О практике реализации военными прокурорами округа надзорных полномочий при использовании и распоряжении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, активами акционерных обществ, входящих в состав ОАО «Оборонсервис». Выступление военного прокурора Западного военного округа А. Ю. Девятко

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2013, N 2)

О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННЫМИ ПРОКУРОРАМИ ОКРУГА НАДЗОРНЫХ

ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И РАСПОРЯЖЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АКТИВАМИ АКЦИОНЕРНЫХ

ОБЩЕСТВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «ОБОРОНСЕРВИС»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА ЗАПАДНОГО

ВОЕННОГО ОКРУГА А. Ю. ДЕВЯТКО

Новости о хищениях недвижимости в Минобороны России в последнее время занимают ведущие позиции в рейтингах информагентств. Многие нарушения при реализации таких объектов имели место на территории Западного военного округа.

За три года Департаментом имущественных отношений Минобороны России и его структурными подразделениями продано 19 военных городков, свыше 220 зданий и 30 земельных участков.

Наиболее изощренные хищения вследствие незаконной реализации имущества совершались в структурных подразделениях ОАО «Оборонсервис». При этом распродавались целые имущественные комплексы предприятий, обладающих стабильной прибылью, имеющих определенный авторитет на рынке, обеспеченных заключенными контрактами и договорами.

В 2011 г. по заниженной на 326 млн. рублей цене реализован имущественный комплекс 211-го комбината железобетонных изделий (Ленинградская область), который обладал собственными производственными мощностями по строительству жилых домов под ключ из своих материалов, выступал в качестве подрядчика возведения жилья для военнослужащих в городах Мурманске, Петрозаводске, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге.

В связи с активизацией процесса реализации военного имущества военными прокурорами были внесены необходимые коррективы в организацию надзорной деятельности, создана соответствующая рабочая группа.

В условиях утраты после ликвидации квартирно-эксплуатационных органов имевшегося в Минобороны России учета недвижимости и отсутствия надлежащих механизмов контроля за ее использованием нами предприняты дополнительные меры по совершенствованию механизма получения информации о правонарушениях и принятия адекватных мер по фактам злоупотреблений.

В их числе придание надзорной деятельности более гласного характера, широкое привлечение к работе специалистов контролирующих структур Росфиннадзора, Росфинмониторинга, органов безопасности в войсках, взаимодействие с нашими территориальными коллегами.

Активно используется любая информация о нарушениях, поступающая от граждан и из средств массовой информации.

Так, гражданин А. Ю. Солдатов сообщил об ограждении сторонними лицами территории береговой полосы общего пользования, входящей в состав военного городка в районе Шкиперского протока Санкт-Петербурга. В ходе проведенной по данному сигналу проверки выявлено, что указанный участок вопреки прямому запрету в законе на его приватизацию (ст. 6 Водного кодекса РФ, ст. 27 Земельного кодекса РФ и ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества») был Минобороны России реализован в пользу коммерческой организации — ОАО «ТрансСтрой» за 525 млн. рублей, которая, в свою очередь, немногим позже перепродала его ОАО «Новый дом» более чем за 600 млн. рублей.

Несмотря на активное противодействие, спустя год с начала этой проверки по искам военной прокуратуры Западного военного округа соответствующий приказ Министра обороны Российской Федерации признан незаконным и отменен, в Высшем Арбитражном Суде договор купли-продажи признан недействительным. Также судом удовлетворен виндикационный иск об истребовании береговой полосы из незаконного владения коммерческой организации. Материалы в порядке ст. 37 УПК РФ направлены в Главное военно-следственное управление.

Только за 2012 г. по итогам таких мероприятий вскрыто более 120 фактов незаконного захвата, реализации и нелегитимного использования земель и иных объектов обороны. По материалам надзора расследуется более десятка уголовных дел, возбуждено 114 административных производств, обеспечено возмещение ущерба государству на сумму более 60 млн. рублей, еще почти на 1 млрд. ущерб предотвращен.

Проверкой военной прокуратуры округа и прокуратуры Ленинградской области установлен факт незаконного согласования руководителем Департамента имущественных отношений Минобороны России Васильевой в 2010 г. в сторону уменьшения границ военного полигона «Левашовский лагерь» сразу же на 600 га рыночной стоимостью свыше 1 млрд. рублей. Впоследствии высвобожденные участки в корыстных целях изъяты администрацией Всеволожского района Ленинградской области.

В настоящее время по материалам проверки возбуждено уголовное дело в отношении виновных должностных лиц местной администрации, принимаются меры уголовно-правовой ответственности должностных лиц упомянутого Департамента Минобороны.

Аналогичные результативные проверки проведены и проводятся совместно с прокурорами Тверской, Ярославской и других областей Федерации.

Можно привести и другие примеры, их достаточно, а многие — на слуху.

Многочисленные противоправные деяния в указанной сфере — это результат ненадлежащего исполнения должностных обязанностей отдельными руководителями. Например, в Департаменте имущественных отношений есть специализированный отдел, который обязан проверять законность и обоснованность поступивших выводов об оценке имущества. Однако эта деятельность, по существу, не велась либо зачастую велась вопреки государственным интересам. Доходило до представления сфальсифицированных отчетов о стоимости (материалы направлены в порядке ст. 37 УПК РФ в военные следственные органы).

Здание-дворец Офицерского собрания лейб-гвардии Финляндского полка в центре Санкт-Петербурга (18-я линия Васильевского острова, д. 5) продано в 2011 г. всего за 120 млн. рублей. Вместе с тем только на его капитальный ремонт государством затрачено 83 млн. рублей.

Проверка показала, что основой для определения цены стал именно недостоверный отчет о его оценке с приложением фотографий объектов-аналогов, по адресам которых располагались совсем другие здания, не представляющие никакой культурной ценности и обладающие существенно более низкой стоимостью.

В результате ущерб наносится не только имущественным интересам военного ведомства, но и в ряде случаев боеготовности войск.

К лишению свободы сроком на 4,5 года и штрафу в размере 100 тыс. рублей осужден бывший начальник 1329-й центральной базы средств связи Минобороны Усок А. В., который с гражданскими лицами в Брянской области похитил аэродромные плиты на сумму свыше 44 млн. рублей. В результате этого аэродром приведен в неработоспособное состояние. Толчком к совершению этих преступлений явилась информация территориального управления имущественных отношений о том, что аэродром и его недвижимое имущество на учете не состоят. В то же время в Генеральном штабе Вооруженных Сил аэродром учтен до настоящего времени.

Системные проблемы в организации работы Департамента имущественных отношений и отсутствие взаимодействия с другими подразделениями Минобороны повлекли за собой также правовую неопределенность с учетом и предназначением военных аэродромов «Горелово» и «Касимово». Их территории, в том числе взлетно-посадочные полосы, неправомерно используются коммерческими структурами и гражданами. Помимо прочего, это создало условия для бесконтрольных полетов малой авиации, что не могло не отразиться на состоянии безопасности полетов в регионе.

По итогам проверок, проведенных совместно с Северо-Западным транспортным прокурором, юридические и физические лица привлечены к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, в суде рассматривается исковое заявление прокурора о понуждении к освобождению федеральной собственности.

Изложенные проблемы использования недвижимого имущества этим не ограничиваются.

На повестке дня исполнение Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ и Указа Президента России от 7 мая 2012 г. N 604 о передаче местным органам власти высвобожденных и неиспользуемых в интересах обороны военных городков.

В настоящее время совместно с моими территориальными коллегами осуществляется надзорное сопровождение данной деятельности. Принятые в конце прошлого года меры позволили сдвинуть ситуацию с передачей высвобожденного имущества с мертвой точки. В период с сентября по декабрь 2012 г. к передаче в муниципальную собственность было согласовано 1300 объектов недвижимости, расположенных на поднадзорной территории. В наступившем году к передаче спланировано 4165 объектов недвижимого имущества.

Уверен, что налаженный уровень взаимодействия в условиях нового конструктивного подхода руководства Минобороны России позволит исполнить названный Закон и Указ и поручения Президента России.

——————————————————————