Прокурорский надзор за исполнением законодательства при реализации демографической политики в регионах Приволжского федерального округа

(Зайцев С. П.)

(«Прокурор», 2013, N 2)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ

ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

С. П. ЗАЙЦЕВ

Зайцев С. П., заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Демографическая ситуация в государстве во многом определяет состояние его безопасности, экологии, экономики, а также множество других составляющих общественной жизни. Одновременно реализуемая в отдельно взятых территориальных единицах демографическая политика оказывает существенное влияние на изменение общей демографической ситуации в стране.

Статистика показывает, что Приволжский федеральный округ по итогам 2012 г. имеет наименьший показатель естественной убыли населения, опережая Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа, в которых также зафиксировано сокращение числа жителей. В целом по округу в 2012 г. в сравнении с 2011 г. население уменьшилось на 20 624 человека (или на 0,07%). При этом естественный прирост населения наблюдался в Республиках Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Пермском крае, Оренбургской области.

Во многом этому способствовала проводимая органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, и местного самоуправлении определенная работа, направленная на положительное изменение ситуации на местах и реализацию Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Вместе с тем практика прокурорского надзора показывает, что принимаемые региональными органами государственной власти меры не всегда возможно признать достаточными.

Решение жилищной проблемы — это сегодня наиболее сильный стимул для укрепления семьи и повышения рождаемости.

В то же время в рамках реализации подпрограмм по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в отдельных регионах округа у лиц, претендующих на участие в программных мероприятиях, истребовались излишние документы (копии домовых книг, разрешений на строительство и проектной документации на жилые дома, трудовых книжек, свидетельств о праве на наследство, справок об отсутствии задолженности за коммунальные услуги).

В Нижегородской области по протестам ряда прокуроров районов приведены в соответствие с федеральными нормами муниципальные правовые акты, незаконно сокращавшие на 60 дней срок подачи заявлений для участия в программных мероприятиях, направленных на обеспечение жильем молодых семей.

Наиболее остро нуждаются в улучшении жилищных условий и социальной поддержке многодетные семьи.

Однако в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Кировской, Нижегородской областях потребовалось вмешательство органов прокуратуры для приведения в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов регионального уровня, ухудшавших положение семей в сравнении с порядком оказания социальной поддержки, установленным на федеральном уровне.

Прокурорами в отдельных субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, констатировались недостатки при реализации мероприятий по обеспечению многодетных семей земельными участками.

К примеру, в Кировской области судом удовлетворено заявление региональной прокуратуры о признании недействующими отдельных положений Закона Кировской области «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области», возлагавших на граждан обязанность по выполнению за свой счет кадастровых работ в отношении предоставляемых земельных участков.

В Республиках Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Самарской области органами местного самоуправления допускались многочисленные нарушения земельных прав многодетных семей, выраженные в незаконных отказах в постановке на учет либо снятии с учета, истребовании излишних документов, игнорировании установленных сроков рассмотрения обращений граждан и заключении договоров на предоставление участков.

В частности, администрацией г. Саранска Республики Мордовия, несмотря на наличие заявлений почти пятисот семей, имеющих трех и более детей, земельные участки своевременно не формировались, что препятствовало гражданам реализовать предоставленные государством гарантии. Виновное должностное лицо по требованию прокуратуры привлечено к дисциплинарной ответственности.

Прокурорами активно отстаивались права граждан, связанные с получением и использованием средств материнского капитала.

В Нижегородской и Саратовской областях прокурорами приняты необходимые меры, направленные на восстановление прав семей, нарушенных неправомерными действиями должностных лиц территориальных подразделений Росреестра, Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, в Нижегородской области судом удовлетворены исковые заявления прокуратуры к региональному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в защиту прав граждан, которым было незаконно отказано в выдаче сертификатов на материнский капитал. По результатам рассмотрения внесенного представления виновный сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности.

Одновременно прокурорами пресекались многочисленные попытки незаконного получения средств материнского капитала или нарушения прав несовершеннолетних при его использовании.

В Кировской, Саратовской областях, Пермском крае прокуратурой предотвращено незаконное получение сертификатов на материнский капитал лицами, совершившими преступления в отношении своих несовершеннолетних детей.

Во многих регионах округа (Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Кировская, Ульяновская области и др.) прокурорами установлены факты ущемления прав несовершеннолетних при оформлении в собственность жилых помещений, приобретенных либо построенных за счет средств материнского (семейного) капитала.

Например, в Удмуртской Республике прокурорами направлены в суды иски к законным представителям детей о понуждении к выделению им доли в жилом помещении, приобретенном на средства материнского (семейного) капитала. Данные иски судом удовлетворены, либо производство по делам прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.

Как показывает практика прокурорского надзора, требуется существенная корректировка деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по созданию условий, способствующих укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения.

Прокурорами повсеместно выявляются нарушения закона в деятельности медицинских учреждений и региональных органов власти, ответственных за здравоохранение.

Так, прокуратурой Удмуртской Республики внесено представление региональному министру здравоохранения по фактам ненадлежащего контроля за подведомственными учреждениями, что привело к недостаточной укомплектованности лечебно-профилактических учреждений медицинскими кадрами, нарушениям закона при организации питания детей, хранении лекарственных средств, а также лицензионных требований и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Меры реагирования в связи с неэффективным использованием (простоем) и нарушениями установленного порядка использования больницами медицинского оборудования (компьютерных томографов, рентгенографических систем) приняты также прокурорами в Пензенской, Самарской, Ульяновской областях, в Пермском крае, в Республиках Мордовия, Татарстан. Причинами таких нарушений, как правило, являлись несвоевременная подготовка необходимых помещений, отсутствие специалистов и ненадлежащее техническое обслуживание медицинского оборудования. Виновные привлечены к ответственности.

В Нижегородской, Кировской, Ульяновской областях, Чувашской Республике допускались нарушения в работе службы скорой медицинской помощи, которые заключались в несвоевременном прибытии на вызов, отсутствии в автомобилях необходимого оборудования (дефибрилляторов, электрокардиографов), в невыполнении медицинскими работниками необходимых диагностических и лечебных мероприятий, что порой приводило к смерти пациентов. Виновные лица привлечены к установленной законом ответственности.

Факты некачественного проведения профилактических медицинских мероприятий выявлены в Республике Татарстан, Кировской, Самарской, Нижегородской, Ульяновской, Саратовской областях и в Пермском крае.

В Республике Татарстан по постановлениям прокуроров в отношении ряда врачей городской поликлиники N 8 г. Казани и Чистопольской центральной районной больницы, внесших для получения дополнительного вознаграждения в официальные документы заведомо ложные сведения о вакцинации населения, было возбуждено 13 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 и ч. 1 ст. 285 УК РФ (служебный подлог и злоупотребление должностными полномочиями). В отношении подсудимых вынесены обвинительные приговоры.

В Республике Башкортостан, в Пермском крае, в Саратовской, Нижегородской областях приняты необходимые меры реагирования по выявленным фактам ненадлежащей организации диспансеризации, а также фальсификации данных о ней. Нарушения устранены, виновные привлечены к ответственности, в том числе к уголовной.

В Самарской области прокуратура отреагировала на отсутствие необходимых профилактических мероприятий в очагах распространения туберкулеза. На виновных лиц медучреждений наложены дисциплинарные взыскания. Судом удовлетворены требования прокурора о принудительной госпитализации инфицированных.

На местах не всегда соблюдается законность при реализации такого значимого для демографической ситуации направления, как обеспечение общедоступности дошкольного образования.

По фактам нарушений закона в указанной сфере приняты меры прокурорского реагирования в Удмуртской Республике, Пермском крае, Кировской, Ульяновской областях.

Так, Можгинским межрайонным прокурором Удмуртской Республики предъявлено исковое заявление о понуждении администрации обеспечить детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, которое судом удовлетворено. Во исполнение судебного решения в текущем году будет завершено строительство пристроек к двум детским садам, которые позволят дополнительно разместить 330 детей.

В Кировской, Нижегородской, Самарской, Саратовской областях случаи несоблюдения прав и интересов детей в сфере безопасности их жизни и здоровья допускались хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговлю алкогольной и табачной продукцией.

Распространенность отмеченных недостатков и нарушений в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления требует от прокуроров повышенного внимания к данной сфере правоотношений в целях обеспечения прав граждан при реализации демографической политики.

——————————————————————