Прокуратура и конституционные, уставные суды субъектов РФ

(Будаев К.) («Законность», N 9, 2000)

ПРОКУРАТУРА И КОНСТИТУЦИОННЫЕ, УСТАВНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ

К. БУДАЕВ

К. Будаев, председатель Конституционного суда Республики Бурятия, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, иных его органов государственной власти, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» действуют федеральные суды, конституционные, уставные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему государства. Согласно ч. 1 ст. 27 данного Закона конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться им для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов его органов государственной власти, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Таким образом, возникает общность задач, стоящих перед органами прокуратуры, Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами ее субъектов по защите Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, заключающихся в выявлении и устранении несоответствий правовых актов Конституции РФ, конституции и уставу ее субъектов. Тем более что здесь у нас много проблем. По информации прокуратуры Республики Бурятия в 1999 г. только по протестам прокуроров в республике отменено более 800 незаконных правовых актов. В связи с этим совершенствование взаимодействия прокуратуры и конституционных, уставных судов в деле укрепления конституционной законности в настоящее время становится важнейшей задачей в каждом субъекте Российской Федерации. Взаимодействие прокуратуры с органами конституционного контроля может иметь место в результате направления запросов прокуроров в эти органы о проверке конституционности тех или иных нормативных правовых актов. Для этого в конституциях (уставах) субъектов РФ и законах о конституционных (уставных) судах субъектов РФ должно быть отражено право прокурора субъекта Российской Федерации обращаться в конституционный (уставный) суд ее субъекта с запросом о проверке соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов его органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сейчас, когда в субъектах Российской Федерации готовятся и вносятся изменения и дополнения в конституции, уставы о создании конституционных, уставных судов (например, 26 марта 2000 г. в Удмуртской Республике прошел референдум, решивший вопрос о создании в республике Конституционного суда, 9 марта 2000 г. внесены изменения и дополнения в Устав Калининградской области, направленные на создание в области уставного суда), прокурорам субъектов Российской Федерации при рассмотрении соответствующих вопросов в органах законодательной власти необходимо инициировать, чтобы им было предоставлено право обращения с запросом в эти суды. В Республике Бурятия уже сложился опыт взаимодействия прокуратуры и Конституционного суда. Согласно ч. 1 ст. 101 Конституции Республики Бурятия (в редакции от 22 июня 1999 г.) Прокурор Бурятии вправе обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке соответствия Конституции Бурятии законов, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления. В 1995 — 1999 гг. в Конституционный суд поступило 21 обращение, из них 7 — от Прокурора Республики. Он внес ряд запросов и в этом году. Присоединяюсь к высказанному в литературе мнению, что между конституционным контролем Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации и надзором прокуратуры есть существенные различия как по форме деятельности, так и по мерам воздействия и предмету контроля и надзора <*>. ——————————— <*> Кобзарев Ф. Новое в правовом регулировании деятельности прокуратуры. Уголовное право. 1999, N 2, с. 84 — 87.

Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные, уставные суды субъектов Федерации осуществляют свою деятельность посредством конституционного правосудия. Они наделены эффективным средством воздействия, признанные ими неконституционными акты автоматически утрачивают силу. В практике нашей республики имел место случай, когда Прокурор Бурятии направил протест в Народный Хурал (парламент) об отмене ст. ст. 5, 7, 9, 20 Закона «О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия», принятого 23 декабря 1997 г. Протест прокурора парламент длительное время не рассматривал. Тогда прокурор направил соответствующий запрос в Конституционный суд. В ходе подготовки вопроса к рассмотрению депутаты Народного Хурала, понимая, что данные статьи закона могут быть признаны судом не соответствующими Конституции, привели его в соответствие с Конституцией. Принимая во внимание это обстоятельство, Конституционный суд вынес определение о прекращении производства по делу, так как отпали основания запроса. Конечно, процесс рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации, в конституционных, уставных судах ее субъектов занимает немало времени. Надзорная деятельность прокуратуры, в том числе по соблюдению Конституции РФ, отличается тем, что прокуратура, имея систему своих органов на местах, обладает обширной информацией о нарушениях конституционных норм и имеет возможность для более оперативного вмешательства. Тесное сотрудничество органов прокуратуры с конституционными, уставными судами субъектов Российской Федерации становится особенно актуальным в свете обращения главы государства о реформировании Совета Федерации и укреплении конституционной законности в стране. Это принесет только положительные результаты в обеспечении верховенства закона.

——————————————————————