Как защититься от стихии. О результатах прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(Конушкин В. В.)

(«Прокурор», 2012, N 4)

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ СТИХИИ

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО

ХАРАКТЕРА

В. В. КОНУШКИН

Конушкин В. В., начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе.

В последние годы зарегистрировано значительное количество сообщений о катастрофах, опасных природных явлениях и стихийных бедствиях на территории России. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера представляют серьезную опасность, причиняя масштабный ущерб населению, социальной инфраструктуре и территориям. Среди характерных факторов и объектов опасности — техногенные и лесные пожары, засуха, дорожно-транспортные происшествия, вирус африканской чумы свиней и поражение растений саранчовыми вредителями. В этих условиях власть, правоохранительные органы и прокуратура в четко скоординированных действиях в первую очередь должны быть нацелены на предупреждение трагедий и минимизацию их последствий.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан, земельного, водного, воздушного пространства в пределах страны или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В силу положений ст. 4 указанного Закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

С учетом уровня опасности таких происшествий, сопровождавшихся человеческими жертвами и значительным материальным ущербом, надзорные мероприятия на данном направлении должны осуществляться на постоянной основе.

Прокуроры занимают активную позицию, принимая меры по обеспечению эффективной работы системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Отдельного внимания заслуживают вопросы взаимодействия с органами власти и контроля, ответственными за соблюдение требований о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состояние законности и практика прокурорского надзора показывают, что в этой сфере остаются значительные проблемные вопросы. За последние два года по результатам прокурорских проверок на территории округа выявлено более 8 тыс. нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В первую очередь это вопросы понуждения региональных органов власти и органов местного самоуправления сформировать органы управления, специально уполномоченные на решение задач в этой области, создания и поддерживания в состоянии готовности сил и средств для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, это принятие и исполнение целевых программ предупреждения правонарушений, увеличение финансирования мероприятий по предупреждению таких ситуаций, создание материальных и финансовых резервов для их ликвидации.

Законом закреплено право граждан быть информированными о возможных рисках в определенных местах пребывания и о мерах необходимой безопасности. Однако прокурорские проверки показали, что в Краснодарском крае и Ростовской области решения о введении режима чрезвычайной ситуации принимались уполномоченными органами несвоевременно, население об этом должным образом не уведомлялось. Нередко средства оповещения и защиты населения оказывались неподготовленными или отсутствовали, а должностные лица не имели представления, как действовать в случае возникновения опасности.

В Республике Калмыкия, Волгоградской области и других регионах прокурорами внесены акты реагирования в связи с тем, что органами власти не были приняты исчерпывающие меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с наступлением паводковых вод. Проблемным остается вопрос неправомерной застройки территорий, подвергающихся затоплению.

Отдельного внимания заслуживает вопрос безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, особенно не имеющих собственника. Эта проблема актуальна для многих регионов. Прокуроры продолжают работу по понуждению муниципалитетов принять на учет бесхозяйные сооружения и обеспечить их безопасное использование.

Прокуроры в Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской областях потребовали устранить нарушения законов в деятельности территориальных органов МЧС, которыми не был обеспечен надлежащий надзор и контроль за соблюдением законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Благодаря скоординированным действиям органов исполнительной власти и местного самоуправления удалось избежать массовой гибели людей от наводнения на территории п. Новомихайловского Туапсинского района Краснодарского края, вызванного прошедшими 21 — 22 августа 2012 г. ливневыми дождями.

Вместе с тем в результате чрезвычайной ситуации на территории городов Геленджика, Новороссийска и Крымского района Краснодарского края из-за прошедших 6 — 7 июля 2012 г. ливневых дождей погибли 168 человек, пострадали более 73,8 тыс. человек. Ущерб от стихии составил свыше 3,5 млрд. руб.

Органами прокуратуры проведена серьезная работа, направленная на восстановление прав и интересов граждан в связи с этим стихийным бедствием. Оказано содействие органам власти в проработке методики фиксирования ущерба, причиненного гражданам в результате наводнения. Контролируется соблюдение законов при оказании финансовой помощи пострадавшим.

Мобильными группами из состава работников прокуратуры обследовано более 450 домов, где проживали социально незащищенные граждане — инвалиды, престарелые. В интересах более 200 граждан в суды направлены заявления об установлении факта их проживания в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации.

После вмешательства прокуратуры были приняты меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, о водоснабжении, о признании жилых помещений аварийными.

В Крымске была организована работа Временной приемной Генерального прокурора Российской Федерации, прием велся сотрудниками прокуратуры Краснодарского края и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе. За время работы приемной принято более 3,5 тыс. граждан.

Проведенные управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе в 2010 — 2012 гг. проверки исполнения законов подразделениями Росприроднадзора, Росводресурсов, Ростехнадзора, Рослесхоза и других органов показали, что на федеральном уровне также имеется ряд серьезных проблем и нареканий.

Были установлены факты ненадлежащего исполнения ими функций по осуществлению и координации ведения государственного мониторинга водных объектов, состояния их дна, берегов, водоохранных зон. Серьезные претензии вызывала организация наблюдения за состоянием защищенности критически важных опасных производственных объектов, в том числе гидротехнических сооружений.

Неудовлетворительно осуществлялся контроль деятельности региональных органов власти по исполнению полномочий в области водных, лесных правоотношений.

Меры к исправлению ситуации были приняты только после внесения руководителям названных органов представлений об устранении нарушений законов. Более 50 должностных лиц подвергнуты дисциплинарным взысканиям.

Представляется, что активная позиция органов прокуратуры Российской Федерации и системный надзор за исполнением законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволят предупредить гибель граждан Российской Федерации и своевременно пресечь нецелевое расходование бюджетных средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

——————————————————————

Интервью: «Наша задача — заложить основы для формирования знающего, принципиального, дисциплинированного прокурора» (интервью с ректором Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации О. С. Капинус)

(«Прокурор», 2012, N 4)

«НАША ЗАДАЧА — ЗАЛОЖИТЬ ОСНОВЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЮЩЕГО,

ПРИНЦИПИАЛЬНОГО, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ПРОКУРОРА»

ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О. С. КАПИНУС

В 2012 г. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» отметило свое 5-летие.

Об истории становления Академии, о структуре и организации ее работы, о том, в чем же преимущество Академии перед другими образовательными учреждениями, а также о многом другом в интервью журнала «Прокурор» рассказала ректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации доктор юридических наук, профессор О. С. Капинус.

— Оксана Сергеевна, в текущем году исполнилось пять лет с момента создания Академии — единственного образовательного и научного учреждения в системе российской прокуратуры. Расскажите, пожалуйста, об истории становления Академии.

— Академия создана в 2007 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 345-р и Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 6 апреля 2007 г. N 44-ш.

Создание Академии стало закономерным результатом развития научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации, внедрения инновационных подходов в научной и педагогической деятельности.

Идея создания в системе прокуратуры единого крупного научно-образовательного центра в форме академии принадлежала Генеральному прокурору Российской Федерации Ю. Я. Чайке. Время подтвердило верность принятого решения.

Сегодня мы можем оглянуться назад, показать достигнутое и обозначить перспективы.

Если провести параллель с человеческой жизнью, то Академия уже прошла первые этапы становления и формирования основных направлений деятельности. Мы уверенно стоим на ногах, можем заявить о себе, однако впереди еще долгий путь роста и развития со своими болезнями и проблемами.

Наша Академия молода, но ее деятельность основана на давних научных традициях. Вошедшие в нее научные и образовательные учреждения имеют более чем полувековую историю. Среди предшественников Академии следует назвать ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР, образованный в 1949 г. В 1963 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР на базе этого института, а также сектора уголовного права и уголовного процесса Всесоюзного института юридических наук Министерства юстиции СССР и сектора уголовного права Института государства и права Академии наук СССР был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Организационное руководство институтом было возложено на Прокуратуру СССР. Первым директором был назначен выдающийся ученый-криминолог доктор юридических наук, профессор И. И. Карпец. Впоследствии, в 1987 г., институт был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Союза ССР.

В историю Академии также вплетены судьбы Института усовершенствования следственных работников органов прокуратуры и охраны общественного порядка (Ленинград, 1965 г.), Высших курсов переподготовки руководящих работников прокуратур республик, краев, областей (Москва, 1970 г.), других научных и образовательных заведений в системе прокуратуры.

Современная Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации возникла в результате слияния таких учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, как Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (г. Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Академия объединила потенциал названных учреждений.

— Какие задачи сейчас стоят перед Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации? Каковы основные направления ее деятельности? Нужны ли для их реализации преобразования?

— Создание Академии было обусловлено необходимостью решения задачи обеспечения интегрированного подхода к научно-исследовательской и образовательной деятельности. Такое объединение позволяет качественно усовершенствовать научное и методическое обеспечение органов прокуратуры, повысить ее кадровый потенциал, более эффективно использовать результаты научных исследований в обучении прокуроров. Практический опыт прокурорской деятельности в этом случае становится основой научных исследований и учебы. Актуальной эта задача остается и в настоящее время.

В свою очередь, стоящие перед нами задачи, связанные с обеспечением деятельности прокуратуры, определяют и основные направления нашей деятельности. В связи с этим в Уставе Академии, утвержденном Генеральным прокурором Российской Федерации, сформулированы основные направления ее деятельности: проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблемам прокурорского надзора, укрепления законности, правопорядка и предупреждения преступности; научное и учебно-методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры; участие в разработке нормативных правовых актов; оказание консультативной помощи органам прокуратуры; подготовка кадров с высшим юридическим образованием для органов и учреждений прокуратуры (в Академии имеется бакалавриат и магистратура); профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников органов прокуратуры; распространение правовых знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Безусловно, не удается обойтись без определенных преобразований — некоторые из них уже претворены в жизнь, многое впереди. И хотя каждому отвлеченно понятна потребность в переменах, но большинство из нас приверженцы привычек. Поэтому все должно осуществляться поэтапно.

Мы обойдемся без революций. Обдумыванию и тщательному планированию нет альтернативы. Поэтому, с одной стороны, мы стараемся просчитывать трудности и проблемы раньше, чем они возникнут, а с другой — оглядываясь в прошлое, максимально учитываем опыт тех, кто был до нас.

Многое сделано, но еще больше предстоит, и в этом нам очень помогает внимание и участие руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прежде всего Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки, его первого заместителя Александра Эмануиловича Буксмана и Сабира Гаджеметовича Кехлерова — заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который на протяжении целого ряда лет курирует вопросы деятельности Академии.

— Для выполнения таких масштабных задач нужны научные кадры с достаточным опытом и высокой квалификацией, а также оптимальная организация внутри Академии. Какие подразделения в настоящее время входят в ее структуру?

— Известно, что кадры решают все. Если и не все, то многое. Без людей, заинтересованных в результатах своей деятельности, ни одно начинание не будет реализовано. А для того чтобы заполучить грамотных специалистов, необходима тщательно продуманная кадровая политика. Нам важно обеспечить рост кадрового потенциала, не забывая в то же время о научных традициях. Поэтому мы уделяем большое внимание подбору и расстановке кадров с учетом специфики нашей работы.

В Академии сложился высокопрофессиональный коллектив преподавателей и научных сотрудников, подавляющее большинство из них имеют опыт практической работы в прокуратуре и других правоохранительных органах. О научной квалификации коллектива говорит тот факт, что в его составе работают 50 докторов и 144 кандидата наук, 19 сотрудников Академии имеют почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», 44 — награждены нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», являющимся высшей ведомственной наградой, что свидетельствует о высокой оценке труда наших ученых и преподавателей со стороны руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и значительности вклада Академии в общее дело укрепления законности в стране.

Многие из сотрудников Академии — энтузиасты своего дела, не жалеющие сил и времени для научной деятельности, оказания помощи практикам. Надо заметить, что в последнее время наш коллектив заметно помолодел, активно развивается сообщество молодых ученых, в том числе эффективно действует Совет молодых ученых Академии. Очень важно создать соответствующие условия для их профессионального становления. Для этого необходим высокий уровень работы с молодыми специалистами. В том числе на решение этой задачи направлено налаживание работы постоянно действующего обучающего семинара для начинающих. К проведению занятий привлечены наши лучшие кадры — профессора, имена которых хорошо известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Кузницей кадров являются наша аспирантура и докторантура, где учатся работники прокуратуры Российской Федерации, нередко имеющие значительный практический опыт. Мы приветствуем и поощряем интерес практических работников к научной деятельности. Ежегодно в диссертационных советах, функционирующих при нашем учреждении, защищаются порядка 15 прокурорских работников.

Структура Академии ориентирована на решение стоящих перед нами задач и обеспечивает оптимальное распределение сил и средств между подразделениями по различным направлениям деятельности, что, в свою очередь, повышает эффективность нашей работы. В структуру Академии входят такие подразделения, как Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, Юридический институт, а также филиалы Академии, расположенные в Санкт-Петербурге и Иркутске. Не выделяя ни одно структурное подразделение в качестве главного, нам удается сохранить равновесие в системе.

— Известно, что существует определенная специфика работы в прокуратуре. Каким образом она воплощается при подготовке в Академии кадров для органов прокуратуры?

— Специфика нелегкой прокурорской службы такова, что прокурор не может ограничиваться знанием какой-либо одной отрасли права, будь то уголовный процесс, гражданское судопроизводство и др. В настоящее время прокуратура не только проверяет соответствие законам деятельности и правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, но и сама участвует в правотворческой деятельности, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Такие функции требуют не просто знания законодательства, но и умения оценивать потребности правового регулирования, прогнозировать социально-экономическую обстановку. При этом прокурорский работник должен быть не только юристом-профессионалом, экспертом, но и высокообразованным и культурным человеком — обладать навыками составления документов, общения, выступления перед публикой, в средствах массовой информации, быть честным и верным закону человеком.

Наша задача — заложить основы для формирования знающего, принципиального, дисциплинированного прокурора.

В составе Академии осуществляется обучение студентов по новому профилю подготовки «прокурорская деятельность», квалификация (степень) «бакалавр» по очной форме, а в Юридическом институте в Москве осуществляется также обучение по этому профилю подготовки, квалификация (степень) «магистр» по заочной форме. В Юридический институт в Москве только в этом году впервые был проведен прием на 1-й курс будущих бакалавров — до этого в основном была подготовка по программам второго высшего образования, в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии в 2012 г. прошел уже шестой выпуск студентов, и здесь ежегодно обучаются более 400 студентов из 45 субъектов Российской Федерации. 250 студентов учатся в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии, где в 2013 г. состоится первый выпуск.

Прием студентов в институты Академии осуществляется исключительно по целевым направлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур. Таким образом, поступлению в наши институты предшествует тщательный отбор абитуриентов органами прокуратуры на местах, в том числе и психологическое тестирование.

Особенность подготовки будущих прокурорских работников проявляется и в том, что в ходе образовательного процесса студенты изучают не только общепрофессиональные дисциплины, предусмотренные стандартами, но и специальные дисциплины («Культура речи прокурорского работника», «Организация работы органов прокуратуры районного звена», «Методика и тактика проведения прокурорских проверок», «Участие прокурора в судопроизводстве»), знание которых необходимо для предстоящей практической деятельности по осуществлению прокурорского надзора за законностью и уголовного преследования.

Студенты, успешно освоившие программу бакалавриата, имеют возможность продолжить обучение по магистерской программе «прокурорская деятельность» и тем самым еще более повысить свой образовательный и профессиональный уровень.

Качественному освоению студентами учебных программ способствует наличие в институтах хорошей материальной базы, высокопрофессиональных кадров преподавателей, многие из которых имеют значительный опыт практической прокурорской деятельности.

Мы стремимся к тому, чтобы наши студенты учились по учебникам, подготовленным учеными Академии, и уже вышли учебники по уголовному праву (общая и особенная часть), криминологии, криминалистике, готовится целая серия новых учебников по другим дисциплинам.

К учебному процессу, и в этом одно из преимуществ Академии, привлекаются преподаватели, участвующие в переподготовке и повышении квалификации действующих прокуроров, и научные сотрудники, разрабатывающие для прокуроров методические рекомендации. Это позволяет не допускать отрыва содержания обучения студентов от потребностей практики, повысить степень последующей адаптации к профессии, что так важно для сегодняшней системы высшего профессионального образования. В том числе для этого кафедры Юридического института и Института повышения квалификации руководящих кадров в мае этого года приказом Генерального прокурора Российской Федерации получили статус общеакадемических подразделений. Это позволило одновременно обеспечивать учебный процесс и для студентов, и для слушателей одним и тем же профессорско-преподавательским составом.

Кроме того, учебную и производственную практику студенты проходят непосредственно в территориальных и специализированных прокуратурах, где в дальнейшем им предстоит работать, что позволяет максимально приблизить образовательный процесс к будущей профессиональной деятельности выпускников.

— Реалии современной жизни требуют нового подхода органов прокуратуры к обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Какую роль в этом процессе играет Академия?

— По моему глубокому убеждению, достижение социально-экономической и политической стабильности, положительной динамики развития Российской Федерации возможно только в условиях строжайшего соблюдения законов. Прокуратуре отводится важная роль в реализации правовых средств обеспечения устойчивого развития экономики, охраны социальных и экономических прав граждан, общества и государства. Постоянная модернизация законодательства, появление новых форм экономических и общественных отношений настоятельно требуют роста квалификации прокурорских работников, качества, эффективности их деятельности, и Академия должна обеспечивать эти все возрастающие потребности практики.

Освоение инновационных подходов в современной прокурорской практике невозможно без развития теории прокурорского надзора и, шире, прокурорской деятельности. Поэтому в Академии самое серьезное внимание уделено фундаментальным и прикладным исследованиям по таким научным направлениям, как конституционное право, уголовное право и процесс, криминология, криминалистика, юридическая психология и, конечно же, прокурорская деятельность.

В Академии создана мощная научно-исследовательская база. Проведение исследований осуществляется прежде всего Научно-исследовательским институтом Академии, включающим 15 научных отделов, с участием всех институтов, кафедр и лабораторий.

Сохраняя преемственность научных традиций, сегодня в Академии с применением современных методик изучаются актуальные проблемные вопросы по всем основным направлениям прокурорской деятельности. Приоритетами научной разработки выступают вызовы современности: терроризм, коррупция, криминализация экономики, а также главные аспекты внутренней государственной политики, такие, как обеспечение национальной безопасности, соблюдение конституционных прав граждан, реализация национальных проектов, реформирование ЖКХ, либерализация уголовного законодательства и многое другое. Соответственно, направлениями исследований являются проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере экономики, транспорта, экологии, противодействия коррупции, терроризму и экстремизму, а также надзор за соблюдением конституционных прав граждан, прав и законных интересов несовершеннолетних, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения.

Результаты исследований Академии используются при подготовке докладов органами государственной власти Российской Федерации, наши сотрудники участвуют в научных и практических конференциях, семинарах, круглых столах, проводимых органами законодательной и исполнительной власти, ведущими научными организациями, образовательными учреждениями.

— Научными исследованиями занимаются и другие учреждения. Есть ли у Академии перед ними преимущество?

— Преимущество Академии в исследовании проблем обеспечения законности, изучении причин преступности и иных правонарушений состоит в том, что, помимо анализа источников информации, находящихся в свободном доступе, — судебных решений, имеющихся на сайтах судов, общедоступной статистики, опросов граждан, и использования других применяемых большинством исследователей методик, наши научные сотрудники имеют возможность знакомиться с материалами прокурорской практики, уголовных дел, содержанием актов прокурорского реагирования, аналитической и обзорной информацией прокуратур субъектов Российской Федерации, подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ведомственной статистикой органов прокуратуры, внутренних дел, других ведомств.

Проводятся опросы практических прокурорских работников, сотрудников полиции и иных правоохранительных органов, государственных гражданских служащих, предпринимателей, лиц, осужденных к лишению свободы, и др.

— Результаты научных исследований Академии ориентированы на систему прокуратуры?

— Конечно, в первую очередь результаты наших научных исследований адресуются органам прокуратуры, воплощаются в методические документы для практических работников. Однако, публикуемые в виде статей, сборников научных трудов, монографий, они востребованы и другими органами государственной власти, а также заинтересованными читателями. Мы часто получаем письма со словами благодарности от наших граждан. Только в прошлом году в Академии подготовлено 20 монографий, 35 пособий и методических рекомендаций и большое количество статей по актуальным проблемам прокурорской деятельности и укрепления законности. Среди вышедших в последние два года работ можно упомянуть коллективную монографию «Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции», подготовка которой осуществлялась Академией с привлечением ученых из научно-образовательных учреждений других правоохранительных органов, монографии «Прокуратура в системе национальной безопасности Российской Федерации», «Защита прокурором прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности», «Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере интеллектуальной собственности», «Профилактика легализации преступных доходов» и др. Вышло второе издание «Настольной книги прокурора», а также «Настольная книга военного прокурора», изданы десять сборников методических материалов по основным направлениям прокурорской деятельности.

Мы стараемся, чтобы результаты наших работ были максимально понятны, доступны практическим работникам. Ведь по-настоящему эффективные идеи всегда просты и лаконичны. Наша цель — содействие в решении задач, возникающих в повседневной профессиональной деятельности прокурора. И когда это удается, возникает ощущение собственной нужности и значимости.

— Известно, что во Всесоюзном институте Прокуратуры СССР были традиции проводить конференции и семинары с широким участием научной общественности и практических работников. Обсуждаются ли сейчас в Академии на подобных собраниях актуальные проблемы науки и практики?

— Академия выступает инициатором и организатором разного рода научно-практических мероприятий, которые проводятся регулярно и посвящаются наиболее злободневным вопросам жизни и работы прокуратуры, актуальным вопросам обеспечения законности и правопорядка в современной России. Так, в прошлом году на базе Генеральной прокуратуры Российской Федерации мы организовали проведение межведомственной научно-практической конференции, приуроченной к 65-летию работы Нюрнбергского трибунала над нацистскими преступниками. Проблематика, которая оказалась в центре внимания участников конференции, — организация противодействия преступлениям против мира и безопасности человечества, экстремизму и терроризму.

В этом году была организована совместная работа научной конференции и заседания Научно-консультативного совета Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященная функциям прокурора в уголовном суд опроизводстве.

В целом в Академии в год проходит порядка 15 — 20 круглых столов, семинаров и научно-практических конференций.

— Как участвует Академия в повышении профессионального мастерства и деловой квалификации прокурорских работников?

— Самосовершенствование необходимо для каждого человека, в том числе и прокурорского работника. Близость к практике, использование новейших образовательных методик, значительная научная база позволяют нам повышать квалификацию даже таких профессионалов, как прокуроры.

Ежегодно по программам повышения квалификации проходят обучение в институтах Академии в Москве, Санкт-Петербурге и Иркутске свыше 2100 различных категорий прокурорских работников. При этом только в Институте повышения квалификации руководящих кадров в Москве в течение года обучаются около 1100 человек.

В прокуратуре за многие годы сложилась и успешно действует хорошо отлаженная система непрерывного обучения работников, включающая различные формы, начиная с самостоятельной учебы, участия в работе постоянно действующих семинаров по профессиональной подготовке, обучения в базовой прокуратуре, стажировок в структурных подразделениях вышестоящей прокуратуры, обучения молодых специалистов в межрегиональных центрах профессионального обучения и заканчивая учебой по программам дополнительного профессионального образования в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

При этом следует отметить, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» одним из обязательных условий продвижения по службе, назначения на вышестоящую должность работника является повышение им своей квалификации, рост его профессионализма.

Исходя из этого, в органах прокуратуры выстраивается прямая зависимость продвижения по службе того или иного работника от повышения его профессионального уровня, приобретения дополнительных знаний, умений и навыков. Это нашло отражение в квалификационных характеристиках прокурорских должностей помощника, старшего помощника прокурора прокуратуры районного звена, прокурора города, района и приравненных к ним прокуроров.

Названным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации с 2010 г. введена система профессиональной переподготовки прокурорских работников, включенных в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров. Это обусловлено спецификой круга обязанностей прокурора прокуратуры районного звена и необходимостью получения дополнительных знаний, умений и навыков для выполнения нового вида деятельности в качестве прокурора-руководителя.

Как показывает практика обучения по программам профессиональной переподготовки, избранный путь является правильным.

С сентября 2010 г. по июнь 2012 г. в трех институтах Академии прошли обучение в течение 3,5 месяца по программам переподготовки 205 прокурорских работников. Из них порядка 160 в настоящее время назначены на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, при этом часть из них назначались непосредственно по окончании обучения в Академии.

Для успешного обучения в институтах Академии созданы все условия: разработана единая для всех институтов учебная программа, для участия в проведении занятий постоянно приглашаются практические работники, в том числе и из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, введены в практику выездные занятия в органах прокуратуры, в итоговой аттестации слушателей участвуют прокуроры субъектов Федерации, начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Регулярно проводятся встречи слушателей с Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями.

Кроме того, в сфере повышения квалификации развиваются международные связи с прокурорами зарубежных государств. За 2011/2012 учебный год в Академии прошли обучение на различных учебных потоках 56 прокурорских работников из Республик Абхазия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Более 65 прокурорских работников из государств — участников СНГ предстоит обучить в новом 2012/2013 учебном году.

— С 1 января 2012 г. на Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложено ведение государственного единого статистического учета в сфере борьбы с преступностью, раскрытия и расследования преступлений. Участвует ли Академия в выполнении столь ответственной задачи?

— Да, мы принимаем активное участие в реализации этой новой функции прокуратуры.

В целях реализации новых законодательных положений распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа для определения порядка осуществления государственного единого статистического учета и подготовки необходимого перечня нормативных правовых актов. В нее вошли сотрудники Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России, Следственного комитета Российской Федерации. Возглавил рабочую группу первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксман. В работе группы участвовал и представитель Академии. Сотрудники Академии принимали участие в подготовке различных организационно-распорядительных документов, и в частности в разработке Концепции создания Государственной автоматизированной системы правовой статистики.

Также в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению выполнения функций ведения правовой статистики в органах прокуратуры в 2011 г., утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации, разработана учебная программа для обучения на базе Академии прокурорских работников вопросам правовой статистики.

Отдел проблем правовой статистики Академии работает в постоянном контакте с сотрудниками нового, созданного в июле прошлого года управления правовой статистики, в частности проводятся совместные научные исследования по актуальным проблемам правовой статистики.

В соответствии с планами по реализации новой функции прокуратуры разработано специальное программное обеспечение федеральной базы данных, предварительные испытания которого проведены в декабре прошлого года. В течение первого полугодия 2012 г. проводилась его опытная апробация на реальных статистических данных, в которой принимали активное участие сотрудники Академии.

В настоящее время сотрудники Академии участвуют в разработке новых образцов документов первичного статистического учета.

— В 1995 г. был создан Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников СНГ. На базе Академии функционирует Научно-методический центр Совета, руководителем которого, Оксана Сергеевна, Вы являетесь. В чем заключается его работа?

— Российской прокуратурой накоплен уникальный опыт правозащитной деятельности, который может быть использован и прокуратурами стран СНГ. Академия изучает этот опыт, разрабатывает новые методики правозащитной деятельности, апробируемые на практике. Взаимодействие с зарубежными прокуратурами позволяет знакомить иностранных коллег с нашими разработками, а также проводить сравнительно-правовые исследования, результаты которых нередко используются на практике, например в процессе разработки международных правовых актов.

Научно-методический центр (НМЦ) создан в соответствии со ст. 9 Положения о Координационном совете генеральных прокуроров государств — участников СНГ (КСГП), утвержденного решением Совета глав государств СНГ, в целях научно-методического обеспечения деятельности КСГП, исследования актуальных проблем борьбы с преступностью и прокурорского надзора в рамках Содружества Независимых Государств.

Деятельность НМЦ регламентирована Положением, утвержденным решением КСГП от 22 мая 2003 г. В целях обеспечения деятельности НМЦ распоряжением его руководителя — ректора Академии создана рабочая группа в составе 21 научного сотрудника.

Основными задачами НМЦ являются: объединение усилий и обеспечение творческого сотрудничества научно-исследовательских и образовательных учреждений прокуратур государств — участников СНГ в проведении научно-исследовательских работ по актуальным проблемам борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка; обобщение и разработка предложений по сближению национальных законодательств в сферах защиты прав человека и гражданина, борьбы с преступностью, прокурорского надзора.

НМЦ осуществляет научные исследования по планам работы КСГП. Документы, разработанные в НМЦ по результатам его научно-исследовательской деятельности, направляются генеральным прокурорам государств — членов Координационного совета, а их копии хранятся в Секретариате КСГП.

К примеру, только в 2011 г. в Научно-методическом центре КСГП по результатам исследования подготовлено 49 методических рекомендаций и практических пособий по различным вопросам прокурорского надзора, которые направлены через Секретариат КСГП в генеральные прокуратуры государств — участников СНГ для практического использования.

— Поддерживает ли Академия связи с аналогичными учебными и научными учреждениями, действующими в системе прокуратур зарубежных стран?

— Замыкаться в своей работе вообще не свойственно для нашей Академии, которая имеет давние международные связи, сложившиеся еще в советский период.

Научный потенциал Академии позволяет ей осуществлять сотрудничество на международном уровне, причем не только поддерживать имеющиеся отношения, но и успешно развивать их. Ряд наших разработок проблем борьбы с терроризмом, коррупцией, легализацией преступных доходов, торговлей людьми используется Генеральной прокуратурой Российской Федерации при взаимодействии с такими международными организациями, как ООН, Совет Европы, и с международными группами ФАТФ, ГРЕКО и т. п.

В свете интенсификации межгосударственных интеграционных процессов сотрудничество с учебными и научными учреждениями прокуратур зарубежных стран является важным и весьма перспективным направлением деятельности Академии.

Академия присоединилась к Лиссабонской сети Совета Европы по подготовке судей и прокуроров, куда входят более 50 образовательных учреждений разных стран. У нас сложились хорошие контакты с Национальной школой магистратуры Франции, Судебной академией Федеративной Республики Германия, где обучаются и прокуроры, Национальной академией судопроизводства и прокуратуры Республики Польша, другими подобными учебными заведениями в Европе.

Значительный объем такого взаимодействия осуществляется в рамках СНГ. Его правовой базой служит Соглашение генеральных прокуратур (прокуратур) государств — участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве между учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями органов прокуратуры от 21 апреля 2005 г. (г. Душанбе).

В этом документе, в частности, закреплено, что стороны обязуются способствовать развитию сотрудничества в области подготовки и повышения квалификации прокурорских работников, в том числе научных и педагогических кадров, осуществлению научных и информационных связей по актуальным проблемам теории и практической деятельности органов прокуратуры, а также разработке соответствующих совместных научно-исследовательских программ и внедрению результатов исследований в прокурорскую и следственную практику своих государств.

В целях развития и конкретизации положений этого Соглашения Академией заключены двусторонние договоры с научными и учебными учреждениями системы прокуратур, в частности с Национальной академией прокуратуры Украины (Москва, 3 апреля 2008 г.) и Институтом повышения квалификации кадров органов прокуратуры, изучения проблем законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (Астана, 3 декабря 2009 г.).

Отдельного внимания заслуживает решение КСГП от 14 сентября 2011 г., в соответствии с которым Научно-методическому центру предоставлены новые возможности по организации взаимодействия между научными и учебными заведениями генеральных прокуратур государств — участников СНГ. Речь идет о такой форме сотрудничества, как создание временных авторских коллективов с участием представителей этих учреждений для проведения конкретных научных исследований, имеющих взаимный интерес.

Достигнутые в этой сфере договоренности успешно реализуются.

Так, в 2012 г. Научно-методическим центром совместно с Научно-практическим центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь запланированы и проводятся научно-исследовательские работы, посвященные проблемам унификации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в борьбе с организованной преступностью.

Временные авторские коллективы совместно с генеральными прокуратурами государств — участников СНГ обобщили и изучили практику выполнения международных договоров государств — участников СНГ в сфере борьбы с преступностью, а также деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан, особенно находящихся за пределами своего государства, на территориях государств Содружества.

Авторский коллектив с участием научных сотрудников Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Института Генеральной прокуратуры Республики Казахстан завершил научно-исследовательские работы и на основе полученных результатов готовит к изданию в 2012 г. практическое пособие «Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере трудовой миграции». В октябре этого года по этой теме в Академии пройдет круглый стол с участием казахстанских коллег.

— Оксана Сергеевна, какими Вы видите перспективы развития Академии?

— Прежде всего, это реализация всех намеченных планов по развитию непрерывного образования прокурорских работников и научного обеспечения деятельности органов прокуратуры, закреплению Академии в качестве базового вуза для подготовки кадров органов прокуратуры Российской Федерации.

Это осуществление двухуровневой системы подготовки студентов (бакалавриат и магистратура) по профилю «прокурорская деятельность», где мы являемся первыми в стране.

Это развитие системы профессиональной переподготовки, в том числе и работников, состоящих в резерве на руководящие должности в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации, развитие международного сотрудничества в сфере подготовки и переподготовки кадров для органов прокуратуры.

Это проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным темам, касающимся настоящего и будущего прокуратуры России.

И конечно, это укрепление сплава науки, образования и практики, для чего и была создана наша Академия.

——————————————————————

Интервью: «Новые подходы к организации прокурорского надзора позволили улучшить состояние законности в стране» (интервью с начальником Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. В. Паламарчуком)

(«Прокурор», 2012, N 4)

«НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ПОЗВОЛИЛИ УЛУЧШИТЬ СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В СТРАНЕ»

ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО НАДЗОРУ

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГЕНЕРАЛЬНОЙ

ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. В. ПАЛАМАРЧУКОМ

19 сентября 2012 г. в Страсбурге Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию государствам-членам о роли прокуратуры вне уголовно-правовой системы. В разработке данной рекомендации активно участвовали представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Во всех правовых системах прокуратура призвана быть органом защиты прав и свобод человека и гражданина. В России этот институт с момента создания обладает широкими полномочиями вне уголовно-правовой сферы. Продолжая правозащитные традиции, современные органы прокуратуры обеспечивают не только соблюдение прав и свобод человека и гражданина, но и единое правовое пространство, верховенство закона, укрепление законности и правопорядка, защиту интересов общества и государства в целом.

О правозащитной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации в интервью журналу «Прокурор» рассказал руководитель Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства А. В. Паламарчук.

— Анатолий Владимирович, решение Комитета Министров Совета Европы (КМСЕ) принять рекомендацию государствам-членам о роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы можно назвать революционным?

— Для российских органов прокуратуры это решение можно считать настоящим прорывом, поскольку в разработке данной Рекомендации самое активное участие принимали представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Именно по нашей инициативе Консультативный совет европейских прокуроров в октябре 2008 г. обратился к КМСЕ с предложением рассмотреть вопрос о разработке общеевропейских принципов о статусе, полномочиях и практике работы прокуроров вне уголовно-правовой сферы. По поручению КМСЕ разработкой проекта Рекомендации занималась специально созданная группа экспертов, в состав которой входил и представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В Рекомендации и пояснительном меморандуме к ней обобщена европейская практика и содержатся основные принципы деятельности прокуроров вне уголовно-правовой сферы.

Согласно специальному исследованию, проведенному в рамках Совета Европы, функциями вне уголовно-правовой сферы в той или иной степени наделены прокуратуры более 40 из 47 государств — членов Совета Европы. Прокуратуры многих стран, в том числе и Российской Федерации, обладают широкими полномочиями вне уголовно-правовой сферы, которые направлены на защиту публичных интересов, а также прав индивидов, в особенности из социально уязвимых групп населения (детей, инвалидов, пенсионеров и т. п.). Эта деятельность осуществляется, в частности, в рамках права социального обеспечения, семейного, трудового, гражданского, экологического, избирательного и предпринимательского права.

Данная деятельность российских прокуроров позволяет ежегодно защищать права и законные интересы миллионов граждан.

Принятая Рекомендация вместе с Рекомендацией КМСЕ о роли прокуратуры в сфере уголовной юстиции составляют комплекс европейских стандартов, относящихся к прокурорской деятельности.

— Вы возглавляете самое большое по численности подразделение в Генеральной прокуратуре России, которое занимается защитой прав граждан. Его структура постоянно меняется. С чем это связано?

— Действительно, структура Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, которое осуществляет организацию правозащитной деятельности органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы и контроль за ее результатами, регулярно трансформируется. Оно было образовано Приказом Генерального прокурора Российской Федерации в июне 2006 г. и с тех пор не закостенело, как это порой бывает, а меняет структуру в зависимости от жизненных реалий и требований времени.

На современном этапе руководством Генеральной прокуратуры переосмыслена и по-новому построена организация надзорной работы. Произошло смещение акцента в сторону защиты конституционных прав граждан, прав субъектов экономической деятельности. Правозащитная деятельность органов по надзору за исполнением федерального законодательства приобретает новые формы и содержание, обусловленные интенсивной интеграцией России в правовое пространство стран Совета Европы и мировое экономическое сообщество, развитием информационно-коммуникационной сети Интернет.

— Какие сферы надзора входят в компетенцию Главка, который Вы возглавляете?

— В компетенцию Главного управления входят вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности правовых актов, соблюдения прав предпринимателей, исполнения законодательства в сфере экономики, защиты интересов государства и общества.

Структура Главного управления построена в соответствии с компетенцией, подчинена текущим задачам и меняется по мере их решения. Современная модель Главного управления включает четыре управления:

— управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан;

— управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики;

— управление по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества;

— управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей.

В каждом управлении действуют несколько отделов, решающих конкретные задачи в рамках компетенции.

Успешная реализация приоритетных государственных программ в немалой степени зависит от качества правозащитной деятельности прокуратуры и ее опережающей реакции. При этом все поставленные руководством страны задачи объединены одной важной целью — полноценно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, постоянно повышать качество их жизни.

В связи с этим Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства ориентировало прокуроров на местах активизировать правозащитную деятельность вне уголовно-правовой сферы, нарастить профилактический эффект прокурорского надзора, максимально приблизиться к потребностям отдельной личности и общества в целом.

Хочу особо подчеркнуть, что новые подходы к организации прокурорского надзора позволили улучшить состояние законности в стране, повысить доверие граждан к системе органов прокуратуры. Происходит ежегодное увеличение количества жалоб и заявлений граждан, юридических лиц, обращений особого контроля. С момента образования Главного управления рассмотрено свыше 200 тысяч обращений. И это основной и самый важный результат нашей работы.

Начальник Главного управления по надзору

за исполнением федерального законодательства

V V V

Организационно — Заместитель начальника Главного управления Отдел

методический по надзору за исполнением федерального документационного

отдел законодательства обеспечения

V V

Управление по надзору > Управление по надзору Управление по надзору > Управление по надзору

за исполнением за соблюдением прав за исполнением законов за соблюдением прав

законодательства и свобод граждан о защите интересов предпринимателей

в сфере экономики государства и общества

Отдел по надзору Отдел по надзору за Отдел по надзору за Отдел по надзору за

> за исполнением > законностью правовых исполнением законов исполнением законов

законодательства актов, соблюдением > в сфере обеспечения > о защите прав

в сфере экономики прав и свобод граждан правопорядка, защиты предпринимателей

интересов государства

и общества

Отдел по надзору Отдел по делам

за исполнением > несовершеннолетних Отдел по надзору за

> бюджетного и молодежи > законностью проверок

законодательства Отдел по надзору за органов контроля

> исполнением законов

Отдел по рассмотрению о промышленной и

> жалоб и обращений дорожной безопасности

граждан

Отдел по надзору за

> исполнением законов

в экологической сфере

— Защита прав и свобод граждан — это основная функция органов прокуратуры. Различные правозащитные организации взаимодействуют с вами или, наоборот, видят в вас конкурентов?

— Мы очень конструктивно взаимодействуем с гражданским обществом, в том числе с правозащитниками, Общественной палатой. Конкуренции здесь никакой быть не может, поскольку таких полномочий, как у прокуратуры, нет ни у одной общественной организации.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина остается традиционным направлением прокурорской деятельности на протяжении уже двадцати лет. В поле зрения прокуроров находится:

— защита трудовых прав граждан, в том числе права на безопасные условия труда и его вознаграждение, предотвращение проявлений принудительного труда;

— соблюдение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— соблюдение пенсионных прав граждан;

— соблюдение требований законодательства о безопасности людей, проживающих в специализированных учреждениях;

— обеспечение защиты прав инвалидов, в том числе права на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, их прав на санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации и лекарствами;

— соблюдение жилищных прав граждан, особенно инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны;

— соблюдение прав граждан как потребителей услуг жилищно-коммунального комплекса;

— соблюдение политических прав граждан;

— исполнение судебных решений по всем категориям предъявляемых прокурорами исков в защиту прав и свобод граждан.

Кроме того, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина охватывает правоотношения, связанные с исполнением законодательства о государственной службе, о рассмотрении обращений граждан, миграционного законодательства.

В управлении по защите прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства действуют три надзорных отдела:

— отдел по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан, сочетающий правозащитные функции с аналитическими и проверочными на своем направлении деятельности;

— отдел по делам несовершеннолетних и молодежи, организующий работу по вопросам защиты прав несовершеннолетних;

— отдел по рассмотрению жалоб и обращений граждан, организующий рассмотрение огромного массива первичных обращений.

Активная позиция Главного управления направлена на решение задачи своевременного устранения нарушений федеральных законов, региональных нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы граждан. При этом особое внимание отведено защите социально уязвимых групп — ветеранов, пенсионеров, граждан с ограниченными возможностями.

Организован системный надзор за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних на жизнь и охрану здоровья, труд и занятость, образование, социальное обеспечение, жилищных и имущественных прав, их защиты от жестокого обращения, психического насилия, экономической, сексуальной и иной эксплуатации. Повышенное внимание уделяется проблемам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в особой социальной поддержке.

— В этом году в структуре Главного управления было создано управление по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества. В этом была особая необходимость?

— Это было сделано в целях обеспечения соблюдения прав и свобод неограниченного круга граждан и решения новых задач, поставленных руководством страны.

Управление осуществляет проверки исполнения законодательства в социальной сфере федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и предприятиями, государственными компаниями, государственными внебюджетными фондами. Особое внимание уделяется вопросам соблюдения требований законов федеральными контролирующими органами, а также правоохранительными органами при осуществлении внепроцессуальной деятельности.

В состав управления входят отделы: по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества, по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности и по надзору за исполнением законов в экологической сфере.

В соответствии с компетенцией отдел по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества осуществляет надзор за исполнением федерального законодательства о здравоохранении, образовании, лекарственном обеспечении, реализации национальных приоритетных проектов «Здоровье» и «Образование», пенсионного и иного законодательства в социальной сфере. Важным направлением деятельности отдела является надзор за исполнением законодательства о защите прав потребителей, науке и научно-технической деятельности, физической культуре и спорте, туризме, охране объектов культурного наследия, средствах связи и массовых коммуникаций. Кроме того, отдел занимается надзором за исполнением законодательства об исполнительном производстве, о противодействии незаконному обороту наркотических веществ, незаконной миграции.

В компетенцию отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности входит осуществление надзора за исполнением законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности объектов топливного, энергетического комплекса, нефтехимической, металлургической промышленности и в иных отраслях, имеющих социальную значимость для жизнеобеспечения деятельности государства и общества. Также в функции отдела входит осуществление надзора за исполнением федерального законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности эксплуатации метрополитенов, организации транспортного обслуживания населения автомобильным и общественным транспортом, законностью административной практики органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Отдел по надзору за исполнением законов в экологической сфере осуществляет надзор за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе об экологической экспертизе, об использовании и охране атмосферного воздуха, водных ресурсов, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, земель, недр, объектов животного мира, об обращении отходов производства и потребления, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, безопасности гидротехнических сооружений.

— На особом контроле у руководства страны находятся вопросы экономики. У вас в Главке есть специальное подразделение, осуществляющее надзор именно в этой сфере.

— В структуре Главного управления создано управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики, деятельность которого направлена на противодействие правонарушениям в этой области. В управлении образовано два отдела.

Отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики проводит проверки министерств и ведомств, общероссийских коммерческих и некоммерческих организаций на предмет соответствия их деятельности и правовых актов нормам законодательства о государственной собственности, о регистрации прав на объекты недвижимого имущества, о землепользовании, о налогообложении, о ЖКХ, интеллектуальной собственности, оборонно-промышленном комплексе, о кредитно-банковской и градостроительной деятельности, антимонопольного законодательства и др. По результатам проверок принимается комплекс мер прокурорского реагирования, включая направление соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Отдел по надзору за исполнением бюджетного законодательства, обеспечивая защиту интересов государства, осуществляет надзор за исполнением министерствами и ведомствами, общероссийскими коммерческими и некоммерческими организациями законодательства при использовании бюджетных средств, направленных в жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, государственный оборонный заказ, на реализацию федеральных целевых и ведомственных программ; за законностью правовых актов в этой сфере правоотношений. Проводятся мероприятия, направленные на противодействие правонарушениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

— В СМИ регулярно освещается масштабная работа прокуроров по защите прав бизнеса. Неужели бизнес сам себя защитить не может?

— Без успешного развития бизнеса невозможно успешное экономическое развитие страны. К сожалению, в современных условиях предприниматели являются наиболее уязвимыми участниками экономических отношений. Поэтому руководство страны создает эффективную систему комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом важная роль отводится органам прокуратуры. В связи с этим Генеральным прокурором России создано специальное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Следует отметить, что аналогичные подразделения образованы и в прокуратурах субъектов Российской Федерации. Надзорные мероприятия в этой сфере правоотношений реализуются на основе конструктивного сотрудничества с уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей, а также с общественными организациями предпринимателей. В целях укрепления законности и правопорядка в сфере предпринимательской деятельности Генпрокуратурой России заключено соглашение о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

В структуру управления входят два отдела.

Отдел по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей призван обеспечить методами прокурорского надзора свободу экономической деятельности, благоприятный инвестиционный климат, снижение административного давления со стороны органов власти, а также предупреждение рейдерских захватов собственности. В связи с этим организовано рассмотрение жалоб предпринимателей на действия органов государственной власти, иных органов и организаций, прокурорам субъектов РФ поручено принимать весь комплекс мер, направленных на обеспечение законности и свободы экономической деятельности, включая работу по защите прав иностранных инвесторов на территории России. Отдел осуществляет мониторинг законопроектов и действующей нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности на наличие в них административных барьеров и иных положений, нарушающих права и законные интересы предпринимательства, и опротестовывает (оспаривает) такие правовые акты.

Отдел по надзору за законностью проверок органов контроля формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Российской Федерации. Отдел проводит проверку проектов ежегодных планов проведения плановых проверок центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти. Организован постоянный контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации по согласованию проведения внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов органами контроля (надзора).

— Это дает результаты?

— Безусловно. Наделение прокуроров полномочиями в сфере согласования проверок привело к существенному снижению административного давления на предпринимателей и созданию благоприятных условий для развития бизнеса и инвестиционного климата в стране. Проводимая работа стала важной составляющей правозащитной деятельности прокуроров, стимулирующей органы контроля более ответственно подходить к реализации своих функций.

— В структуру Главка входит еще организационно-методический отдел. В чем состоят его функции?

— Организационно-методический отдел занимается проведением анализа состояния законности и прокурорского надзора в целом по Российской Федерации и по ее регионам. Все разрабатываемые по результатам анализа методические рекомендации публикуются на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Накопленный Главным управлением опыт правозащитной деятельности регулярно изучается и распространяется в целях повышения квалификации и стажирования прокурорских работников, что позволяет совершенствовать их профессиональный уровень.

Постоянный мониторинг законодательства и правоприменительной практики, проводимый Главным управлением, позволяет прогнозировать угрозы состоянию законности и своевременно их устранять.

— Если подытожить, какие все-таки первоочередные задачи стоят сегодня перед прокурорами, которые осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства?

— Прежде всего руководство Генеральной прокуратуры нацелило прокуроров субъектов Российской Федерации на решение следующих задач:

— добиваться соблюдения прав и социальных гарантий особо нуждающихся в защите граждан, в том числе в сферах трудовых правоотношений, здравоохранения, пенсионного обеспечения, жилищного строительства, безопасности объектов социального назначения и образования;

— активизировать прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране жизни и здоровья детей, социальной поддержке детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике подростковой преступности;

— продолжить усиленный прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере защиты граждан от природных и техногенных катастроф, охраны лесов от пожаров, минимизации их последствий, а также обеспечения целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и в качестве компенсаций пострадавшим гражданам;

— на системной основе проверять законность установления тарифов на пользование жилищно-коммунальным комплексом, целевое расходование бюджетных средств, выделенных на переселение граждан из ветхого жилья, капитальный ремонт жилого фонда, строительство жилых домов для предоставления военнослужащим;

— обеспечить действенный надзор в сфере экономики, жестко пресекая правонарушения в финансовой сфере, при расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ и поддержание основных секторов экономики, в том числе при предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям средств государственной поддержки; в сферах кредитно-банковских правоотношений, налогообложения, противодействия легализации преступных доходов;

— усилить надзор за исполнением законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе при принятии нормативных правовых актов, размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, распоряжении государственной и муниципальной собственностью, землей;

— пресекать незаконные действия органов государственного контроля и надзора в отношении предпринимателей, факты ограничения свободы экономической деятельности, попыток рейдерских захватов собственности.

В заключение отмечу, что содержание правозащитной деятельности органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы и формы ее реализации продолжают совершенствоваться с учетом правовой и социально-экономической реальности, общегосударственных приоритетов и задач.

——————————————————————