Защита предпринимателей от коррупционных посягательств — приоритетное направление работы прокуратуры

(Павлова Г. А.) («Безопасность бизнеса», 2013, N 3)

ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ КОРРУПЦИОННЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ — ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ <*>

Г. А. ПАВЛОВА

——————————— <*> Pavlova G. A. Protection of entrepreneurs from corruption encroachments — priority direction of the procurator’s office work.

Павлова Галина Александровна, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Владимирской области.

Статья посвящена прокурорскому надзору в сфере защиты предпринимателей от коррупционных посягательств. Автором проведен субъективный и ситуационный анализ практики выявления соответствующих нарушений на территории Владимирской области. В качестве положительных примеров надзорной деятельности раскрыты вопросы защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности мерами прокурорского реагирования, в т. ч. в порядке гражданского судопроизводства и уголовного преследования.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы, требование прокурора об изменении нормативного правового акта, протест.

The article concerns the procurator’s supervision in the sphere of protection of entrepreneurs from corruption encroachments. The author makes a subjective and situational analysis of practice of detection of the existing violations on the territory of the Vladimir region. As positive examples of supervision activities the article reveals the issues of protection of interests of the subjects of entrepreneurship activities by the measures of procurator’s response including in the procedure of civil judicial proceeding and criminal prosecution.

Key words: corruption, anti-corruption expert opinion, corruptogenic factors, requirement of the procurator on the change of a normative-law act, protest.

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры. Исходя из того что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий. Учитывая комплексный характер коррупции, проявления которой могут наблюдаться в сфере исполнения законодательства различных видов (бюджетного, антимонопольного, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на закупки товаров, о противодействии легализации преступных доходов и т. д.), на органы прокуратуры возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления области нормативных правовых актов, непосредственного проведения проверок исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, исполнения поднадзорными органами бюджетного и иного отраслевого законодательства через призму противодействия злоупотреблениям должностными полномочиями, создания административных барьеров гражданам и субъектам предпринимательской деятельности, ограничения конкуренции. Работа по защите предпринимателей от коррупционных посягательств, по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей проводится органами прокуратуры в приоритетном порядке. В целях реализации положений федерального антикоррупционного законодательства между прокуратурой Владимирской области и Торгово-промышленной палатой области 13.06.2009 заключено Соглашение о сотрудничестве, которое в числе прочего предусматривает проведение совместного мониторинга нормативных правовых актов, затрагивающих права предпринимателей, на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Также приняты дополнительные меры в плане активизации работы по привлечению институтов гражданского общества, независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в т. ч. затрагивающих права предпринимателей. Так, в целях привлечения к проведению антикоррупционной экспертизы представителей гражданского общества, в том числе общественных объединений, на официальном сайте прокуратуры области в сети Интернет размещена соответствующая информация. Информирование предпринимательского сообщества о фактах совершения в отношении предпринимателей правонарушений, в т. ч. коррупционной направленности, осуществляется на Общественном совете по защите малого и среднего бизнеса при прокуроре области. По результатам проведенных за 2012 г. проверок выявлено свыше 170 нарушений законодательства коррупционного характера, принесено почти 50 протестов, внесено 35 представлений, по результатам рассмотрения которых должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. За первое полугодие текущего года органами прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей выявлено свыше 900 нарушений законодательства, для устранения которых опротестовано почти 300 нормативных актов, внесено 17 представлений, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Большинство нарушений связано с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ограничивающих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также созданием административных барьеров при реализации ими своих прав, в том числе посредством установления не предусмотренных законодательством процедур и запретов. Так, прокуратурой области на основании ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» губернатору Владимирской области внесено требование об устранении коррупциогенных факторов из постановления губернатора области от 09.11.2009 N 923 «Об утверждении Положения о порядке предоставления займов субъектам предпринимательства в рамках областной целевой Программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области» (далее — Положение), которое последним оставлено без удовлетворения. Положением предусматривалось, что займы предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, обладающим устойчивым финансовым состоянием, определяемым в соответствии с Порядком анализа финансового состояния заемщика, установленным государственным автономным учреждением Владимирской области «Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства» (ГАУ ФГРМСП), и соответствующим требованиям настоящего Положения. Одновременно с этим Положением также устанавливалось, что займы не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в случае выявления хотя бы одного из стоп-факторов для предоставления займа. Согласно Положению стоп-фактор — это установленный ГАУ ФГРМСП перечень условий и (или) обстоятельств деятельности и (или) финансового состояния заемщика, выявление хотя бы одного из которых служит основанием для непредоставления займа. Ссылка в Положении на стоп-факторы, как возможное препятствие для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства своего права — установление завышенных требований к субъектам предпринимательства при получении займов, является коррупциогенным фактором, определенным подпунктами «б», «в» п. 8 разд. 3 ранее действовавшей Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 196 и п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона области от 10.11.2008 N 181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области». Указанные коррупциогенные факторы создавали препятствия к осуществлению субъектами предпринимательства права на получение займов из федерального бюджета, на финансирование основной деятельности, в том числе на пополнение оборотных средств. В связи с отклонением требования прокурора об исключении коррупциогенных факторов из нормативного правового акта прокуратурой области во Владимирский областной суд направлено заявление в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании недействующим в части указанного постановления губернатора области. Решением Владимирского областного суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме, а определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оно введено в законную силу. Прокуратурой области в 2013 г. организована масштабная проверка нормативных правовых актов в сфере предоставления муниципальных услуг. В ходе проверки установлено почти 300 незаконных нормативных актов, связанных с предоставлением муниципальных услуг, в первую очередь субъектам предпринимательства. Так, муромским городским прокурором принесен протест на отдельные положения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Ковардицкого сельского поселения Муромского района», утвержденного постановлением главы администрации Ковардицкого сельского поселения. Один из пунктов регламента в нарушение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривал доведение до сведения заинтересованных лиц плана проверок путем его обнародования при отсутствии точного указания на его способ. Кроме того, в части, касающейся хозяйствующих субъектов, предусматривалось оформление акта проверки в пятидневный срок, тогда как Федеральным законом установлено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Выявленное нарушение Закона является коррупциогенным фактором, выражающимся в неполноте административных процедур. Кроме того, выявлены нормативные правовые акты органов местного самоуправления, ограничивающие самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности и возлагающие на последних не предусмотренные законодательством обязанности. Вязниковским межрайонным прокурором в ходе проверки постановления администрации муниципального образования Вязниковский район «Об утверждении Программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Вязниковском районе на 2010 — 2013 годы» установлено, что для участия в конкурсе заявитель должен был представить в муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства Вязниковского района (наряду с другими документами) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), справку налогового органа об отсутствии (наличии) просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Требование о представлении субъектами малого и среднего предпринимательства для участия в конкурсе на получение грантов выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), справки налогового органа об отсутствии (наличии) просроченной задолженности, т. е. документов, которые находятся в распоряжении налоговых органов, противоречит Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и содержит коррупциогенный фактор — наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых при реализации принадлежащего ему права. Аналогичные нарушения установлены в ходе проведения проверки административных регламентов органов местного самоуправления, расположенных на территории Муромского района. Незаконные нормативные акты Муромской городской прокуратурой опротестованы. В ходе проведенной Кольчугинской межрайонной прокуратурой проверки установлено наличие коррупциогенных факторов в Порядке проведения конкурсов по исполнению мероприятий муниципальной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории города Кольчугино на 2012 — 2014 годы», утвержденном постановлением главы администрации г. Кольчугино. Порядок устанавливал стоимость гранта на одного получателя поддержки — начинающего предпринимателя, который составляет от 50 до 100 тыс. руб. Между тем Порядок не содержал перечень критериев, от которых зависит конкретный размер стоимости гранта на одного получателя поддержки — начинающего предпринимателя, что предполагает свободу усмотрения правоприменителя при определении стоимости гранта и является коррупциогенным фактором. По факту выявленных нарушений межрайонным прокурором в адрес главы администрации города Кольчугино внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, которое рассмотрено и удовлетворено. Прокурорами выявлялись нарушения законодательства о противодействии коррупции и при осуществлении лицензирования, регистрации, совершении иных разрешительных процедур. Так, муромским городским прокурором выявлен факт нарушения сроков и процедуры выдачи исходно-разрешительной документации при рассмотрении обращения ИП Ежова Д. Н. на действия администрации о. Муром при рассмотрении заявления на выдачу разрешения на установку рекламных конструкций. Так, решение об отказе выдачи разрешения ИП Ежову Д. Н. принято неуполномоченным лицом с нарушением сроков принятия решения. В адрес главы о. Муром внесено представление, по результатам рассмотрения которого одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Прокуратурой области при проведении проверок в территориальных Управлениях ФСКН России, Росздравнадзора и Росприроднадзора выявлялись нарушения, касающиеся соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при участии в торгах для государственных нужд. Так, в нарушение требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» объем средств, выделенных на закупку товаров, работ и услуг, у субъектов малого предпринимательства составляет менее 10% от общего годового объема. Руководителям соответствующих Управлений внесены представления, которые рассмотрены с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Проверкой, проведенной ковровским городским прокурором, установлены нарушения, касающиеся ущемления прав предпринимателей и создания преференций другим хозяйствующим субъектам при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление недотируемых перевозок пассажиров транспортом общего пользования на регулярных автобусных маршрутах маршрутной сети г. Коврова. В ходе проведения конкурса конкурсной комиссией при оценке и сопоставлении одной из представленных заявок необоснованно выставлены низкие критерии оценки деятельности предпринимателя по определенным конкурсной документацией показателям. По выявленным нарушениям в адрес главы г. Коврова городской прокуратурой внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное лицо понесло дисциплинарную ответственность. По результатам проведенной прокуратурой Меленковского района «общенадзорной» проверки и рассмотрения направленного в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ постановления возбуждено уголовное дело в отношении председателя комитета по культуре администрации Меленковского района по факту вымогательства взятки у хозяйствующего субъекта за подписание акта о выполненных работах по муниципальному контракту. Меленковским районным судом должностное лицо признано виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде лишения свободы условно с испытательным сроком и лишением права занимать должности на государственной службе в государственных учреждениях, связанные с выполнением административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций. Состоянию прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего свободу экономической деятельности, уделяется пристальное внимание со стороны органов прокуратуры. Прокуроры используют все возможные формы защиты прав предпринимателей, предусмотренные действующим законодательством. При избрании мер реагирования на выявленное нарушение учитывается не только его противоправность, но и разумность их внесения. При этом акты прокурорского реагирования в этой сфере в обязательном порядке учитывают социальные последствия, которые наступают в результате их применения, основной целью которых следует признать восстановление нарушенных прав субъектов хозяйственной деятельности.

——————————————————————