Законы цивилизованного рынка или законы джунглей

(Туйков В.)

(«Законность», N 9, 1995)

ЗАКОНЫ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РЫНКА ИЛИ ЗАКОНЫ ДЖУНГЛЕЙ?

В. ТУЙКОВ

В. Туйков, прокурор Свердловской области, заслуженный юрист РФ.

Состояние современной экономики, многообразие форм собственности и хозяйствования требуют новых подходов к регулированию трудовых отношений в обществе.

Однако преобразования в экономике России неадекватно отражаются в этой важной отрасли права, непосредственно затрагивающей интересы большинства населения.

О наличии серьезных проблем в сфере трудовых правоотношений, росте числа нарушений законодательства о труде свидетельствует и практика работы прокуроров. В минувшем году во исполнение требований Указа Президента РФ прокуратурой области совместно с советом федерации профсоюзов, с привлечением специалистов госинспекции по охране труда, контрольно — ревизионных и финансовых органов, сотрудников налоговой инспекции и полиции, банков и служб занятости проведены проверки соблюдения трудовых прав граждан на более чем четырехстах предприятиях, в учреждениях и организациях практически всех городов и районов области.

Что же показали их результаты, какие тенденции выявили?

Материалы проверок свидетельствуют о том, что в течение последних трех лет получили распространение новые, доселе не известные правоохранительным органам виды нарушений законов о труде.

Массовый характер приобрели так называемые вынужденные отпуска без сохранения содержания или с частичной их оплатой. Они не предусмотрены ни действующим законодательством, ни тарифными соглашениями и фактически являются проявлением скрытой безработицы. В такие отпуска зачастую на несколько месяцев отправляются целые коллективы. При этом администрация предприятий нередко забывает, что время простоя не по вине работника оплачивается из расчета 2 / 3 тарифной ставки.

Подобные факты имели место на Уральском заводе металлоконструкций, Нижнетагильском АО «Уралхимпласт», Алапаевском деревообрабатывающем комбинате и других.

Конечно, большинство руководителей пытаются таким образом сохранить трудовой коллектив, не допустить ухода квалифицированных специалистов. Вместе с тем, складывается впечатление, что принудительные отпуска без сохранения содержания являются в ряде случаев средством, способным заставить работника уволиться по собственному желанию. Это позволяет руководителям предприятия избежать выплат, предусмотренных законодательством при сокращении штатов. Следует подчеркнуть, что эта глава Кодекса законов о труде призвана смягчить процесс высвобождения работников. Она возлагает на работодателей обязанность предупреждать людей и соответствующую службу занятости о предстоящем сокращении не позднее чем за два месяца до предполагаемой даты. Но, как показали проверки, это правило зачастую не соблюдается. На некоторых предприятиях Екатеринбурга рабочие узнали о переменах в своей судьбе буквально накануне увольнения.

В последнее время проявились негативные тенденции и в области охраны труда. Порой предприятия необоснованно отказываются возмещать ущерб за вред, причиненный работнику, и делают это лишь после вмешательства прокуроров. Такие случаи выявлены в АО «Крупнопанельное домостроение», ТОО «Агромонтаж» и ряде других. По иску прокурора г. Ивделя в судебном порядке с Парсятского рудоуправления в пользу травмированного отца четверых детей взыскан не только один миллион рублей материального ущерба от трудового увечья, но и три миллиона рублей в возмещение морального вреда.

Отсутствие четких правовых норм, регулирующих деятельность частных предприятий в сфере охраны труда, серьезно затрудняет реализацию конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Однако, пожалуй, самой острой проблемой стало практически повсеместное несоблюдение сроков выплаты работникам заработной платы. Хотя, как выяснилось в ходе проверок, задержка зарплаты далеко не всегда вызвана объективными причинами. Ссылки некоторых директоров на объективные финансовые трудности и сетования по поводу непосильного налогового бремени прокуратурой во внимание не принимались, поскольку во многих случаях средства у организаций имелись. Так, в РСУ-4 Екатеринбургского АО «Горстрой» работникам не выдали деньги за первые три месяца прошлого года. В это же время на расчетные счета управления от заказчиков поступило 524 млн. руб. Без особых усилий были найдены деньги и администрацией Среднеуральского завода металлоконструкций, стоило только прокуратуре г. Верхней Пышмы направить в суд несколько исковых заявлений в интересах рабочих. Примеры, когда после вмешательства органов прокуратуры задолженность по зарплате тут же погашалась, не единичны.

Чтобы «благополучно» пополнить свой кошелек, порой бывает достаточно двух обстоятельств: несовершенства рыночных отношений и человеческой природы. Именно на это, как показали проверки, чаще всего делают ставку некоторые сегодняшние руководители. Экономическое неблагополучие по-разному коснулось акционеров — доходы руководителей иногда в десятки раз выше зарплаты рядовых работников. К примеру, директор одного из екатеринбургских кинотеатров назначила себе совершенно экономически необоснованную зарплату — полтора миллиона рублей, в то время как оклады членов трудового коллектива не составляли и десятой доли директорского.

Откровенно пренебрегая интересами подчиненных, заместители генерального директора АОЗТ «Спецтехника» областного центра, где рабочим более полугода не выплачивали заработанные деньги, получили в счет зарплаты новые легковые автомобили по явно заниженным ценам. Сам генеральный директор, как установили ревизоры, без ведома акционеров приобрел для ограниченного круга руководителей «право владения на четырехкомнатную виллу» на Багамах, за что перечислил 19,5 тыс. долларов США. Естественно, не из своего кармана.

Работникам Полевского металлофурнитурного завода заработная плата выплачивалась с задержкой до трех месяцев. Но в это же время директор предприятия находил средства на совершение коммерческих сделок на десятки миллионов рублей.

В АО «Ирбитский химфамзавод» при огромной сумме задолженности по зарплате рабочим генеральный директор приобрел автомобиль «Форд» за 45 млн. руб., заплатил около 18 млн. за свое обучение в Германии.

Экономические невзгоды использовали не только руководители производственных предприятий, но, что особенно тревожно, и некоторые главы администраций городов и районов в узкоместнических интересах. Пока работники народного образования г. Туринска обивали пороги всевозможных инстанций, аппарат городской администрации регулярно получал зарплату, нередко ранее установленных сроков. Лишь после вмешательства прокуроров восстановлены права учителей в вопросах оплаты труда в 13 городах и районах области.

После таких примеров можно смело констатировать: российского труженика государство оставило без достаточных социальных гарантий, один на один с безработицей, инфляцией, неудержным ростом цен, а иногда и безмерно обнаглевшими работодателями. Катастрофически падающий уровень жизни доводит порой до отчаяния. Не выдержав издевательств со стороны руководителей, рабочий одного из сельхозпредприятий «вооружился» ульем и с требованием выплаты своих кровных выпустил пчелиный рой в кабинете директора. Конечно, это не оправдывает виновника случившегося. В то же время наглядно иллюстрирует, к чему может привести человека нужда, в которой он оказался не по своей вине, не имея возможности получить заработанное в установленном порядке.

Прокурорская практика свидетельствует, что психологически трудящиеся сегодня ощущают себя скорее бесправными наемными рабочими, нежели новоявленными собственниками. Это подтверждают факты, когда на некоторых предприятиях области с рядовыми акционерами расплачивались продуктами, товарами, концентратами и даже живым скотом. А кое-где в счет погашения зарплаты выдавалась краска, кирпич, цемент, отопительные котлы (один на несколько человек).

Полной зависимостью от работодателей, а также юридической неграмотностью объясняется и недостаточная активность работников по защите своих прав. Повозмущались в бытовках — и разошлись. В суды с исками о взыскании заработной платы обращаются единицы. Судиться с предприятием, где проработал всю жизнь, как-то не с руки. Другие боятся попасть под сокращение, третьи не надеются на положительный результат рассмотрения дела. Отпугивает людей и неоперативность судов, сложность процедуры разрешения трудовых споров.

Приведенные выше факты не исчерпывают всего спектра нарушений трудовых прав, выявленных в ходе проверок. Их множество. Однако в каждом случае прокуроры стремились принять реальные меры для их устранения.

В целом по итогам проверок внесено почти 400 представлений, опротестовано свыше 180 незаконных правовых актов, около 300 руководителей привлечены к ответственности. В интересах граждан в суды направлено 260 исков. Только в аграрном секторе области, где практически нет юридических служб и уровень правовой защищенности работников значительно ниже, после применения мер прокурорского реагирования трудящимся в счет погашения задолженности было выплачено свыше двух миллиардов рублей заработной платы.

Вместе с тем, как подчеркивалось на совместном заседании коллегии прокуратуры области и президиума совета федерации профсоюзов в декабре минувшего года, сегодня необходимо заниматься не только поиском конкретных нарушителей. Эффективность работы по защите трудовых прав во многом определяется и правовой урегулированностью. Кодекс законов о труде РФ, принятый в 1971 г., несмотря на изменения, содержит множество пробелов и противоречий, которые не позволяют обеспечить надежную защиту трудовых прав рабочих и служащих. Как можно сегодня наказать афериста — руководителя по закону? Взыскать штраф в размере половины минимальной заработной платы.

Что это по сравнению с характером допускаемых нарушений и причиняемым злом?!

Прошло уже более года с тех пор, как Президент России подписал Указ «Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан». В нем правительству поручалось в месячный (!) срок внести в Государственную Думу предложения об изменении законодательства, предусмотрев усиление уголовной и административной ответственности. Однако воз и ныне там.

Ни к чему не привели и разговоры по поводу закона о фонде заработной платы. Первоначально была позиция: пусть предприятия разбираются, как хотят. Позже правительство наконец-то приняло постановление о регулировании оплаты труда на государственных и акционерных предприятиях, но конструктивной и четкой концепции до сих пор нет.

Сложившееся положение дел в области трудовых правоотношений необходимо срочно менять. Требуется незамедлительное принятие законодательных мер с учетом реалий сегодняшнего дня. Без законов, эффективно защищающих интересы работников, без хорошо организованных и решительных профсоюзов, без налаженной системы социального партнерства наш рынок может скоро привести к неприкрытой эксплуатации трудящихся, господству только одного права — права сильного.

Причем требуется не просто очередной косметический ремонт, а создание новой, основанной на положениях Конституции России, законодательной базы, которая бы позволила установить надежный правовой барьер на пути беззакония.

——————————————————————