Министерство юстиции готовится внести изменения в Основы законодательства о нотариате

(Григорьева Л.)

(«Адвокат», 2005, N 10)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ГОТОВИТСЯ ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НОТАРИАТЕ

Л. ГРИГОРЬЕВА

15 сентября 2005 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации, на котором министр юстиции Ю. Я. Чайка рассказал о проекте федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», подготовленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» разработан Министерством юстиции Российской Федерации в русле административной реформы, разделения функций федеральных органов исполнительной власти по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору и формированию новой Федеральной регистрационной службы. В разработке законопроекта участвовали Федеральная нотариальная палата, Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Законопроект не предполагает изменения существующего порядка нотариальной деятельности и совершения нотариальных действий. Его цель — приведение Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. в соответствие с положениями о Министерстве юстиции Российской Федерации и Федеральной регистрационной службе.

В настоящее время к ведению Федеральной регистрационной службы отнесены правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата. Однако в Основах ряд этих полномочий до сих пор закреплен за Минюстом России и его территориальными органами. Проект призван устранить существующую коллизию и предусматривает закрепление полномочий по нормативно-правовому регулированию в этой сфере за Министерством юстиции Российской Федерации, а правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата — за Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами.

В частности, Федеральная регистрационная служба должна заниматься выдачей лицензий на право нотариальной деятельности, образованием квалификационных и апелляционных комиссий, осуществлением контроля за исполнением правил нотариального делопроизводства, определением совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса, наделением нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий, а также наделением лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, их полномочиями, решением вопросов об открытии и упразднении государственных нотариальных контор и других организационных вопросов.

Определение численности нотариусов на той или иной территории законодательством отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Положению о Росрегистрации, эта Служба совместно с Федеральной нотариальной палатой имеет право устанавливать количество должностей нотариусов в нотариальном округе. Поэтому в законопроекте предлагается установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют общую численность нотариусов с учетом предложений территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.

Ряд положений проекта закона о внесении изменений и дополнений в Основы о нотариате вносят поправки технического характера. В тринадцати статьях Основ уточняются наименования субъектов Российской Федерации, поскольку разрабатывались Основы еще до принятия Конституции Российской Федерации. Кроме того, в ряде положений Основ следует исключить указания на некоторые полномочия субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Конституцией РФ эти полномочия относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Например, исключено право субъектов Российской Федерации на установление обязательной нотариальной формы сделок, поскольку в силу ст. 71 Конституции и ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирование данного вопроса относится исключительно к ведению Российской Федерации.

По заключению Ю. Я. Чайки законопроект актуален, направлен на установление ясного и понятного порядка в сфере нотариата, его реализация не потребует привлечения дополнительных средств федерального бюджета. Вместе с тем фактически законопроект носит переходный характер. С 2001 г. Комиссией по административной реформе, которую возглавлял Д. Н. Козак, велась разработка проекта федерального закона «Об организации деятельности нотариата в Российской Федерации». Подготовленный законопроект в настоящее время находится в Администрации Президента РФ.

14 сентября 2005 г. министр юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайка вручил директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. В. Черкесову зарегистрированный Минюстом Приказ этой Федеральной службы. Приказ Федеральной службы наркоконтроля стал семитысячным по счету нормативным правовым актом, зарегистрированным Минюстом.

По сообщениям Центра общественных связей Минюста России

подготовила корреспондент Людмила Григорьева

——————————————————————