Министерства юстиции союзных республик в системе советских правоохранительных органов в 50-е годы XX века

(Кодинцев А. Я.) («История государства и права», 2013, N 12)

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК В СИСТЕМЕ СОВЕТСКИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В 50-Е ГОДЫ XX ВЕКА <*>

А. Я. КОДИНЦЕВ

——————————— <*> Kodintsev A. Y. Ministries of justice of the union republics in the system of soviet law-enforcement agencies in 1950-s.

Кодинцев Александр Яковлевич, кафедра теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Статья продолжает серию публикаций, посвященных истории органов советской юстиции. В предыдущей статье (Народные комиссариаты юстиции союзных республик в системе правоохранительных органов накануне Великой Отечественной войны // Военно-юридический журнал. 2009. N 8) раскрывалась история формирования правовых основ для деятельности республиканских органов юстиции.

Ключевые слова: мировая юстиция, союзные республики, административные органы юстиции, Министерство юстиции РСФСР.

The article continues a series of publications devoted to history of the agencies of soviet justice. The previous article «People’s Commissariats of Justice of the union republics in the system of law-enforcement agencies on the eve of the Great Patriotic War» (Military-law journal, 2009, N 8) revealed the history of formation of legal fundamentals of activity of republican agencies of justice.

Key words: justice of the peace, union republics, administrative agencies of justice, Ministry of Justice of the RSFSR.

В 1947 — 1949 гг. республиканские министерства оказались вовлечены в массовые чистки, обрушившиеся на органы юстиции. Одним из инициаторов этих чисток был заместитель министра юстиции РСФСР, бывший чекист, психически больной человек С. С. Дукельский. Своими доносами он завалил все центральные правительственные органы. Замминистра пытались несколько раз снять с поста. 5 марта 1948 г. коллегия Минюста (МЮ) РСФСР обсуждала работу министерства. Дукельский выступил с пламенной речью о порочном стиле работы коллегии. Члены коллегии ругали Дукельского. Дукельский действовал помимо министерства. Дукельский высказывался практически против всего, что обсуждалось на коллегии. Министерство все же в меньшей степени пострадало от чисток <1>. ——————————— <1> ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 16. Д. 70. Л. 9 — 12.

В те годы отношения между административными органами юстиции и верховными судами зачастую носили конфликтный характер. П. Соломон описывал конфликт между министром юстиции РСФСР Беляевым и Верховным Судом (ВС) РСФСР. Верховный Суд РСФСР смягчал приговоры, а МЮ РСФСР требовал не следовать указаниям ВС РСФСР. Его роль заключалась в «демонстрации гуманизма» (очевидно, свое ведомство министр рассматривал как проводника государственной политики). Если преступления растут, надо ужесточать ответственность! Члены областных судов оказывались «между двумя огнями». Они давили на нижестоящие суды, чтобы не допускать «неправильных» приговоров <2>. ——————————— <2> Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Приговоренные временем: рос. и совет. прокуроры; XX в.; 1937 — 1953 гг. М., 2001. С. 274; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 379; ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 42. Д. 102. Л. 4 — 12, 17 — 22, 32 — 38.

Летом 1948 г. вышел Приказ МЮ СССР, который признал работу МЮ РСФСР неудовлетворительной. Приказ призывал «исправить», «улучшить» и т. д. Отменялись примерные программы ревизий Управлений Минюста (УМЮ), верховных и областных судов, адвокатуры. Ревизорам при проведении ревизии предлагалось разработать конкретный план ревизии по каждому случаю. Предлагалось активно привлекать судей при проведении ревизии. Многие местные руководители проигнорировали этот Приказ. 29 апреля 1949 г. на коллегии Министерства юстиции РСФСР обсуждалась работа министерства по выполнению Приказа МЮ СССР от 28 июля 1948 г. «О результатах ревизии работы МЮ РСФСР». Проверку проводила бригада в составе Карина, Пружинина (Управление делами СМ СССР), Когана (прокуратура РСФСР), Сандомирской (Всекоопинсоюз), Гайлиса (ВС РСФСР). В проверке участвовал «терминатор» советской юстиции С. С. Дукельский. Его доклад был крайне негативным. По мнению замминистра, министерство не имело деловой связи с ВС РСФСР, провалило планы приема в учебные заведения, финансировало свои учреждения плохо, давало неграмотные разъяснения. Так, заместитель министра Кузнецов дал в апреле 1949 г. указание, в котором говорилось, что лиц, окончивших ФЗО и осужденных за самовольный уход, в случаях невозвращения их на те предприятия, где они работали до осуждения, следует привлекать к уголовной ответственности как за неявку на работу по назначению. По мнению Дукельского, это противоречило союзным актам. Руководство коллегии носило чисто технический характер, не было «политической заостренности». Рассмотрение вопросов проходило формально, выносились примитивные вопросы. Коллегия существовала на бумаге. Приказы министра механически повторяли Приказы МЮ СССР. Выполнить их было нереально. Члены коллегии министерства защищались и подвергли его доклад жесткой критике. По мнению членов коллегии, Дукельский не дал анализа ситуации и не выявил причины недостатков, не отразил улучшения в работе министерства. 26 июля 1949 г. вышло Постановление Совета министров РСФСР «О работе коллегии Министерства юстиции РСФСР». В нем отмечались недостатки, собранные в ходе проверки. Предлагалось их устранить, навести порядок, принять меры, организовать и т. д. Министр Басавин был снят со своего поста. Новым министром в октябре 1949 г. стал Ф. Беляев. В апреле 1950 г. Беляев докладывал в Совмин РСФСР об устранении недостатков. Была проведена массовая проверка выполнения приказов МЮ РСФСР. Было снято 4 председателя облсуда, 4 начальника УМЮ. Большинство жалоб разрешалось в короткий срок. На коллегию приглашались судьи, начальники УМЮ, работники министерств, ВЦСПС, прокуратуры <3>. ——————————— <3> ГАРФ. Ф. А-253. Оп. 6. Д. 6350. Л. 1 — 8, 12 — 15; ОГАЧО. Ф. Р-916. Оп. 22. Д. 41. Л. 82 — 92.

Министерства юстиции союзных республик подвергались небольшим реорганизациям. В 1948 — 1953 гг. Управление судебных органов (УСО) МЮ РСФСР включало в себя 4 ревизионных отдела (зональных). Министерство юстиции РСФСР в июле 1951 г. включало УСО (отдел жалоб, отдел статистики, ревизионные отделы, отдел криминалистики (ОКУ)), отдел кадров (ОК), отдел юридических школ и курсов (ОЮШК), кодификационный отдел (КО), отдел адвокатуры (ОА), отдел нотариата (ОН), финансовый отдел (ФО), главную бухгалтерию. Затем в УСО был создан орготдел, в начале 1952 г. он был реорганизован в отдел обобщения судебной практики. До 1948 г. начальники управлений министерства юстиции не входили в номенклатуру Управления кадров МЮ СССР. В мае 1948 г. была утверждена новая номенклатура, и они в нее вошли. До утверждения новой номенклатуры зачастую руководящий работник освобождался как несправившийся и принимался на такую же работу в другой республике. Так, министр юстиции Киргизии Лавренков без ведома МЮ СССР назначил на должность начальника УМЮ при Иссык-Кульском облисполкоме Генина. До этого он был отозван по инициативе МЮ СССР с судебной работы за серьезные проступки. Министр юстиции Армении в 1949 г. укомплектовал аппарат министерства за счет бывших народных судей, не выдвинутых во время выборов. В министерствах сохранялась текучесть кадров. В Минюсте Казахстана в 1948 г. из 30 ревизоров сменилось 20. В 1949 г. из 105 оперативных работников МЮ РСФСР высшее образование имели только 42, среднее — 14, 44 не имели необходимой квалификации. В 1952 г. в министерствах юстиции республик работал 271 ревизор. Новые министры опять «не оправдывали доверия», и их снимали. В 1951 г. были сняты министры юстиции четырех республик (Мегаворян, Яблонский, Блиек, Рапава), в 1952 г. — двух (Нурбаев и Умаров) и 6 заместителей министров. В апреле 1952 г. были уволены все заместители министра юстиции России. И. Д. Перлов, долгожитель советской юстиции, был освобожден от должности первого заместителя министра юстиции РСФСР <4>. ——————————— <4> Скороходов И. Неустанно совершенствовать подбор, расстановку и большевистское воспитание кадров в органах Министерства юстиции и суда // Социалистическая законность. 1949. N 9. С. 24, 26 — 27; Совещание начальников и ревизоров управлений судебных органов министерств юстиции союзных республик // Социалистическая законность. 1949. N 7. С. 31; ГАРФ. Ф. А-253. Оп. 6. Д. 6350. Л. 62, 89 — 114; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 749. Л. 97, 106; ГАСО. Ф. Р-1574. Оп. 1. Д. 198. Л. 154.

В 1948 — 1949 гг. министерства лихорадочно пытались наладить планомерную систему управления. В 1948 г. решения коллегии МЮ РСФСР были оформлены в виде 39 постановлений, 69 приказов министра, 5 директивных писем, 123 — в виде отдельных писем разным организациям. В 1948 г. прошло 58 заседаний коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которых было рассмотрено 236 вопросов. В том числе по итогам ревизий управлений министерств юстиции и судов было рассмотрено 22 вопроса, изучению судебной практики было посвящено 14 тем, работе министерства — 23, мероприятиям по выполнению постановлений правительства — 9, выполнению приказов МЮ СССР — 24, школам — 22, выборам народных судей — 23, кадрам — 36 и т. д. Возросла роль отделов кадров. Они обобщали практику работы дисциплинарных коллегий судов, проверяли выполнение приказов по кадрам, готовили и проводили распределение, подбирали кандидатов на высшие курсы, проводили аттестацию, проверяли работу судов, вызывали на практику, изучали кадры, комплектовали. Остальные управления-отделы сосредоточились на ревизиях. В 1952 г. министр юстиции РСФСР подписал 49 приказов, в 1953 г. — 35 приказов. В 1953 г. было проведено 44 заседания коллегии. По-прежнему основное управление осуществлялось с помощью директив. Отдельные министерства отличались особой неэффективностью. МЮ Таджикистана не составляло планов работы коллегии. Нередко вопросы из-за неподготовленности переносились на следующие совещания. Коллегия заседала нерегулярно, то рассматривала много вопросов, то один. Исполнение решений не контролировалось. Многие вопросы утверждались формально, без обсуждения. Суды игнорировали указания Минюста <5>. ——————————— <5> Недостатки в работе коллегии Министерства юстиции Таджикской ССР // Социалистическая законность. 1953. N 6. С. 63 — 67; В министерстве юстиции // Социалистическая законность. 1949. N 11. С. 50 — 53; ГАРФ. Ф. А-253. Оп. 6. Д. 6350. Л. 63, 68; ГАСО. Ф. Р-1574. Оп. 1. Д. 198. Л. 103.

Расширение полномочий верховных и областных судов привело к новой серии конфликтов между министрами и председателями судов. В той ситуации административные отделы партии почти всегда поддерживали суды. В 1955 г. большое число протестов, исходящих из ВС РСФСР, отклонялось президиумами облсудов при поддержке МЮ РСФСР. В 1953 — 1956 гг. продолжался длительный конфликт Минюста РСФСР и Верховного Суда РСФСР из-за квалификаций отдельных видов преступлений <6>. ——————————— <6> ГАРФ. Ф. А-428. Оп. 3. Д. 259. Л. 3.

Вместе с Министерством юстиции СССР минюсты республик испытали подъем в 1953 — 1954 гг. В июле 1953 г. новым министром юстиции РСФСР был назначен А. Т. Рубичев, бывший председатель ВС РСФСР. В июле 1953 г. первый заместитель министра юстиции РСФСР А. Ф. Коротков курировал УСО, отдел жалоб и ОСС. Заместитель Г. З. Анашкин курировал ОК и ОЮШК. Заместитель И. И. Герасимович курировал Госарбитраж, финансовый отдел, главную бухгалтерию и хозяйственное управление. Заместитель М. Н. Степанова курировала отделы адвокатуры и нотариата. Летом 1953 г. в МЮ РСФСР (и других республик) был введен Госарбитраж. Отдел судебной статистики был выделен в отдельное подразделение. 1 июля 1953 г. из 726 оперативных работников МЮ союзных и автономных республик было фактически 675 человек, в т. ч. 428 — с высшим образованием, средним — 127, без образования — 120. Летом 1953 г. в министерствах республик работал 271 ревизор. По данным И. Горлиски, в МЮ РСФСР летом 1953 г. работал 241 человек. Согласно Приказу МЮ СССР от 22 сентября 1953 г., министры юстиции республик назначали начальников управлений, отделов и секторов министерств, арбитров, оперативный состав министерств, начальников канцелярии и секретариата, старших бухгалтеров министерств, начальников УМЮ и их заместителей, начальников отделов кадров УМЮ, главных арбитров МЮ АССР и УМЮ, старших бухгалтеров облсудов, старших нотариусов, судоисполнителей (кроме РСФСР и УССР), секретарей судебных участков. Министры юстиции представляли к избранию или назначению заместителей министра, заместителей председателя и членов верховных судов республик, министров юстиции АССР, председателей ВС АССР и облсудов, народных судей (в областях без областного деления). Эти представления они делали после одобрения МЮ СССР. Министры юстиции республик назначали часть начальников отделов УИТЛК/ОИТЛК <7>. ——————————— <7> Gorliski Y. Anti-ministerilism and the USSR Ministry of Justice? 1953 — 56: a study in organiz. Decline // Europe Asia studies. Glasgow, 1996. Vol. 48, N 8. P. 1287 (англ. яз.); ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 749. Л. 77, 97; ГАСО. Ф. Р-1574. Оп. 1. Д. 226. Л. 90, 124; ОГАЧО. Ф. Р-916. Оп. 22. Д. 77. Л. 99 — 100, 103.

В 1954 г. МЮ республик подвергались неоднократным сокращениям. По постановлению ЦК КПСС от 25 января 1954 г. МЮ РСФСР сократило свои штаты. В малых республиках в министерствах были сокращены в 1954 г. ОН, ОА, отдел жалоб. Вместо них оставались ревизоры/инспекторы. После 14 октября 1954 г. из 20 подразделений Министерства юстиции РСФСР было закрыто 7, в т. ч. ревизионный отдел УСО, ОКУ, ОЮШК, отдел снабжения, сектор учета кадров, сектор штатов и заработной платы, инспекция. Число оперативных работников снизилось с 76 до 72, начальников — с 32 до 16, технического персонала — с 80 до 72. В МЮ РСФСР осталось 195 единиц. Во всех минюстах республик штат сократился на 91 единицу. В январе 1955 г. была утверждена новая структура МЮ БССР: УСО превратился в отдел судебных органов, отдел кодификации — в сектор, секретный отдел — в секретную часть, упразднен сектор статистики, финансовый и хозяйственный отделы объединены в финансово-хозяйственный отдел. В 1955 — 1956 гг. штаты МЮ вновь стали увеличиваться. К лету 1956 г. штат Министерства юстиции России составлял 136 человек. Летом 1956 г. структура Минюста РСФСР включала УСО, УК, ОК, ОА, ОН, ОКУ, ОСС, отдел жалоб, финансово-плановый отдел, главную бухгалтерию, хозяйственное управление (в нем отдел снабжения), секретный отдел, канцелярию. После ликвидации МЮ СССР в Минюсте РСФСР в УСО был создан ревизионный отдел, образован ОКУ, хозяйственный отдел преобразован в хозяйственное управление. Также в составе УСО был создан орготдел. Штаты МЮ РСФСР были увеличены на 25 единиц. Министерству были переданы 9 зданий, курсы (ВЮК, курсы в Свердловске), типография, пионерлагерь. Минюсты УССР и УзбССР также получили 6-месячные курсы. Министерство юстиции БССР по постановлению от 7 сентября 1956 г. включало УСО, ОК, КО, ОН, ОА, финансово-хозяйственный отдел, НИИ <8>. ——————————— <8> Мартинович И. И. История суда в Белорусской ССР (1917 — 1960 гг.). Минск, 1961. С. 152; Министерство юстиции России за 200 лет (1802 — 2002): Ист.-правовой очерк. М., 2002. С. 246; Юстиция Беларуси. 2000. N 1; ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 7. Д. 7869. Л. 6 — 19; Ф. А-353. Оп. 15. Д. 24. Л. 8 — 10, 30 — 31; Ф. Р-5446. Оп. 90. Д. 972. Л. 1 — 3.

В 1953 г. МЮ РСФСР провело 44 заседания. Рассматривалось 8 вопросов по образованию, 6 — по кадрам, 5 — по судоисполнению и т. д. За 1954 — 1 полугодие 1955 г. было издано всего 35 приказов. Увеличилось количество выездов на места, выросла роль коллегии, уменьшилось количество совещаний. Исполнение постановлений коллегии плохо контролировалось. В 1954 — 1956 гг. органы юстиции подвергались постоянной критике за плохое рассмотрение жалоб. Например, 25 января 1956 г. вышло Постановление ПВС РСФСР «О рассмотрении заявлений и жалоб граждан в Министерстве юстиции РСФСР». В 1955 г. министерство обсуждало этот вопрос на собраниях, коллегиях, проверило 14 Управлений МЮ. В МЮ РСФСР поступали тысячи жалоб. 4 июля 1956 г. министр юстиции России Рубичев отчитался о проделанной работе. За полгода по жалобам было проверено 25 УМЮ, 1123 народных суда. В 36 областях проведены сплошные проверки судебных исполнителей. 16 начальников Управлений вызывались на коллегию министерства и подверглись взысканиям. В 1 полугодии 1956 г. МЮ РСФСР проверило 2000 заявлений и жалоб, дало 2000 разъяснений по юридическим вопросам. Прекратилось направление жалоб на тех должностных лиц, на которые они поступали. В итоге число жалоб стало уменьшаться. За 5 месяцев 1956 г. в МЮ РСФСР поступило 14696 заявлений и жалоб (повторных 12%). После ликвидации МЮ СССР число жалоб выросло в 2 раза <9>. ——————————— <9> ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 7. Д. 7866. Л. 57 — 66; Ф. А-353. Оп. 15. Д. 24. Л. 8 — 10.

25 мая 1956 г. был принят проект Постановления ЦК и СМ СССР «Об упразднении Министерства юстиции СССР». 30 мая вышло соответствующее Постановление, 31 мая — Указ Президиума ВС СССР. МЮ СССР упразднялось, и функции «руководства работой судебных учреждений и органов юстиции союзных республик» возлагались на минюсты республик <10>. Минюсты республик становятся главными ведомствами по управлению органами юстиции. Их полномочия напоминали полномочия наркоматов юстиции в 20-е гг. XX в. Но вскоре волна антиминистерской кампании добралась и до них. В 1958 г. был ликвидирован Минюст Киргизии, в 1959 — Таджикистана и Узбекистана; БССР и Казахстана — в 1960, РСФСР и УССР — в 1963. ——————————— <10> ГАРФ. Ф. Р-5446, Оп. 90. Д. 972. Л. 1 — 3, 17, 27; Д. 973. Л. 1, 8, 67 — 68.

——————————————————————