Дао нотариата

(Алев Р. Х.)

(«Нотариус», 2005, N 6)

ДАО НОТАРИАТА

Р. Х. АЛЕВ

(«Мир нотариата» — независимый, инициативный проект, посвященный нотариату и его культурологическим основам. http://mirnot. narod. ru/).

Написать о Дао нотариата может лишь совершенномудрый. Автор не является таковым.

«Кто знает, не говорит; кто говорит — не знает» — так сказал учитель Лао-Цзы.

Говорить о Дао, не обладая им, все равно что рассуждать о превращении пыльцы в мед, не будучи пчелой, которая, хотя и не говорит о биохимии, а все же делает мед. Однако, чтобы показать пчелу, необязательно ею быть.

Кроме того, автор понимает, что Дао есть путь недеяния, и прямо применять это понятие к какой-либо деятельности, видимо, нельзя. И тем не менее…

Мне нравится, что нотариус держится особняком от других юристов и по сравнению с ними (и даже — в отличие) его профессия наиболее близка Дао человеколюбия.

Однако как не всякий человек обладает Дао, так и не всякий нотариус воплощает дух и выражает Дао профессии. Встречаются и те, кому лучше удавиться, чем называть себя нотариусом. Но здесь речь идет о нормальном собирательном образе Неизвестного Нотариуса.

Ниже курсивом привожу некоторые цитаты из бессмертного творения Лао-Цзы «Дао-дэ-цзин» и задаюсь некоторыми вопросами и размышлениями.

«ВЕЛИКИЙ КВАДРАТ НЕ ИМЕЕТ УГЛОВ, ВЕЛИКИЙ ОРАТОР ПОХОЖ НА ЗАИКУ».

Не все таково, каким кажется. Например, улыбка добра и улыбка зла, угрюмость зла и угрюмость добра. В чем разница? Есть и то, и другое — почти неразличимое. Улыбка добра внутри, угрюмость добра снаружи. Улыбка зла снаружи, угрюмость зла внутри. Я видел много превращений и до сих пор с трудом различаю.

Как изящны ловцы человеков и как обаятельны губители правды. Только нотариус сер и будничен.

Нотариус. Защищает, а сам похож на слабого; говоря об истине, он косноязычен; проливая свет, он сам в тени; устанавливая правду, не выглядит героем; охраняя, не бряцает мечом; отделяя белое от черного, он сам в чернилах; свершая, никогда не увенчан лаврами. В семье юристов он словно последний; он как пасынок, не ведающий о высоком родстве. Но это лишь внешнее, и таковы иллюзии мира. Сказано ведь: последние возвысятся и хромые внидут первыми.

Нотариус только кажется бездушным функционером, а на деле это сын неба, защитник правды, рубеж истины, столп света. Он миротворец и не гордится этим.

Этот человек не таков, каким кажется.

«ВЫСШАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОДОБНА ВОДЕ. ВОДА ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ ВСЕМ СУЩЕСТВАМ, НЕ БОРЯСЬ С НИМИ».

Не таков ли нотариус? Не такова ли высшая юридическая добродетель нотариата? Не борясь, приносить пользу; давать не отнимая; предоставлять выгоды, не прибегая к хитрости и насилию; дарить истину и защиту так, словно дать воды. Живая вода нотариата гасит пожар страстей и вражды, утоляет жажду покоя и мира, питает нивы благополучия. Обратившийся к нотариусу обретает не борясь.

«КОГДА ДЕЛО ЗАВЕРШЕНО, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УСТРАНИТЬСЯ».

Не тот человек нотариус, чтобы гордиться плодами труда своего; он сделал и отстранился, как будто это буднично. Вот она, высшая рутина, — приносить дары бесстрастные. Делать просто долженствующее, как будто сделано не тобой, а Кодексом. Работа сделана, плоды взращены и отданы людям — тогда устранение венчает миссию. Известный адвокат, прославленный прокурор — не иначе как они присвоили дары. Это как сервитут славы — проходим в лаврах через поля отсуженные. Один нотариус неприметен, как воздух, сер, как хлеб насущный, будничен, как час пополудни. Неизвестность — вот цена его даров. Подобно тому, как велик Неизвестный Солдат, беспримерен неизвестный подвиг, так же и благороден в делах Неизвестный Нотариус.

«ЕСЛИ СОЗЕРЦАНИЕ СТАНЕТ ЧИСТЫМ, ВОЗМОЖНЫ ЛИ ТОГДА ЗАБЛУЖДЕНИЯ?»

Созерцание похоже на чистую гладь воды, но в обществе больше огня. Пламя страстей пожирает людей, в топках вражды и алчбы сгорают сердца. Нотариус не имеет личных мотивов в делах обратившихся, в их страстях и коллизиях, он не жарит каштанов в их огне, и он не разжигает. Наоборот, добродетельные воды даны в руки нотариуса, дабы гасить вражду и питать поля мирные. Его душа чиста. Нотариус вкушает хлеб согласия. Он, конечно, не созерцатель, ибо совершает деяния. Но его акты умиротворяют: на место страстей приходят мир и покой. Как может быть движение в покое, так может быть и его высшая форма — покой и любовь в движении. Таковы деяния нотариуса — покой и любовь в них естественны. Созерцая жизнь, с ее перипетиями и страстями, он остается ясным и бесстрастным. Все равны перед ним и всем объясняет он одинаковую правду. Разве нужна ему мутная вода, разве он ловит рыбу в мутной воде? И каждый человек, и приведшая его забота, и следствия помощи в этой заботе отражаются в ясном воззрении нотариуса, сообщаясь человеку в подлинности своей. Нотариус на невежестве и заблуждениях не зарабатывает. Возможно ли тогда вводить в заблуждение, возможно ли тогда заблуждение?

«ДОБРЫЕ СТРЕМЯТСЯ К СОГЛАШЕНИЮ, А НЕДОБРЫЕ К ВЫМОГАТЕЛЬСТВУ».

Вот именно. А вымогательство здесь не в узком уголовном смысле — это образ жизни многих. Что добавить?

Согласие идет к нотариусу, корысть — к стряпчему, спор — к судье.

Маленькая загадка: почему нотариус стоит до, адвокат — посередине, а судья — после и почему нечетные сходятся, а чет — ни туда, ни сюда?

«ВЕРНЫЕ СЛОВА НЕ ИЗЯЩНЫ. КРАСИВЫЕ СЛОВА НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ДОВЕРИЯ. ДОБРЫЙ НЕ КРАСНОРЕЧИВ. КРАСНОРЕЧИВЫЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРЫМ. ЗНАЮЩИЙ НЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕ ЗНАЕТ».

Сие есть горе автору и похвала нотариусу. Разве нотариус не таков?

«СОВЕРШЕННОМУДРЫЙ СПРАВЕДЛИВ И НЕ ОТНИМАЕТ НИЧЕГО У ДРУГОГО. ОН БЕСКОРЫСТЕН И НЕ ВРЕДИТ ДРУГИМ. ОН ПРАВДИВ И НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО ПЛОХОГО. ОН СВЕТЕЛ, НО НЕ ЖЕЛАЕТ БЛЕСТЕТЬ».

Не таков ли нотариус? И можно ли сравнить его в этом с другими юристами?

«К ТОМУ, КТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЕЛИКИЙ ОБРАЗ ДАО, ПРИХОДИТ ВЕСЬ НАРОД. ЛЮДИ ПРИХОДЯТ, И ОН ИМ НЕ ПРИЧИНЯЕТ ВРЕДА. ОН ПРИНОСИТ ИМ МИР, СПОКОЙСТВИЕ…»

К нотариусу приходят в силу закона, но много тех, кто приходит к нему, даже когда закон не обязывает. Все потому, что он никогда не причиняет вреда, но всегда дает мир, защиту и спокойствие.

«НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ СЕБЯ «ДРАГОЦЕННЫМ», КАК ЯШМА, А НУЖНО БЫТЬ ПРОСТЫМ, КАК КАМЕНЬ».

Нотариусы обычно просты, и мнение людей укрепляет их в таком знании. Разве слышали Вы, чтобы нотариуса назвали блистательным, великолепным, неподражаемым, артистичным? Рука суконная да перо золотое. Пусть так и думают, что они простые.

«СПОКОЙСТВИЕ СОЗДАЕТ ПОРЯДОК В МИРЕ».

Такова спокойная и мирная профессия нотариуса. Он устраняет беспокойство и смуту, спокойно упорядочивает наши дела, дает умиротворение и гармонию согласия.

«ДОБРЫМ Я ДЕЛАЮ ДОБРО И НЕДОБРЫМ ТАКЖЕ ДЕЛАЮ ДОБРО. ТАКИМ ОБРАЗОМ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ. ИСКРЕННИМ Я ВЕРЕН И НЕИСКРЕННИМ ТАКЖЕ ВЕРЕН. ТАКИМ ОБРАЗОМ И ВОСПИТЫВАЕТСЯ ИСКРЕННОСТЬ».

Нотариус не выбирает тех, кому помогать, а кому не помогать. Он всем предоставляет защиту. Верность и справедливость его актов одинакова для искренних и неискренних, добрых и злых людей. Эти деяния (акты) нельзя употребить во зло, в чьих бы руках они ни оказались.

«КТО МНОГО ОБЕЩАЕТ, ТОТ НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ ДОВЕРИЯ».

Нотариус никого не увещевает, ничего не обещает — он лишь предоставляет надежное.

«ДЕЙСТВИЕ НАДО НАЧАТЬ С ТОГО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ. НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА НАДО НАЧАТЬ ТОГДА, КОГДА ЕЩЕ НЕТ СМУТЫ».

Недаром нотариат есть предупредительное правосудие. Правосудие судьи — в разрешении спора, правосудие нотариуса — в его предотвращении. Как мало ценится предотвращение смуты — такие деяния не видны. Как оценить их? Предотвративший пожар не славен, а славен бравый пожарный. Такова неблагодарность нотариусу. Они не видят следствий и поэтому думают, что нотариус ни к чему: потому царит смута в делах юридических, и разбойники радуются. Не мир и порядок нужны стряпчим рыскающим и наместникам алчущим — в смуте их пир. Нотариус им ныне помеха.

«СОВЕРШЕННОМУДРЫЙ БЛАГОРОДЕН ПОТОМУ, ЧТО У НЕГО НЕТ СТРАСТЕЙ».

Как хорошо, что нотариус беспристрастен.

«НЕБЕСНОЕ ДАО ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМ ОДИНАКОВО, ОНО ВСЕГДА НА СТОРОНЕ ДОБРЫХ».

И нотариус относится ко всем ровно и одинаково, и ему везет, что приходят к нему в согласии и с добрыми намерениями. Ему легко следовать небесному Дао.

«ДАО СОВЕРШЕННОМУДРОГО — ЭТО ДЕЯНИЕ БЕЗ БОРЬБЫ».

Это сказано и о моем друге, Неизвестном Нотариусе.

Продолжение может последовать. Море неисчерпаемо, исчерпаемы лишь силы водоноса. Лишний раз убедился, что не обладаю Дао.

——————————————————————