Принципы оказания бесплатной юридической помощи

(Остапенко (Плетень) А. С.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 7)

ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

А. С. ОСТАПЕНКО (ПЛЕТЕНЬ)

Остапенко (Плетень) Анна Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Хабаровской государственной академии экономики и права.

Принятый 21 ноября 2011 г. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» впервые за всю историю существования института бесплатной юридической помощи закрепил принципы ее оказания. Настоящая статья посвящена характеристике содержания каждого из девяти закрепленных в Федеральном законе принципов. Среди данных принципов — принцип доступности бесплатной юридической помощи для граждан, принцип социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи, принцип равенства доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании, принцип контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи, а также иные принципы. Настоящая статья изложена в доступной форме и может быть использована специалистами, занимающимися вопросами оказания юридической помощи населению, государственными и муниципальными служащими, а также преподавателями и студентами юридических вузов.

Ключевые слова: юриспруденция, квалифицированная, юридическая, бесплатная, помощь, принципы, доступность, справедливость, равенство, конфиденциальность.

Principles for the provision of the free of charge legal aid A. S. Ostapenko (Pleten)

Ostapenko (Pleten) Anna Sergeevna — PhD in Law, Associate Professor of the Department of the Constitutional, Administrative and Financial Law of the Khabarovsk State Academy of Economics and Law.

The principles of provision of free of charge legal aid were for the first time provided for in the Federal Law «On the Free of Charge Legal Aid in the Russian Federation», which was passed on November 21, 2011. This article is devoted to the characteristic features of each of nine principles enshrined in the Federal Law. These principles include the principle of accessibility of the free of charge legal aid for persons; the principle of social justice and social orientation of free of charge legal aid; the principle of equal access of people to the free of charge legal aid and abolishment of discrimination of persons in its provision; the principle of control over the compliance with the professional ethics and quality requirements by the persons providing free of charge legal aid, etc. This article may be of help for specialists providing legal aid to persons, state and municipal officials, as well as lecturers and students of law schools.

Key words: jurisprudence, qualified, legal, free of charge, aid, principles, accessibility, justice, equality, confidentiality.

Принципы оказания бесплатной юридической помощи следует рассматривать как институциональные начала или идеи, выражающие сущность и основные черты комплексного функционального института бесплатной юридической помощи. А. А. Васильев отмечает, что, учитывая функциональную природу межотраслевого института бесплатной юридической помощи, данные принципы носят неоднородный характер, объединяя в себе различные отраслевые начала правового регулирования <1>. ——————————— <1> Васильев А. А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 15.

Исходя из этого, принципы оказания бесплатной юридической помощи можно классифицировать на общие (вытекающие из конституционных начал правового государства и правового статуса человека), смежные (находящиеся на границе между институтом бесплатной юридической помощи и иными конституционными институтами, например институтом социального государства), специальные (непосредственно определяющие основные параметры надлежащего оказания бесплатной юридической помощи). Перечень принципов оказания бесплатной юридической помощи в Федеральном законе N 324-ФЗ определен впервые, ранее законодательно данные принципы не устанавливались. Однако попытки определить основные принципы организационного устройства системы бесплатной юридической помощи предпринимались. Так, Департамент юстиции Республики Казахстан в своем докладе указал, что основными принципами устройства системы бесплатной юридической помощи целесообразно признать: обеспечение государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан; социальную справедливость; доступность для граждан; сочетание различных форм и видов бесплатной юридической помощи; личную незаинтересованность лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь <2>. ——————————— <2> Основные принципы оказания гражданам бесплатной юридической помощи в государствах — членах ЕврАзЭС // URL: http://adiletaktobe. kz/ index. php? name=Pages&op;= page&pid;=287.

В ст. 5 Федерального закона N 324-ФЗ <3> законодатель определяет девять принципов оказания гражданам бесплатной юридической помощи. ——————————— <3> О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ // Российская газета. 2011. 23 ноября.

1. Обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан

Содержание данного принципа предопределено характером России как демократического и правового государства. Закрепив в ст. 1 Конституции РФ данные характеристики, Россия заявила тем самым о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве. Право, выполняя социальную функцию регулятора общественных отношений, имеет смысл и ценность для личности, общества и государства лишь тогда, когда осуществляется в реальной действительности. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права и тем самым способствуют его функционированию и реализации. Лишь в движении права от возможности к действительности, в воплощении правовых предписаний в реальных поступках и действиях людей обнаруживается его назначение, действенность и эффективность. Право является преобразовательной силой не само по себе, а в процессе его воздействия на развитие социальной действительности, в переходе в эту действительность, в регулировании и изменении различных ее сторон. В этом состоит его социальный смысл и ценность. Поэтому формирование в Российской Федерации правового государства предполагает не только наличие широко разветвленной системы нового законодательства, но и необходимость последовательного упрочения законности и правопорядка, что и является следствием надлежащей реализации права как гражданами, так и государственными органами и их должностными лицами. Давая определение реализации норм права, В. В. Лазарев <4> отмечает, что «реализация правовых норм — это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление». ——————————— <4> Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 139.

В переводе с латинского реализация («realis» — вещественный) — означает осуществление (чего-либо), проведение в жизнь (какого-либо плана, проекта, идеи). Соответственно, необходимым условием реализации конституционного права на квалифицированную бесплатную юридическую помощь является разработка и создание единого конституционно-процессуального, конституционно-правового, организационно-управленческого механизма его обеспечения. Данный механизм должен включать в себя основанные на законе и подзаконных актах научно-правовые установления, научно обоснованные организационные и методические рекомендации и практические меры, обеспечивающие эффективность реализации исследуемого конституционного права. На основании изложенного рассматриваемый принцип необходимо отнести к общим принципам, вытекающим из конституционных начал правового государства и правового статуса человека. Принцип обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов, лежащий в основе оказания юридической помощи, тесно связан с принципом принудительного осуществления прав. Поскольку само наличие в правовой системе прав подразумевает возможность их принудительного осуществления, и в случае если лицо не имеет возможности свободного доступа к инструментам такого принуждения, логика требует, чтобы был создан механизм юридической помощи. Юридическая помощь в данном случае — один из элементов, которые могут обеспечить принудительное осуществление прав, хотя, конечно, не единственный <5>. Юридическая помощь может быть очень важна для благополучия людей, когда в обычном течении современной жизни их настигают проблемы, особенно для наименее защищенной части общества. Безразличное отношение властей к этой проблеме создает предпосылки для появления выпадающих или исключенных из социальной структуры групп населения. В этой связи юридическая помощь может быть использована как инструмент, предотвращающий лишение возможности социально не защищенных социальных групп пользоваться принадлежащими им правами, а именно дающий им возможность использовать все правовые средства. ——————————— <5> Кику М. Право на юридическую помощь в гражданском судопроизводстве: обоснование с позиций принципа верховенства прав человека (перевод К. А. Агафоновой) // URL: http://www. ilpp. ru/ files/01-05_Kiku. pdf.

Иными словами, юридическая помощь способствует обеспечению реализации и защиты прав и законных интересов человека, т. е. лежит в основе возможности обращению в суд как орган, осуществляющий, в случае необходимости, принудительную защиту прав. Таким образом, юридическая помощь — это важное условие обеспечения деятельности современного демократического правового государства, а также реальная возможность для гражданина воспользоваться комплексом конституционных прав и свобод.

2. Социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи

Согласно ст. 7 Конституции, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство стимулирует различные формы и методы его социальной поддержки и социальной защиты. Правовая помощь — одна из эффективных форм такой поддержки. Так, в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» <6> социальное обслуживание на дому предусматривает и содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг. ——————————— <6> О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. (в ред. от 21.11.2011) // Российская газета. 1995. 4 августа.

В качестве примера можно также привести еще один федеральный закон. Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <7>, государство обеспечивает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе предоставлением им квалифицированной юридической помощи. ——————————— <7> Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) // Российская газета. 1998. 5 августа.

Еще один пример. В ст. 16 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» <8> закреплено, что государство гарантирует в качестве вида социальной поддержки консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях. ——————————— <8> О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 (в ред. от 21.11.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

Таким образом, в безвозмездном предоставлении квалифицированной юридической помощи в установленном законом случаях проявляется социальная сущность государства. Основное социальное назначение юридической помощи заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, обязанностью государства является предоставление бесплатной юридической помощи в любой ситуации публичного обвинения, привлечения к ответственности или ограничения прав и свобод граждан. В данном случае не должно иметь значение имущественное положение гражданина или какие-то психофизиологические качества. Юридическая помощь должна предоставляться бесплатно в силу того, что именно государство выступает в качестве инициатора процесса либо осуществляет ограничительное регулирование основных прав граждан. В этом и заключается содержание принципа социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи. Принцип социальной справедливости является смежным по отношению к институту бесплатной юридической помощи. Выполняя свою основную функцию по обеспечению осуществления и защиты конституционных прав граждан, бесплатная юридическая помощь одновременно способствует и установлению начал социальной справедливости в обществе.

3. Доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях

Недоступность юридической помощи наряду с пробелами правового регулирования права на квалифицированную юридическую помощь, судебная волокита, высокая стоимость оказываемых юридических услуг, коррупция и др., является проявлением внешних и внутренних угроз, от которых требуется защищать с помощью права жизненно важные интересы личности, обеспечивая тем самым юридическую безопасность всего общества. Данная мысль встречается в трудах некоторых российских авторов <9>. ——————————— <9> См., напр.: Воронов А. А. Некоторые проблемы реализации российской адвокатурой функции по оказанию квалифицированной юридической помощи // Адвокатура. Государство. Общество: Сборник материалов III Всероссийской конференции / Отв. ред. С. И. Володина, Ю. С. Пилипенко. М., 2006. С. 24; Манафов А. Г. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 29 — 30; Грудцына Л. Ю. Адвокатура в России. М., 2005. С. 84.

Закрепление данного принципа продиктовано объективными обстоятельствами, поскольку проблемы доступности юридической помощи до настоящего времени не получили своего разрешения, несмотря на то что поднимались как на международном уровне, так и национальном (российском) уровне. В частности, принятая 8 января 1993 г. Комитетом министров Рекомендация N R (93) 1 «Об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения» <10> в целом была направлена на совершенствование существующих систем предоставления юридической помощи, особенно применительно к беднейшим слоям населения. Указывалось, что доступность юридической помощи возможна посредством упрощения процедуры предоставления юридической помощи. ——————————— <10> Об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения: Рекомендация Комитета Министров Совета Европы от 08.01.1993 N R (93) 1 // Российская юстиция. 1997. N 9.

31 мая 2002 г. Европейский комитет по правовому сотрудничеству Совета Европы разработал План действий по созданию систем юридической помощи <11>. В данном документе отмечено, что для обеспечения доступности юридической помощи можно внедрять различные модели: внесения изменений в процессуальное законодательство с тем, чтобы сделать процедуру более простой и понятной для граждан; упрощения требований, предъявляемых к документам, используемым в судебном процессе; более широкого распространения правовой информации, включая судебные решения, среди юристов и общественности. ——————————— <11> План действий по созданию систем юридической помощи: утвержден Европейским комитетом по правовому сотрудничеству 31.05.2002 N CDCJ(2002)21 // Доступ к правосудию. Проблемы бесплатной юридической помощи в странах Центральной и Восточной Европы. 2003. С. 662 — 673.

План предусматривает проведение таких мероприятий, как: — предоставление информации о системах юридической помощи на веб-сайте, включая разработку данного веб-сайта по системам юридической помощи; — трансграничное правовое содействие, предусматривающее разработку методов распространения информации, включая информацию о любых двусторонних или многосторонних соглашениях между государствами (в том числе по определению лиц, имеющих право обращаться за юридической помощью, определению дел, в которых государства могут предоставлять юридическую помощь, и пр.). В целом повышение внимания Совета Европы к проблеме доступности юридической помощи для широких слоев населения вызвано осознанием того, что без помощи юриста человек не в состоянии занять активную позицию по защите своих прав, а это подрывает его веру в демократию, равенство, верховенство права, справедливость существующей правовой системы. В России еще в 2004 г. Г. К. Шаровым был разработан проект Модельного закона для субъектов РФ «О мерах по обеспечению доступной для населения юридической помощи и содействию адвокатской деятельности в субъекте РФ» <12>. Третья глава названного проекта была посвящена вопросам бесплатной юридической помощи. ——————————— <12> О мерах по обеспечению доступной для населения юридической помощи и содействию адвокатской деятельности в субъекте РФ: проект Модельного закона для субъектов РФ, июнь 2004 г. // Предоставление бесплатной юридической помощи. М., 2004. С. 13 — 21.

Кроме того, одной из причин проведения эксперимента Минюста России по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам <13> стало плачевное положение с оказанием юридической помощи гражданам и необходимостью обеспечить доступность получения такой помощи каждому <14>. ——————————— <13> Эксперимент был запущен в 2006 году на основании принятого Постановления Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». <14> Калиома Л. Минюст создает государственную адвокатуру // Известия. 2005. 17 марта // URL: http://www. naryishkin. spb. ru/ gazeta/26/s8.htm.

Резюмировав обсуждаемые вопросы доступности юридической помощи, можно констатировать, что доступность юридической помощи состоит в следующем: 1) в подлинной бесплатности предоставления такой помощи лицам, имеющим право на ее получение; 2) в ликвидации бюрократических препон, связанных, прежде всего, с упрощением порядка сбора документов и количества собираемых документов, подтверждающих обладание данным правом; 3) в создании адресной системы юридической помощи независимо от территории (места) проживания человека (например, введение веб-консультаций для лиц, проживающих в труднодоступных местностях); 4) в установлении удобного для граждан графика работы и времени приема; 5) в языковой доступности, простоте объяснения тонких юридических конструкций. В этой связи небезынтересным представляется опыт реализации проекта «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации» в Пермском крае. Так, юридическая помощь гражданам осуществлялась консультантами некоммерческой организации «Пермский региональный правозащитный центр» на базе центров правовой информации районных библиотек. В результате в Пермском крае было дано гражданам в 2,5 — 3 раза больше консультаций, чем в Ленинградской области, где консультации проводились адвокатами на базе адвокатских бюро и коллегий. Такого показателя удалось достичь благодаря наработанному в Пермском крае опыту двух участников оказания бесплатной юридической помощи (центров правовой информации библиотек и некоммерческой организации) и организации удобного, простого доступа граждан к информации на базе публичных библиотек <15>. ——————————— <15> Мазаев Д. В. Общая характеристика законодательного обеспечения бесплатной юридической помощи в России: Аналитический доклад / Институт права и публичной политики. М.: ООО «Акварель», 2011. С. 31 — 32.

Принцип контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи (п. 4 ст. 5 Федерального закона N 324-ФЗ) является специальным принципом, определяющим непосредственно основные параметры надлежащего оказания бесплатной юридической помощи. Осуществление контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и качества оказания бесплатной юридической помощи в соответствии с нормами Федерального закона N 324-ФЗ является полномочием уполномоченного федерального органа исполнительной власти — Министерства юстиции РФ. Данное полномочие Минюста РФ закреплено и в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, в редакции от 25 мая 2012 г. <16>. Современную ситуацию осложняет тот факт, что в настоящее время Минюстом не разработаны и не установлены данные единые требования к качеству оказываемой юридической помощи, равно как и не осуществляется контроль за соблюдением лицами, оказывающими юридическую помощь, этих правил. ——————————— <16> Указ Президента РФ от 25 мая 2012 г. N 742 // СЗ РФ. 2012. N 22. Ст. 2759.

Особую актуальность рассматриваемый принцип приобретает и в связи с тем, что в ст. 8 Федерального закона N 324-ФЗ законодатель ограничился одним универсальным критерием, одним квалификационным требованием к лицам, оказывающим юридическую помощь, — наличие высшего юридического образования. В то же время в международных правовых актах установлены основные ориентиры стандартов качества юридической помощи. Так, в Основных положениях о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, август 1990 г., Нью-Йорк) <17> и Основных принципах, касающихся роли юристов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, 27 августа — 7 сентября 1990 г., Гавана) <18> специально указывается, что правительства должны обеспечивать надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом. ——————————— <17> Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19. <18> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

Представляется, что минимальными стандартами квалифицированной юридической помощи должны стать: наличие высшего юридического образования; предоставление юридической помощи с соблюдением норм действующего законодательства и норм профессиональной этики; контроль со стороны государства, в том числе через механизм введения специальных экзаменов, стажировок; активность, поиск наиболее действенных правовых средств защиты интересов клиента. Разработка норм профессиональной этики участников системы юридической помощи может основываться на уже существующих сводах этических норм у некоторых субъектов. Например, Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии <19>. ——————————— <19> Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (в ред. от 05.04.2007) // Вестник адвокатской палаты г. Москвы. 2005. N 4 — 5.

4. Установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь

Следующий специальный принцип, относящийся к осуществлению юридической помощи лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, — это установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Квалификация (от лат. qualis — качество) — профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемых наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта <20>. ——————————— <20> Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

Поскольку, по замыслу авторов Федерального закона N 324-ФЗ, оказание бесплатной юридической помощи должно носить массовый характер, требования к лицам, ее оказывающим, минимальны. В случае оказания устных или письменных консультаций, а также при подготовке проектов юридических документов — это наличие высшего юридического образования (ч. 1 ст. 8). Однако и эти требования к квалификации могут быть понижены для сотрудников юридических клиник, в качестве которых могут выступать «лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (ч. 5 ст. 23). Что же касается представления интересов доверителя в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, то в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 324-ФЗ к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, могут быть установлены дополнительные требования.

5. Свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи

Свобода — это самостоятельность граждан, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода выбора гражданином обращения в один из двух уровней системы юридической помощи — это право человека беспрепятственно избирать государственную или негосударственную систему юридической помощи для обращения с целью защиты своих прав. Данный принцип определяет один из параметров оказания бесплатной юридической помощи, поэтому относится к специальным принципам. Кроме того, возможность самостоятельного выбора гражданином государственной или негосударственной системы юридической помощи вытекает из конституционных начал правового государства, поскольку предусматривает необходимость делать выбор со стороны самого гражданина, действуя в собственных интересах. Также данный принцип создает условия нормальной конкуренции между участниками государственной и негосударственной систем юридической помощи, что также соответствует одному из признаков правового государства и гражданского общества.

6. Объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность

Объективность (от лат. objectum — предмет) — независимость суждений, мнений, представлений и т. п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т. д. Объективность при оказании бесплатной юридической помощи означает способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, представлять проблему так, как она существует сама по себе, независимо от личностного понимания, ситуативных особенностей. Применительно к рассматриваемым отношениям объективность в оказании бесплатной юридической помощи означает реальную оценку фактов, событий, документов, полученную не в пересказе доверителя или иных лиц, а в результате непосредственного знакомства лица, оказывающего помощь, с их содержанием в оригинале, подлиннике, зафиксированных в установленном законом порядке. Беспристрастность означает отсутствие личной заинтересованности лица, оказывающего бесплатную юридическую помощь, в ее результатах. Иными словами, целью оказания юридической помощи должна быть не корысть или получение лицом, ее оказывающим, незаконной прибыли либо иное обогащение, не стремление поскорее отделаться от «неудобного» клиента, а необходимость оказать ему эффективную, действенную помощь в рамках поставленной перед исполнителем задачи, а может быть, и с превышением ее. Своевременность (своевременный) в соответствии с Толковым словарем С. И. Ожегова <21> означает — осуществляемый в свое время, в нужный момент, кстати. Причем, часто для объяснения данного понятия используют словосочетание «своевременная помощь». Таким образом, закрепление данного принципа применительно к оказанию юридической помощи бесплатно является логичным и оправданным. В деле защиты прав человека важно соблюдать сроки. В процессуальном законодательстве существуют понятия «срок исковой давности», «срок обжалования», «срок вступления в силу» и пр. Иными словами, юридическая помощь должна быть оказана в то время, когда она необходима, не раньше и не позже. В противном случае весь смысл оказания любой юридической помощи утрачивается. ——————————— <21> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 602.

7. Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании

Данный принцип является общим принципом, устанавливающим основы получения гражданами юридической помощи. Данный принцип вытекает из конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). А. А. Васильев отмечает, что закрепленное в Конституции РФ право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь по своей сути представляет собой элемент системы «утвердительных действий» (affirmation action), направленной на обеспечение действительного равенства перед законом и судом, т. е. равной возможности каждому члену социума воспользоваться принадлежащими ему правами, а также гарантированной законом защитой (в том числе, судебной) его прав и свобод. Если формальное или юридическое равенство означает равную правоспособность, то обоснованное автором понимание равноправия предполагает и обеспечение «равной дееспособности» как равенства не только прав, но и возможностей их осуществления, что следует отличать от так называемого фактического равенства, т. е. равенства положения или равенства результата. Право на беспла тную квалифицированную юридическую помощь в этом смысле направлено именно на обеспечение «равного доступа» к закону и суду <22>. ——————————— <22> Васильев А. А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 8.

Как пишет М. Кику, «доступ к правосудию — основной элемент каждой правовой системы, право на юридическую помощь — один из аспектов доступа к правосудию и права на справедливое судебное разбирательство» <23>. ——————————— <23> Кику М. Право на юридическую помощь в гражданском судопроизводстве: обоснование с позиций принципа верховенства прав человека (перевод К. А. Агафоновой) // URL: http://www. ilpp. ru/ files/01-05_Ciku. pdf.

Термины «право на юридическую помощь», «право на доступ к правосудию», «право на справедливое судебное разбирательство», «право на защиту» являются близкими друг другу по содержанию. Поэтому для уяснения сути рассматриваемого принципа важно разобраться в соотношении данных понятий. Право на справедливое судебное разбирательство легально закреплено в ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека и гражданина <24>: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». ——————————— <24> Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ETS N 5 // СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

Известно, что прямо право на доступ к правосудию не закрепляется ни в одном международном документе. Возможность говорить о существовании права на доступ к правосудию появилась в свете деятельности Европейского суда по правам человека, учрежденного вышеназванной Конвенцией. Именно Европейский суд признал право на доступ к правосудию неотъемлемым элементом ст. 6 Конвенции. Часть 1 ст. 6 не только содержит процессуальные гарантии в отношении справедливого судебного разбирательства, но также дает право на саму судебную процедуру — право на доступ к суду. В деле Golder v. the United Kingdom <25> суд установил, что право на доступ к суду представляет собой элемент, который является неотъемлемой частью права, установленного ч. 1 ст. 6. Это не является расширительной интерпретацией, налагающей на государства-участники новые обязательства: право доступа к суду основано на самой терминологии первого предложения ч. 1 ст. 6, вытекает из контекста статьи, отвечает целям Конвенции и общим принципам права. ——————————— <25> Голдер (Golder) против Соединенного Королевства: Постановление Европейского суда по правам человека от 21 февраля 1975 г. // Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. Т. 1. М., 2000. С. 39 — 80.

Иными словами, прецедентная практика Европейского суда по правам человека показывает, что если у лица нет права на доступ к суду, то и право на справедливое судебное разбирательство бессмысленно. Таким образом, право на доступ к правосудию является первичным по отношению к праву на справедливое судебное разбирательство. Что касается права на получение юридической помощи, то оно выступает основой для реализации права на доступ к правосудию. По отношению же к праву на справедливое судебное разбирательство право на юридическую помощь — это гарантия или, как еще указывается в публикациях, его специфический аспект.

8. Обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи

Данный принцип служит лакмусовой бумажкой для определения степени порядочности и надежности лиц, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи, поскольку в самом общем виде конфиденциальность при оказании бесплатной юридической помощи означает запрет на сообщение третьим лицам сведений, которые стали известны лицу, ее оказывающему, в процессе общения с доверителем. Однако в действующем законодательстве по большому счету отсутствует ответственность за разглашение информации, ставшей известной лицу в результате оказания им помощи другому. По существу, одним из немногих актов, устанавливающих какие-либо правила в этой сфере, является Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст. 8 которого определяет, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Но Федеральный закон N 324-ФЗ в ст. 7 называет участниками системы бесплатной юридической помощи большой круг лиц. Поэтому вопрос об ответственности за разглашение какой-либо информации остается открытым. Необходимость обеспечения конфиденциальности при оказании юридической помощи подчеркивается и в некоторых международных актах. Так, в ст. 20 Конвенции от 07.10.2002 о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам указывается, что договаривающиеся стороны принимают все необходимые меры для обеспечения конфиденциальности факта получения и содержания поручения об оказании правовой помощи и данных, полученных в результате его исполнения. Таковы основные принципы оказания бесплатной юридической помощи и их содержание. Безусловно, данные принципы должны применяться участниками государственной и негосударственной систем юридической помощи в совокупности. Для достижения наибольшей эффективности всей системы юридической помощи в нашей стране необходимо избегать ранжирования данных принципов и противопоставления их друг другу.

Библиография:

1. Васильев А. А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 2. Воронов А. А. Некоторые проблемы реализации российской адвокатурой функции по оказанию квалифицированной юридической помощи // Адвокатура. Государство. Общество: Сборник материалов III Всероссийской конференции / Отв. ред. С. И. Володина, Ю. С. Пилипенко. М., 2006. 3. Грудцына Л. Ю. Адвокатура в России. М., 2005. 4. Калиома Л. Минюст создает государственную адвокатуру // Известия. 2005. 17 марта // URL: http://www. naryishkin. spb. ru/ gazeta/26/s8.htm. 5. Кику М. Право на юридическую помощь в гражданском судопроизводстве: обоснование с позиций принципа верховенства прав человека (перевод К. А. Агафоновой) // URL: http://www. ilpp. ru/ files/01-05_Kiku. pdf. 6. Мазаев Д. В. Общая характеристика законодательного обеспечения бесплатной юридической помощи в России: Аналитический доклад / Институт права и публичной политики. М.: ООО «Акварель», 2011. 7. Манафов А. Г. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 8. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. 10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

References (transliteration):

1. Vasil’ev A. A. Konstitutsionnoe pravo na besplatnuyu kvalifitsirovannuyu yuridicheskuyu pomoshch’ v Rossiyskoy Federatsii: Avtoreferat dis. … kand. yurid. nauk. Saratov, 2012. 2. Voronov A. A. Nekotorye problemy realizatsii rossiyskoy advokaturoy funktsii po okazaniyu kvalifitsirovannoy yuridicheskoy pomoshchi // Advokatura. Gosudarstvo. Obshchestvo: Sbornik materialov III Vserossiyskoy konferentsii / Otv. red. S. I. Volodina, Yu. S. Pilipenko. M., 2006. 3. Grudtsyna L. Yu. Advokatura v Rossii. M., 2005. 4. Kalioma L. Minyust sozdaet gosudarstvennuyu advokaturu // Izvestiya. 2005. 17 marta. Rezhim dostupa: http://www. naryishkin. spb. ru/ gazeta/26/s8.htm. 5. Kiku M. Pravo na yuridicheskuyu pomoshch’ v grazhdanskom sudoproizvodstve: obosnovanie s pozitsiy printsipa verkhovenstva prav cheloveka (perevod K. A. Agafonovoy) // Rezhim dostupa: http://www. ilpp. ru/files/ 01-05_Kiku. pdf. 6. Mazaev D. V. Obshchaya kharakteristika zakonodatel’nogo obespecheniya besplatnoy yuridicheskoy pomoshchi v Rossii: Analiticheskiy doklad / Institut prava i publichnoy politiki. M.: OOO «Akvarel'», 2011. 7. Manafov A. G. Konstitutsionnoe pravo grazhdan na kvalifitsirovannuyu yuridicheskuyu pomoshch’ v Rossiyskoy Federatsii: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2002. 8. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: Uchebnik / Pod red. V. V. Lazareva. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yurist’, 2001. 9. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka. M., 1994. 10. Rayzberg B. A., Lozovskiy L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar’. M.: INFRA-M, 2006.

——————————————————————