Взаимодействие адвокатского бюро с органами адвокатского самоуправления

(Тушкин А. А.) («Адвокатская практика», 2013, N 3)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДВОКАТСКОГО БЮРО С ОРГАНАМИ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ <*>

А. А. ТУШКИН

——————————— <*> Tushkin A. A. Interaction of the advocate’s bureau with the agencies of the advocate’s self-government.

Тушкин Антон Александрович, адвокат юридической консультации N 2 г. Витебска Витебской областной коллегии адвокатов, преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова».

В статье раскрывается тематика взаимодействия ранее невиданной для белорусского законодательства формы образования адвокатуры — адвокатского бюро, с органами адвокатского самоуправления. В настоящее время в процессе реализации некоторых положений нового Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» возникает ряд вопросов как организационного, так и методического характера в сфере устройства, деятельности и взаимодействия бюро, от решения которых зависит развитие этой структуры, а также достижение задач и целей в деятельности по оказанию юридической помощи.

Ключевые слова: юридическая помощь, адвокатское бюро, партнер, органы самоуправления, съезд адвокатов, территориальная коллегия.

The article reveals the theme of interaction the form of formation of advocature, earlier unknown to the Belorussian legislation, — the advocate’s bureau with the agencies of advocate’s self-government. At present in the process of realization of certain provisions of new Law «On advocature and advocate’s activity in the Republic of Belarus» there arise a number of issues of both organizational and methods character in the sphere of structure, activity and interaction of bureaus, on the decision of which development of this structure, achievement of tasks and purposes in the activity of rendering assistance of juridical assistance depend.

Key words: juridical assistance, advocate’s, partner, agencies of self-government, congress of advocates, territory collegium.

Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» предусмотрена новая форма адвокатского образования — адвокатское бюро, которое, как и адвокатура в целом, призвано оказывать на профессиональной основе юридическую помощь в обеспечении осуществления защиты прав, свобод и интересов физических лиц и организаций. Адвокат, принявший решение осуществлять свою деятельность и став учредителем (участником) адвокатского бюро — партнером, обязан согласовать свое решение с территориальной коллегией адвокатов, с ее исполнительным коллегиальным органом — Советом. Совет соглашается с учреждением адвокатского бюро либо отказывает в этом, решение об отказе в учреждении бюро может быть обжаловано в судебном порядке в течение месяца со дня его принятия. Став партнером или членом адвокатского бюро, адвокат остается членом территориальной коллегии, он обязан соблюдать Конституцию Республики Беларусь, указанный выше Закон и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры. Вместе с тем одним из принципов организации адвокатского сообщества является недопустимость вмешательства в профессиональную деятельность адвоката со стороны органов, ведущих уголовный процесс, государственных органов, организаций и должностных лиц. Адвокат в своей деятельности независим и подчиняется только закону [1]. В соответствии с Правилами профессиональной этики, адвокат обязан уважать органы адвокатского самоуправления и выполнять принимаемые ими в пределах компетенции решения, а также оказывать им помощь в профессиональной и общественной деятельности, являться по приглашению органа адвокатского самоуправления и Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь в установленный срок [2]. Адвокатское бюро является самостоятельным адвокатским образованием, имеющим самостоятельный баланс, учредительный устав; вправе открывать счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь печать, штампы, бланки с адресом и наименованием бюро. Управление своей деятельностью осуществляет путем проведения собрания партнеров, текущее руководство — управляющим партнером, который представляет адвокатское бюро в отношениях с государственными органами, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами. При этом управляющий партнер действует в интересах бюро без доверенности, заключает сделки от имени адвокатского бюро, выдает доверенности для подтверждения полномочий представителя бюро перед третьими лицами, подписывает денежные и расчетные документы, выдает справки, осуществляет прием и увольнение работников, выполняет иные полномочия, предусмотренные уставом. Несмотря на указанную самостоятельность, адвокатское бюро в организации своей деятельности взаимодействует со всеми органами адвокатского самоуправления. Закон об адвокатуре предусматривает специальную главу, регламентирующую взаимодействие адвокатских образований и адвокатов в отдельности с органами адвокатского самоуправления. Такими органами по Закону являются съезд адвокатов и коллегии адвокатов. Съезд адвокатов Республики Беларусь является высшим органом адвокатского самоуправления. Он созывается председателем Республиканской коллегии адвокатов по требованию не менее одной трети от общего количества членов территориальных коллегий. В съезде принимают участие не менее тридцати представителей от каждой территориальной коллегии адвокатов, куда, конечно же, входят и партнеры адвокатского бюро. Полномочиями съезда адвокатов являются рассмотрение в пределах своей компетенции самых актуальных проблем организации и деятельности адвокатуры, ее совершенствования, обсуждение вопросов повышения качества оказания и доступности юридической помощи. Для осуществления исполнительной деятельности в Республике Беларусь образованы Республиканская и территориальные (Минская городская и областные) коллегии адвокатов, с которыми адвокатские бюро также вступают во взаимодействие. Территориальная коллегия адвокатов образуется в целях обеспечения оказания юридической помощи, представления интересов адвокатов в государственных органах и иных организациях, осуществления контроля за соблюдением адвокатами законодательства, в том числе Правил профессиональной этики адвоката. Высшим органом управления территориальной коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) ее членов, а исполнительным органом — совет территориальной коллегии адвокатов. Общее собрание (конференция) членов территориальной коллегии адвокатов проводится по инициативе ее совета или не менее одной трети членов коллегии адвокатов, но не реже одного раза в год. К полномочиям общего собрания (конференции) членов территориальной коллегии адвокатов относится в том числе определение размеров взносов адвокатов в коллегию исходя из затрат, необходимых для содержания территориальной коллегии и выполнения возложенных на нее функций, а также численности адвокатов на территории соответствующей административно-территориальной или территориальной единицы. В этих вопросах адвокатское бюро подконтрольно территориальной коллегии адвокатов и не вправе нарушать размеры определяемого для партнера обязательного взноса, равно как и изменять свой состав в установленной численности адвокатов. Совет территориальной коллегии адвокатов является коллегиальным органом управления, избирается на общем собрании (конференции) членов территориальной коллегии адвокатов, в состав которого могут входить и члены адвокатского бюро. Взаимодействуя с этой структурой, адвокатское бюро принимает участие в решении компетентных вопросов. Члены адвокатского бюро могут быть избранными в дисциплинарную комиссию территориальной коллегии адвокатов, которая состоит из семи адвокатов, являющихся членами соответствующей территориальной коллегии. К полномочиям дисциплинарной комиссии относится рассмотрение жалоб (представлений, определений) на действия адвокатов, в том числе партнеров адвокатского бюро, организация работы по проверке качества работы адвокатов, принятие решения о необходимости повышения их квалификации. Решения дисциплинарной комиссии территориальной коллегии адвокатов, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми членами соответствующей территориальной коллегии адвокатов, в том числе и членами адвокатского бюро. Во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями интересы адвокатов представляет Республиканская коллегия адвокатов, она также координирует деятельность территориальных коллегий адвокатов, а через последних — и адвокатских бюро, осуществляет меры, направленные на повышение качества оказания юридической помощи. Республиканская коллегия адвокатов создает свой Совет — коллегиальный исполнительный орган управления, формируемый из представителей, избираемых на общих собраниях (конференциях) членов территориальных коллегий адвокатов, в количестве 14 человек — по два представителя от каждой территориальной коллегии адвокатов. Для осуществления проверок и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью коллегий адвокатов избирается ревизионная комиссия Республиканской коллегии, в состав которой входит по одному представителю от каждой территориальной коллегии адвокатов и областной коллегии адвокатов, в составе не менее трех адвокатов, являющихся членами этой территориальной коллегии. Адвокатские бюро и его партнеры обязаны представлять ревизионной комиссии все запрашиваемые ею документы и объяснения. Решения ревизионной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми членами адвокатских бюро. Таким образом, если вести речь о взаимодействии адвокатского бюро с органами адвокатского самоуправления, то следует подчеркнуть, что это взаимодействие определяет не только структурную организацию адвокатуры, но и воздействие данных институтов друг на друга ради единой цели — защиты интересов граждан и юридических лиц.

Литература

1. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. N 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» // СПС «КонсультантПлюс»; Минск: ООО «Юрспектр», 2013. 2. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 6 февраля 2012 г. N 39 «Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката» // СПС «КонсультантПлюс»; Минск: ООО «Юрспектр», 2013.

——————————————————————