Стратегии борьбы с преступлениями против налоговой системы: понятие и общая характеристика

(Середа И. М.) («Российский следователь», 2006, N 3)

СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И. М. СЕРЕДА

И. М. Середа, докторант кафедры уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, доцент.

Хотя вопросы борьбы с преступностью возникали и решались в течение многих столетий, единой терминологии в этом отношении до сих пор по крайней мере в российской науке и практике не выработано. Применяются такие выражения, как «война с преступностью», «реагирование на преступность», «борьба с преступностью» <*>, «социальный контроль над преступностью» <**> и др. ——————————— <*> Реагирование на преступность: Концепции, закон, практика. М., 2002. С. 3. <**> Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других отклонений. СПб., 2004. С. 419 — 421.

Выражение «война с преступностью» используется главным образом публицистами, настроенными решительно и бескомпромиссно. Конечно, можно сравнить любую борьбу противостоящих сил с военными действиями враждующих держав, но аналогия эта будет весьма относительной <*>. ——————————— <*> Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2005. С. 36.

В последнее время вместо выражений «война», «борьба», «искоренение», «преодоление» применительно к преступности все чаще — не без влияния западной литературы — стал употребляться термин «контроль» <*>, под которым понимаются продуманная криминализация и пенализация деяний, организация эффективной правоохранительной системы, привлечение общественности к ее деятельности <**> и т. п. Однако замена термина «борьба» на термин «контроль» может пониматься и иначе — как невозможность одолеть преступность: ее якобы можно лишь «контролировать», то есть просто наблюдать за положением дел. ——————————— <*> Политический режим и преступность. СПб., 2001. С. 69. <**> Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций. СПб., 2002. С. 308.

Такое понимание представляется не совсем правильным, потому что оно означает пассивное отношение к этому опаснейшему явлению и главное — признание бессилия и сегодня, и в будущем. Если проводить аналогию с медицинской практикой, то, разумеется, человечество не может искоренить все болезни. Но оно ведет активную борьбу с ними, а не только «контролирует» ситуацию. И кое-что уже удалось сделать (сведены к минимуму многие эпидемии, практически ликвидированы такие болезни, как чума, оспа и ряд других заболеваний). К подобному результату должна стремиться и юридическая практика <*>. ——————————— <*> Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. С. 37.

Существует, однако, и более приемлемое понимание термина «контроль над преступностью», вытекающее из социологического понятия «социальный контроль» <*>. Поэтому представляется вполне применимой классификация, согласно которой выделяют следующие методы социального контроля над преступностью: информационный — разъяснение норм права, ценностей права и морали; применение санкций — наказание преступников; социальная профилактика — устранение внешних причин и условий антисоциального поведения; медико-биологическое воздействие — преодоление внутренних причин отклонения от нормы <**>. ——————————— <*> Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». С. 419. <**> Антонов А. Д. Теоретические основы криминализации // «Черные дыры» в российском законодательстве. М., 2002. С. 87.

Была также предпринята попытка объединить все формы обращения с преступниками под одним термином «реагирование на преступность» <*>. Авторы включили в него: а) непринятие преступности и отрицательное отношение к преступникам; б) частичное непринятие или противоречивое отношение к различным криминальным проявлениям и их субъектам; в) солидарность с теми, кто совершает преступления, их оправдание и даже стремление к подражанию; г) стремление к компромиссу и в отдельных случаях — вступление в сделки с преступниками и т. д. ——————————— <*> Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. С. 3.

Данная классификация полезна в том отношении, что она побуждает к размышлению о тенденциях, складывающихся в современной России. К сожалению, тенденции эти нельзя назвать благоприятными: все больше криминализируется общественная психология: коррупция, отмывание денег, незаконная приватизация естественных монополий, преступления в сфере налогообложения и другие, главным образом экономические, преступления не только не осуждаются, но нередко и поощряются общественным мнением. Представляется, что подход к преступности как социально-негативному явлению предполагает соответствующую систему стратегий борьбы с преступностью. Термин «стратегия», как совершенно справедливо отмечает В. Н. Кудрявцев, употребляется главным образом в военном лексиконе <*>. ——————————— <*> Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. С. 38.

Современные словари определяют стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения войны», «общий план боевых операций». Однако оно имеет и более широкое значение: «искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» <*>. ——————————— <*> Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 761.

В юридической литературе данный термин тоже употребляется, хотя и редко <*>. Большей частью в этом значении используются выражения «борьба», «меры борьбы», «методы и средства преодоления (искоренения, предупреждения) преступности» и т. д. Однако в криминологических работах рассматриваемый термин в последнее время стал употребляться все чаще (наряду с приведенными выше). А. И. Долгова, например, приводит следующее определение: «Стратегия — это искусство борьбы с преступностью не только в целом, но и с отдельными ее видами (с учетом их места в общей системе преступности)…» <**>. Далее она конкретизирует это определение на примере разработки системы мер по борьбе с организованной преступностью, подчеркивая, что о широкомасштабной государственной стратегии можно говорить только тогда, когда планируется и осуществляется «системное воздействие как на общие социальные процессы, явления (общее, специальное предупреждение), так и на саму преступность» <***>. ——————————— <*> Коррупция. Политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2001. С. 99. Или в работе Репецкой А. Л. Транснациональная организованная преступность: характеристика, причины, стратегии контроля. Иркутск, 2001. <**> Криминология / Под ред. А. И. Долговой. М., 2001. С. 416. <***> Там же. С. 17.

Нельзя не согласиться с В. Н. Кудрявцевым, который отмечает, что термин «стратегия» представляется более содержательным, чем «борьба» или «преодоление» (а тем более — «контроль над преступностью»), потому что он предполагает наличие общей концепции, определение не только ближайших, но и отдаленных целей и способов их достижения, разнообразных мер, пригодных для применения в различных условиях. Необходимо также отметить, что любая стратегия явно или неявно исходит из определенной идеологии — верной или ошибочной, что в конечном счете обеспечивает ее успех или, напротив, неудачу. Таким образом, стратегии борьбы с налоговой преступностью можно определить как многоуровневый комплекс государственных и общественных мер, представляющих собой единую концепцию, системно воздействующих на устранение или нейтрализацию причин и условий, детерминирующих совершение преступлений против налоговой системы и оказывающих корректирующее воздействие на лиц с криминально ориентированным поведением. От стратегии нужно отличать иное понятие, также применяемое в разных науках и на практике. Это — тактика, которая обычно определяется как «совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели» <*>. Тактика подчинена стратегии, ее можно считать конкретизацией той или иной стратегии в определенных условиях места и времени. ——————————— <*> Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 777.

Тактические приемы и средства борьбы с преступностью разрабатываются преимущественно криминалистикой, учением об оперативно-розыскной деятельности, отчасти уголовно-процессуальным правом, а также юридической психологией и судебной психиатрией. Использование тактики борьбы с преступностью гораздо более дифференцировано, чем стратегии — применительно к видам преступлений, личности подозреваемых и обвиняемых и многим другим обстоятельствам. История показывает, что в течение столетий изменение (развитие) стратегий происходило довольно медленно, причем практически во всех странах, хотя и не одновременно. Стратегии борьбы с преступностью продолжают формироваться и изменяться и в наши дни. Сегодня существует несколько теорий, объясняющих этапы формирования и причины изменений, обновлений и комбинирования стратегий борьбы с преступностью <*>, каждая из которых содержит рациональное зерно. Однако следует иметь в виду, что процесс изменений и развития стратегии борьбы с преступностью сложен, неоднозначен и разнопланов. Понятно, что он потребует дальнейших новаций с учетом изменяющейся жизни. ——————————— <*> Гегель И. Философия права. М., 1856. С. 256; Политический режим и преступность. СПб., 2001. С. 69; Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. М., 1999. С. 38 — 39.

Комплексное объяснение появления и изменения стратегий борьбы с преступностью, предпочтения одних и отказа от других, видимо, является наиболее верным. Сейчас оно преобладает и в юридической литературе. Так, по мнению В. И. Селиверстова и И. В. Шмарова, стратегию действий правоохранительных органов определяют: социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структура и динамика преступности в стране, соблюдение требований международных пактов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук <*>. Можно в полной мере отнести перечень этих факторов и к другим сферам борьбы с преступностью, начиная от процесса создания и изменения уголовного законодательства (криминализация и декриминализация) и кончая различными формами предупреждения преступлений. ——————————— <*> Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В. И. Селиверстова. 2-е изд. М., 2000. С. 14.

В историческом аспекте можно наблюдать по меньшей мере три взаимосвязанных между собой процесса: а) постепенная смена стратегий борьбы с преступностью на разных этапах социально-политического, экономического и культурного развития стран и народов; б) поиска оптимальной стратегии и отсюда — большое их разнообразие в современном мире в зависимости от общественного строя, господствующей идеологии, уровня культуры населения, религиозных воззрений и нравственных норм; в) изменение или комбинация стратегий в каждой отдельной стране с учетом характера совершаемых преступлений и криминогенной обстановки в целом. Нередко при разработке концепции борьбы с преступностью используется понятие «предупреждение преступности». Между тем «стратегии» — более широкое понятие, чем «предупреждение преступности». Однако вместе с тем предупреждение преступности составляет ядро любой стратегии борьбы с этим опасным явлением. Поэтому не случайно, что стратегии имеют те же уровни воздействия, что и предупреждение. В борьбе с преступлениями против налоговой системы по уровню воздействия можно выделить следующие группы стратегий: — общесоциальные стратегии; — специально-криминологические: а) уголовно-правовые (к ним следует отнести совершенствование законодательной и правоприменительной деятельности и совершенствование назначения и исполнения наказания); б) международные стратегии воздействия на налоговую преступность; в) иные виды специальных стратегий, представляющие собой совокупность экономических, политических, правовых, технических и т. д. мер воздействия на преступность. К общесоциальным стратегиям относят комплекс социальных, экономических, правовых, организационно-управленческих и ряд других мер, направленных на повышение материального уровня жизни населения, стабилизацию, снижение социальной напряженности в обществе, улучшение воспитательной работы, повышение культуры и сознательности граждан и т. д. Общесоциальные стратегии представляют собой основу для реализации различных усилий по предупреждению преступлений, хотя непосредственной целью имеют решение более глобальных задач, стоящих перед обществом и обусловленных потребностями его развития. Однако именно такой характер указанных мер предопределяет исключительную их важность и для решения проблем предупреждения налоговой преступности. Специально-криминологические стратегии борьбы с преступностью предполагают осуществление специализированными государственными и негосударственными органами, а также отдельными гражданами мер, направленных на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий преступности и оказание корректирующего воздействия на лиц с криминально ориентированным поведением. Трудно и практически нецелесообразно проводить жесткую разделительную линию между стратегиями общесоциального и специально-криминологического характера. Общесоциальные стратегии борьбы с налоговой преступностью по своему содержанию должны системно осуществляться в тесной взаимосвязи со специальными стратегиями. Специальные стратегии выражаются прежде всего в устранении и блокировке конкретных криминогенных факторов, минимизации общественно вредных последствий преступлений против налоговой системы. Представляется, что такая превенция должна осуществляться с учетом следующих взаимосвязанных обстоятельств: характеристик наиболее распространенных преступлений и правонарушений против налоговой системы; особенностей социально-психологической обстановки, оказывающей влияние на формирование личности и детерминирующей противоправное поведение; знанием характеристики социальных групп, которые подвергаются целенаправленному специально-криминологическому воздействию. Социальные стратегии борьбы с преступностью разнообразны и классифицируются по различным основаниям <*>. ——————————— <*> Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. С. 161; Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. А. И. Долговой. М., 1997; Репецкая А. Л., Рыбальская В. Я. Криминология: Общая часть. С. 192 — 199.

Особую значимость специально-криминологические стратегии приобретают, когда борьба с налоговой преступностью осуществляется на индивидуальном уровне. При этом в зависимости от момента применения они подразделяются на раннее, непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива. В первом случае речь идет о выявлении и устранении возможных и наличных неблагоприятных условий формирования личности, оздоровлении микросреды, коррекции поведения, а также потребностей, интересов, взглядов лиц, могущих встать на преступный путь. Во втором случае — о предотвращении замышляемых и подготавливаемых преступлений с целью их недопущения (например, склонение лица к отказу от преступного замысла). В третьем случае — о предупредительном воздействии на лиц, уже совершивших преступления и подвергавшихся уголовному наказанию, с целью недопущения их возврата на преступный путь <*>. ——————————— <*> Алексеев А. И. Криминология. С. 127.

Иногда раннее предупреждение отождествляется с общесоциальным предупреждением на индивидуальном уровне. Автору представляется наиболее убедительным мнение тех исследователей, которые считают, что объектом раннего предупреждения должны выступать факторы неблагоприятного формирования личности и такие формы антиобщественной направленности, которые ведут к совершению отдельными лицами аморальных поступков, дисциплинарных, административных и гражданских правонарушений, способных перейти в преступное поведение <*>. ——————————— <*> Устинов В. С. Методы предупредительного воздействия на преступность. Горький, 1989. С. 6.

Индивидуальное предупреждение, как и борьба с преступностью в целом, может быть эффективным только тогда, когда оно строится на основе содержания всей совокупности причин преступного поведения и направлено на их устранение. Непосредственной причиной любого общественно опасного поведения является криминальная мотивация <*> как результат взаимодействия личности и среды, как субъективное отражение объективных условий жизни и деятельности преступника. Криминальная мотивация отличается от мотивации социально одобряемой деятельности целым рядом криминологически значимых признаков (особенностей), которые заключены в специфическом влиянии социальной среды и в содержании мотивационной сферы личности. Следовательно, чтобы не допустить или приостановить формирование криминальной мотивации, предупредительные меры должны быть направлены на устранение или нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих ее формированию, на позитивное изменение (корректировку) мотивационной сферы лица. ——————————— <*> Репецкая А. Л., Рыбальская В. Я. Криминология: Общая часть. С. 104.

Меры, направленные на устранение или нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих формированию криминогенной мотивации, должны быть ориентированы на оздоровление социальной среды лица, в отношении которого осуществляется предупредительная работа, его жизни, деятельности, быта, досуга и т. д. Применительно к конкретному человеку они должны разрабатываться на основе глубокого изучения его личности и тех социальных условий, которые его окружают. Однако для того чтобы они были эффективными, потребуются усилия различных субъектов, осуществляющих борьбу с преступностью (органов внутренних дел <*>, налоговых органов и т. д.). ——————————— <*> Далее — ОВД.

Цель второй группы мер, направленных на позитивное изменение мотивационной сферы личности, заключается в удержании лица от совершения преступления путем позитивных изменений формирующейся мотивации личности в характерных для него криминогенных условиях. При этом необходимо использовать такие методы, как убеждение, внушение, разъяснение, поощрение, принуждение и т. д. К. Д. Ушинский писал, что «главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение» <*>. ——————————— <*> Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. М., 1950. Т. 8.

Как показало исследование, данные методы в осуществлении стратегий борьбы с преступностью широко применяются органами внутренних дел, однако делается это недостаточно профессионально. В числе таких недостатков можно назвать стереотипность, недостаточную аргументированность, отсутствие у субъектов необходимой убежденности, общей эрудиции, культуры и т. д. При всем этом не учитывается степень и устойчивость криминогенной деформации личности, содержание мотивации преступного поведения, что, безусловно, влияет на формы и методы реализации стратегий борьбы с преступностью. В криминологической литературе подчеркивается, что успех решения задач, возникающих в ходе организации и осуществления предупреждения преступлений, непосредственно зависит от дифференцированности таких мер по отношению к конкретным типам личности преступников <*>. С учетом этого представляется необходимым при осуществлении предупредительной деятельности учитывать специфику личности налогового преступника. ——————————— <*> Причины отдельных видов преступности и проблемы борьбы с ними / Под ред. А. И. Долговой. М.: ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1989. С. 152.

Представляется, что сегодня можно говорить о возрастании роли социальной ценности специального предупреждения в условиях переходного периода, когда рост преступности не просто притормаживает, затрудняет экономические, социальные и иные преобразования, но и таит в себе угрозу их срыва, обращения вспять. Эта работа осуществляется теми субъектами, для которых борьба с преступностью является профессиональной. Среди многообразных субъектов предупредительной деятельности реализацией специальной стратегии борьбы с налоговой преступностью в первую очередь занимаются органы внутренних дел, таможенные и налоговые органы. По содержанию эти стратегии подразделяются на следующие: духовно-нравственного, политического, социального, экономического, организационно-управленческого и правового характера. По территориальному масштабу стратегии преступности могут быть: — общегосударственными; — осуществляемыми на территории субъекта Федерации; — местными, осуществляемыми в пределах города, района, населенного пункта и т. п. Субъектами реализации стратегий борьбы с преступностью являются государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему. И. И. Кучеров всех субъектов, осуществляющих предупредительную деятельность в сфере налогообложения, подразделяет на шесть групп. К первой он относит органы, выявляющие налоговые правонарушения в процессе осуществления общего государственного финансового контроля (Счетная палата, Минфин России). Ко второй группе — органы, к компетенции которых относится проведение и организация налогового контроля (МНС России (в настоящее время — Федеральная налоговая служба Российской Федерации), ВЧК, государственные внебюджетные фонды). В третью группу входят правоохранительные органы, выявляющие, пресекающие и предупреждающие налоговые преступления и правонарушения наряду с прочими (Генеральная прокуратура России, МВД России, ФСБ России). Четвертую группу составляют правоохранительные органы, для которых выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений — одна из основных задач (ГТК России (в настоящее время — Федеральная таможенная служба), ФСНП России). Пятую — судебные органы (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд России). Наконец, шестую группу образуют организации (аудиторские фирмы, общественные организации налогоплательщиков и специалистов по налогообложению), руководители и бухгалтеры организаций, а также граждане. Всех их объединяет наличие предусмотренных законодательством различных прав и обязанностей, которые в большей или меньшей степени позволяют воспрепятствовать противоправной деятельности в сфере налогообложения <*>. ——————————— <*> Кучеров И. И. Налоговая преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1999. С. 44.

Думается, к субъектам следует отнести и Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации. Она является государственным органом, в обязанности которого в соответствии с действующим законодательством <*> входит ведение государственного реестра предприятий. ——————————— <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 1994 г. N 655 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 866; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1034 «О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 16 сентября.

Государственная регистрационная палата хотя и не осуществляет деятельность по предупреждению преступных посягательств, но ее наличие затрудняет совершение различных преступлений. Она обладает значительным объемом информации, необходимой для предупреждения и пресечения преступных посягательств, в том числе совершаемых в сфере налогообложения. Классификация, предложенная И. И. Кучеровым, как представляется, осуществлена с формальных позиций, без учета реального вклада каждого субъекта в предупредительную деятельность. Например, во вторую группу входят Федеральная налоговая служба России, ВЧК, государственные внебюджетные фонды. Эти органы выполняют далеко не равнозначные задачи. Если на Федеральную налоговую службу России возложен контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов, то ВЧК в настоящее время практически не функционирует, а государственные внебюджетные фонды лишь обеспечивают целевой сбор и аккумуляцию единого социального налога. К тому же многие из них упразднены. С этих же позиций вряд ли целесообразно в третьей группе ставить в один ряд МВД России, которое выявляет значительное количество налоговых преступлений, и ФСБ России, которое за последние годы не выявило ни одного преступления против налоговой системы. Аналогичным образом в четвертой группе выделены Федеральная служба налоговой полиции России, наделенная в прошлом специальной компетенцией и которой, безусловно, отводилась ведущая роль в деле предупреждения налоговой преступности, и Федеральная таможенная служба России, выявляющая в год единичные случаи совершения налоговых преступлений. Исходя из этого представляется целесообразным разделить субъектов реализующей стратегии борьбы с налоговой преступностью на три группы: неспециализированные субъекты, для которых задачи предупреждения производны от основных, более общих задач, и специализированные, для которых предупреждение является основной задачей <*>. ——————————— <*> Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1994. С. 166; Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М., 1988. С. 133.

К первой следует отнести субъектов реализации общесоциальных стратегий. Во вторую группу необходимо включить те органы, для которых предупреждение преступлений против налоговой системы не является основной деятельностью, но которые в процессе осуществления своих профессиональных функций могут выявлять причины и условия, способствующие совершению этих преступлений либо затрудняющие их совершение. Указанные две группы субъектов являются неспециализированными. Основные субъекты борьбы с налоговой преступностью отнесены к третьей группе. Это Федеральная налоговая служба Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Ключевыми моментами при характеристике деятельности субъектов являются: — наличие у них задач и функций в сфере разработки и (или) осуществления стратегий борьбы с преступностью (преступлениями); — уполномоченность законом на эту деятельность; — наличие соответствующих прав, обязанностей, ответственности при ее осуществлении <*>. ——————————— <*> Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. Г. М. Миньковского. С. 195 — 196.

Для эффективного функционирования объектов борьбы с преступностью необходимо, чтобы участникам этой деятельности четко определялись объекты воздействия и цели работы, их функции не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел правовую регламентацию. Кроме того, необходимо, чтобы стратегии борьбы с налоговой преступностью осуществлялись в соответствии с имеющимися принципами <*>. ——————————— <*> Подробнее об этом см.: Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. С. 47.

Беспринципная стратегия — это не стратегия, а случайный набор практических действий, которые, возможно, принесут полезный результат, а могут причинить и вред. Поэтому в теоретическом и практическом аспектах полезно выработать определенные принципы стратегической борьбы с преступностью и, разумеется, стремиться их придерживаться. Понятно, что речь идет о современной науке и практике, поскольку в историческом плане никто подобных принципов не формулировал (это не значит, что неявно, в скрытом или подразумеваемом виде они не существовали). Не следует также смешивать принципы реализации стратегий борьбы с преступностью с принципами отдельных отраслей права. Хотя бы и прямо относящихся к этой области. Принципы стратегии борьбы с преступностью имеют более общий характер. Представляется, что к современным стратегическим принципам можно отнести следующие: — законность; — нравственность; — целеустремленность; — экономическую обоснованность; — дифференциацию стратегий и комплексное их применение с учетом характера преступности, обстановки в стране и регионе и ресурсов правоохранительной системы; — эффективность. При правильной организации работы субъектов стратегической борьбы и при выполнении указанных принципов в их деятельности можно говорить об эффективном воздействии на преступления против налоговой системы.

——————————————————————