Роль адвокатского сообщества в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь

(Анисимов В. Ф., Акинина Н. Ю.) («Адвокатская практика», 2013, N 3)

РОЛЬ АДВОКАТСКОГО СООБЩЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА БЕСПЛАТНУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ <*>

В. Ф. АНИСИМОВ, Н. Ю. АКИНИНА

——————————— <*> Anisimov V. F., Akinina N. Yu. The role of the lawyers’ community in realization of the citizens’ rights to free legal advice.

Анисимов Валерий Филиппович, президент Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа, профессор кафедры, заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», доктор юридических наук.

Акинина Наталья Юрьевна, управляющая делами Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа, доцент кафедры конституционного, административного, муниципального права Юридического института Югорского государственного университета, кандидат юридических наук.

В современных условиях развития российского общества оказание бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан является важной мерой социальной поддержки государства. В настоящей статье анализируется механизм оказания такой помощи, предусматривающий привлечение к ней адвокатского сообщества. По мнению авторов, именно адвокаты обладают всеми требованиями: независимостью, высоким профессиональным уровнем, обязанностью соблюдения норм профессиональной этики, наличием дисциплинарной ответственности, — отвечающими потребностям и интересам граждан, нуждающихся в бесплатной юридической помощи.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, квалифицированная юридическая помощь, адвокат, адвокатура, независимость адвоката, Кодекс профессиональной этики адвоката, профессиональная тайна, государственное юридическое бюро.

At the present stage of the russian society development providing free legal assistance to the certain categories of citizens is the important social support measure of the state. The article analyzes the mechanism of free legal assistance rendering with the Lawyers’ Community involved. In the authors’ opinion, it is lawyers who possess all necessary qualities such as high professional level and disciplinary responsibility, duty to observe the rules of professional ethics and independence to meet the demands and protect interests of the citizens requiring free legal assistance.

Key words: free legal advice (assistance), qualified legal advice, lawyer, advocacy, attorney’s independence, the Code of professional ethics of the lawyer, professional secrecy, the State Law Office.

Современная Россия вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. Отечественная правовая система формируется на основе принципа приоритета человеческой личности, ее прав и свобод, закрепленного в Конституции Российской Федерации <1>. Однако закрепленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы граждан остаются всего лишь декларацией без наличия эффективного правового механизма их реализации. Одним из важнейших элементов такого механизма является правовой институт квалифицированной юридической помощи, роль которого постоянно возрастает в условиях проводимых рыночных реформ, роста субъектов предпринимательства, усложнения российского законодательства. С учетом существующего в стране имущественного расслоения общества, не всегда справедливого распределения материальных и нематериальных благ, недостаточного функционирования системы социальной защиты населения особое значение приобретает институт бесплатной юридической помощи, который также гарантируется Конституцией Российской Федерации каждому нуждающемуся в ней. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Значительное время российское законодательство предусматривало оказание бесплатной юридической помощи только лишь в исключительных случаях. Если уголовно-процессуальным законодательством случаи и механизм оказания бесплатной юридической помощи были урегулированы в достаточной степени, то в гражданском судопроизводстве этот вопрос не находил долгое время должной регламентации. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <2> такая помощь оказывалась малоимущим гражданам в следующих случаях: ——————————— <2> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102.

1) истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; 2) ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; 3) гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; 4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией. Юридическая помощь также оказывалась бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <3> адвокат предоставлялся бесплатно в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно. ——————————— <3> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.

Имеющееся законодательство нельзя было признать справедливым, в должной мере гарантирующим всем социально незащищенным категориям граждан право на бесплатную юридическую помощь. Ведь такая помощь даже не предусматривалась для инвалидов, детей-сирот, людей преклонного возраста, безработных и иных категорий граждан, которые в силу социальных рисков нуждаются со стороны государства в адекватной поддержке. Данные граждане вынуждены были обращаться в различные ведомства, зачастую получая от них простые отписки, не решающие сути проблем. Сложившаяся ситуация требовала переоценки всей системы обеспечения прав граждан на бесплатную юридическую помощь, включая ее принципы и приоритеты. В результате был принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» <4>. ——————————— <4> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 48. Ст. 6725.

Стоит отметить, что работа над этим Законом шла более четырех лет, начиная с 2008 г. Предлагались различные механизмы реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь, например, создание государственных юридических бюро как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вновь принятый Федеральный закон также предусмотрел вариативность механизма реализации права граждан на бесплатную юридическую помощь. Каждый регион самостоятельно вправе определить тот или иной механизм реализации. Возможны следующие варианты: создание государственных юридических бюро; включение в государственную систему бесплатной юридической помощи адвокатов; а также создание государственных юридических бюро, которые к оказанию такой помощи привлекали бы адвокатов. По нашему мнению, наиболее перспективным является механизм, предусматривающий включение в государственную систему бесплатной юридической помощи адвокатов. Данная позиция аргументируется следующим. Во-первых, адвокатура является важнейшим институтом гражданского общества, целью которого является защита прав и свобод граждан. Наиглавнейшей основой организации и деятельности адвокатуры является принцип независимости. Сама по себе независимость адвоката складывается из двух элементов: независимости организаций адвокатуры и адвокатских образований, в рамках которых осуществляется адвокатская деятельность, и независимости самого адвоката при осуществлении своей деятельности. Недаром в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского сообщества замечено, что независимое положение адвоката способствует укреплению в обществе доверия к процедурам правосудия и беспристрастности судей <5>. ——————————— <5> Общий кодекс для адвокатов стран Европейского сообщества (принят 28 октября 1988 г. Советом Коллегии адвокатов и Юридических обществ Европейского союза в Страсбурге) // URL: www/law. edu. ru/doc/document. asp? ID=1131942.

С учетом данного принципа статус адвоката определяется как статус независимого, законодательно защищенного от любого воздействия, препятствующего нормальному осуществлению его практической деятельности, советника по правовым вопросам. Это означает, что адвокат независим от органов государственной власти, местного самоуправления. Поскольку нередко гражданину приходится решать правовые конфликты именно со структурами публичной власти, участие адвоката в разрешении такого конфликта в большей степени обеспечивает его интересы. Во-вторых, статус адвоката приобретается при наличии особых требований: стаж, юридическое образование, отсутствие непогашенной судимости, а самое важное, он должен подтвердить свой профессионализм сдачей квалификационного экзамена. Кроме того, законодательство об адвокатуре налагает на адвоката обязательство по повышению своего профессионального уровня, а также соблюдению высоких этических требований, закрепленных в Кодексе профессиональной этики адвоката <6>. Все это является гарантией оказания квалифицированной юридической помощи гражданину. ——————————— <6> Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) // Российская газета. 2005. 5 октября.

В-третьих, оказание адвокатом юридической помощи налагает на него обязанность соблюдения адвокатской тайны, что является основой возникновения доверия между ним и гражданином. Понадобилось целых два тысячелетия, прежде чем в августе 1990 г. на Восьмом конгрессе ООН по предупреждению преступлений были приняты Основные принципы, касающиеся роли юристов, закрепившие, что «Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их доверителями в рамках их профессиональных отношений» <7>. По российскому законодательству «профессиональная тайна адвоката обеспечивает иммунитет доверителя, предоставленный последнему Конституцией Российской Федерации» <8>. ——————————— <7> Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г. в Гаване) // URL: www/kodex2000.narod. ru/opjur. htm. <8> Кодекс профессиональной этики адвоката // Российская газета. 2005. 5 октября.

В-четвертых, адвокатское сообщество — это не просто совокупность адвокатов, осуществляющих свою деятельность на территории отдельного субъекта Российской Федерации. Это особое корпоративное объединение, принявшее на себя «правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах» <9>, наделенное органами управления и механизмом дисциплинарной ответственности. Исходя из этих критериев, в адвокатском сообществе имеются эффективные меры воздействия на адвоката в случае нарушения им норм действующего законодательства об адвокатуре. ——————————— <9> Там же.

Важен и экономический аспект. Создание государственных юридических бюро потребует значительных финансовых затрат за счет средств государственного бюджета. Адвокатские образования уже созданы и существуют исключительно за счет собственных средств. Учитывая все вышеприведенные аргументы, считаем очень правильной позицию органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, принявших ряд нормативных правовых актов, регулирующих оказание бесплатной юридической помощи, в которых ведущая роль отведена именно адвокатскому сообществу. Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой был принят Закон «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» <10>, а также Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» <11>, в которых предусмотрен механизм взаимодействия между гражданином, нуждающимся в бесплатной юридической помощи, органами государственной власти и адвокатом. ——————————— <10> Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16 декабря 2011 г. N 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» // Новости Югры. 2011. 27 декабря. <11> Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 29 декабря 2011 г. N 514-п «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» // Новости Югры. 2011. 30 декабря.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» наряду с вышеуказанным Федеральным законом устанавливает за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Так, в Законе расширен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Такую помощь дополнительно вправе получать: неработающие инвалиды III группы; граждане пожилого возраста старше 65 лет; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; многодетные родители и воспитывающие детей в возрасте до 14 лет родители в неполных семьях; граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, представители малочисленных народов; граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Вышеуказанными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры также устанавливается порядок оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, в соответствии с которым все затраты адвоката, связанные с поездкой в такие местности, компенсируются за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. С момента действия вышеуказанных нормативных правовых актов уже имеются и первые результаты работы за 2012 год. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре 934 человека получили бесплатную юридическую помощь. Помощь в основном была оказана малоимущим гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, гражданам пожилого возраста старше 65 лет, многодетным родителям и иным категориям граждан. Наиболее частые случаи обращения — это вопросы, связанные с реализацией жилищных прав граждан, трудовыми отношениями, взысканием алиментов, защитой прав потребителей, мерами социальной поддержки, сделками с недвижимым имуществом, земельными правоотношениями. В рамках реализации указанных Законов адвокатами был оказан весь спектр правовой помощи, включая как устные и письменные консультации (826 консультаций), так и такие виды правовой помощи как: составление жалоб, ходатайств, исков и заявлений в суд общей юрисдикции, других документов правового характера (249 документов); представительство в судах (258 случаев). Для оказания бесплатной юридической помощи адвокаты выезжали в труднодоступные и малонаселенные местности (п. Малоюганский, с. Угут, с. Локосово, п. Горный, п. Высокий, д. Лямино, с. Сытомино, с. Локосово Сургутского района, п. Шугур, п. Кондинское Кондинского района, с. Саранпауль Березовского района), где жители указанных населенных пунктов имели возможность получить правовую помощь непосредственно по месту жительства. Имеющийся небольшой опыт реализации законодательства в сфере бесплатной юридической помощи подтверждает то, что именно адвокатура способна выполнить отведенную ей государством роль — стать важным звеном в реализации конституционного права гражданина на квалифицированную юридическую помощь. Именно благодаря совместным усилиям государства и адвокатского сообщества социально незащищенные категории граждан получат дополнительную поддержку в реализации своих прав на бесплатную юридическую помощь.

——————————————————————