Организационные основы нотариальной деятельности

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 18 ноября 2001 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук.

Организационная структура Российского нотариата представляет систему органов и должностных лиц: Министерство юстиции РФ; министерства юстиции республик в составе РФ; управления юстиции субъектов РФ; нотариальные палаты; государственные нотариальные конторы; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений и другие должностные лица, которые, в соответствии с законодательством, наделены правом совершать в определенных случаях нотариальные действия. Полномочия органов, которые входят в эту систему, неодинаковы. Одни (министерства и управления юстиции) осуществляют организационно — управленческие функции и не участвуют в совершении нотариальных действий, другие же, напротив, предназначены исключительно для совершения нотариальных действий. Полномочия последних дифференцируются: наиболее полным объемом обладают нотариусы, работающие в государственных конторах, за ними следуют частнопрактикующие нотариусы (ведение наследственных дел возложено на государственных нотариусов и только при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы эти дела передаются частнопрактикующему нотариусу); объем полномочий уменьшается у должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации и он очень ограничен у должностных лиц органов исполнительной власти (они совершают лишь некоторые нотариальные действия и только при отсутствии в данном населенном пункте нотариуса). На вершине рассматриваемой системы находятся Министерство юстиции Российской Федерации и министерства юстиции республик, входящих в состав РФ, и управления юстиции субъектов РФ. Здесь вырабатывается стратегия развития нотариата. Государственные нотариальные конторы в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт — Петербурге открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга (ст. 7 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Особое место занимают нотариальные палаты. Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности. Система нотариальных палат состоит из региональных палат, образующихся в субъектах Федерации и Федеральной палаты, которая возглавляет эту систему. Собрание представителей региональных палат избирает президента Федеральной палаты, и он представляет общие интересы перед Министерством юстиции и другими организациями и учреждениями. Несмотря на то, что нотариус в своей профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он тоже входит в рассматриваемую нами систему и является ее нижним звеном. Нотариальным конторам (в том числе и частным) соответствующий орган юстиции субъекта Федерации устанавливает режим работы, контролирует соблюдения трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции. В Российской Федерации имеют право на существование две категории нотариусов — государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Частнопрактикующий нотариус должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Кроме того, статьей 22 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что за выполнение действий, в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса. В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате орган юстиции совместно с нотариальной палатой должен определить количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе. Замещение вакантных должностей нотариусов, как в государственных конторах, так и в частнопрактикующих, должно производиться в соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на основании рекомендации нотариальной палаты, на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты. К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера. При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов: — диплома о высшем юридическом образовании; — трудовой книжки; — лицензии на право нотариальной деятельности; а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата. На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. Кандидат не допускается к участию в конкурсе при несвоевременном либо неполном предоставлении документов. В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки, и результатов сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности. Оценка кандидатов производится по 10-бальной системе. После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя. Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В тех же случаях, когда число претендентов на замещение вакантных должностей не превышает количества вакантных должностей, т. е. не возникает необходимого условия конкурса — отбор лучших участников, палата, исходя из того, что каждый претендент имеет документальное подтверждение о его соответствии замещаемой должности в виде лицензии, вправе отклонить кандидатуру только в том случае, если располагает достоверными сведениями, не позволяющими претенденту занять вакантную должность. К таким обстоятельствам можно отнести сведения об осуждении претендента за совершение умышленного преступления, нахождение его под следствием, ограничение его дееспособности или признание недееспособным в установленном законом порядке, а также наличие сведений о том, что ранее данное лицо было лишено полномочий на совершение нотариальных действий. При отсутствии конкурса на замещение вакантных должностей согласие или отказ в рекомендации нотариальная палата должна в письменном виде дать органу юстиции и сообщить об этом лицу, подавшему заявление, не позднее 10 дней после подачи заявления о замещении вакантной должности нотариуса. При отказе в рекомендации нотариальная палата сообщает органу юстиции основания, по которым было принято решение об отказе. Для органа юстиции решение нотариальной палаты носит рекомендательный характер, поэтому при наличии негативной информации о предложенной кандидатуре орган юстиции вправе отказать в назначении на должность нотариуса либо отложить назначение до проверки имеющихся сведений. О таком решении орган юстиции информирует нотариальную палату в письменном виде не позднее 10 дней после внесения рекомендации с указанием причин, послуживших основанием для принятого решения. Для упорядочения деятельности частнопрактикующих нотариусов, а также в целях обеспечения возможности нотариальным палатам осуществлять контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, профессиональных обязанностей лицам, назначаемым на должность частнопрактикующего нотариуса, в заявлении о назначении рекомендуется указывать режим их работы по приему граждан и юридических лиц. Указанный в заявлении режим работы должен быть согласован с нотариальной палатой и отражен в приказе органа юстиции о назначении на должность нотариуса, занимающегося частной практикой. Нотариальная деятельность в Российской Федерации относится к видам деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии. Требование о наличии лицензии на право нотариальной деятельности не распространяется на должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации, а также на тех, кому предоставлено право совершать нотариальные действия в исключительных случаях. Лицензия на право нотариальной деятельности — это документ, который дает право имеющему его лицу становиться претендентом на замещение вакантной должности нотариуса, а после успешного прохождения конкурса по замещению вакантной должности нотариуса заниматься нотариальной деятельностью. Лицензия на право нотариальной деятельности может быть выдана гражданину Российской Федерации, который имеет высшее юридическое образование и прошел стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдавшему квалификационный экзамен. Квалификационная комиссия по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, образуется при территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Комиссия создается сроком на три года (срок полномочий комиссии исчисляется с даты издания приказа органа юстиции об утверждении персонального состава комиссии) в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые — юристы и представители судейского сообщества. Члены комиссии не получают вознаграждения за участие в работе комиссии. Квалификационный экзамен проводится два раза в год, но в случае если за месяц до его проведения в комиссию не поступило ни одного заявления с просьбой о допуске к квалификационному экзамену, то экзамен не проводится. При необходимости может быть проведен внеочередной квалификационный экзамен. Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса: теоретический вопрос, задачу и задание по составлению нотариального акта. <*> ——————————— <*> Перечень теоретических вопросов утвержден распоряжением Минюста РФ от 4 августа 2000 года N 157 «О перечне теоретических вопросов для включения в экзаменационные билеты при проведении квалификационного экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности». Тексты задач и заданий по составлению нотариальных актов разрабатываются и утверждаются квалификационной комиссией с учетом количества и тематики теоретических вопросов.

На подготовку к ответу отводится: по первому вопросу — не более одного часа; по второму вопросу — не более одного часа; по третьему вопросу — не более трех часов. При решении задачи и составлении нотариального акта экзаменуемый вправе пользоваться нормативными правовыми актами. По усмотрению членов комиссии экзаменуемому может быть задано не более пяти дополнительных вопросов по тематике первого вопроса, на которые экзаменуемый отвечает устно. Ответ экзаменуемого оценивается членами комиссии по каждому вопросу билета по десятибалльной системе. По каждому вопросу билета экзаменуемому выставляется итоговый балл, который определяется как среднее арифметическое баллов, выставленных экзаменуемому по данному вопросу каждым членом комиссии. При этом цифры после запятой не округляются. Экзамен считается сданным в случае получения экзаменуемым итогового балла по каждому вопросу билета не ниже семи. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией. Законодательством республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена (ч. 8 ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Лицо, не допущенное к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавшее экзамен, вправе подать жалобу на соответствующее решение квалификационной комиссии в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии. При этом днем подачи жалобы считается день непосредственного предоставления ее секретарю Комиссии либо день сдачи ее в организацию связи для направления в Комиссию. К подаваемой жалобе должна быть приложена копия выписки из протокола заседания квалификационной комиссии с отметкой о дате ее выдачи заявителю. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с даты ее поступления в Комиссию. Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации. Персональный состав Комиссии формируется Министерством совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Комиссия создается сроком на три года в количестве восьми человек. В состав Комиссии включаются нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее пяти лет, сотрудники Министерства и Палаты, а также, по согласованию, ученые — юристы. Членом Комиссии не может быть лицо, являющееся членом квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, или конкурсной комиссии, образуемой для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. О дате, времени и месте заседаний Комиссии, определяемых ее председателем, члены Комиссии извещаются секретарем Комиссии не позднее чем за пятнадцать дней до заседания. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины ее состава. Решение Комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Комиссии. Голосование проводится открыто. При равенстве голосов членов Комиссии голос председателя является решающим. Заявитель вправе присутствовать на заседании Комиссии при рассмотрении его жалобы. На заседании Комиссии секретарь докладывает о всех поступивших жалобах, в том числе поданных ненадлежащим заявителем или с нарушением сроков, но если жалоба подана с нарушением правил, то Комиссия принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы. В случае подачи жалобы лицом, не допущенным к квалификационному экзамену, Комиссия вправе принять следующие решения: 1) об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы — без удовлетворения; 2) об отмене решения квалификационной комиссии и допуске заявителя к квалификационному экзамену. В случае принятия апелляционной комиссией такого решения лицо допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену. Комиссия, после рассмотрения жалобы заявителя, не сдавшего квалификационный экзамен, может вынести следующие варианты решения: 1) об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы — без удовлетворения; 2) об отмене решения квалификационной комиссии и направлении заявителя на переэкзаменовку. При этом по письменному ходатайству заявителя Комиссия вправе принять решение о направлении экзаменуемого для переэкзаменовки в квалификационную комиссию, созданную в ином субъекте Российской Федерации; 3) об отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией. Решение Комиссии может быть обжаловано в суд в установленном порядке. Заявителю, направленному на переэкзаменовку и сдавшему квалификационный экзамен, лицензия выдается органом юстиции, при котором образована квалификационная комиссия, проводившая переэкзаменовку. Правовые основы деятельности апелляционной комиссии закреплены в Приказе Минюста РФ от 21 июня 2000 года N 178 «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности». После сдачи квалификационного экзамена (не позднее 5 дней со дня принятия решения квалификационной комиссией) экзаменуемый должен предоставить в орган юстиции заявление о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии на право нотариальной деятельности в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда на момент сдачи квалификационного экзамена. <*> ——————————— <*> Нотариусам, работающим в государственных нотариальных конторах, имеющим высшее юридическое образование и назначенным на должность до вступления в силу Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, лицензии выдаются без сдачи квалификационного экзамена и бесплатно.

Лицензия выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, а порядок выдачи установлен Министерством юстиции Российской Федерации и закреплен в Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 26 октября 1998 года N 150 «Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности». Орган юстиции на основании представленных документов в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию на право нотариальной деятельности или отказывает в ее выдаче. Решение об отказе в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности принимается в случае, если представленные в орган юстиции документы не соответствуют требованиям, предъявляемым Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Отказ в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Органом юстиции ведется реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности. В реестре лицензий должны содержаться следующие сведения: регистрационный номер лицензии; дата выдачи лицензии; фамилия, имя, отчество получившего лицензию, место его жительства, серия, номер паспорта, кем и когда выдан; дата решения квалификационной комиссии о сдаче экзамена; подпись в получении лицензии и дата ее получения; номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса, помощника нотариуса с указанием нотариального округа; место нахождения нотариальной конторы; отметка о прекращении полномочий нотариуса, основания прекращения. Если же по истечении трех лет после получения лицензии гражданин так и не приступил к работе в должности нотариуса, то он будет допущен к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена (помощник нотариуса повторного экзамена не сдает). Это положение законодательно закреплено в статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357). Также необходимым условием для ведения нотариальной деятельности является прохождение стажировки сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, но для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Лицо может быть допущено к стажировке, если оно: является гражданином Российской Федерации; имеет высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке; обладает необходимым уровнем подготовки. Для того чтобы выявить уровень подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен. Орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают порядок проведения экзаменов, определяют дату, время и место проведения экзамена, решают вопрос о необходимости создания комиссии, на которую может быть возложен прием экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, а также другие функции по организации стажировки. После проведения экзамена орган юстиции и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим лучшие результаты на экзамене. На основании данного решения орган юстиции или нотариальная палата заключают с указанными лицами трудовой договор на срок стажировки не позднее месяца с даты проведения экзамена. Дата начала стажировки является единой для всех стажеров. Количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в орган юстиции или нотариальную палату. При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку. Мотивированный отказ в утверждении заключения об итогах стажировки в письменной форме направляется лицу, не прошедшему стажировку. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке. Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях. Правовое регулирование вопросов по прохождению стажировки содержится в Приказе Минюста РФ от 21 июня 2000 года N 179 «Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса», не отменено (но практически не применяется) Положение о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, от 7 июня 1994 года (редакция от 15.01.1998).

* * *

Нотариат — это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. И эта функция определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности.

——————————————————————