Возможно ли участие нотариуса в уголовном судопроизводстве?

(Руднев В., Беньягуев Г.)

(«Российская юстиция», 2002, N 8)

ВОЗМОЖНО ЛИ УЧАСТИЕ НОТАРИУСА

В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ?

В. РУДНЕВ, Г. БЕНЬЯГУЕВ

Руднев В., старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.

Беньягуев Г., нотариус (г. Мытищи Московской области).

В настоящее время происходит интеграция различных отраслей законодательства, что обусловлено происходящими в стране реформами, развитием и становлением правового государства. В соответствии с этим меняется представление о некоторых правовых институтах, а также понимание их роли и значения в правовой сфере.

В юридической литературе неоднократно ставился вопрос об использовании некоторых институтов гражданского и гражданского процессуального права в уголовном процессе. Думается, эти предложения заслуживают внимания.

В гражданско-правовые и гражданско-процессуальные отношения вступают различные субъекты. Одним из таких субъектов является нотариус, выполняющий различные нотариальные действия: удостоверение сделок, свидетельствование юридических фактов, подлинности подписей, принятие документов на хранение и т. д.

Деятельность нотариусов регламентируется, как известно, Основами законодательства о нотариате. В связи с радикальными изменениями социально-экономической ситуации в нашей стране и стремительным развитием законодательства представляется, что деятельность нотариуса не должна ограничиваться гражданско-правовой сферой и гражданским судопроизводством. Возможно распространение ее и на другие сферы судопроизводства, в частности, на уголовное судопроизводство.

Это обусловливается тем, что принят новый УПК РФ, в котором предусматривается дальнейшее развитие принципа диспозитивности. Кроме того, введен институт мировых судей, рассматривающих не только гражданские и административные, но и уголовные дела. Одна из задач, стоящих перед ними, — это достижение примирения между сторонами по уголовным делам, которое преследует также цель экономии уголовной репрессии. В УПК предусмотрено, что для примирения от сторон должны поступить заявления. И тогда производство по делу прекращается. В п. 5 ст. 319 УПК указано, что мировой судья разъясняет сторонам возможность примирения.

Но чтобы стороны пришли к примирению, может понадобиться немало усилий, и не только со стороны мирового судьи. Кроме того, в уголовно-процессуальном законе не говорится, каким образом, на каких основаниях и условиях стороны могут прийти к примирению. Обеспечение этого процесса в задачи мирового судьи не входит. В этой связи определенную пользу мог бы принести нотариус, которого можно рассматривать как должностное лицо, уполномоченное государством на осуществление превентивного правосудия, о чем уже неоднократно упоминалось в юридической литературе. Нотариус мог бы участвовать в уголовном судопроизводстве, выступая как своеобразный посредник между сторонами и гарант реализации механизма примирения сторон. Думается, что в этих случаях стороны могли бы обратиться к нотариусу с просьбой зафиксировать их намерения. Стороны иногда не верят друг другу, в чем-то сомневаются, между ними может быть неприязнь, хотя не исключено, что в дальнейшем они придут к какому-то согласию. Но бывает и так — сначала стороны придут к согласию, потом передумают. При этом одна из сторон для достижения примирения может обещать выполнить какие-то условия, например выплатить другой стороне определенную денежную компенсацию или оказать какие-то другие услуги. Нотариус мог бы закрепить эти намерения и даже довести их условия до другой стороны, если к нотариусу обратилась только одна сторона. Это входит в функции нотариуса. Он может пригласить другую сторону к себе и разъяснить условия, при которых примирение сторон окажется возможным. Одновременно нотариус вправе проверить, имеется ли у одной из сторон, например, недвижимость, которую данная сторона желала бы передать другой стороне в качестве предмета компенсации. Если нотариусом будет установлено, что недвижимость находится под арестом или запрещением или есть иные препятствия к свободному распоряжению данным имуществом, то, разумеется, недвижимость не подлежит отчуждению и, соответственно, не может стать предметом компенсации. В связи с этим примирение сторон может не состояться, и уголовное дело не будет прекращено.

Одновременно нотариус, оформляя данный договор, может подстраховать другую сторону, которой было обещано, что примирение состоится, так как, согласно ст. 25 УПК, примирение сторон возможно по преступлениям небольшой или средней тяжести.

Участие нотариуса в уголовном судопроизводстве возможно и по другим направлениям.

Так, нотариус мог бы участвовать в процедурах, связанных с избранием меры пресечения в виде залога, представляющего собой внесение денег или ценностей на депозитный счет органа, избравшего эту меру пресечения. Нельзя исключить такого варианта — этот орган уклоняется от получения денег в качестве залога и не дает заключенному под стражу выйти на свободу, мотивируя тем, что деньги на депозитный счет не поступили. Как представляется, нотариус мог бы принять в депозит денежные суммы и ценные бумаги, чтобы подобной претензии не возникло.

Нотариус вправе зафиксировать нахождение лица в определенном месте, если к лицу была применена мера пресечения — подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Следует отметить, что в новом УПК нашел отражение конституционный принцип судопроизводства — состязательность сторон. Согласно ему в собирании доказательств вправе принимать участие и защитник. В ч. 3 ст. 86 УПК указано, что защитник, в частности, может собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений, имеет право опрашивать лиц с их согласия. Такое право защитник получил впервые. Опрашивая тех или иных лиц с их согласия, он не проводит следственные действия, так как не имеет соответствующих полномочий. В то же время защитник, опросив какое-то лицо, вправе, как представляется, вместе с опрошенным лицом обратиться к нотариусу, чтобы он заверил показания этого лица. Иногда весьма важно это сделать, поскольку опрошенное лицо может куда-то уехать, тяжело заболеть. Кроме того, лицо может обоснованно опасаться за свою безопасность. Если опрошенное лицо не владеет языком судопроизводства, то нотариус вправе заверить перевод. Он и теперь осуществляет подобные действия: передает заявления гражданам и организациям, удостоверяет соглашения об уплате алиментов, разделе наследственного имущества, закрепляет письменные доказательства, опрашивает свидетелей и т. д., но исключительно по гражданским делам и до начала судопроизводства.

Представляется, что адвокат мог бы обратиться к нотариусу, чтобы опрос заинтересованных лиц был произведен по вызову на территории нотариального округа.

В полномочия нотариуса также входит осмотр письменных и вещественных доказательств. Нотариус вправе, например, оказать гражданам помощь при осмотре места дорожно-транспортного происшествия, что, однако, очень редко бывает на практике. А ведь видеосъемка на месте происшествия в присутствии нотариуса и принятие им видеокассеты на хранение были бы очень существенными и, возможно, бесспорными процессуальными доказательствами в случае возникновения спора между участниками ДТП. Нотариус мог бы принимать на хранение какие-либо иные предметы, полученные адвокатом при осмотре места происшествия.

Как известно, адвокат может участвовать во всех стадиях уголовного судопроизводства. При рассмотрении дела в кассационной инстанции он вправе представлять новые материалы. В эти новые материалы могут быть включены опросы лиц, произведенные адвокатом и заверенные нотариусом, присутствовавшим при этом. Такого рода материалы, заверенные нотариусом, адвокат может представить и в суд надзорной инстанции.

Наконец, осужденные могут обратиться к нотариусу по вопросам охраны их имущества. Не секрет, что при отбывании наказания в местах лишения свободы осужденные иногда утрачивают свое право пользования жильем, в котором они проживали до ареста и осуждения. Есть многочисленные случаи, когда родственники осужденных продают их жилье, дарят кому-либо и т. д., и осужденные, выйдя на свободу, не имеют крыши над головой. Это может происходить и потому, что органы следствия и дознания не всегда принимают меры к охране имущества обвиняемого, подозреваемого, хотя согласно ст. 160 УПК обязаны это делать. Точно так же обязан это делать и суд согласно ст. 313 УПК. Однако в новом УПК РФ, как и в ранее действовавшем УПК РСФСР, не указывается, каким образом и в какие сроки следователь, дознаватель, суд принимают такие меры. Не указано, к кому они должны обратиться в этих случаях. К сожалению, имеют место случаи, когда следователи, дознаватели пользуются имуществом заключенных под стражу лиц (например, ездят на арестованных автомобилях, сдают в аренду арестованное имущество и т. д.).

Представляется, что если бы нотариус был вправе принимать меры к охране имущества, подвергнутого аресту, или если бы сами нотариусы по поручению следственных и судебных органов налагали арест на имущество, то они могли бы, вероятно, делать это на более высоком профессиональном уровне, а в некоторых случаях — и обеспечить управление таким имуществом. Кроме того, действия нотариуса освободили бы следователя, дознавателя от действий, не связанных с расследованием преступлений.

Думается, что нотариус мог бы выполнять какие-то действия и в процессе исполнения уголовных наказаний (например, при взыскании с осужденного каких-то сумм, если лицо было осуждено к штрафу). При этом он налагал бы арест на имущество или счета, совершал исполнительные надписи, добивался подписания соглашения между государственным органом и лицом, обязанным уплатить штраф. Это соглашение имело бы силу исполнительного листа, по которому взыскивались бы определенные суммы.

——————————————————————