Опыт надзора за исполнением законов об обеспечении сохранности жизни и здоровья военнослужащих при утилизации вооружения и боеприпасов

(Лукашенко С. Н.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 3)

ОПЫТ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И БОЕПРИПАСОВ <*>

С. Н. ЛУКАШЕНКО

——————————— <*> Lukashenko S. N. Experience of Supervision over Enforcement of Laws on Ensuring Safety of Life and Health of Military Men When Utilizing Armament and Ammunition.

Лукашенко Сергей Николаевич, заместитель военного прокурора Восточного военного округа, полковник юстиции.

В статье приведен положительный опыт прокурорского надзора за исполнением законов об обеспечении сохранности жизни и здоровья военнослужащих при утилизации вооружения и боеприпасов.

Ключевые слова: военные прокуроры, сохранность жизни и здоровья военнослужащих, утилизация вооружения и боеприпасов.

The article presents a positive experience of procurator’s supervision over enforcement of laws on ensuring safety of life and health when utilizing of armament and ammunition.

Key words: military procurators, safety of life and health of military men, utilization of armament, and ammunition.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Действующее федеральное законодательство, определяющее статус военнослужащего, одной из основных социальных гарантий указанной категории граждан Российской Федерации называет обеспечение им безопасных условий службы. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, гласит, что охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы. Аналогичные требования к обеспечению сохранности жизни и здоровья военнослужащих закреплены и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495. Так, в соответствии с требованиями ст. ст. 75, 78, 81, 317, 322 названного Устава деятельность должностных лиц воинских частей должна быть направлена на обеспечение безопасных условий службы военнослужащих, предупреждение гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), в первую очередь среди военнослужащих, проходящих военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья (в том числе в воинских частях и учреждениях, где осуществляются хранение, эксплуатация и уничтожение вооружения и военной техники). В настоящее время на базах и арсеналах различных видов Вооруженных Сил и родов войск скопились миллионы единиц различных боеприпасов, списанных или подлежащих списанию. К ним относятся авиабомбы, ракеты, морские торпеды, масса взрывчатого вещества в которых достигает сотен и даже тысяч килограммов, а также артиллерийские снаряды, инженерные мины и заряды с массой взрывчатого вещества до нескольких килограммов (обычно не более 10 кг). Только в 2012 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации планируется утилизировать (уничтожить) порядка 7 млн. тонн боеприпасов, из них на территории Восточного военного округа — 440,3 тыс. тонн (путем подрыва и сжигания), что в 1,4 раза превосходит количество уничтоженных в 2011 г. в войсках ВВО средств поражения (312 тыс. тонн). В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос обеспечения сохранности жизни и здоровья военнослужащих, привлекаемых к проведению работ по обслуживанию, эксплуатации и уничтожению боеприпасов и взрывчатых веществ. В то же время в ходе практической деятельности правоохранительных органов выявляются многочисленные факты злоупотреблений и нарушений законности в указанной сфере, что, помимо объективных причин, существенно усложняет разрешение названных выше вопросов. Анализ работы военной прокуратуры Восточного военного округа свидетельствует, что, несмотря на принимаемые командованием всех степеней меры, направленные на создание безопасных условий службы указанной категории граждан, их надлежащее материально-бытовое обеспечение, нарушения законодательства в указанной сфере по-прежнему носят распространенный характер в войсках округа, о чем свидетельствуют статистические показатели надзорной работы. В 2011 г. выявлено 2839 (2010, +46%) нарушений, об устранении которых правомочному командованию внесено 496 (386, +28,5%) представлений, о недопустимости нарушения закона предостережены 82 (44, +86,4%) должностных лица. К дисциплинарной и материальной ответственности привлечены 518 (574, -9,8%) военнослужащих. Возбуждено 5 (3, +1,7 раза) уголовных дел. Наибольшее количество нарушений в сфере обеспечения сохранности жизни и здоровья военнослужащих при проведении мероприятий по утилизации боеприпасов и взрывчатых веществ в 2011 г. было допущено должностными лицами при организации и проведении работ по уничтожению средств поражения на общевойсковом полигоне «Цугол». Всего в течение 2011 г. на полигоне «Цугол» было уничтожено 117 тыс. тонн взрывоопасных предметов. В прошедшем году военной прокуратурой Восточного военного округа с привлечением военной прокуратуры Борзинского гарнизона совместно с сотрудниками органов безопасности в войсках на общевойсковом полигоне «Цугол» выявлено 83 нарушения законодательства о сохранности вооружения и боеприпасов и пожарной безопасности, в том числе допускаемые при выполнении мероприятий по обеспечению безопасных условий службы, работ по разгрузке железнодорожных транспортов, приему боеприпасов и своевременной доставке их к местам уничтожения, организации их охраны. Кроме того, выявлены факты нарушения прав привлекаемых к опасным работам военнослужащих на отдых, а также своевременное и полное обеспечение положенными видами довольствия. Об устранении выявленных нарушений закона военной прокуратурой Восточного военного округа в мае — октябре 2011 г. в адрес командующего войсками ВВО внесены 4 представления, которые реализованы. Военным прокурором Борзинского гарнизона в указанный период правомочному командованию внесены 16 документов прокурорского реагирования, которые рассмотрены, трем должностным лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона. По результатам проверок возбуждены 2 уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 и ч. 1 ст. 226 УК РФ. В соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 8/56/92, Приказом командующего войсками Восточного военного округа от 9 апреля 2011 г. N 164 с 29 апреля 2011 г. на 247 общевойсковом полигоне Восточного военного округа «Цугол» проводятся работы по уничтожению боеприпасов третьей категории, поступающих из Центрального военного округа. Для указанных целей на территории полигона сформирован сводный полк, для размещения которого развернуты два полевых лагеря, два полевых склада, подготовлено 42 площадки подрыва. Вместе с тем его командиром полковником Кондесюком Д. С., заместителем командира подполковником Устиновым Ю. А., начальником штаба полка подполковником Артюховым В. А., заместителем командира части по тылу подполковником Новосельцевым В. А., начальником службы РАВ капитаном Шишкановым С. А. и другими должностными лицами в нарушение требований ст. 10 Федерального закона «Об обороне», ст. ст. 5, 22 Федерального закона «Об оружии», ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», ст. ст. 21, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. ст. 16, 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. ст. 2, 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 11, 14, 20, 22, 23, 25, 34, 38, 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. ст. 11 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 12, 14, 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст. 75, 81, 82, 129, 322 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации меры по обеспечению безопасных условий службы, надлежащему материально-бытовому обеспечению военнослужащих не предпринимались, работы по разгрузке железнодорожных транспортов, приему боеприпасов и своевременной доставке их к местам уничтожения, организации их охраны должным образом организованы не были. Так, с учетом объема поставляемых боеприпасов в сутки (30 вагонов или более 1000 тонн) и отсутствия достаточного количества техники ежедневная нагрузка на одного военнослужащего, разгружающего вагоны, фактически составляла 9 тонн. Военнослужащие по призыву работали 7 дней в неделю с 8 часов утра до 2 — 4 часов ночи, чем нарушалось установленное законодательством о статусе военнослужащих их право на отдых. Отсутствие надлежащего отдыха приводило к ослаблению иммунитета и заболеванию привлекаемых к работам военнослужащих и, как следствие, к их уклонению от выполнения работ под различными предлогами. Помимо изложенного, в полку утилизации боеприпасов ввиду большой нагрузки на военнослужащих по призыву, несоблюдения режима труда и отдыха, контроля за производимыми работами, в том числе и в ночное время, имели место многочисленные случаи травматизма военнослужащих. Перевозка боеприпасов осуществлялась на автомобилях, не прошедших государственный технический осмотр, технически неисправных и не оборудованных для этих целей. Загрузка автомобилей производилась с превышением установленных норм, груз в кузове не фиксировался. В отдельных случаях ящики с боеприпасами укладывались выше бортов автомобиля, что в условиях плохих дорог могло привести к их падению и подрыву. Вследствие ненадлежащей организации работы служб тыла, в том числе медицинской, размещение и питание личного состава в полевых лагерях было организовано с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, общевоинских уставов. В полевом пункте питания в палатках для хранения и нарезки хлеба и чистки овощей отсутствовал уборочный инвентарь. Санитарно-гигиенические мероприятия на полевом хлебозаводе не проводились. На поддонах с выпеченным хлебом складировались грязные простыни. Лотки для переноски хлеба хранились на земле. Военнослужащие, занятые на такелажных работах, не обеспечивались на месте выполнения работ теплой кипяченой водой, в связи с чем им приходилось пить холодную, иногда сырую, воду. Выгребные ямы для сбора отходов переполнены, своевременно не вычищались, туалеты установленным порядком оборудованы не были. Перечисленные нарушения повлекли существенный рост заболеваемости среди личного состава. Так, только в период с 25.04.2011 по 20.05.2011 в структурное подразделение 321 ОВКГ (военный госпиталь ст. Ясная) поступило 234 военнослужащих полка утилизации, в том числе 20 — с диагнозом пневмония, 5 — с признаками членовредительства, а 4 помещены на лечение в психиатрическое отделение. Как следствие, военнослужащие такелажных батальонов выражали недовольство и намерение прекратить работы по разгрузке-погрузке боеприпасов. Названные нарушения закона во многом были обусловлены ненадлежащей организацией и отсутствием должного контроля за выполнением работ по уничтожению боеприпасов со стороны командующего 29 армией генерал-майора Романчука А. В. и начальника ракетных войск и артиллерии 29 армии полковника Козловского Д. В., осуществляющих общее руководство указанными мероприятиями на полигоне «Цугол». Более того, результаты надзорной деятельности военной прокуратуры Восточного военного округа в апреле — мае 2011 г. свидетельствовали о том, что указанные выше нарушения, допускавшиеся при уничтожении боеприпасов, не являлись единичными и выявлялись практически на всех местах проведения названных работ. Проверкой, проведенной в апреле 2011 г. в в/ч 75081, установлено, что должностными лицами этой воинской части и сводной роты уничтожения боеприпасов, прикомандированной от в/ч 46102, меры по обеспечению безопасных условий службы, надлежащему хранению оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ при выполнении работ по их утилизации не предпринимались. 28 марта 2011 г., не успев закончить работы по уничтожению боеприпасов в связи с наступлением темного времени суток, начальник группы по их уничтожению капитан Кулебацкий А. А. распорядился оставить на подрывном поле часть неутилизированных боеприпасов и взрывчатых веществ (104100-мм снаряда к противотанковой пушке БС-3 с уложенными на них 21 тротиловой шашкой общей массой 4,6 кг, 2 ящика с тротиловыми шашками по 25 кг каждый, 1 ящик с тротиловыми шашками общей массой 15 кг). При этом охрану этих боеприпасов он не организовал, о принятом решении командиру в/ч 75081 не доложил. В то же время командир этой воинской части подполковник Солдатов А. Г. действенный контроль за выполнением подчиненными военнослужащими работ по уничтожению боеприпасов и взрывчатых веществ не осуществлял, обстановкой на взрывном поле не владел. Вследствие поверхностного подхода к организации названных мероприятий со стороны подполковника Солдатова А. Г. инструктаж личного состава, привлекаемого к выполнению работ по утилизации боеприпасов и взрывчатых веществ, в том числе по обнаружению и сбору продуктов их подрыва, проводился формально, поэтому военнослужащие части, привлекаемые для очистки площадок подрыва и прилегающей к ним местности, к выполнению этих работ относились халатно. На указанной территории оставались ненайденными и неубранными элементы боеприпасов, в том числе содержащие взрывчатые вещества, что создало предпосылки к травмированию людей. 17 февраля 2011 г. военнослужащие в/ч 75081 старший сержант Козырев ТВ., рядовые Васин А. Ю., Каютин Н. Н. и Ермаков П. В., входящие в состав патруля, назначенного для проведения работ по очистке территории подрывного поля от оставшихся боеприпасов и сбора лома, в нарушение правил техники безопасности развели костер в непосредственной близости от подрывного поля, в котором взорвались остатки уничтожаемых боеприпасов, содержащих взрывчатые вещества, случайно попавшие в него. В результате этого Козырев Т. В. и Ермаков П. В. получили резаные раны мягких тканей ног. Кроме того, около 15 часов того же дня заведующий хранилищем в/ч 75081 г. п. Михайлюк С. В., исполняя обязанности старшего группы по погрузке на автомобиль пустой тары от боеприпасов, передвигаясь по подрывному полю, получил резаные раны голеней ног от осколков боеприпасов, разбросанных на месте утилизации. Надзорными мероприятиями, проведенными в феврале — марте 2011 г. в в/ч 63292, установлено, что ее командиром полковником Прохиро А. В. и главным инженером подполковником Авдеевым С. В. меры по надлежащей организации физической защиты военных объектов, обеспечению сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, соблюдению мер безопасности при работе с ними, в том числе при их уничтожении, в полном объеме не предпринимались, мероприятия по обеспечению экологической безопасности не проводились. Так, площадка уничтожения, а также территория, прилегающая к площадке, в радиусе 50 метров не были очищены от деревьев, кустарников и иных посторонних предметов, проволочным ограждением не оборудованы. Технологические планировки для всех участков площадки уничтожения с указанием расположения рабочих мест, защитных укрытий, мест хранения боеприпасов, средств пожаротушения и других объектов не разработаны и на площадке уничтожения отсутствовали. Световая и звуковая сигнализации в блиндаже, предназначенном для хранения сменного запаса средств взрывания и инициирования, а также три раздельных помещения и стол контроля средств взрывания и инициирования отсутствовали, контроль пригодности указанных средств не осуществлялся. Требования порядка хранения, приема и выдачи подрывной машинки нарушались. Охрана часовыми электровзрывной сети не обеспечена. По результатам надзорных мероприятий военным прокурором Восточного военного округа в мае 2011 г. в адрес командующего войсками ВВО внесено представление об устранении нарушений закона, которое реализовано, командованием приняты меры по устранению выявленных недостатков. Вместе с тем результаты проведенных в июне — октябре 2011 г. контрольных проверок свидетельствуют о том, что меры, предпринятые воинскими должностными лицами, оказались недостаточными, что вновь привело к гибели и травмированию военнослужащих, привлекаемых к проведению работ по уничтожению боеприпасов и взрывчатых веществ. Проведенными в октябре 2011 г. военной прокуратурой ВВО с привлечением военной прокуратуры Улан-Удэнского гарнизона надзорными мероприятиями в в/ч 34411 установлено, что 15 октября 2011 г. в результате нарушений правил утилизации боеприпасов, связанных с ненадлежащим обеспечением безопасности военной службы при утилизации боеприпасов на вверенном ему полигоне командиром указанной воинской части полковником Левицким А. Е., произошла их детонация, приведшая к гибели военнослужащих в/ч 46108 капитана Молькова А. В. и старшего лейтенанта Громова С. Ю., находившихся в командировке в в/ч 34411. В то же время результаты надзорных мероприятий свидетельствуют о том, что случившееся обусловлено не только неисполнением служебных обязанностей полковником Левицким А. Е., но и недостатками в организации работы, ослаблением контроля за их деятельностью со стороны должностных лиц вышестоящих органов военного управления, а также штаба Восточного военного округа, в том числе заместителя командующего ВВО по МТО генерал-майора Городничего В. В. Изложенное также свидетельствует о формальном отношении должностных лиц округа к надлежащему исполнению приказов, распоряжений и иных руководящих документов командования ВВО, изданных в рамках реализации документов прокурорского реагирования, в которых к заместителям командующего войсками округа, начальникам управлений, отделов и служб округа, командирам соединений и воинских частей выдвинуто требование добиться безусловного выполнения в подчиненных объединениях, соединениях и воинских частях требований законодательства по обеспечению безопасных условий хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также безопасных условий военной службы при выполнении мероприятий по их уничтожению. По результатам надзорных мероприятий военным прокурором ВВО в октябре 2011 г. в адрес командующего войсками округа внесено представление об устранении нарушений закона, которое реализовано. Помимо осуществления прокурорского реагирования вопросы обеспечения безопасных условий службы военнослужащих, привлекаемых к работам по обслуживанию, эксплуатации, использованию и уничтожению боеприпасов и взрывчатых веществ, являлись предметом обсуждения на расширенных заседаниях коллегии военной прокуратуры ВВО, проведенных в декабре 2011 г. и марте 2012 г., были рассмотрены вопросы состояния законности и правопорядка в сфере оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, исполнения данного вида законодательства органами военного управления и воинскими должностными лицами. Также данные вопросы на постоянной основе рассматриваются на совещаниях в военных прокуратурах гарнизонов с участием командования и органов безопасности. Кроме этого, нарушения законодательства в указанной сфере, допущенные должностными лицами воинских частей и органов военного управления, обсуждались с участием руководства военной прокуратуры ВВО на заседаниях военных советов и совещаниях командования ВВО, ВРК ВВ МВД России, проведенных в январе — марте 2012 г. При этом особое внимание уделяется вопросам сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, находящихся в арсеналах, базах, складах и частях, подлежащих реформированию в рамках проводимых организационных мероприятий. Кроме того, вопросы обеспечения сохранности средств поражения, в том числе при проведении работ по их утилизации, обеспечения безопасных условий службы личного состава, привлекаемого к этим мероприятий, обсуждались в феврале 2012 г. на координационном совещании руководителей военной прокуратуры ВВО, военного следственного управления СК России по ВВО, Управления ФСБ России по ВВО и командования войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории Восточного военного округа. По результатам указанных заседаний коллегий, военных советов и координационного совещания были выработаны предложения по совершенствованию работы в указанной сфере в 2012 г.

——————————————————————