Надзор за исполнением законодательства об охране рыбных запасов

(Суслова Н.)

(«Законность», N 8, 2000)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ

Н. СУСЛОВА

Н. Суслова, научный сотрудник НИИ при Генеральной прокуратуре РФ.

В настоящее время природные ресурсы — основное богатство страны — служат объектом разграбления и хищнического уничтожения. Но правонарушения в этой области не находят необходимого отражения в статистической отчетности о деятельности прокурора. Содержащиеся там сведения позволяют сделать лишь в обобщенном виде вывод об исполнении законодательства об охране земли, вод, атмосферного воздуха и столь же общий вывод об охране животного мира, без выделения в этом разделе охраны рыбных ресурсов.

Однако, как можно судить по отчетам прокуроров из отдельных регионов страны, а также согласно сведениям других правоохранительных и контролирующих органов, ситуация в рыбохозяйственной отрасли крайне тревожная. А правоохранительные органы неадекватно реагируют на экологические преступления и правонарушения, считая их второстепенными. На грани уничтожения оказались осетровые, камчатский краб, минтай и другие водные биоресурсы. Казалось бы, давно пора понять, что посягательства на морепродукты — это своего рода посягательства на экономические интересы страны. Между тем правовой статус водных биоресурсов не определен, а принятые отдельные нормативные акты вызывают новые проблемы.

Крайне важно также разработать положение о распределении квот на промысел живых ресурсов внутренних вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации; зон иностранных государств и районов действия международных конвенций по рыболовству.

Анализ материалов прокурорских проверок, правоохранительных и специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства об охране рыбных запасов, позволяет сделать вывод, что ситуация в рыбохозяйственной отрасли страны продолжает обостряться. Так, в 1-м полугодии 1999 г. инспекторами рыбоохраны Севрыбвода выявлено 2259 нарушений, что на 9% больше, чем за 1-е полугодие 1998 г. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности, увеличилось до 2156 (на 10%). Сумма штрафов возросла до 109 тыс. руб. (за 1-е полугодие 1998 г. — 48,2 тыс. руб.). Причем браконьеры все чаще используют запрещенные орудия лова. Только в Брянской области (далеко не богатой водными ресурсами) в 1998 г. изъято 1192 различного запрещенного орудия лова. Практически во всех приморских регионах криминальная ситуация в рыболовстве остается сложной, но особенно тревожно положение на Каспии и Дальнем Востоке.

Неконтролируемый государственными структурами морской промысел осетровых ведут браконьерские формирования всех прибрежных государств. Скороходные маломерные суда жителей Республики Азербайджан производят лов осетровых на миграционном пути от устья р. Самур до города Избербаша на удалении от берега до 25 миль. В местах нагула осетровых, в северо — западной части, за браконьерский промысел с помощью тралов и ставных сетей задерживались крупнотоннажные суда с холодильными установками.

В Волго — Каспийском и Азово — Черноморском бассейнах также распространены незаконный промысел рыб осетровых пород, их нелегальная переработка, контрабандный вывоз продукции за границу без таможенных и налоговых платежей. При этом браконьерские уловы практически достигли объемов легального промысла. Так, рыбаками Каспия по состоянию на 1 августа 1998 г. выловлено 460 т рыбы осетровых пород, произведено около 12 т икры. За тот же период из незаконного оборота правоохранительными органами изъято 222,7 т рыбы и 5,6 т икры рыб осетровых пород. В прибрежных регионах пресечена деятельность 12 нелегальных цехов выработки икры и деликатесной продукции, выявлены десятки мест незаконного сбора и замораживания рыбы, приготавливаемой для транспортировки в промышленные центры России.

По-прежнему остро стоит проблема незаконного сбыта морепродуктов за границу, невозврата выделенных валютных средств. Только в Норвегии за последние 5 лет открыто 70 новых рыбоперерабатывающих предприятий, ориентированных на российское сырье, где трудоустроено более 30 тыс. рабочих. Япония, Китай и Корея экономику страны поддерживают за счет дешевых российских морепродуктов, ремонта и оснастки российских рыбопромысловых и транспортных судов. Из объемов промысла в 4 — 4,5 млн. т только пятая часть продукции поступает в Россию (сведения 2 отдела ГУБЭП МВД России).

По межгосударственным соглашениям в Охотском море присутствует более 100 иностранных кораблей, скупающих продукцию у российских рыбаков, занижающих в 3 — 5 раз производительность своих судов (в сравнении с российскими аналогичного класса). Такое скопление судов приводит к хищническому истреблению биоресурсов.

Правоохранительными органами выявлен ряд характерных преступлений по незаконной приватизации рыбопромысловых судов, предприятий переработки и судоремонта, их незаконной продажи, в том числе иностранным партнерам. Сокращение численности флота, спад объемов грузооборота, налоговая политика, приватизация морских рыбных портов и уход их из-под государственного контроля привели к удорожанию услуг и стоимости рыбных товаров, способствовали развалу инфраструктуры портового хозяйства и перерабатывающей отрасли. Особого внимания заслуживают вопросы охраны водных биологических ресурсов в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России как меры, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. В настоящее время они неадекватны складывающейся обстановке, в результате чего в исключительной экономической зоне России продолжают вести незаконный промысел как российские, так и иностранные суда.

Конечно же, столь многочисленные и разнообразные нарушения правил рыболовства и связанных с этой отраслью народного хозяйства других видов деятельности не остаются без реагирования контролирующих органов. Они не бездействуют. Но в результате прокурорских проверок в их работе выявлены, к сожалению, многочисленные недостатки. Наиболее типичные из них это:

а) слабый контроль за охраной среды обитания водных биоресурсов, за состоянием рыбозащитных устройств;

б) нарушение органами рыбоохраны КоАП РФ и инструкции «О порядке производства в органах рыбоохраны по делам о нарушениях правил рыболовства и охраны рыбных запасов» от 5 августа 1988 г.;

в) ненадлежащее исполнение порядка оформления и передачи материалов о нарушениях правил охраны рыбных запасов и незаконной добычи водных животных и растений в правоохранительные органы;

г) нарушение законодательства при выдаче разрешений на лов рыбы и другие.

В частности, управление «Средневолжрыбвод» неоднократно издавало приказы о незаконном продлении сроков ведения промышленного и любительского рыболовства, выдавало лицензии на промышленный лов рыбы запрещенными орудиями лова — тралами, неводами, ставными рамовыми сетями на русловых участках Куйбышевского водохранилища.

Согласно данным бассейновых управлений Госкомрыболовства одним из основных факторов хозяйственной деятельности, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние рыбных запасов, является загрязнение вод неочищенными промышленными стоками и засорение водоохранных зон и прибрежных защитных полос отходами.

Изучение практики прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства органами рыбоохраны показало, что инспекции ряда бассейновых управлений допускают грубые нарушения прав граждан: без судебного решения применяют конфискацию орудий лова в качестве взыскания за нарушение правил рыболовства. Нередки случаи привлечения к административной ответственности при отсутствии вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Выявлены многочисленные факты нарушений требования КоАП РФ и инструкции «О порядке производства в органах рыбоохраны по делам о нарушениях правил рыболовства и охраны рыбных запасов».

Сказанное позволяет сделать вывод, что целесообразно восстановить единую систему управления рыбохозяйственной деятельностью путем расширения функций и полномочий Госкомрыболовства РФ. Следует также усилить контроль за добычей, переработкой и экспортом морепродуктов. А природоохранным прокурорам и контролирующим органам не допускать послаблений при проведении проверок.

——————————————————————