Век прожить — не поле перейти

(Михно Н., Серов В.)

(«Законность», 2006, N 12)

ВЕК ПРОЖИТЬ — НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ

Родился Михаил Григорьевич Баранов 18 декабря 1906 г. Для прокурорской профессии явление довольно редкое, когда ее представителю удается, как говорится, в добром здравии дожить до ста лет. По понятной причине это событие не могло не заинтересовать редакцию журнала и Совет ветеранов Генеральной прокуратуры РФ. Накануне знаменательного события специальный корреспондент журнала Н. Михно и зам. председателя Совета ветеранов В. Серов побывали в гостях у юбиляра.

— Михаил Григорьевич, поделитесь с читателями секретами, как вам удалось дожить до ста лет.

— Не думаю, что открою Америку, если скажу, что в значительной мере это зависит от здорового образа жизни. Я не злоупотреблял спиртным, не курил, уже не одно десятилетие ежедневно занимаюсь физической культурой. Стараюсь гулять побольше, правда, последние два года в основном в сопровождении племянницы. Раньше же (до 80 лет) в Измайловском парке бегал трусцой по 10 км.

— А какова, на ваш взгляд, роль наследственности в долголетии?

— Похвастаться железным здоровьем не могу. Попадал в больницу не менее 10 раз, перенес четыре операции, в том числе две тяжелые. Тем не менее считаю, что гены также имеют большое значение. Правда, о родителях ничего конкретного сказать не могу, поскольку отец, к примеру, умер в 1919 г. от тифа в сравнительно молодом возрасте. А вот мой дед по отцовской линии прожил 102 года. Дед же по материнской линии второй раз женился в возрасте 65-ти лет на 38-летней женщине. От этого брака у них родились двое детей.

— Считается, что любимая работа также положительно влияет на здоровье человека и продлевает ему годы. Вы с этим согласны?

— Согласен. Трудиться я начал с десяти лет пастухом в коммуне «Дубогорный якорь» в Башкирии. Окончил трехлетнюю земскую школу, учился один год в гимназии и один год в школе при Благовещенском педагогическом техникуме, а в 1929 г. окончил и сам техникум. Несколько лет проработал в средней школе учителем обществоведения.

После окончания Ленинградского юридического института в 1935 г. учился в аспирантуре и одновременно половину рабочего дня работал помощником прокурора Василеостровского района Ленинграда. В следующем году был направлен на работу на Дальний Восток. В прокуратуре Хабаровского края получил назначение на должность прокурора Ивановского района Уссурийской области, а затем был переведен в аппарат областной прокуратуры начальником сразу двух отделов. Семейные обстоятельства не позволили мне долго жить на Дальнем Востоке, однако здесь я понял, что прокурорская стезя — моя и на всю жизнь.

В 1938 г. стал помощником прокурора Тульской области, а через год — прокурором города Тулы. Здесь меня настигла война. В период осадного положения организовывал работу по обеспечению порядка в городе, охране государственного имущества, борьбе с преступлениями, осуществлению надзора за органами милиции. Трудился почти круглосуточно, как и все чиновники страны. Днем проводили проверки, ночью составляли документы по итогам этих проверок. На сон оставалось не более 2-3 часов.

— Как вы оказались в центральном аппарате Прокуратуры Союза ССР?

— В 1942 г. меня вызвали на практику в отдел по надзору за милицией Прокуратуры Союза ССР, по окончании которой оставили в штате этого же отдела. В центральном аппарате я работал 30 лет, до ухода в 1972 г. на пенсию, был прокурором управления кадров, заместителем начальника отдела жалоб, прокурором контрольно-инспекторского отдела.

Многие годы по распределению обязанностей курировал прокуратуры Белоруссии, Украины, Закавказских и Прибалтийских союзных республик. Приходилось часто выезжать на места с целью проверок этих прокуратур. По выявленным упущениям и недостаткам всегда имело место принципиальное реагирование. В тот период прокурором Украины был Роман Андреевич Руденко. Помню, своими проверками причинял ему немало неприятностей. Но когда он стал генеральным прокурором, на моей службе это не отразилось. Он был умный человек, правильно оценивал ситуацию, был выше подобных вещей. Достаточно сказать, что почти за 20 лет моей службы под началом Романа Андреевича я поощрялся им восемнадцать раз.

Да и в целом мой труд и общественная деятельность, считаю, были оценены в полной мере. У меня 16 государственных наград, в том числе орден «Знак Почета». В прошлом году Генеральный прокурор РФ присвоил мне звание «Почетный работник прокуратуры», а в июле этого года решением муниципального собрания мне присвоено звание «Почетный житель муниципального образования Новогиреево в городе Москве».

— Михаил Григорьевич, вы себе вырастили достойную смену?

— Думаю, что да. У нас с моей единственной и любимой женой Екатериной Матвеевной, к сожалению, уже покойной, родилось трое детей, все получили высшее образование. Жена преподавала в школе биологию. Дочь Лариса, окончив юридический факультет МГУ, более десяти лет трудилась следователем в прокуратуре Дзержинского района Москвы, а затем — в прокуратурах РСФСР и СССР. К моему большому сожалению, дочь умерла три года тому назад после тяжелой болезни. Старший сын Владимир конструировал рентгеновские приборы, а младший Вячеслав работает инженером-испытателем по космическому приборостроению, находясь уже на пенсии.

— Из всего рассказанного вами можно сделать вывод, что интерес к жизни не утрачен. Как человек в возрасте ста лет ощущает себя?

— Ощущаю себя не старше 70 — 80 лет. И действительно, интереса к жизни не потерял.

——————————————————————