Некоторые особенности оказания юридических услуг иностранному бизнесу в России

(Шугрина Е. С.) («Адвокатская практика», 2012, N 3)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ ИНОСТРАННОМУ БИЗНЕСУ В РОССИИ <*>

Е. С. ШУГРИНА

——————————— <*> Shugrina E. S. Some features of providing legal service to foreign business in Russia.

Шугрина Екатерина Сергеевна, профессор кафедры конституционного и муниципального права РФ МГЮА имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук.

В статье дается общая характеристика рынка юридических услуг в России, рассматриваются особенности реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, показываются особенности легализации иностранных адвокатов, работающих в России.

Ключевые слова: юридические услуги, адвокаты, иностранные адвокаты, иностранные юристы, квалифицированная юридическая помощь, бесплатная юридическая помощь.

The article presents general characteristic of legal service market in Russia, reveals features of implementation of the right to receive a qualified legal assistance, shows features of legalization for foreign attorneys working in Russia.

Key words: legal services, attorneys, foreign attorneys, foreign lawyers, qualified legal assistance, free legal assistance.

1. Общая характеристика рынка юридических услуг в Российской Федерации

В настоящее время рынок юридических услуг в РФ представляют: — российские юридические фирмы; — иностранные и международные юридические фирмы, их филиалы и представительства; — частнопрактикующие юристы; — адвокаты и адвокатские образования; — юридические отделы коммерческих или некоммерческих организаций, в т. ч. юридические подразделения консалтинговых организаций; — юридические подразделения в органах государственной власти и местного самоуправления; — прокуроры, судьи, сотрудники их аппаратов; — нотариусы; — патентные поверенные; — государственные юридические бюро; — студенческие юридические клиники, правозащитные организации и др. аналогичные организации. Для осуществления юридической деятельности не требуется получения лицензии или иного специального разрешения. Вместе с тем при работе по некоторым категориям дел или в некоторых судах могут быть установлены иные правила. Так, согласно ст. 49 УПК РФ в качестве защитников допускаются адвокаты. На основании ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» представителями сторон могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности. Представителями стороны в арбитражном суде могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица (ст. 59 АПК РФ). Единых квалификационных требований к лицам, осуществляющим юридическую деятельность, нет. Также нет единого кодекса профессиональной этики. Такие требования установлены для отдельных корпораций юристов. Например, особенности приобретения статуса адвоката регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», 31 января 2003 г. Всероссийским съездом адвокатов был принят Кодекс профессиональной этики адвокатов. Отдельные квалификационные требования установлены для судей, прокурорских работников, и у судей и прокурорских работников есть отдельные этические кодексы. По данным Федеральной палаты адвокатов РФ, ни один из федеральных органов государственной власти не ведет учет и не обладает достоверной информацией об экономических параметрах деятельности российских и иностранных лиц, оказывающих юридические услуги (их количество, количество их сотрудников, объем оказанных услуг и т. д.). Поэтому оценить параметры деятельности российских и иностранных лиц, оказывающих юридические услуги в России, представляется возможным лишь косвенным путем и только весьма приблизительно <1>. ——————————— <1> Муранов А. И. Иностранные юридические фирмы в России: некоторые параметры их экономической деятельности и налогообложения // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2010. N 3. С. 177 — 183.

Если в советское время в России насчитывалось менее 50 юридических вузов или факультетов, то в настоящее время, по различным оценкам, юридических вузов или факультетов около 1,5 тыс.; на юриста обучается 700 — 900 тыс. студентов. Значительное количество выпускников, имеющих диплом юриста, по специальности не работает, уходит в бизнес, поступает на государственную или муниципальную службу. По данным Госкомстата РФ, объем рынка юридических услуг в РФ выглядит следующим образом (речь идет только об оказании платных услуг населению; сведения об оказании услуг одним юридическим лицом другому в эти показатели не включаются):

Структура платных услуг населению (в % к итогу) <2>

——————————— <2> URL: http:// www. gks. ru/ bgd/ regl/ b10_13/ IssWWW. exe/ Stg/ d5/ 20-40.htm

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

В % к Млн. руб. итогу

Все оказанные 100 100 100 100 100 100 100 100 4504455 услуги

правового 3,9 3,2 2,7 2,3 2,5 2,6 2,5 1,9 87375 характера

Объем платных услуг на душу населения (руб.) <3>

——————————— <3> URL: http:// www. gks. ru/ bgd/ regl/ b10_13/ IssWWW. exe/ Stg/ d5/ 20-41.htm

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Все 7544,3 9973,1 12542,8 16002,4 19806,3 24098,3 28738,4 31741,8 оказанные услуги

правового 296,6 315,4 344,0 368,2 491,6 619,9 718,8 615,7 характера

По оценкам самих адвокатских образований, до 80% юридических услуг в стране оказываются независимыми российскими юристами. Транснациональные юридические компании стали появляться на российском юридическом рынке почти десять лет назад. И все последние годы лишь укреплялись на ранее завоеванных позициях. Они давно получили солидную отечественную клиентуру, в т. ч. Правительство РФ, а также естественные и сырьевые монополии. По данным замминистра юстиции РФ, на сегодняшний день в Москве до 70% рынка юридических услуг в денежном выражении занимают иностранные консультанты. Одна из причин такой ситуации связана с несовершенством российского законодательства, из-за которого значительная часть коммерческих правоотношений регулируется иностранным правом <4>. ——————————— <4> Новиков В. Российская адвокатура отменяет иностранное вторжение // URL: http:// rapsinews. ru/ legislation_ publication/ 20110324/ 252097662.html.

Еще несколько лет назад отечественные юридические фирмы чаще специализировались на тех областях, где первостепенное значение играет знание специфики российского законодательства: ведение арбитражных и налоговых дел; сопровождение сделок; консалтинг и т. д. Иностранные фирмы, располагая более богатым опытом, специализировались на: сопровождении крупных международных сделок; обслуживании транснациональных клиентов; предоставлении услуг российским корпорациям, выходящим на иностранные рынки капитала; представлении интересов зарубежных клиентов в России и т. д. Сегодня наблюдается отход от такого разделения: обе стороны пытаются захватить новые сегменты юридической практики, составляя достойную конкуренцию друг другу. Деятельность иностранных фирм уже не ограничивается обслуживанием «своих» клиентов в России. По оценкам некоторых аналитиков объем российского рынка юридических услуг, оказываемых корпоративным клиентам, составляет от 500 млн. до 1 млрд. долл. <5>. ——————————— <5> Георгиевский С. Рынок юридических услуг в России: состояние и перспективы // Юридический бизнес. 2008. N 7.

Ниже представлены данные Центрального Банка РФ об объеме экспорта и импорта юридических услуг в России <6>: ——————————— <6> Цит. по: Муранов А. И. Российский рынок платных юридических услуг: некоторые цифры // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2010. N 2. С. 170 — 175.

10 стран — крупнейших поставщиков юридических услуг в Россию в 2008 г.

Страна Доллары США Доля

Великобритания 168350000 37,03%

США 124745000 27,43%

Франция 32937000 7,24%

Германия 19840000 4,36%

Нидерланды 10846000 2,39%

Украина 9972000 2,19%

Кипр 9265000 2,03%

Швеция 6066000 1,33%

Финляндия 4727000 1,03%

Бельгия 4022 0,88%

10 стран — крупнейших получателей юридических услуг из России в 2008 г.

Страна Доллары США Доля

Кипр 78440000 17,99%

США 69646000 15,97%

Великобритания 40025000 9,18%

Германия 31381000 7,19%

Британские 23572000 5,4% Виргинские острова

Нидерланды 19064000 4,37%

Финляндия 13546000 3,1%

Япония 13330000 3,05%

Швейцария 12436000 2,85%

Багамы 12219000 2,8%

«Согласно данным Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ большинство иностранных юридических фирм в России организованы в форме представительств (например, White&Case; (США), Linklaters (Великобритания), Allen&Overy; (Великобритания), Baker Botts (США), Baker&McKenzie; (головная структура зарегистрирована на острове Гернси, а не в США), Freshfields Bruckhaus Deringer (Великобритания), Dewey&Leboeuf; (США), Skadden, Arps, Slate, Meagher&Flom; (США)). Тем не менее, существуют и юридические лица, зарегистрированные иностранными юридическими фирмами согласно законодательству РФ (например, Noerr Stiefenhofer Lutz (Германия), Rodl&Partner; (Германия) и др. Отдельно стоит Clifford Chance (Великобритания), которая зарегистрировала в России филиал отдельного юридического лица Clifford Chance CIS Limited. Любопытно отметить и то, что «первая российская международная юридическая фирма» Goltsblat BLP зарегистрирована как филиал партнерства с ограниченной ответственностью Berwin Leighton Paisner (N 2) ЛЛП в Москве. Многие иностранные юридические фирмы привлекают к работе российских адвокатов, юристов, заключая с ними необходимые договоры и обеспечивая им все условия труда: рабочее место, свою инфраструктуру и т. д.» <7>. По оценкам некоторых аналитиков, до 90% всех сотрудников этих организаций — российские юристы. ——————————— <7> Муранов А. И. Иностранные юридические фирмы в России: некоторые параметры их экономической деятельности и налогообложения // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2010. N 3. С. 177 — 183.

Вместе с тем на рынке российских юридических услуг значительное место занимает адвокатская корпорация. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокат осуществляет свою деятельность в рамках адвокатского образования. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. В каждом субъекте РФ должна быть образована своя адвокатская палата. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ. На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. На общефедеральном уровне действует Федеральная палата адвокатов РФ, которая является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства. По данным Федеральной палаты адвокатов, на 1 марта 2012 г. в Российской Федерации насчитывается около 63 тыс. адвокатов. Причем в одном субъекте РФ их количество в среднем колеблется в диапазоне 500900 человек. К адвокатским палатам, насчитывающим более 1500 адвокатов, относятся адвокатские палаты (по возрастанию) Самарской, Свердловской, Ростовской областей, Краснодарского края, г. Санкт-Петербурга, Московской области, г. Москвы (от 1610 до 7734 адвокатов). В адвокатских палатах (по возрастанию) Ненецкого, Чукотского автономных округов, Еврейской автономной области, Республик Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Камчатского края, Магаданской области и Ямало-Ненецкого автономного округа насчитывается менее 150 адвокатов (от 13 до 149). «Конкуренция на российском юридическом рынке имеет место на трех основных уровнях: на внутреннем — между представителями российского юридического бизнеса; на внешнем — между иностранными юридическими фирмами на территории России; на международном — между российскими и международными юридическими фирмами. Стремление отечественных фирм получить крупных и серьезных клиентов привело к созданию мощных юридических фирм-брендов, своего рода «юридических фабрик». Наиболее известными из них являются: «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и Vegas Lex. Первоначально такие фирмы имели узкую специализацию, стремясь к достижению максимального качества услуг в своем сегменте рынка. Сегодня происходит обратный процесс: лидеры рынка стремятся охватить максимальный комплекс услуг в ключевых отраслях и вместе с тем выделить свой индивидуальный, узнаваемый набор продуктов в каждом из направлений» <8>. К другим крупнейшим российским юридическим фирмам следует отнести юридическую фирму «ЮСТ», адвокатскую фирму «Юстина». ——————————— <8> Георгиевский С. Рынок юридических услуг в России: состояние и перспективы // Юридический бизнес. 2008. N 7.

По данным крупного интернет-портала правовой информации pravo. ru, лучшими юридическими компаниями в России являются: 1. Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры. 2. Пепеляев Групп. 3. DLA Piper. 4. Salans. 5. Baker&McKenzie.; 6. Magisters. 7. Вегас-Лекс. 8. Allen&Overy.; 9. Noerr. 10. Юков, Хренов и партнеры. 11. Яковлев и партнеры. 12. CMS Legal. 13. Sameta. 14. Linklaters. 15. ЮСТ. 16. Hannes Snellman. 17. Муранов, Черняков и партнеры. 18. Macleod Dixon. 19. Качкин и партнеры. 20. Chadbourne&Parke.; 21. AstapovLawyers. 22. Capital Legal Services. 23. Налоговик. 24. Юстина. 25. Skadden, Arps, Slate, Meagher&Flom.; 26. Юридическое бюро «Падва и Эпштейн». 27. Debevoise&Plimpton.; 28. Юринфлот. 29. ЮК Проф. 30. Каменская и партнеры. По данным издательского дома «Коммерсант», крупнейшими юридическими фирмами в России являются <9>: ——————————— <9> URL: http:// www. kommersant. ru/ doc-y/ 1761853

Компания Предполагаемый Количество Количество годовой юристов в партнеров оборот в российских в России <*>, офисах, чел. российских млн. руб. офисах <**>, чел.

«Егоров, Пугинский, 5100 320 27 Афанасьев и партнеры»/Magisters

«Пепеляев групп» 1500 160 16

Vegas Lex 645 104 3

«Яковлев и партнеры» 440 75 9

«ФБК-право» 420 80 6

«Алруд» 390 65 4

«Юков, Хренов и 380 52 7 партнеры»

«Муранов, Черняков и 375 29 4 партнеры»

«Юст» 350 60 10

«Линия права» 270 40 7

В 1937 г. в СССР была создана специальная Иностранная юридическая коллегия — Инюрколлегия. Посредством ее Советское государство обеспечило наличие у себя «монополии» de facto в отношении оказания юридической помощи иностранным лицам на территории СССР либо советским или иностранным лицам за рубежом и в отношении взаимодействия с иностранными юристами и прочими лицами в связи с оказанием юридической помощи (хотя бы и только в связи с гражданскими делами) <10>. В настоящее время специализированная коллегия адвокатов «Инюрколлегия» преобразована в специализированное адвокатское бюро «Инюрколлегия» в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и является ее правопреемником с передачей всех прав в полном объеме. ——————————— <10> Муранов А. И. Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов. М.: Статут, 2006. С. 536.

2. Право на получение квалифицированной юридической помощи

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В данной норме ничего не говорится о наличии гражданства РФ. Иными словами, данное право есть у каждого независимо от гражданства. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Бесплатная квалифицированная помощь по некоторым категориям дел связана с наличием гражданства. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Особенности получения квалифицированной юридической помощи. Право на получение квалифицированной юридической помощи является, с одной стороны, самостоятельным субъективным конституционным правом человека, а с другой, гарантией реализации других конституционных прав — права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ), права на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Причем согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы, предусмотренные данной статьей, не подлежат ограничению. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. Одной из гарантий квалифицированности получаемой юридической помощи является наличие особого порядка допуска в качестве защитника, представителя стороны по определенным категориям дел. Об этом уже говорилось ранее. Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» именно адвокатская деятельность является квалифицированной юридической помощью. Чтобы получить статус адвоката, необходимо, во-первых, иметь высшее юридическое образование в вузе, имеющем государственную аккредитацию, либо ученую степень по юридической специальности, во-вторых, иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Причем в Законе указано, какая работа засчитывается в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката (ст. 9). Но даже при соблюдении этих условий статус адвоката получает лицо, сдавшее квалификационный экзамен. Такая усложненная процедура получения статуса адвоката является одной из гарантий получения квалифицированной юридической помощи. К лицам, имеющим статус адвоката, также предъявляются и определенные требования, направленные на поддержание адвокатом определенного уровня профессиональной квалификации: 1) если адвокат действует непрофессионально и неквалифицированно, он создает основание для собственной ответственности как перед доверителем в силу гражданско-правового характера их отношений, так и перед адвокатской корпорацией в силу принятых адвокатами этических требований (ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката); 2) при осуществлении своей профессиональной деятельности он обязан постоянно повышать квалификацию; 3) адвокат осуществляет в соответствии с федеральным законом страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи; 4) Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079 на Министерство юстиции РФ возложены функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, которые до 1 июля 2008 г. осуществлялись Федеральной регистрационной службой; 5) адвокат-защитник не может отказаться от принятой на себя защиты (ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ч. 7 ст. 49 УПК РФ). В действующем законодательстве не сформулированы критерии квалифицированности юридической помощи. Вместе с тем в правоприменительной практике, в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ время от времени приходится сталкиваться с необходимостью оценки качества юридической помощи, оказанной адвокатом. В этом случае оценка качества оказания юридической помощи связывается с ее очевидностью и бесспорностью (например, пропуск срока исковой давности). Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами. Наличие высшего юридического образования в данном случае является гарантией квалифицированности предоставляемой бесплатной юридической помощи. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Например, защиту по уголовным делам осуществляют не просто юристы, а лица, имеющие статус адвоката. Особенности получения бесплатной квалифицированной юридической помощи. В соответствии с действующим законодательством бесплатная квалифицированная помощь оказывается адвокатами в следующих случаях: по уголовным делам в порядке ст. 49 УПК РФ, по некоторым гражданским делам в порядке ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и ст. 50 ГПК РФ, а также с учетом норм нового Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В большинстве названных документов говорится о том, что юридическая помощь предусматривается бесплатно для граждан РФ. Анализ практики Европейского суда по правам человека позволяет выделить определенные критерии получения бесплатной квалифицированной юридической помощи по уголовным делам: а) финансовый критерий, что предполагает необходимость оценки реальной нуждаемости гражданина; б) критерий «интересов правосудия», что означает серьезность правонарушения; юридическую и фактическую сложность дела; способность лица представлять себя самостоятельно. В терминологии Европейского суда по правам человека чаще встречается такое понятие, как «эффективная бесплатная юридическая помощь», а не квалифицированная, что предполагает предоставление заинтересованному лицу юридической помощи в условиях, которые позволяют ею реально воспользоваться. Так, по мнению Суда, назначение адвоката защитником еще не обеспечивает эффективной помощи, т. к. назначенный адвокат может умереть, серьезно заболеть, в течение длительного периода быть лишен возможности действовать или уклоняться от выполнения своих обязанностей. Власти, если они уведомлены о возникшем положении, должны либо его заменить, либо заставить выполнять свои обязанности. Нельзя считать государство ответственным за бездеятельность официально назначенного адвоката, но в конкретных обстоятельствах компетентные власти должны были предпринять шаги, чтобы обеспечить заявителю действительную возможность пользоваться тем, на что, по их признанию, он имел право. Перед властями было открыто два пути: либо заменить адвоката, либо, если это уместно, заставить его выполнять свои обязанности (решение Европейского суда по правам человека от 13 мая 1980 г. по делу «Артико против Италии»). В решении Европейского суда по правам человека от 9 октября 1979 г. по делу «Эйри против Ирландии» отмечается, что, хотя в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод не имеется положения о предоставлении юридической помощи в гражданских делах, параграф 1 ст. 6 может применяться как положение, обязывающее государства предоставлять юридическую помощь, когда такая помощь необходима для обеспечения эффективного доступа к судам или когда такое юридическое представительство обязательно должно обеспечиваться согласно внутреннему законодательству или в связи со сложностью процедуры или дела. По уголовным делам бесплатная юридическая помощь оказывается задержанным, заключенным под стражу, обвиняемым. Причем независимо от наличия или отсутствия гражданства. Основанием для этого является ходатайство подозреваемого, обвиняемого или обращение его законного представителя (ст. ст. 49 — 51 УПК РФ). С потерпевшими ситуация обстоит более сложно. В Определении Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. N 446-О подчеркивается, что, поскольку в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ не уточняется, кем именно должна быть обеспечена квалифицированная юридическая помощь нуждающемуся в ней гражданину, конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи нельзя трактовать как обязанность пользоваться помощью только адвоката. Соответственно, право потерпевшего на получение юридической помощи не может влечь за собой возникновение у него обязанности обращаться за юридическими услугами только к членам адвокатского сообщества. Представителем потерпевшего и гражданского истца могут быть иные — помимо адвокатов — лица, в т. ч. близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец. Однако считать указанную юридическую помощь, оказываемую адвокатами, в чистом виде бесплатной неправильно, поскольку таковой она будет лишь для тех, кому она оказывается. Труд же адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора и суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а порядок компенсации расходов адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Адвокаты за работу по назначению получают компенсацию из федерального бюджета в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» (ред. от 22 июля 2008 г.). По гражданским делам бесплатная квалифицированная юридическая помощь оказывается адвокатами, сотрудниками государственных юридических бюро и иными субъектами системы оказания бесплатной юридической помощи. Государственные юридические бюро созданы на основании Постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» в 10 субъектах РФ. В настоящее время их деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1029 «О государственных юридических бюро». Согласно данному положению бесплатная юридическая помощь оказывается малоимущим гражданам РФ; инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь в виде устной консультации вне зависимости от уровня их дохода. В ч. 2 ст. 48 Конституции РФ указывается, что случаи оказания бесплатной юридической помощи могут быть установлены только законом. На основании ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» юридическая помощь оказывается бесплатно гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ; инвалидам I и II группы; ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда; детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетним, отбывающим наказание в местах лишения свободы, гражданам, признанным судом недееспособными, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; гражданам, имеющим право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и иными законами. Таким образом, очевидно, что по многим из вышеназванных категорий гражданских дел бесплатно она оказывается гражданам РФ. Согласно ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. В названной норме нет указания на обязательную принадлежность ответчика к гражданству России, значение имеет только процессуальный статус лица <11>. ——————————— <11> Полякова Н. А. К вопросу о получении иностранными гражданами и лицами без гражданства квалифицированной юридической помощи бесплатно // Миграционное право. 2010. N 4. С. 9 — 12.

Особенности получения квалифицированной юридической помощи по уголовным делам. В ч. 2 ст. 48 Конституции РФ идет речь о том, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката. Конституционные положения о праве обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи и праве на помощь адвоката (защитника) конкретизированы в УПК РФ (ст. 47). Причем необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого в рамках производства по уголовному делу осуществляется публичное уголовное преследование. При этом не может служить основанием для отказа лицу, в отношении которого в рамках возбужденного уголовного дела ведется уголовное преследование, в удовлетворении ходатайства о предоставлении ему защитника то обстоятельство, что проводимые с его участием действия осуществлялись не как уголовно-процессуальные, а как оперативно-розыскные <12>. ——————————— <12> Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П; Определение Конституционного Суда РФ от 15.11.2007 N 924-О-О.

Критерии квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве устанавливает законодатель путем определения соответствующих условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников <13>. Однако по своему содержанию право на самостоятельный выбор адвоката (защитника) не означает право выбирать в качестве защитника любое лицо по усмотрению подозреваемого или обвиняемого и не предполагает возможность участия в уголовном процессе любого лица в качестве защитника. Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования дела любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь. Аналогичную позицию занимает и Европейский суд по правам человека. Так, в Постановлении Европейского суда по правам человека от 20 января 2005 г. по делу «Майзит против Российской Федерации» указывалось, что, несмотря на важность отношений конфиденциальности между адвокатом и клиентом, право выбора адвоката не может рассматриваться как абсолютное. ——————————— <13> Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 N 2-П.

Вместе с тем согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника. Другой гарантией является обеспечение конфиденциальности информации, с получением и использованием которой сопряжено оказание юридической помощи, этому служит институт адвокатской тайны, призванный защищать информацию, полученную адвокатом относительно клиента или других лиц в связи с предоставлением юридических услуг <14>. Причем непосредственное общение с адвокатом — важная составляющая права на получение квалифицированной юридической помощи, которое не подлежит ограничению, в т. ч. в части определения количества и продолжительности предоставляемых в этих целях свиданий <15>. Также нельзя отказывать в допуске переводчика на свидания с защитником, если содержащийся под стражей обвиняемый не владеет языком судопроизводства <16>. ——————————— <14> Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2000 N 128-О; от 08.11.2005 N 439-О. <15> Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2003 N 20-П. <16> Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2001 N 276-О.

Право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь не является абсолютным. В Постановлении Европейского суда по правам человека от 20 января 2005 г. по делу «Майзит против Российской Федерации» указывалось, что государство не может нести ответственность за каждый промах, допущенный адвокатом, назначенным в рамках оказания бесплатной правовой помощи <17>. Функции гаранта качества юридической помощи возложены на адвокатуру. ——————————— <17> Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2005. N 10. С. 51 — 65.

Важной гарантией качества юридической помощи является наличие особого механизма назначения адвокатов для работы в порядке ст. ст. 50, 51 УПК РФ. Так, именно палаты адвокатов субъектов РФ ответственны за обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно (ст. 29 Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ»). Решением палаты адвокатов субъектов РФ может быть утвержден график дежурства адвокатов, произведено «закрепление» тех или иных следственных или судебных органов за отдельными адвокатскими образованиями, образован центральный диспетчерский пункт при Совете адвокатской палаты, который будет распределять поступившие заявки от следственных и судебных органов, создан иной механизм. К адвокатам-нарушителям применяются меры дисциплинарного воздействия, вплоть до прекращения статуса адвоката. Наличие определенного порядка, который обязателен для соблюдения как адвокатами, так и представителями правоохранительных органов, является определенной гарантией предоставления квалифицированной юридической помощи, позволяет избежать участия в уголовном деле «карманных адвокатов». Исходя из того что в Конституции Российской Федерации определяется начальный, но не конечный момент осуществления обвиняемым права на помощь адвоката (защитника), данное право должно обеспечиваться ему на всех стадиях уголовного процесса, в т. ч. при производстве в надзорной инстанции, а также при исполнении приговора. Само по себе осуждение лица за совершенное преступление и даже назначение ему в качестве наказания лишения свободы не могут признаваться достаточным основанием для ограничения его в праве на защиту своих прав и законных интересов путем обжалования приговора и других решений по уголовному делу, заявления ходатайств о смягчении назначенного по приговору суда наказания, возражения против представления администрации учреждения, исполняющего наказание, об изменении назначенного судом наказания на более тяжкое или об изменении режима отбывания наказания <18>. ——————————— <18> Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2003 N 20-П.

Особенности оказания квалифицированной юридической помощи, предусмотренные в международных договорах, заключенных Российской Федерацией. В Договоре между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанном в г. Москве 21 июня 2005 г., предусматривается, что правовая помощь включает: 1) вручение процессуальных документов; 2) получение доказательств; 3) установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов; 4) вызов свидетелей, потерпевших и экспертов для их добровольной явки в компетентный орган запрашивающей Стороны; 5) передачу на время содержащихся под стражей лиц для участия в уголовном судопроизводстве на территории запрашивающей Стороны в качестве свидетелей, потерпевших или для производства иных процессуальных действий, указанных в запросе; 6) осуществление мер в отношении имущества; 7) передачу документов, предметов и иных доказательств; 8) предоставление разрешения на присутствие при исполнении запроса представителей компетентных органов запрашивающей Стороны; 9) любые другие виды правовой помощи в соответствии с целями настоящего Договора, не противоречащие законодательству запрашиваемой Стороны. Целью вышеназванного Договора является исключительно оказание правовой помощи одной Стороной другой Стороне. Положения Договора не ведут к возникновению у каких-либо физических и юридических лиц права получать или исключать доказательства либо препятствовать исполнению запроса о правовой помощи. Договор распространяется на расследование и судебное разбирательство в связи с совершением преступлений, предусмотренных: в Российской Федерации — в уголовном законодательстве Российской Федерации; в Мексиканских Соединенных Штатах — в федеральном законодательстве или законодательстве штатов. В договорах, подписанных с рядом стран, дополнительно предусматривается возможность получения бесплатной правовой защиты и освобождения от обеспечения судебных расходов. Например, согласно Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, подписанном в г. Москве 19 января 1984 г., на граждан одной Договаривающейся Стороны, выступающих в судах другой Договаривающейся Стороны, нельзя возложить обязанность по обеспечению судебных расходов только на том основании, что они являются иностранцами или не имеют местожительства или местопребывания на территории Договаривающейся Стороны, в судах которой они выступают; граждане одной из Договаривающихся Сторон освобождаются на территории другой Договаривающейся Стороны от уплаты судебных расходов, пользуются льготами и бесплатной правовой помощью на тех же условиях и в том же объеме, как и граждане другой Договаривающейся Стороны (ст. ст. 17 — 18 Договора). Согласно ст. 3 Договора между СССР и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам, подписанного в г. Мадриде 26 октября 1990 г., гражданам одной Договаривающейся Стороны в судах и иных учреждениях другой Договаривающейся Стороны будет оказываться бесплатная юридическая помощь и обеспечиваться бесплатное судопроизводство на тех же основаниях и с теми же преимуществами, как и собственным гражданам. Аналогичные положения содержатся в Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанном в г. Хельсинки 11 августа 1978 г.

3. Особенности легализации иностранных адвокатов, работающих в России

Легализация иностранных юристов, работающих в РФ, связана с необходимостью решения стандартного круга вопросов как для иностранных работников: — легализация въезда на территорию РФ через необходимость оформления визы (для граждан ряда государств оформление визы не требуется); — легализация пребывания на территории РФ, постановка на миграционный учет; — получение разрешения на работу и трудоустройство в российской или иностранной организации. Иностранным адвокатам следует обратить внимание, что согласно ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются Министерством юстиции РФ в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — в настоящее время это Правительство РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается. По информации Федеральной палаты адвокатов РФ сейчас в России трудится примерно 100 иностранных адвокатов. Но они занимаются преимущественно консультированием. В отечественные суды из них ходят всего два человека, получивших на это специальное разрешение <19>. ——————————— <19> Козлова Н. Защитники-легионеры: иностранным защитникам разрешили получать статус российского адвоката // Российская газета. 2011. 24 марта; URL: http:// www. rg. ru/ 2011/ 03/ 23/ advokaty-site. html.

Следует различать легализацию иностранного адвоката в качестве иностранного адвоката в РФ и возможность получения иностранным адвокатом статуса адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Как правило, иностранные адвокаты из стран дальнего зарубежья выбирают первый способ легализации и проходят процедуры регистрации в Минюсте РФ, адвокаты из стран СНГ выбирают второй способ, предпочитая сдавать квалификационный экзамен в одной из адвокатских палат на получение статуса адвоката, а потом и получать гражданство РФ. Особенности легализации иностранных адвокатов в качестве иностранного адвоката в РФ регулируются Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2008 г.). Согласно названному Положению всех адвокатов иностранного государства, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрирует Министерство юстиции Российской Федерации. Для регистрации в реестре адвокат иностранного государства представляет в Министерство юстиции РФ следующие документы: а) заявление на русском языке по установленной форме; б) анкету по установленной форме; в) документ, подтверждающий статус адвоката иностранного государства (указанный документ должен быть легализован, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации), документ, удостоверяющий личность, и их копии, переведенные на русский язык. Нотариусом должны быть засвидетельствованы перевод указанных документов, если он владеет соответствующим иностранным языком, либо подлинность подписи переводчика, если нотариус не владеет таким языком; г) документы, подтверждающие легальность пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также копии этих документов, засвидетельствованные нотариусом; д) 2 фотографии (анфас, без головного убора, на матовой бумаге) размером 4 x 5 см. Представление недостоверных сведений или представление не всех документов является основанием для отказа в регистрации адвоката иностранного государства в реестре. Министерство юстиции Российской Федерации в течение 3 месяцев после поступления документов, указанных в п. 4 настоящего Положения, осуществляет проверку их достоверности. При этом министерство вправе обратиться в правоохранительные и другие государственные органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности представленных документов. Указанные органы обязаны сообщить о результатах проверки документов или подтвердить их достоверность не позднее одного месяца со дня получения запроса. После подтверждения достоверности указанных документов Министерство юстиции Российской Федерации издает распоряжение о регистрации адвоката иностранного государства в реестре, на основании которого выдает свидетельство о регистрации. Регистрационным номером является номер записи в реестре, при этом осуществляется сквозная нумерация без деления по годам. Регистрационный номер не может быть присвоен другому лицу, в т. ч. при аннулировании регистрации адвоката иностранного государства в реестре. Регистрационный номер указывается на реестровом деле адвоката иностранного государства и в свидетельстве о регистрации. Решение об отказе в регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае утраты свидетельства о регистрации адвокату иностранного государства по его заявлению выдается дубликат. Аннулирование регистрации адвоката иностранного государства в реестре производится по заявлению адвоката или по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации аннулирует регистрацию адвоката иностранного государства в реестре в случае: а) установления недостоверности представленных для регистрации документов; б) выдворения адвоката из Российской Федерации в установленном порядке; в) вступления в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления. Об аннулировании регистрации адвоката иностранного государства в реестре Министерство юстиции Российской Федерации издает мотивированное распоряжение. Решение об аннулировании регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Адвокат иностранного государства, регистрация которого в реестре аннулирована, возвращает свидетельство о регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации. Особенности получения иностранным адвокатом статуса адвоката согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В соответствии со ст. 9 данного Закона иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном данным Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом. На иностранного гражданина, получившего статус российского адвоката, будут распространяться некоторые ограничения, связанные, например, с режимом государственной тайны <20>, ограничения по свободе перемещения <21> и др. ——————————— <20> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 8 ноября 2011 г.). <21> Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» (ред. от 14 июля 2006 г.).

Для получения статуса адвоката необходимо: 1) наличие образования или ученой степени по юридической специальности; 2) наличие стажа работы по юридической специальности; 3) сдать квалификационный экзамен. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица: 1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Образование или ученая степень по юридической специальности. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Стаж работы по юридической специальности. Претендент должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, включается работа: 1) в качестве судьи; 2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах; 3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации; 4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях; 5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; 6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций; 7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях; 8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 9) в качестве адвоката; 10) в качестве помощника адвоката; 11) в качестве нотариуса. Квалификационный экзамен. Лицо, отвечающее требованиям Закона в части наличия образования (ученой степени) и стажа работы, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. Претендент, помимо заявления, представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Представление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. В настоящее время Федеральная палата адвокатов РФ утвердила список, состоящий из 500 вопросов. В ходе экзамена претенденту необходимо продемонстрировать знания в области основных материальных и процессуальных отраслей права (в т. ч. гражданского и уголовного права и процесса, трудового, налогового, международного права), рассказать об особенностях работы по отдельным категориям дел. Кроме того, будущему адвокату необходимо знать историю адвокатуры в РФ, современное состояние законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности, особенности правил адвокатской этики, азы адвокатской профессии. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов <22>, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам <23>, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов. ——————————— <22> С текстом Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката можно ознакомиться на сайте Федеральной палаты адвокатов РФ // URL: http:// www. fparf. ru/ education/ polojenie_examen. htm. <23> Перечень экзаменационных вопросов также размещен на сайте Федеральной палаты адвокатов РФ // URL: http:// www. fparf. ru/ education/ vopr_ekz_nov. htm.

В последние годы адвокатский статус присваивается лишь примерно 65% претендентов <24>. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена не ранее чем через год. ——————————— <24> Шаров Г. К. Обеспечение квалифицированной юридической помощи и самоуправление адвокатуры // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. N 3. С. 144 — 152.

Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и Кодексом профессиональной этики адвоката». Порядок принесения присяги устанавливается адвокатской палатой субъекта РФ. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Форма удостоверения утверждается федеральным органом юстиции. В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в региональном реестре. В удостоверении должна быть фотография адвоката, заверенная печатью территориального органа юстиции. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Особенности легализации иностранных юристов в связи с вступлением РФ в ВТО. Анализ текста Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам, размещенного на сайте Минэкономразвития РФ, показывает, что определенные оговорки в отношении рынка юридических услуг имеются <25>. Обращает на себя внимание то, как обозначена сфера действия юридических услуг: юридические услуги, за исключением нотариальных услуг, только по вопросам международного частного права, международного публичного права и права государства, в юрисдикции которого персонал поставщика услуг получил квалификацию. Иными словами, представителям стран — членов ВТО нельзя будет становиться нотариусами или осуществлять нотариальную деятельность на территории РФ; иностранные юристы не смогут оказывать услуги по российскому праву, им разрешено будет оказывать юридические услуги только по праву той страны, где они получали квалификацию, а также по международному публичному и международному частному праву. ——————————— <25> URL: http:// www. economy. gov. ru/ minec/ activity/ sections/ foreigneconomicactivity/ wto/ doc20120201_017

В рамках ВТО предусмотрены следующие способы поставки услуг: трансграничная поставка; потребление за рубежом; коммерческое присутствие; присутствие физических лиц. В отношении коммерческого присутствия сделана оговорка в части адвокатской деятельности: адвокаты могут осуществлять адвокатскую деятельность только посредством адвокатского кабинета, адвокатского бюро, коллегии адвокатов и юридической консультации. При этом под адвокатом понимается физическое лицо, получившее статус адвоката в соответствии с российским законодательством; только адвокатам разрешается осуществлять представительство в уголовных судах и российских арбитражных судах, выступать в качестве представителя организаций, правительственных органов, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях. Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. VI Генерального соглашения о торговле услугами в секторах, где в отношении профессиональных услуг приняты специфические обязательства, каждый член обеспечивает адекватные процедуры для проверки компетентности профессионалов любого другого члена <26>. Это означает, что необходимо будет установить процедуры проверки компетентности юристов из стран ВТО, а иностранным юристам эти процедуры пройти. Правила, регламентирующие допуск иностранных юристов на рынок юридических услуг, и условия оказания юридической помощи Правительству РФ еще предстоит установить. ——————————— <26> URL: http:// www. wto. ru/ documents. asp? f= sogl&t;=13

——————————————————————