Общественная палата Российской Федерации помогает жителям поселка Бутово отстоять свои права

(Грудцына Л. Ю.)

(«Адвокат», 2006, N 8)

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОМОГАЕТ

ЖИТЕЛЯМ ПОСЕЛКА БУТОВО ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА

Л. Ю. ГРУДЦЫНА

18 июля 2006 г. состоялось очередное заседание Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы. Одна из главных обсуждавшихся тем — известная всей стране ситуация в поселке Бутово. Наш корреспондент Людмила Грудцына побывала на этом заседании.

На заседании, проходившем под председательством А. Г. Кучерены, присутствовали члены Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы: С. Г. Шабанов, А. А. Афоничев, Г. Н. Зайцев, О. В. Зыков, С. Т. Минко, А. С. Пржездомский и Г. М. Резник.

На повестке дня стояли следующие вопросы.

1. Итоги работы комиссии по обращению граждан поселка Бутово в Общественную палату. По этому вопросу планировалось выступление начальника ГУВД г. Москвы Владимира Пронина, которого члены Общественной палаты и собравшиеся журналисты так и не дождались.

2. Ситуация вокруг дела Андрея Сычева.

3. Доклад о работе Общероссийского общественного движения «Взаимодействие» по вопросу профилактики неуставных взаимоотношений в армии.

4. Рассмотрение опубликованного недавно в газете «Коммерсант» обращения в Общественную палату экс-министра атомной энергетики РФ Евгения Адамова, находящегося под стражей по обвинению в мошенничестве.

Открыл заседание председатель Комиссии А. Г. Кучерена, уведомив собравшихся об огромном количестве поступивших в адрес Общественной палаты писем от граждан, оказавшихся в ситуации аналогичной той, которая сложилась в поселке Бутово (обращения по дер. Пятница, Ступино и ряду других).

Конфликт в поселке Бутово всем известен. Напомним некоторые факты. 19 июня 2006 г. жители этого поселка подверглись нападению ОМОНа, попытавшегося вытеснить безоружных граждан с земельных участков, на которых многие семьи проживали не один десяток лет и разрушить их садовые домики. Было объявлено, что действия ОМОНа направлены на исполнение судебного решения о выселении жителей поселка Бутово и об изъятии земли, находящейся под их садовыми участками для государственных и муниципальных нужд.

На самом деле конфликт в Бутово существует уже несколько лет, и возник он только потому, что местные власти (префектура Юго-Западного округа г. Москвы) не желали общаться с людьми и обсуждать сложившиеся проблемы. Когда юристы начали заниматься этим конфликтом, стало совершенно очевидно, что требования префектуры ЮЗАО незаконны и необоснованны. Как известно, когда все случилось, власти Москвы стали кивать на решение суда, мол, эту ситуацию создал суд. Действительно, по форме все правильно, решение суда вынесено именем Российской Федерации. Но если разбираться по существу, выясняется, что есть, например, распоряжение мэра г. Москвы N 837, подписанное еще в 2004 г. и не прошедшее государственную регистрацию. Вопрос о регистрации права собственности на спорную землю городом ставился, но Мосрегистрация отказала. Город обратился в Арбитражный суд, который, согласившись с позицией Мосрегистрации, подтвердил, что у города нет права собственности на эту землю. Распоряжение мэра N 837 в отношении бутовских участков гласит: «…изъять для государственных и муниципальных нужд». Однако этот пункт распоряжения противоречит ст. 49 Земельного кодекса РФ, согласно которой земля может изыматься в строго определенных (перечисленных) законом случаях (например, для строительства автодорог, железной дороги, каких-то ключевых объектов и т. д.). Ни о каких «государственных и муниципальных нуждах» Земельный кодекс не упоминает.

Что же получилось в итоге? Судья Соленая вынесла свое решение, построив его на документе (распоряжение мэра г. Москвы N 837), который не прошел регистрацию. Заметим, что в пункте 2.1 этого распоряжения сказано: направить документ в Мосрегистрацию и получить регистрацию права, а в соответствии с пунктом 2.2 распоряжения жители поселка Бутово должны быть уведомлены о переселении и изъятии участков за год, причем уведомление должно было состояться лишь после регистрации права города на эти участки. В регистрации права городу было отказано, распоряжение Ю. М. Лужкова не выполнено. Поскольку документы не прошли процедуру регистрации, не занесены в единый государственный реестр, о какой собственности города можно говорить?

На данный момент личные вещи Юлии Прокофьевой находятся на лестничной площадке одного из домов по ул. Кадырова в коробках. Вещи насильственно, без ее разрешения были вывезены из дома, в котором она раньше жила и который подвергся нападению ОМОНа. Формальное толкование решения суда не дает ответа на вопрос о судьбе этого имущества. В решении написано «выселить», но ничего не сказано об имуществе. Никто не давал кому-либо права уничтожать имущество этой женщины.

У некоторых из жителей поселка оформлено право собственности на землю — у тех, кто занимался этим годами и добился оформления права собственности на землю по решению суда. У других бутовцев этого нет. Почему нельзя автоматически оформить людям право собственности на земельные участки, если они живут на этой земле с тридцатых годов прошлого века?

А. Г. Кучерена объявил, что попытки стравить людей, которые живут в поселке с теми, кто стоит в жилищной очереди, уже в прошлом. Сейчас начался диалог власти с человеком: «Прежде всего, решая вопросы, властям надо думать о том, что записано в нашей Конституции. Высшей ценностью являются права и свободы граждан, каждого конкретного гражданина. В Москве очень много очередников. Почему все упирается в жителей поселка Бутово? Берите другие участки и стройте. Почему, принимая решение якобы во благо одних людей, надо нарушать права других, приносить их в жертву? Какой закон дает такое право? Я говорил Лужкову: Юрий Михайлович, есть люди, которые хотят жить на земле, предоставьте им земельный участок, адекватный тому, что у них есть. Ю. М. Лужков ответил, что будет думать…»

Жители поселка спрашивали, почему уже много лет им не дают возможности оформить документы. Почему направляют ОМОН? Уже сам характер вопросов показывает, что с ними никто не хотел разговаривать. А. Г. Кучерена высказал мнение, что акция с применением столь внушительной силы была актом устрашения, и это вызвало негодование в обществе. «Я рад тому, что власти Москвы пошли на диалог с Общественной палатой и с жителями поселка Бутово», — резюмировал он.

Члены Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы сошлись во мнении, что командовали силовым захватом домиков в Бутово из префектуры ЮЗАО г. Москвы, а приказ о выдвижении ОМОНа против жителей был дан, возможно, в ГУВД г. Москвы.

«Во время так называемого переселения при нас были звонки, — уточнил А. Г. Кучерена, — кто-то в тени командовал всем этим, и судебный пристав О. Г. Суконкина была отстранена от ведения операции, так как якобы не справилась со своей задачей. Было очевидно, что начальству дано распоряжение именно в тот день выселить семью Прокофьевых, а на следующий день — снести домик. Получается, что руками милиции и судебных приставов власти Юго-Западного округа пытались во что бы то ни стало унизить, оскорбить и выселить этих людей. Я думаю, некоторые подчиненные ввели в заблуждение Юрия Лужкова, сказав ему, что несознательные жители требуют слишком большую компенсацию. На самом деле это не так. Мы готовы встретиться с мэром и дать независимую оценку сложившейся ситуации». А. Г. Кучерена подчеркнул, что у Общественной палаты нет никаких политических целей в бутовском деле. Единственная и главная задача — защитить людей, чего, к сожалению, пока не удалось…

Приводим заявление Правительства г. Москвы, отчасти объясняющее смену позиции и тона московских чиновников после того, как члены Общественной палаты вступились за жителей поселка Бутово:

«Переселение жителей из ветхих деревянных домов поселка Бутово в городские квартиры происходит в полном соответствии с процессуально-правовыми нормами. Между тем некоторые СМИ пытаются представить сложившуюся ситуацию как силовые действия московской администрации против жителей города.

Правительство Москвы официально заявляет, что нет никакого конфликта между исполнительной властью города и его жителями. Есть решение судов о выселении людей из ветхих строений поселка Бутово и исполнении этих решений силами судебных приставов. Власти города являются одной из сторон судебных решений, но не их исполнителями. Ранее с подавляющим большинством переселяемых семей правительство Москвы достигло договоренностей и получило их полное согласие на переселение. Взамен сносимых ветхих строений город предоставляет людям жилые площади, которые в несколько раз превосходят имевшиеся у них. Тем не менее некоторые жители Бутова подали иск в суд, который вынес решение в пользу переселения.

Правительство Москвы отдает себе отчет, что в основе возникшего конфликта интересов лежит священное право частной собственности граждан.

Правительство Москвы полностью признает право граждан на частную собственность и не подвергает его сомнению. Единственной возможной формой разрешения подобных конфликтов является суд, а не уличные беспорядки. Однако в некоторых СМИ пытаются перевести вопрос из юридической сферы в эмоциональное поле. В ситуацию уже вовлечены некоторые члены Общественной палаты РФ.

Правительство Москвы выступает за разумное, взвешенное и цивилизованное решение проблемы в рамках закона и общественно-правовых норм. Нельзя создать прецедент решения такого сложного вопроса, как вопрос собственности, на основе индивидуальных представлений о справедливости отдельных граждан.

Правительство Москвы принимает к сведению деятельность отдельных членов Общественной палаты РФ и позицию, которую они занимают в данном конфликте интересов, и выражает надежду, что Общественная палата разберется в сути конфликта, изучит историю вопроса и сделает квалифицированные, а не эмоциональные выводы на основе всех имеющихся материалов и законов Российской Федерации.

Правительство Москвы официально заявляет, что никаких силовых захватов против людей не ведет. Правительство Москвы всегда отстаивало интересы всех жителей Москвы. Ежегодно город строит около 5 млн. кв. м жилья, из которых 2 млн. кв. м — социальное. И тем не менее в очереди на бесплатное жилье сегодня стоит около 200 тыс. семей. Правительство Москвы сделает все возможное для улучшения жилищных условий очередников, в том числе и жителей поселка Бутово».

Итак, что же сейчас происходит в Бутово? По словам представителя инициативной группы жителей этого района В. С. Жернова, переговоры с московскими властями идут нормально, по крайней мере власть пошла на диалог в русле закона. «Вопрос у нас остался один: по применению ОМОНа, кто его послал. ГУВД Москвы кивает на Службу судебных приставов, подчиненную Минюсту России, а Минюст России кивает на ГУВД г. Москвы…» Этот вопрос стоит на контроле Общественной палаты РФ.

Открывая обсуждение следующего вопроса повестки дня — нашумевшего дела Андрея Сычева, А. Г. Кучерена отметил, что здесь «происходит какая-то истерия. Я и Николай Сванидзе выезжали в г. Челябинск. Сегодня дело находится в суде и странно, что сторона обвинения и сторона защиты забрасывают друг друга грязными обвинениями…» А. Г. Кучерена уточнил, что в деле Андрея Сычева Общественная палата России сейчас может и должна ограничиться заявлением о том, чтобы эта истерия прекратилась, поскольку Палата не может вмешиваться в работу судебных органов. Точку в этом деле должен поставить только суд.

Есть пока предварительные данные врачебной экспертизы о том, что А. Сычев был изнасилован, однако до приговора суда, как справедливо отметил президент Адвокатской палаты г. Москвы Г. М. Резник, «мы не можем ничего констатировать, иначе как члены Общественной палаты банально превращаемся в свидетелей на судебном процессе».

По словам Н. Сванидзе, некие группы влияния предлагают матери Андрея Сычева взятку за изменение показаний и вообще отказ от обвинения. А. Г. Кучерена отметил, что шумиха вокруг этого дела не идет ни во благо армии, ни, что особенно важно, на пользу семье Сычева. Более того, по мнению адвоката, «нельзя придавать этому делу политический оттенок. Это трагедия отдельного человека, и с ней должен разобраться суд».

Последним вопросом на повестке дня заседания Комиссии Общественной палаты было письмо в Общественную палату бывшего министра Е. Адамова. Слово взял Г. М. Резник. Он уточнил, что выступает лишь как адвокат своего подзащитного: «Евгений Адамов сам решил направить в Общественную палату это письмо, я к нему отношения не имею».

Г. М. Резник проинформировал собравшихся о том, что по делу Е. Адамова сложилась беспрецедентная ситуация, в связи с чем «сторона защиты подготовила четыре заявления о возбуждении уголовных дел: в отношении судьи, следователя и надзирающего прокурора». Е. Адамов в своем письме просит Общественную палату только об одном — когда будет рассмотрение его дела, направить на судебное заседание наблюдателя от юридического сообщества, обладающего непререкаемым авторитетом, который мог бы составить независимое представление о процессе. Г. М. Резник напомнил, что Общественная палата РФ не имеет права вмешиваться в судебные дела и сформулировал примерный текст ответа на обращение Е. Адамова. «Думаю, мы должны ответить господину Адамову так: «Ваше письмо получено, наше внимание к Вашему делу привлечено, однако ввиду того, что Общественная палата Российской Федерации не вправе вмешиваться в рассмотрение конкретного судебного дела, мы можем лишь вести наблюдение за судебным процессом, а также вырабатывать определенные обобщения и рекомендации».

Как адвокат Г. М. Резник выразил свое возмущение тем, что 67-летний Евгений Адамов полтора года находился под стражей в Швейцарии, «несмотря на то, что у него было пять поручителей (вице-президент РАН Н. П. Лаверов, народный артист СССР певец И. Д. Кобзон и ряд депутатов), несмотря на то, что предельный срок содержания под стражей в соответствии с законом не должен превышать 12 месяцев… Этот срок мог быть продлен только в случае, если бы Е. Адамов не успел ознакомиться с материалами своего дела, но в судебном решении было указано, что он ознакомился! Это нонсенс!»

Е. Адамов был экстрадирован в Россию в результате решения швейцарского суда, в этом нет никакой заслуги Генеральной прокуратуры РФ, которая даже не боролась за своего гражданина… Более того, по мнению А. Г. Кучерены, Е. Адамов не представляет опасности для общества.

Завершилось заседание Комиссии принятием решения подготовить заявление на имя министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева о том, чтобы он способствовал явке начальника ГУВД г. Москвы В. В. Пронина на заседание Общественной палаты России.

——————————————————————