Публичное регулирование рынка юридических услуг (по материалам зарубежного законодательства)

(Колобашкина С. С.) («Административное право и процесс», 2012, N 9)

ПУБЛИЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

С. С. КОЛОБАШКИНА

Колобашкина Светлана Сергеевна, заместитель руководителя юридического отдела ООО «ЭЛИАН», кандидат юридических наук.

В статье рассматривается специфика нормативного регулирования адвокатуры, адвокатской деятельности в ряде стран Европы, Азии, а также стран постсоветского пространства. В статье показана дифференцированность правового регулирования адвокатуры, адвокатской деятельности нормативными актами ряда зарубежных стран, закрепляющих основы функционирования юридических профессий. Отдельное внимание обращается на особенности закрепления содержания, функций и места адвокатуры в правовой системе соответствующего государства.

Ключевые слова: адвокатура, адвокатская деятельность, юридические профессии.

Public regulation of market of legal services (on material of foreign legislation) S. S. Kolobashkina

This article discusses the specifics of regulatory of lawyers, legal profession in several countries of Europe, Asia, and the post-Soviet countries. The article describes the differentiation of the legal regulation of the legal profession, the profession by the regulations of some foreign countries, that reinforces the foundations of the functioning of the legal profession. Special attention is drawn to the features of consolidation of the content, function and place of the advocacy in the legal system of the State.

Key words: advocacy, advocacy, legal profession.

В настоящее время в период подготовки реформы адвокатуры <1> научно значимым является теоретическое осмысление адвокатской деятельности с целью выявления проблем и путей их решения. В литературе отмечается, что одним из самых главных критериев, отличающих цивилизованное демократическое правовое государство от стран с авторитарным политическим режимом или недавно освободившихся от такого режима, является уважительное отношение к адвокатуре и адвокатской деятельности <2>, что предопределяет необходимость и актуальность теоретического осмысления феномена адвокатской деятельности. ——————————— <1> Подробнее о реформе адвокатуры см. интервью заместителя Министра юстиции России Ю. Любимова «Право руля»: http:// www. kommersant. ru/ doc. aspx? DocsID= 1495340. <2> Адвокатская деятельность / Под ред. В. Н. Буробина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2005. С. 30.

Нормативные акты ряда зарубежных стран, закрепляющие основы функционирования юридических профессий, включая адвокатов, содержат дифференцированное правовое регулирование. Так, Основной Закон Испании о юридических профессиях <3> содержит правила о сущности юридической профессии: юридическая профессия свободна и независима. Она обеспечивает помощь обществу ради защиты публичного интереса. Эта профессия осуществляется в рамках законодательно закрепленной компетенции, состоящей не только в консультировании и защите прав и интересов государства и общества, но также и в эффективном применении юридической науки и надлежащих технических приемов и средств, соответствующих справедливости и основным правам и свободам (ст. 1). Адвокат должен осуществлять деятельность в рамках юридической профессии перед любым судом, административным органом, ассоциацией, корпорацией или общественным объединением, субъектом деятельности, перед юридическим или физическим лицом, перед которыми это необходимо (ст. 8). При этом установлено, что адвокат обязан представлять своего клиента, если законом не установлено представление этого лица представителями иных профессий. Содержание адвокатской деятельности определено так: «они профессионально осуществляют юридическое консультирование, согласование и защиту государственных, частных или иных законных интересов» (ст. 9). Определенные обязанности в связи с данным нормативным регулированием возлагаются на адвокатские ассоциации, которые должны обеспечивать юридическую помощь для защиты прав и интересов общества посредством юридической помощи адвокатов или назначенного судом адвоката, с или без признания права на бесплатную юридическую помощь в соответствии с установленными требованиями закона (ст. 7). ——————————— <3> Royal Decree 658. 2001. June 22.

Закон об адвокатах Нидерландов <4> содержит рамочное правовое регулирование содержания адвокатской деятельности. На основании его положений адвокат должен осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с полномочиями и требованиями, установленными гражданским процессуальным и уголовным процессуальным кодексами, специальными законами и решениями, а также в соответствии с этим законом и любыми подзаконными актами и решениями, основанными на них (ст. 10). ——————————— <4> Act on Advocates. 1952. June 23 (Staatsblad 365), with the latest amendments dating. July 13. 2002 (Staatsblad 440).

Согласно Закону об адвокатуре Словении <5>, адвокатура является частью правосудия и должна быть самоуправляющейся и независимой службой (ст. 1). В рамках своей профессиональной деятельности адвокат дает советы юридического характера, представляет и защищает своих клиентов в судах и в других уполномоченных органах, составляет документы и действует от имени и в интересах своего клиента в правоотношениях, стороной которых является клиент (ст. 2). ——————————— <5> Bar Act // Offic. gaz. of the Rep. of Slovenia. 1993. Apr. 9; Offic. gaz. of the Rep. of Slovenia. 1996. May 10; Decision by the Constitutional Court // Offic. gaz. of the Rep. of Slovenia. 2001. Apr. 5.

Согласно Закону об адвокатах Польши <6>, адвокатура создается для оказания юридических услуг, содействия защите политических прав и свобод человека и их форм, а также для выполнения закона (п. 1 ст. 1). Адвокатская деятельность состоит в оказании юридических услуг, в отдельных редких случаях посредством консультирования по правовым вопросам, подготовке юридических заключений, составлении проектов юридических документов и представлении клиентов в суде и других органах. Юридические услуги могут быть оказаны физическим лицам, хозяйствующим субъектам и организациям (п. 1, 2 ст. 4). ——————————— <6> The law on the advocates. The act of May 26, 1982, with the latest amendments dating May 22, 1997 // Dziennik ustaw. N 75. Pos. 471.

Закон Чехии о юридической профессии <7> определяет, что оказание юридических услуг должно пониматься как осуществление процессуальных действий перед судом и другими органами, участие в качестве защитника по уголовным делам, консультирование, подготовка документов, юридический анализ и другие формы юридической помощи, которые оказываются на постоянной основе и за вознаграждение. Оказание юридических услуг должно включать исполнение функции опекуна по завещанию, назначенного в соответствии со специальным законодательством, до тех пор, пока его деятельность осуществляется адвокатом (ст. 1). При этом правом оказания юридических услуг наделены не только адвокаты, поскольку установлено, что положения Закона, касающиеся субъектов оказания юридических услуг, не должны наносить ущерба официальному праву нотариусов, исполнителей завещания, имеющих право осуществления такой деятельности, патентных поверенных или налоговых консультантов, или иных лиц, уполномоченных положениями специального законодательства оказывать юридические услуги, или работников юридических или физических лиц, членов кооперативов, служащих вооруженных сил оказывать юридические услуги лицам, с которыми они состоят в трудовых или служебных отношениях или на которых они работают, если оказание юридических услуг является частью их профессиональных обязанностей, следующей из таких отношений (п. 2 ст. 2). ——————————— <7> Act N 85/1996 Sb. of Mar. 13, 1996 on the Legal Profession, with the latest amendments by Act N 219/2009 Sb.

Закон Японии об адвокатской деятельности <8> определяет задачи и функции адвокатской деятельности. Задачей адвокатской деятельности является защита основных прав человека и претворение в жизнь социальной справедливости (ст. 1). Функции адвокатской деятельности определены следующим образом: адвокат при осуществлении своей деятельности может, в соответствии с просьбой стороны или других заинтересованных лиц, или обязан в соответствии с запросом правительства или государственного учреждения исполнять свои обязанности применительно к судебному разбирательству, делам, не содержащим спора между сторонами, обжалованию решений, принятых административными органами, посредством направления запроса о расследовании, заявления возражения или ходатайства о пересмотре, и другую обычную юридическую работу. При осуществлении своей профессиональной деятельности адвокат вправе без каких-либо дополнительных ограничений осуществлять деятельность патентного поверенного и/или консультанта по налогообложению (ст. 3). ——————————— <8> Practicing attorney law, June 10, 1949 (Law N 205 of 1949), with the latest amendments dating November 27, 2000.

Закон КНР «Об адвокатах и юридическом представительстве» <9> предусматривает, что адвокаты могут заниматься определенными категориями дел (ст. 25) <10>. Кроме того, граждане, которым необходима помощь адвоката при обращении к государству за пособием или компенсацией, по поводу получения пенсий для инвалидов, для семьи покойного, для получившего увечья на рабочем месте или помощь по уголовному делу, но которые не могут позволить себе платить адвокату, могут, в соответствии с установленными государством правилами, получить юридическую помощь, которую обязаны предоставлять адвокаты (ст. 41, 42). ——————————— <9> Обнародован на 19 съезде Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 8-го созыва 15 мая 1996 г. Текст Закона предоставлен ФПА РФ. <10> К ним относятся следующие направления деятельности: 1) принимать назначения от граждан, юридических лиц и других организаций на выполнение работы юрисконсульта; 2) принимать предложения сторон, участвующих в тяжбе, о назначении юридическим представителем в гражданских и административных делах и участии в процессе; 3) принимать предложения подозреваемых в уголовном деле о предоставлении им консультаций, действовать в качестве их представителей при подаче жалоб в суд и обращении с просьбой об освобождении под залог; принимать назначение от подозреваемого в уголовном деле или от обвиняемого или принимать назначение народным судом на должность защитника; принимать предложения от частной стороны, самостоятельно выступающей в качестве обвинителя, от пострадавшего или от их близких родственников о назначении представителем и участии в судебном процессе; 4) действовать в качестве представителя при подаче апелляций; 5) принимать назначение от стороны, участвующей в тяжбе, на участие в посредничестве и арбитраже; 6) принимать назначение от стороны, участвующей в тяжбе, на участие в деле и оказании юридических услуг без участия в судебном процессе; 7) отвечать на вопросы, касающиеся законодательства и составления документов для судопроизводства и других юридических документов.

Помимо приведенных формулировок законов зарубежных государств, содержащих определенные теоретические положения, относимые к отдельным аспектам сущности адвокатской деятельности, существуют нормативные акты, в которых сущность адвокатской деятельности определяется лишь косвенно, через понятие статуса адвоката, его места в правовой системе. Так, Федеральное положение об адвокатах <11>, регулирующее деятельность адвокатов в Германии, предусматривает характеристику места адвоката в сфере защиты прав: адвокат — независимое должностное лицо в сфере защиты прав (§ 1), а также определяет сущность профессии адвоката: адвокат — лицо свободной профессии. Деятельность адвоката не является промысловой (§ 2). При этом нормы Федерального положения об адвокатах не определяют понятие «свободной профессии», однако его нормативное толкование содержится в Законе о партнерских обществах лиц свободных профессий <12>, предусматривающем, что это «личное, под свою ответственность, профессионально независимое оказание на основании специальной профессиональной квалификации или особых творческих данных услуг высокого уровня в целях как заказчика, так и всего общества» — абз. 2 § 1. Согласно норме Федерального положения об адвокатах (§ 3), адвокату принадлежит право на консультирование и представительство, понимаемое следующим образом: ——————————— <11> Bundesrechtsanwaltsordnung (BRAO), Ausfertigungsdatum: 1. Aug. 1959. <12> Gesetz uber Partnerschaftsgesellschaften Angehoriger Freier Berufe, 25. Juni 1994.

(1) Адвокат — профессиональный независимый консультант и представитель по всем правовым вопросам. (2) Его право быть представителем во всех судах, в уголовном производстве, перед иными ведомствами может быть ограничено только законом. (3) Каждый имеет право в рамках закона по всем правовым вопросам получать консультацию адвоката или пользоваться его представительством в судах, уголовном производстве или перед иными ведомствами. Приведенные положения позволяют сделать вывод о специфике положения адвоката в правовой системе Германии, а также содержании осуществляемой им деятельности. Кроме того, правовое регулирование адвокатской деятельности в Германии содержит указание на общую профессиональную обязанность адвокатов, а именно адвокат обязан выполнять свою работу добросовестно. Он обязан с достоинством поддерживать то уважение и доверие, которое требует адвокатская профессия, как во время исполнения своих обязанностей, так и вне адвокатской деятельности (§ 43). Как общая профессиональная обязанность адвоката, так и основные обязанности адвоката (§ 44) носят ярко выраженный характер этических предписаний. Менее детальное регулирование специфики адвокатской деятельности содержится в Положении об адвокатах <13>, нормы которого применяются в Австрии. Вывод о содержании адвокатской деятельности можно сделать из положений данного акта, посвященных правам и обязанностям адвоката (§ 8): ——————————— <13> Rechtsanwaltsordnung (RAO), 1. Jan. 2009.

(1) Право адвоката на представительство распространяется на все суды и ведомства Республики Австрия и охватывает все полномочия по представительству сторон как в судах, так и вне их, по публичным и частноправовым вопросам. Во всех судах и ведомствах вместо доверенности адвокат показывает свое служебное удостоверение. (2) Полномочия на профессиональное представительство сохраняется за адвокатами в силу абзаца 1. Этим не затрагиваются положения о представительстве, которое осуществляют нотариусы, патентные поверенные, доверительные управляющие, гражданские инженеры. (3) В любом случае этим также не затрагиваются иные законодательные положения австрийского права, включающие полномочия лиц и объединений по профессиональному представительству. Кроме того, из содержания приведенной нормы следует вывод и о круге субъектов, имеющих по законодательству Австрии право осуществлять профессиональное представительство. Дополнительное правовое регулирование содержания адвокатской деятельности установлено Основными положениями по осуществлению адвокатской профессии и по надзору за адвокатами и претендентами на занятие адвокатской должности <14>, в соответствии с преамбулой которых адвокат является представителем, помощником и консультантом своего доверителя по всем публичным и частноправовым вопросам, в частности защитником в уголовном производстве. ——————————— <14> Утв. Постановлением Австрийского совета адвокатов от 8 окт. 1977 г.

Закон Швейцарии о свободе деятельности адвокатесс и адвокатов <15> регулирует деятельность лиц, которые на основании адвокатского патента в рамках адвокатской монополии представляют стороны в судебных органах (ст. 2). Заслуживают внимания и основные правила профессиональной деятельности (ст. 12), которые носят как функциональный, так и этический характер <16>. ——————————— <15> Bundesgesetz uber die Freizugigkeit der Anwaltinnen und Anwalte, vom 23. Juni 2000 (Stand am 1. Jan. 2011). <16> Они состоят в следующем: A. Они исполняют свои профессиональные обязанности заботливо и добросовестно. B. Они исполняют свои профессиональные обязанности независимо, от своего имени и под свою ответственность. C. Они избегают любых конфликтов между интересами своих клиентов и лиц, с которыми они состоят в экономических и личных отношениях. D. Они могут распространять рекламу в той мере, в какой она является объективной, и в той степени, в какой она соответствует информационным потребностям общества. E. Они не вправе до разрешения спора заключать с клиентом договор о распределении взысканных сумм в счет гонорара; они не обязаны также отказываться от гонорара в случае неудачного исхода процесса. F. Они обязаны заключить договор страхования профессиональной ответственности в соответствии с видом и объемом рисков, связанных с их профессиональной деятельностью. Размер страхового возмещения должен составлять минимум один миллион франков в год. Вместо страхования профессиональной ответственности могут применяться иные равноценные гарантии. G. Они обязаны в кантоне, где они зарегистрированы в реестре, быть защитниками по вызову в рамках оказания бесплатной правовой помощи. H. Они хранят вверенные им ценности отдельно от собственного имущества. I. При принятии на себя полномочий они разъясняют клиентам порядок исчисления вознаграждения и периодически или по требованию сообщают им размер начисленного гонорара. J. Они сообщают надзорным органам о каждом изменении содержащихся в реестре персональных данных.

Законодательство Бельгии <17> не раскрывает содержания адвокатской деятельности, устанавливая, что никто не вправе называться адвокатом или заниматься адвокатской деятельностью, если он не является гражданином Бельгии или иного государства Европейского союза, не имеет диплома доктора или лицензиата права, не принес указанную в ст. 429 присягу и не внесен в перечень адвокатской палаты или список практикантов. Из условия о гражданстве с учетом мнения Палаты франкоговорящих и немецкоговорящих адвокатов или Палаты фламандских адвокатов могут быть сделаны исключения королем. Кроме установленных законом случаев от адвоката может не требоваться наличия соответствующей квалификации (ст. 428 Судебного кодекса Бельгии). ——————————— <17> Gerichtsgesetzbuch, vom 10. Okt. 1967 // Art. 1675/2 bis 1675/19: Belgisches Staatsblatt vom 19. Okt. 2000.

Имеющим определенную специфику в плане структуры следует назвать Закон Финляндии «Об адвокатах» <18>, который из общих положений содержит лишь указание на то, что адвокатом является лицо, зарегистрированное в реестре адвокатов как член общей ассоциации адвокатов Финляндии (ст. 1). Также в текст Закона включена общая обязанность адвокатов, состоящая в том, что адвокат должен честно и добросовестно исполнять порученную ему работу, а также обязан постоянно соблюдать нормы надлежащего профессионального поведения адвокатов (ст. 5). Дальнейшими положениями названного Закона детально урегулированы такие вопросы, как содержание подзаконных актов адвокатской ассоциации, требования к претенденту на получение статуса адвоката, структура адвокатской ассоциации и полномочия ее органов. ——————————— <18> Advocates Act, Dec. 12, 1958/496, last altered Sept. 28, 2008/569.

Из анализа законодательства ряда стран постсоветского пространства об адвокатской деятельности и адвокатуре следует вывод о том, что рассматриваемые акты можно разделить на две группы в зависимости от того, каким способом определяется понятие адвокатской деятельности. К первой группе относятся законы, в которых прямо сформулировано определение адвокатской деятельности. Так, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 1 Закона Туркменистана <19>, вступившего в силу с 1 июля 2010 г., — ст. 48 Закона — адвокатской деятельностью является профессиональная юридическая помощь адвоката, оказываемая в порядке, установленном законом, в целях защиты прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, содействия обеспечению и укреплению законности в обществе. Адвокатская деятельность является непредпринимательской, и оплата, получаемая адвокатом за оказание юридической помощи, является его заработной платой. Из представленной дефиниции видно, что в ней сочетаются как современные представления о природе адвокатской деятельности (содержание, профессиональный непредпринимательский характер деятельности специального субъекта — адвоката, цели), так и черты нормативного регулирования задач адвокатуры, содержавшиеся в ст. 1 Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» от 30 ноября 1979 г. в части указания на такую цель адвокатской деятельности, как содействие обеспечению и укреплению законности в обществе. ——————————— <19> Закон Туркменистана «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Туркменистане» // http:// www. turkmenistan. gov. tm/ _ru/ laws/?laws=0/ 1gm.

Интересная конструкция представлена в законодательстве Таджикистана <20>, в соответствии с которой адвокатская деятельность — деятельность адвокатов по оказанию юридической помощи. Юридическая помощь — вид социальной помощи, оказываемой в правовой области физическим и юридическим лицам, заключающейся в использовании любых законных средств и способов с целью защиты прав и законных интересов этих лиц (ст. 2 Закона РТ). Таким образом, данное нормативное регулирование имеет определенную специфику, состоящую в том, что существенные признаки адвокатской деятельности приведены опосредованно через определение юридической помощи как ее содержание. Кроме того, указание на возможность использования любых законных средств и способов при оказании помощи следовало ограничить указанием на их юридический характер, что подчеркнуло бы возможность влияния лица на проблему, лежащую в правовой плоскости, специальными юридическими средствами и способами. ——————————— <20> Закон Республики Таджикистан «Об адвокатуре» (в ред. Закона РТ от 3 марта 2006 г. N 161) // http:// lawforum. kz/ contents/ 7033/?L=3.

Описание сущности адвокатской деятельности через ее теоретические основы характерно для законодательства Армении. В соответствии с Законом Республики Армения «Об адвокатской деятельности» <21> адвокатская деятельность — признанный Конституцией и законами вид правозащитной деятельности, направленный на осуществление незапрещенными законом средствами и способами интересов, преследуемых получателем юридической помощи. Адвокатскую деятельность может осуществлять адвокат, получивший лицензию в установленном настоящим Законом порядке (ст. 4 Закона Армении). ——————————— <21> Закон Республики Армения «Об адвокатской деятельности» от 18 июня 1998 г. // http:// lawforum. kz/ contents/ zakon — respubliki — armenija — ob — advokatskoi — dejatelnosti/2/.

Наиболее близкое к Закону об адвокатуре РФ определение адвокатской деятельности дано в ст. 2 Закона Киргизии <22>: адвокатская деятельность представляет собой деятельность адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Адвокатская деятельность является лицензируемым государством видом деятельности. Вместе с тем указание на лицензирование государством адвокатской деятельности свидетельствует о применении государственного разрешительного порядка осуществления деятельности, а также о последующем контроле со стороны государственных органов за осуществлением адвокатской деятельности. ——————————— <22> Закон Кыргызской Республики «Об адвокатской деятельности» от 30 сент. 1999 г. N 114 // http:// www. centradvokatov. kg/ ru/ component/ k2/item/.

Таким образом, представленные определения адвокатской деятельности исходят из законодательного закрепления некоторых теоретических признаков адвокатской деятельности, как общих применительно ко всем рассмотренным дефинициям, так и специальных, характерных для отдельных из них. Вместе с тем существует попытка характеристики адвокатской деятельности через ее отдельные виды без указания общих черт, характеризующих данные виды. Статья 2 Закона Грузии <23> указывает, что адвокатская деятельность включает: дачу адвокатом юридических советов лицам, обратившимся к нему за помощью (клиентам); представительство клиента в ходе конституционного спора, по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в суде, арбитраже, органах предварительного задержания, дознания и следствия; подготовку правовых документов в отношении третьих лиц и представление любой документации от имени клиента; оказание юридической помощи, не связанной с представительством перед третьими лицами. ——————————— <23> Закон Грузии «Об адвокатах» от 20 июня 2001 г. N 976-IIc // http:// www. base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Regnom= 3724.

Ко второй группе законодательных актов относятся законы, в которых понятие адвокатской деятельности прямо не закреплено, а его сущность определяется через понятие адвокатуры и ее задачи. Например, ч. 1 ст. 1 Закона Азербайджана «Об адвокатах и адвокатской деятельности» <24> устанавливает, что адвокатура в Азербайджанской Республике — это независимый юридический институт, который профессионально осуществляет деятельность по юридической защите. Основные задачи адвокатуры заключаются в защите прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц и оказании им высококачественной юридической помощи (ст. 3 Закона АР). Особенностью рассматриваемого акта является то, что понятия юридической и правовой помощи использованы как синонимы, что вытекает, например, из формулировки: адвокаты участвуют в следующих вопросах, связанных с оказанием правовой помощи (ч. 3 ст. 4 Закона АР). Иное понимание сущности адвокатуры содержится в Законе Республики Беларусь «Об адвокатуре» <25>, в соответствии со ст. 1 и 2 которого адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность. Главная задача адвокатуры — оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Адвокатура участвует в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан. Последнее положение также можно считать заимствованием из более раннего акта — ст. 1 Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» от 30 ноября 1979 г. ——————————— <24> Закон Азербайджанской Республики «Об адвокатах и адвокатской деятельности» // http:// lawforum. kz/ contents/7037/. <25> Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г. N 2406-XII (послед. изм. внесены Законом РБ от 8 июля 2008 г. N 378-З) // http:// www. zoneby. net/ legal/ n85docs/zk85900i. htm.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Молдовы «Об адвокатуре» <26> адвокатура — самостоятельный правовой институт гражданского общества, призванный обеспечить оказание на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Из представленного определения видно, что его основой послужило понятие адвокатской деятельности, сформулированное в Законе об адвокатуре РФ, адаптированное под понятие «адвокатура». ——————————— <26> Закон Республики Молдова «Об адвокатуре» от 19 июля 2002 г. N 1260-XV // http:// lawforum. kz/ contents/ 7034/?L=3.

Следующие определения достаточно близки как по периоду принятия соответствующих актов, так и по юридической технике. Законом Украины «Об адвокатуре» <27> установлено, что адвокатура Украины является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным согласно Конституции Украины содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им иную юридическую помощь (ст. 1). Законом Узбекистана «Об адвокатуре» <28> предусмотрено, что адвокатура — правовой институт, включающий независимые, добровольные, профессиональные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и отдельных лиц, занимающихся частной адвокатской практикой. Адвокатура в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан оказывает юридическую помощь гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам, лицам без гражданства, предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 1 Закона Узбекистана). Аналогичная юридическая техника применена и в более позднем акте — Законе Эстонии «Об адвокатуре» <29>, предусматривающем, что адвокатура Эстонии является профессиональным объединением адвокатов, учрежденным 14 июня 1919 г. и действующим по принципам самоуправления, целью которого является организация оказания юридических услуг в частных и публичных интересах, а также защита профессиональных прав адвокатов. Адвокатура является публично-правовым юридическим лицом (п. 1, 2 ст. 1 Закона Эстонии). ——————————— <27> Закон Украины «Об адвокатуре» от 19 дек. 1992 г. N 2887-XII (послед. изм. внесено Законом Украины N 355-V от 16 нояб. 2006 г.) // http:// lawforum. kz/ contents/ zakony — ukrainy — ob-advokature/. <28> Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» от 27 дек. 1996 г. N 34 // http:// lawforum. kz/ contents/ 7032/?L=3. <29> Закон Эстонии «Об адвокатуре», принят 21 марта 2001 г., послед. изм. от 9 дек. 2009 г., вступили в силу с 1 янв. 2010 г. // http:// www. advokatuur. ee/?id=492.

Кроме приведенных дефиниций существует определение адвокатуры через ее назначение. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Казахстана «Об адвокатской деятельности» <30> адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. ——————————— <30> Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 дек. 1997 г. N 195 // http:// advokate. kz/ zakon_ ob_ advokatskoy_ deyatelnos1.

Из представленных дефиниций видно, что они сформулированы с использованием понятий «юридическая помощь», «квалифицированная юридическая помощь», т. е. часть нормативной конструкции совпадает с примененной для интерпретации адвокатской деятельности в РФ. Данный аспект корреспондирует с соответствующим конституционным правом лица.

——— ———————————————————