Российской Федерации.

В связи со стремительным сокращением времени до открытия Олимпиады-2014 темпы и эффективность работы в данном направлении поступательно наращивались. Выявлено более 1,5 тысячи нарушений, в целях их устранения внесено свыше 800 актов прокурорского реагирования. Правоохранительными органами возбуждено 127 уголовных дел, в том числе 20 — по инициативе прокуратуры. 58 из них направлены в суд, по 46 состоялись обвинительные приговоры.

Продолжена надзорная работа, направленная на обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, надлежащего качества строительства, законности ценообразования на строительные материалы.

В минувшем году на реализацию олимпийской программы израсходовано свыше 150 млрд. рублей. При этом сумма ущерба, причиненного бюджету в результате противоправных посягательств, выявленная только в ходе прокурорских проверок, составила более 180 млн. рублей. Предотвращено хищение денежных средств в сумме свыше 47 млн. Недобросовестными контрагентами добровольно в бюджеты различных уровней и «ГК «Олимпстрой» возвращено около 14 млн.

Выявлялись факты необоснованной выплаты компенсации за изымаемые объекты недвижимости. Допускались расчеты по контрактам за работы, которые фактически не выполнялись, нарушения при поставках оборудования. Например, на полигоне твердых бытовых отходов в Адлерском районе установлено оборудование, не соответствующее проекту, и причинен ущерб в размере 75 млн. По результатам проведенной прокуратурой края проверки возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 3 ст. 165 УК РФ. С целью понуждения виновных лиц к надлежащему исполнению обязательств по оборудованию полигона в соответствии с установленными законодательством требованиями в суд направлено заявление.

Всего по аналогичным фактам на основании материалов проверок органов прокуратуры возбуждено 13 уголовных дел, 2 из них уже направлены в суд, по 1 состоялся обвинительный приговор. В результате исполнения судебных решений по искам прокуратуры в бюджет возвращено свыше 92 млн. рублей.

В текущем году в рамках программных мероприятий предстоит освоить еще около 34 млрд. рублей. Размер имущественного взноса Российской Федерации в Корпорацию превысит 39,5 млрд. В связи с этим прокуратурой разработан и совместно с органами финансового контроля, правоохранительными органами реализуется комплекс мер по выявлению и пресечению правонарушений в указанной сфере, в том числе имеющих коррупционную окраску.

В отчетном периоде выявлено и устранено более 100 нарушений градостроительного законодательства при возведении олимпийских объектов. Пресекались нарушения, связанные с ненадлежащим качеством строительства, удалось добиться снижения более чем в два раза цены на инертные материалы, добываемые в карьерах г. Сочи. Благодаря принятым прокуратурой края мерам своевременно выявляются и устраняются факты использования при строительстве материалов, не соответствующих требованиям проектной документации.

С учетом поручения Президента Российской Федерации органами прокуратуры края на системной основе проводились проверки по выявлению объектов незаконного строительства. По инициативе прокуратуры органами Росимущества и местного самоуправления в суды направлены иски о сносе 632 самовольно возведенных строений, расположенных в пределах береговой полосы Черного моря. В настоящее время добровольно снесено 489, на основании судебных решений — 27. Однако вопросы принудительного сноса самовольно возведенных строений продолжают оставаться острыми и актуальными.

Как и ранее, особое внимание уделялось вопросам исполнения законов и соблюдения прав граждан при реализации мероприятий по обеспечению олимпийских объектов земельными участками. Так, на декабрь 2011 г. планировалось изъятие 1540 участков, по которым проведена оценка и подготовлены соглашения об изъятии. Однако в январе 2012 г. их количество увеличилось до 1629, предполагается увеличение еще на 100. Это обусловлено отсутствием окончательно утвержденной планировочной документации по размещению олимпийских объектов. Так, из 373 объектов Минрегионом России утверждена и откорректирована документация по планировке территории для размещения 209 олимпийских объектов, по 140 объектам ее утверждение не требуется, по 24 документация еще разрабатывается. Процесс реального изъятия сдерживается также в определенных случаях длительным рассмотрением исков о принудительном прекращении прав. По данному факту органами прокуратуры проинформированы председатели Краснодарского краевого суда и Арбитражного суда края.

Повышенное внимание органами прокуратуры края уделялось вопросам обеспечения антитеррористической защищенности олимпийских объектов. Судами удовлетворены 26 заявлений прокуроров о признании незаконным бездействия ответственных исполнителей по обеспечению безопасности олимпийских объектов.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования принимается комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня антитеррористической, антикриминальной защищенности объектов Олимпиады, по недопущению экстремистских проявлений в зоне строительства. Организованы надлежащим образом пропускной и внутриобъектовый режимы, приняты меры к надлежащему оснащению охраняемых олимпийских объектов в инженерно-техническом отношении.

Принятыми мерами превентивного характера удалось взять под контроль ситуацию в зоне их строительства, понудить ответственных исполнителей к осуществлению мер, направленных на предотвращение и минимизацию угроз безопасности, что позволило обеспечить проведение в установленные графиком сроки тестовых соревнований, которых запланировано 33, в том числе несколько международных. В настоящее время проведено 6 соревнований, в том числе 3 международных.

Приведенные данные лишь частично освещают принятые органами прокуратуры края меры, направленные на обеспечение законности в период подготовки к проведению Олимпийских игр. Это целый комплекс вопросов, решению которых на постоянной основе уделяется значительное внимание в деятельности органов прокуратуры края. К ним относятся защита олимпийской символики, соблюдение трудовых и иных социальных прав граждан, привлекаемых к работе на строящихся объектах, число которых достигло 57 тысяч человек, миграционного и природоохранного законодательства и состояние общественного правопорядка Сочи в целом.

Мы видим свои просчеты и недостатки и знаем пути их устранения. Наступательная работа по восстановлению законности и защите прав граждан будет продолжена.

——————————————————————