Надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах

(Сорокина В.)

(«Законность», 2006, N 9)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О НАЛОГАХ И СБОРАХ

В. СОРОКИНА

В. Сорокина, старший прокурор управления прокуратуры Астраханской области.

В условиях реформирования налоговой системы России возросли требования к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.

Налоги — основной источник доходов всех уровней бюджетов, от их реального поступления зависит не только состояние экономики в целом, но и социальные процессы, происходящие в обществе.

Суммы недоимки по налогам и сборам наиболее ярко характеризуют степень исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и соблюдения налогового законодательства фискальными органами при обеспечении поступления в бюджет налоговых платежей.

Ситуация с собираемостью налогов в Астраханской области в 2005 г. коренным образом не улучшилась: недоимка составила 318,2 млн. руб. (2004 г. — 329,1 млн. руб.). На 1 мая этого года недоимка возросла до 597,9 млн. руб. Собираемость налогов сохраняется на одном уровне: по состоянию на 1 января 2006 г. прогноз поступления налоговых платежей в области исполнен на 109% (1 января 2005 г. — 108%). На 1 мая 2006 г. прогноз исполнен на 94,5%.

Основные причины роста недоимки — задолженность бюджетов перед предприятиями; недостаток оборотных средств у предприятий, вызванный в том числе инфляцией; значительная дебиторская задолженность, вызванная неплатежеспособностью потребителей продукции; несовершенство действующего законодательства, регулирующего взимание налоговых платежей.

В этих условиях прокуратура области осуществляет системный надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах, о чем свидетельствует рост количества выявленных нарушений в сфере налогообложения.

С целью обеспечения законности при взыскании и перечислении налоговых платежей в бюджет, защиты экономических интересов государства и прав налогоплательщиков прокуроры в 2005 г. выявили 1624 нарушения закона в обозначенной сфере (2004 г. — 306).

Прокуратура области из органов государственной статистики, налогового и финансового контроля систематически истребует сведения о социально-экономическом положении в области, состоянии платежной дисциплины. Анализ получаемых данных позволяет определить наиболее приоритетные и актуальные направления в организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Ежемесячный анализ отчетов налоговых органов о поступлении налоговых платежей, других доходов и задолженности по налогам и сборам показал, что в области сложилась крайне неблагополучная ситуация с собираемостью местных налогов. Например, прогноз собираемости налога на имущество физических лиц по состоянию на 1 мая 2005 г. был выполнен лишь на 39,02%, недоимка с 2003 г. увеличилась почти в два раза. Такая ситуация сложилась из-за того, что налоговые органы не в полной мере реализуют свои полномочия по сокращению недоимки, не обеспечивают учет собственников объектов, подлежащих налогообложению, должным образом не работают со сведениями, предоставляемыми учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, допускают нарушения налогового законодательства при направлении уведомлений и требований.

Были выявлены нарушения законодательства при исчислении налога на имущество физических лиц. В случаях, когда у налогоплательщика в собственности есть несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного муниципального образования, налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов. При этом чем выше стоимость объектов, тем выше ставка налога.

Однако на территории муниципального образования «город Астрахань» гражданам начисляется налог от суммарной стоимости имущества только в случае, если объекты находятся на территории одного района города, которые муниципальным образованием не являются. В противном случае налог исчисляется отдельно по каждому объекту, хотя очевидно, что суммарная стоимость имущества выше стоимости отдельно взятого объекта.

Из-за того что нет взаимодействия между налоговыми органами и их структурными подразделениями, поступающая из Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области и Астраханского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» информация об объектах налогообложения и их стоимости в полном объеме не обрабатывается и не используется.

Так как учет плательщиков этого налога обеспечен на очень низком уровне, в отношении более чем 20% потенциальных налогоплательщиков налоговые органы не исполняли свою обязанность по исчислению налога, возложенную на них ст. 5 Закона от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».

В этой связи в адрес руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области было внесено представление с требованием обеспечить своевременное взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц, принять меры к полному и достоверному учету плательщиков этого налога. В результате принятых мер на 1 января 2006 г. прогноз собираемости налога исполнен на 107%.

В рамках проверки встал вопрос об объектах формально незавершенного строительства. Владельцы таких объектов (жилых домов) не вводят их в эксплуатацию, не подвергают инвентаризации, не регистрируют право собственности. При этом дома используются по назначению, обеспечиваются коммунальными услугами, но не выступают в качестве объектов налогообложения, потому что у налогоплательщика обязанность по уплате налога возникает с момента вступления в право собственности на имущество.

В отношении таких недобросовестных собственников прокуроры на местах возбудили более 40 административных дел по ст. 9.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию.

В области ненадлежащим образом построена работа налоговых органов с предприятиями, которые не осуществляют хозяйственную деятельность. Например, на территории Наримановского района состоит на налоговом учете порядка 70 организаций, формально существующих, но не осуществляющих никакой деятельности на протяжении многих лет. Кооператив «Карпат», ДП АОЗТ «Флайт-Тур», АООТ Наримановское АТП «Агропромтранс», ТОО «Курченское», «Астраханское сельпо» перестали осуществлять финансово-хозяйственную деятельность с конца 90-х годов, а вопрос об их ликвидации поставлен только в 2006 г. после вмешательства прокурора.

Предметом прокурорской проверки стал вопрос обеспечения поступления в бюджет налога на доходы физических лиц. Этот налог составляет 25% от общей суммы поступлений в консолидированный бюджет области и более чем на 40% формирует местные бюджеты. При этом основная сумма налога уплачивается налоговыми агентами с доходов работающих граждан, которых в Астраханской области около 300 тысяч. Средняя заработная плата по области составляет 6,8 тыс. руб. и является налоговой базой для исчисления этого налога.

Прокуратурой области с привлечением налоговых органов на отдельных предприятиях областного центра проведены проверки исполнения обязанностей налоговых агентов. В отношении 4-х руководителей предприятий, которые выплачивали своим работникам зарплату, но не перечисляли в бюджет удержанный из нее налог на доходы физических лиц, возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 199.1 УК (ООО ПКФ АТК «Астратекс», ОАО «ПСК «Строитель Астрахани», МУП г. Астрахани «Спецавтохозяйство по уборке города», ОАО «ПП «Астраханская судостроительная верфь»), четверым внесены представления об устранении нарушений налогового законодательства. В результате принятых прокуратурой области мер в бюджет поступило более 5 млн. руб. НДФЛ.

Объектом проверки стало и предприятие ОАО «АЗРТИ». Значительных нарушений в части уплаты НДФЛ там выявлено не было. Однако в действиях бывшего директора завода Б. усматривалось сокрытие денежных средств, за счет которых должно было производиться взыскание недоимки по налогам. В этой связи в отношении руководителя завода возбуждено уголовное дело по ст. 199.2 УК, которое направлено в суд.

Были случаи, когда предприятия в ходе прокурорской проверки погашали задолженность. Подобным образом ООО «ПСФ «Евро-стройсервис-А» погасило задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 млн. руб., образовавшуюся за период 2004 — 2006 гг.

Результаты проверки по обеспечению уплаты НДФЛ обсуждены на расширенном заседании коллегии прокуратуры области. Разработаны и направлены на места методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах в части обеспечения поступления в бюджет НДФЛ, с районными прокурорами и их помощниками проведен семинар по этому вопросу.

Прокуроры районов Астраханской области проводят активную работу с налогоплательщиками. Должностным лицам предприятий разъясняют ответственность за нарушение закона, получают объяснения, вносят представления, в которых выдвигают конкретные требования и сроки погашения задолженности. Кроме того, в текущем году прокуратурой области возбуждено 5 уголовных дел в отношении руководителей предприятий по ст. 199.2 УК. Например, дело в отношении директора ММП ЖКХ Енотаевского района С., который при наличии недоимки в сумме 5,3 млн. руб. в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г., зная о наличии на расчетных счетах предприятия инкассовых поручений налогового органа о бесспорном списании денежных средств, выставленных в 2002 — 2004 гг., адресовал администрации Енотаевского района письма о перечислении денежных средств в счет дебиторской задолженности за оказанные коммунальные услуги на счета поставщиков ММП ЖКХ Енотаевского района. Таким образом, минуя расчетные счета ММП ЖКХ Енотаевского района, в адрес поставщиков были направлены денежные средства в размере 7,8 млн. руб.

В ходе расследования уголовного дела, возбужденного прокуратурой области по ст. 199.2 УК в отношении директора ООО «Ремстрой» А., было установлено, что он снял со счета 100 тыс. руб., предъявив в банк поддельное решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика. По результатам проверки прокуратурой области возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 327 УК (использование заведомо подложного документа).

Основу надзорной деятельности органов прокуратуры Астраханской области в обозначенной сфере составляет Приказ Генерального прокурора РФ от 11 февраля 2003 г. N 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах». С целью реализации поставленных этим приказом задач по защите прав налогоплательщиков и отстаиванию интересов государства много внимания уделяется методической работе с нижестоящими прокуратурами, совершенствованию надзорной деятельности.

К сожалению, вопросы обеспечения поступления в бюджет налоговых платежей не утрачивают своей актуальности и в этой связи остаются под пристальным надзором органов прокуратуры Астраханской области.

——————————————————————