Следствие ищет новые пути борьбы с преступностью

(Колмогоров В.)

(«Российская юстиция», N 3, 2000)

СЛЕДСТВИЕ ИЩЕТ НОВЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

В. КОЛМОГОРОВ

В. Колмогоров, заместитель Генерального прокурора РФ.

Последние годы характеризуются появлением новых видов трудных для выявления и расследования преступлений в экономике и банковской сфере, все большей распространенностью организованной преступности и коррупции, беспрецедентным оттоком за рубеж преступно нажитых денежных средств, широким использованием криминалитетом новейшего оружия и технических достижений, нарастающим противоправным вмешательством в деятельность органов расследования, ширящимся применением насилия к участникам уголовного судопроизводства. Эти качественные изменения в преступности не были своевременно оценены и в силу этого не получили адекватной реакции со стороны государства и правоохранительных органов. Негативные последствия этого сказываются и сейчас. По-прежнему отстает законодательная база, не на должном уровне находится материально — техническое обеспечение органов расследования, не отлажено взаимодействие между ними. Вместе с тем большинство этих проблем уже привлекли к себе пристальное внимание и по мере возможностей решаются.

По данным криминологов, в 1999 году в России продолжались эскалация и структурная перестройка преступности. В 1991 — 1998 гг. возросли числа: поступивших жалоб, заявлений и сообщений о преступлениях — на 30%; зарегистрированных преступлений — на 19%; погибших в результате преступлений — на 45,5%; выявленных лиц, совершивших преступления, — на 55%; осужденных — на 80%.

Латентность преступлений за годы реформ возросла и стала значительной даже по таким традиционно менее латентным преступлениям, как убийства. Особенно высока латентность экономической преступности, хотя правоохранительные органы стали успешнее выявлять и пресекать преступления в этой сфере. Вместе с тем удельный вес экономических преступлений составляет сейчас не более 4% от всех зарегистрированных, что явно не соответствует их фактическому распространению в стране. По мнению криминологов, статистические данные продолжают отражать не столько реальную картину преступности, сколько практику ее регистрации и борьбы с преступностью правоохранительных органов.

Анализ статистики свидетельствует, что, несмотря на принимаемые меры, за первые десять месяцев 1999 года не удалось переломить негативные тенденции в динамике и структуре преступности: зарегистрировано свыше 2,5 млн. преступлений, что почти на 20% больше, чем в аналогичном периоде 1998 года. Причем более 60% из них составляют тяжкие и особо тяжкие. Заметно изменился и сам характер преступлений. Они стали отличаться большей организованностью и профессионализмом.

Раскрываемость преступлений в целом по России за этот период несколько понизилась — с 75,8 до 74%. На общем фоне улучшилась раскрываемость убийств. С положительной стороны в этом отношении следует отметить прокуратуру Республики Марий Эл, где работа по раскрытию умышленных убийств улучшается из года в год. В качестве примеров активизации работы по борьбе с убийствами можно привести и деятельность прокуратур Иркутской и Ярославской областей, Красноярского края. Главным следственным управлением подготовлено и направлено на места информационное письмо «О положительном опыте работы специализированных подразделений по раскрытию убийств и других особо тяжких преступлений против жизни и здоровья в Иркутской области», где удалось повысить раскрываемость этих преступлений.

В большинстве регионов созданы постоянно действующие следственно — оперативные группы по раскрытию и расследованию умышленных убийств. Практика доказала эффективность этой организационной формы взаимодействия следователей и оперативных работников спецслужб. Например, в Саратовской области следственно — оперативной группой, созданной для раскрытия и расследования так называемых серийных убийств, в 1997 году было раскрыто 7 из 23 убийств женщин, совершенных в течение последних восьми лет. Другой следственно — оперативной группой той же области раскрыто 30 убийств и покушений; к уголовной ответственности привлечено и затем осуждено 200 лидеров и активных участников организованных преступных групп.

Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры РФ постоянно контролируется расследование убийств, вызвавших большой общественный резонанс. Для оказания практической помощи в раскрытии убийств работники Главного следственного управления систематически выезжают в регионы.

Уместно сказать о той важной роли, которую играет управление криминалистического обеспечения Главка во внедрении современных научно — технических средств и криминалистических рекомендаций в практику расследования преступлений следственным аппаратом прокуратуры. Деятельность этого подразделения Генеральной прокуратуры РФ непосредственно связана с обеспечением эффективности при обнаружении, процессуальном закреплении, изъятии и использовании в доказывании следов преступления и объектов, имеющих значение вещественных доказательств по уголовным делам. Как свидетельствует практика, успех в раскрытии убийств и других преступлений находится в прямой зависимости от использования возможностей технического обеспечения поиска. Другая важная сторона работы этого управления — оказание помощи следователям в применении криминалистических средств и рекомендаций.

Оснащение следственных и криминалистических подразделений прокуратуры технико — криминалистическими средствами, организационной и специальной техникой является одной из серьезных проблем. В 1998 году разработаны и утверждены Временные нормы по оснащению указанных подразделений этими средствами и техникой, однако по финансовым причинам эта работа в должном объеме не проводится. Значительная часть имеющегося в прокуратурах криминалистического оборудования физически изношена и морально устарела, не хватает средств на приобретение расходных материалов, современных дактилоскопических порошков, средств изъятия объемных следов, комплектов для работы с микрочастицами и т. д.

Дефицит криминалистической техники и материалов негативно сказывается на возможности отыскания и изъятия следов преступления, препятствует современному и результативному проведению предварительного исследования вещественных доказательств, правильному отбору объектов для экспертного исследования, ограничивает возможности фиксации хода и результатов следственных действий.

Усилия руководства Генеральной прокуратуры направлены не только на устранение недостатков в снабжении органов прокуратуры технико — криминалистическими средствами и материалами, но также на их модернизацию, доведение до современных стандартов.

Усиливается корыстная направленность преступлений — каждое второе из них посягает на собственность. Реализация экономических реформ сопровождается значительным ростом количества чиновников, торгующих своими полномочиями. Коррупция оказывает крайне негативное влияние на авторитет органов власти, парализует контрольные функции государства.

Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов. Работа в этом направлении должна строиться на основе постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 18 декабря 1998 г., в соответствии с которым для обеспечения постоянного контроля за состоянием и уровнем противодействия этому опасному явлению создана межведомственная рабочая группа представителей подразделений Генеральной прокуратуры РФ, МВД, ФСБ, ФСНП и ГТК России. Результатом ее работы явилось создание банка данных, дающего возможность повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с этим криминальным явлением.

Актуальной проблемой по делам об экономических преступлениях является обнаружение, арест и обеспечение конфискации преступно нажитых денежных средств, вывезенных за рубеж. Указанная проблема имеет два аспекта: правовой и организационно — методический. В последние годы проводится работа по восполнению пробелов в отечественном законодательстве, позволяющая контактировать по указанным вопросам с зарубежными правоохранительными органами, по заключению соответствующих межгосударственных договоров и соглашений, по ратификации важных конвенций. Вместе с тем складывающаяся практика взаимодействия следственных органов России и правоохранительных органов зарубежных государств свидетельствует, что и сейчас, при соблюдении ряда условий, существуют определенные возможности сотрудничества и оказания правовой помощи в обнаружении, аресте и обеспечении конфискации по приговору суда преступно полученных в России и вывезенных за рубеж денежных средств.

О состоянии законности в стадии дознания и предварительного расследования, в частности, можно судить по количеству поданных и удовлетворенных жалоб по вопросам следствия и дознания. В целом показатели здесь улучшились, что свидетельствует об усилении прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Вместе с тем это не дает оснований для самоуспокоения, поскольку в целом уровень расследования преступлений является невысоким. Надзорная деятельность ряда прокуратур не соответствует состоянию законности в регионах, меры прокурорского реагирования существенно не влияют на ситуацию с нарушением закона при проведении дознания, предварительного следствия и осуществлении оперативно — розыскной деятельности.

Недопустима и недооценка прокурором его участия в уголовном преследовании. В целях предотвращения вероятных нарушений закона в деятельности органов дознания и следователей, обеспечения всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств преступления приказы и указания Генерального прокурора РФ ориентируют надзирающих прокуроров на активную роль в проведении неотложных следственных действий на первоначальном этапе расследования тяжких и особо тяжких преступлений.

Эффективность любого вида человеческой деятельности обусловлена двумя факторами: профессиональной подготовкой исполнителя и наличием условий работы. Это устоявшееся суждение полностью применимо к расследованию преступлений. Однако следственный аппарат прокуратуры в настоящее время в силу ряда известных объективных причин состоит не только из специалистов, отвечающих высоким профессиональным требованиям. В последние годы продолжается тенденция к омоложению корпуса следователей. Сам по себе этот процесс закономерен и протекал бы безболезненно, если бы смена следственных кадров прокуратуры происходила не столь стремительно, соблюдалась преемственность в работе и не нарушалось оптимальное соотношение молодых и опытных кадров по возрасту и особенно по стажу работы в должности. По состоянию на 1 июля 1999 г. более половины следователей прокуратуры имели возраст до 30 лет. Практически каждый второй следователь имеет стаж работы по специальности до двух лет, а более двух третей следователей — до четырех. Очевидно несоответствие этих показателей характеру решаемых следователями прокуратуры сложных профессиональных задач.

Отмеченное обстоятельство является одной из основных причин, имеющих место при расследовании преступлений нарушений закона и следственных ошибок, а также наличия у части следователей таких негативных тенденций, как процессуальный нигилизм, упрощенчество при доказывании и обвинительный уклон.

Все это находит отражение в уголовных делах, которые нередко расследуются односторонне и неполно, с нарушениями уголовного и уголовно — процессуального законов. Существенные упущения допускаются на начальном этапе расследования при выдвижении и проверке версий, взаимодействии с оперативными службами, производстве неотложных следственных действий и использовании их результатов.

По-прежнему острой для органов прокуратуры остается проблема возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования. При этом традиционно привлекают внимание следующие обстоятельства: прокуроры возвращают на доследование значительно меньше уголовных дел в сравнении с судами. Прокуроры чаще возвращают на доследование дела органам дознания и следователям МВД, чем следователям прокуратуры; судами, наоборот, уголовные дела возвращаются чаще следователям прокуратуры.

То обстоятельство, что следователям органов внутренних дел уголовные дела на доследование возвращаются судами реже, свидетельствует об эффективности двойного контроля — ведомственного контроля и прокурорского надзора за следователями МВД. В то же время очевидна недостаточная эффективность прокурорского надзора за делами следователей прокуратуры.

Прокурорские проверки и научные исследования показывают, что наиболее распространенным нарушением закона следователями прокуратуры является несоблюдение ими требования ст. 20 УПК РСФСР о всесторонности, полноте и объективности расследования. Указанное нарушение является наиболее распространенной причиной возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования. Кстати, этот процессуальный институт является достаточно эффективным: после доследования большинство дел направляется в суды и по ним выносятся обвинительные приговоры.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. положение п. 1 ч. 1 ст. 232 УПК РСФСР, возлагающее на суд обязанность по собственной инициативе возвращать уголовное дело прокурору в случае невосполнимой в судебном заседании неполноты расследования, было признано неконституционным. Хотя в настоящее время и остается возможность возвращения дел по инициативе сторон, можно предположить, что практика возвращения дел из суда на дополнительное расследование будет ограниченной и, соответственно, возрастет число оправдательных приговоров в отношении лиц, совершивших преступления, виновность которых не доказана из-за неполноты расследования. Поэтому необходимо ужесточить требования к всесторонности, полноте и объективности расследования со стороны прокурорского надзора, а также сориентировать систему учебных мероприятий на выработку у следователей устойчивого методического навыка выполнения этого важного предписания закона.

В решении задачи повышения качества и эффективности расследования многое зависит от информационного обеспечения работы следователя и использования при этом возможностей компьютеризации. В НИИ Генеральной прокуратуры разрабатываются автоматизированные системы, предназначенные для полного и своевременного обеспечения следователей информацией на всех этапах предварительного следствия. Целью создания таких систем является повышение эффективности работы следователей за счет сокращения трудовых затрат на поиск и обработку необходимой информации, подготовку процессуальных и иных документов, передачу и получение информации по каналам связи, включая прямой допуск к оперативно — справочным, розыскным и криминалистическим учетам.

Некоторые созданные в НИИ системы уже внедрены и работают в ряде прокуратур России, другие проходят апробацию, третьи находятся в стадии разработки. В частности, можно отметить находящуюся в эксплуатации автоматизированную информационно — справочную систему «АИСС — Судебные экспертизы». Она позволяет получить сведения о том, какие экспертизы могут быть проведены в отношении того или иного предмета, обнаруженного при осмотре места происшествия, изъятого при обыске и т. д., какие вопросы должны ставиться на разрешение экспертов, где проводится та или иная экспертиза (применительно к регионам), и, наконец, адреса всех экспертных учреждений Российской Федерации. Данная система постоянно обновляется: сейчас в нее включен блок новейших судебно — бухгалтерских, финансово — экономических экспертиз, документальных ревизий (аудиторских проверок) по десяти направлениям финансово — учетной деятельности. Эти и другие системы являются составными частями разрабатываемого комплекса «Автоматизированное рабочее место следователя».

Здесь уместно сказать, что НИИ и учебные институты прокуратуры в гг. Москве и Санкт — Петербурге по мере необходимости участвуют в методической работе Главного следственного управления, готовят методические рекомендации и пособия по вопросам расследования и прокурорского надзора за исполнением законов в досудебных стадиях, занимаются повышением квалификации прокуроров и следователей. Вместе с тем, на наш взгляд, научные работники и преподаватели институтов должны более активно откликаться на нужды практики, полнее удовлетворять запросы прокуратур субъектов Федерации по актуальным вопросам применения норм УК РФ, по подготовке методик расследования и прокурорского надзора наиболее сложных видов преступлений, чаще участвовать в проводимых на местах учебных мероприятиях.

Необходимость решения новых более сложных задач, устранения имеющихся серьезных недостатков в следственной работе требует от прокуроров проведения постоянной работы по повышению квалификации подчиненных им следователей. Осуществляя руководство расследованием и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, прокуроры должны уделять постоянное внимание вопросам организации и планирования работы следователей прокуратуры, их взаимодействию с органами дознания. Эти обязанности прокуроров закреплены в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием», от 26 июня 1997 г. «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» и др. Как никогда ранее, важно, чтобы планирование дальнейших следственных действий и расследования в целом стало органической потребностью каждого следователя, чтобы они владели различными формами планирования и организации работы.

Чрезвычайно важно также, чтобы предписания УПК о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств преступления реализовывались не только в ходе процессуальных действий, но и всего расследования, включая выдвижение и проверку версий, организацию работы по делу.

Далеко не полностью используются возможности такой эффективной формы взаимодействия следователей и работников дознания, как следственно — оперативные группы, особенно при проведении неотложных следственных действий на начальном этапе расследования, когда обнаруживаются и закрепляются следы преступления, устанавливается личность преступника, собираются доказательства.

Приоритетное значение в доказывании по уголовным делам должно придаваться использованию возможностей оперативно — розыскной работы для установления события и обстоятельств преступления, личности преступника, а также результатов оперативно — розыскных мероприятий.

Перед следственным аппаратом органов прокуратуры стоят важные и сложные задачи. К подследственности прокуратуры отнесено расследование наиболее сложных в доказывании тяжких и особо тяжких преступлений. Помимо расследования убийств необходимо особые усилия сосредоточить на расследовании преступлений в сфере экономики. И здесь приоритетным направлением нашей работы должна стать борьба с коррупцией.

——————————————————————