Стоит ли в России создавать государственную адвокатуру?

(Сергеев Р.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 12)

СТОИТ ЛИ В РОССИИ СОЗДАВАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АДВОКАТУРУ?

Р. СЕРГЕЕВ

Роман Сергеев, адвокат.

Скоро исполнится год с момента принятия Постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (далее — Постановление), положившего начало известному эксперименту. Однако говорить о том, что он развивается удачно, никто не рискует, а голоса против того, чтобы положить конец экспериментированию, раздаются все реже. Между тем очевидно, что деятельность по оказанию юридической помощи — неподходящая сфера для опытов, а адвокатура — не та организация, с которой можно проводить эксперименты.

По моему мнению, никакой необходимости в создании — даже в порядке эксперимента — государственных юридических бюро не было и нет. Статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 20 декабря 2004 г.; далее — Закон об адвокатуре) уже предусмотрена возможность бесплатного оказания адвокатами юридической помощи малоимущим гражданам. Неужели инициаторы эксперимента всерьез считают, что 15 государственных юристов, например, на территории Республики Карелия, изменят положение с оказанием такой помощи?

О том, что сотрудники государственных юридических бюро смогут оказать квалифицированную юридическую помощь, говорить не приходится: какой квалифицированный юрист пойдет на государственную службу?

Еще один вопрос к разработчикам Постановления: известно ли им, в какие сроки в судах рассматриваются сложные гражданские дела? По 2 — 3 года, а иногда и более. Эксперимент проводится в течение года, а значит, множество малоимущих граждан, заключивших договоры с государственными бюро, после окончания эксперимента останутся без юридической помощи или вынуждены будут обратиться в какое-либо адвокатское образование (коллегию, консультацию, адвокатский кабинет).

Кстати, о финансировании: п. 6 Постановления предписывает Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом закрепить в оперативном управлении за государственными юридическими бюро помещения и имущество, необходимые для их работы. Не правильнее ли было бы направить выделенные на проведение эксперимента деньги (даже с условием их возврата) работающим адвокатским образованиям, закрепив за ними помещения и имущество? Тем более что во многих регионах уже реализована ст. 26 Закона об адвокатуре и приняты законы об оказании бесштатной юридической помощи (например, в Санкт-Петербурге — Закон от 31 декабря 2004 г. N 663-105 «О документах, необходимых для получения гражданами Российской Федерации, проживающими в Санкт-Петербурге, юридической помощи бесплатно, и порядке их представления»).

Согласно Положению в штате государственных юридических бюро состоят не адвокаты, а работники и начальники бюро. Однако, по-видимому не очень надеясь на этих работников, авторы Положения предусмотрели возможность заключения между государственным юридическим бюро и адвокатом договоров на оказание юридической помощи гражданам на постоянной основе и оказание юридической помощи конкретному гражданину (п. 6 Положения), что, собственно, сейчас и происходит во многих регионах, где проводится эксперимент. Но это вовсе не гарантирует его благополучный исход. Думаю, что, неудачно начавшись, эксперимент так же неудачно и закончится. 50 государственных миллионов будут истрачены, а виновных, как всегда, в этом не будет.

——————————————————————