Прокуратура Австрии: место и роль в уголовном судопроизводстве

(Кигас В.)

(«Законность», 2007, N 4)

ПРОКУРАТУРА АВСТРИИ: МЕСТО И РОЛЬ

В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В. КИГАС

Кигас В., научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

Принцип разделения властей реализуется в большинстве западноевропейских стран и является основой, на которой действуют государственные институты власти. В соответствии с этим принципом к органам государственной власти Австрии, как и в других государствах, относится прокуратура.

Конституция Австрии не регулирует деятельность прокуратуры, и в этом ее отличие от суда. Организация и полномочия прокуратуры установлены Законом о прокуратуре, принятым в 1986 г., Предписанием к Закону о прокуратуре, а также Уголовно-процессуальным кодексом Австрии 1873 г.

В системе органов государственной власти австрийская прокуратура, как и в некоторых европейских странах (Франция, Германия, Италия и др.), занимает промежуточное положение между исполнительной и судебной властью. Организационно она входит в состав министерства юстиции, но действует в рамках судебной системы.

Особое место занимает Генеральная прокуратура, которую с 2004 г. возглавляет Генеральный прокурор д-р В. Пресслауэр. Выступая в мае 2005 г. на семинаре, организованном правовым отделом Минюста, он сказал: «Даже юристы не в состоянии ни точно описать, ни определить место прокуратуры в системе; прокуратура — в некотором роде есть нечто неизвестное. Говоря упрощенно, можно сказать, что Генпрокуратура — орган, не наделенный функцией обвинения». При этом он отметил, что Генеральная прокуратура представляет собой «частицу австрийской специфики. Ее нельзя сравнивать с другими зарубежными странами».

Органами, представляющими обвинение на высшем уровне, наряду с министерством юстиции являются только 4 оберпрокуратуры (в Вене, Граце, Линце и Инсбруке).

Прокуратура — самостоятельный, независимый от суда, орган юстиции, но территориально находится при судах. При каждом уголовном земельном суде (суд первой инстанции) существует прокуратура низшего звена (Staatsanwaltschaft). При каждом высшем земельном суде (суд второй инстанции) — оберпрокуратура (Oberstaatsanwaltschaft). При Верховном суде находится Генеральная прокуратура (Generalprokuratur).

Прокуратура действует на началах иерархической субординации: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и должны выполнять их указания.

Staatsanwaltschaft (нижестоящее звено прокуратуры) подчиняется указаниям вышестоящей прокуратуры (Oberstaatsanwaltschaft), последняя в свою очередь — указаниям федерального министра юстиции. Генеральный прокурор также находится в непосредственном подчинении федерального министра юстиции и должен выполнять его указания. Но Генеральная прокуратура не может давать указания Oberstaatsanwaltschaft.

В участковых судах функции прокуратуры осуществляют представители прокуроров, в судах первой инстанции — прокуроры (Staatsanwalt), в судах второй инстанции — главные прокуроры (Leitender Staatsanwalt). Генеральный прокурор (Generalprokurator) — высшее должностное лицо органов прокуратуры Австрии. Он, как и другие прокуроры, назначается министром юстиции от имени Президента Республики.

Главные прокуроры имеют заместителей, которые называются первыми прокурорами (Erste Staatsanwalte).

Все другие работники прокуратуры низового звена занимают должности прокуроров, объединенных в группы. Каждую группу возглавляет руководитель (Gruppenleiter). В свою очередь эти группы подразделяются на обычные и специальные (например, группы по борьбе с экономическими преступлениями; с организованной преступностью; с политическими преступлениями).

Оберпрокуратуру возглавляет главный оберпрокурор, имеющий заместителя (первый оберпрокурор). Заместитель Генерального прокурора называется Первый генеральный прокурор.

В функции Генеральной прокуратуры входит принятие решений («высказывание мнения») о признании недействительными жалоб на вердикты судов присяжных и судов шеффенов, а также участие в заседаниях суда высшей инстанции. Генеральная прокуратура не осуществляет служебный надзор за органами обвинения и не полномочна давать им указания. Она действует как орган контроля за правильным применением закона. Учитывая штатную численность, Генеральная прокуратура не располагает возможностью обстоятельно и подробно «высказывать свое мнение» по каждому обжалованию. Иногда мнение высказывается в «двух словах» по поводу того, была ли жалоба оправданной или все-таки ее следовало отклонить.

Согласно УПК Австрии средствами обжалования Генеральной прокуратуры являются так называемая жалоба на несоблюдение закона, возобновление уголовного дела и возобновление дела в исключительных обстоятельствах. В компетенцию Генеральной прокуратуры входит прежде всего рассмотрение жалоб на несоблюдение закона (признание жалобы недействительной в целях соблюдения закона, абз. 2 § 33 УПК). Такая жалоба приносится на приговоры суда, постановления или процессуальные действия, связанные с нарушением или неправильным применением закона. Разрешение жалобы затрагивает только правовую суть вопроса (для решения вопросов об установлении деяния существует параллельный инструмент: возобновление производства в исключительных обстоятельствах).

Ежегодно примерно по 100 уголовным делам вносятся жалобы о признании недействительным решения суда в целях соблюдения закона. Из них только 5% отклоняется. Однако этот показатель, по мнению Генерального прокурора, часто более важен для развития законодательства (права), нежели для конкретных дел.

Другим инструментарием в работе Генеральной прокуратуры является внесение ходатайства о возобновлении дела, рассматриваемого в более широком аспекте, нежели жалоба на несоблюдение закона, поскольку такое ходатайство может выноситься также и на решения Верховного суда, если Европейским судом по правам человека установлено нарушение прав, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека. Такое средство обжалования применяется только в случае, если ведение процесса целесообразно. Это имеет место в случаях, когда причины ошибочной оценки лежат в правоприменительной сфере, а не тогда, когда причина ошибочной оценки заключена в законе. В последнем случае можно было бы попытаться интерпретировать закон с точки зрения его соответствия Конституции.

Возобновление дела в исключительной ситуации — третий вид обжалования в арсенале Генеральной прокуратуры. Этим средством обжалуется любой приговор австрийского уголовного суда, связанный с осуждением преступника, но при наличии существенных сомнений в отношении правильности фактов и обстоятельств, положенных в основу приговора.

Главная функция прокуратуры — осуществление уголовного преследования, включая возбуждение уголовных дел и поддержание обвинения в суде. В настоящее время в производстве прокурора низшей инстанции в среднем находится около 700 уголовных дел.

Прокурор обязан осуществлять преследование всех уголовно наказуемых деяний, о которых ему становится известно. Он также обязан рассматривать любые заявления-сообщения, поступающие к нему непосредственно от органов полиции и частных лиц. На практике уголовное преследование, как правило, осуществляют органы полиции, но на проведение следственных действий они должны получить санкцию прокурора. По завершении полицией сбора информации и доказательств совершения противоправного деяния она передает дело прокурору для принятия им решения: либо поручить полиции проведение дополнительного предварительного расследования, либо проводить судебное доследование, прекратить производство по делу или же возбудить дело по частному обвинению.

Стадия предварительного судебного расследования подразделяется на две части: судебное дознание и предварительное следствие, причем поручение на проведение предварительного следствия может быть отдано и без проведения дознания при достаточных обстоятельствах, позволяющих подозревать лицо в совершении преступления. Отличие состоит в том, что дознание по поручению прокурора проводится либо органами полиции, либо районным судом, либо следственным судьей, поскольку прокурор сам не исследует доказательства. Однако прокурор руководит дознанием. Если необходимо проведение таких следственных действий, как обыск, выемка или арест, то прокурор дает санкцию на проведение этих действий следственному судье.

Прокурор не руководит предварительным следствием, его проведение он поручает следственному судье. В случае предъявления обвинения возможно два варианта рассмотрения дела: по жалобе потерпевшего — такие дела находятся в компетенции единоличного судьи — и по обвинительному заключению прокурора — эти дела рассматриваются судом шеффенов или судом присяжных. Прокурор является стороной процесса и имеет право на обжалование. В участковых судах это участковые прокуроры, не обязательно являющиеся юристами. За каждым участковым прокурором служебный надзор осуществляет прокурор.

Не менее двух-трех раз в неделю прокурор участвует в рассмотрении и обсуждении дел, находящихся не только в его производстве, но и в производстве других прокуроров.

Помимо уголовного судопроизводства, прокуратура играет важную роль в других сферах. В области гражданской юрисдикции участие прокурора требуется при установлении гражданского статуса лица, разрешении семейных споров и процедуре объявления лица умершим.

В Австрии около 210 прокуроров. Прокуроры и судьи получают одинаковое базовое образование. По окончании учебы они получают степень магистра или доктора. Затем в течение 9 — 12 месяцев проходят практику в суде.

Лишь после стажировки и с учетом мнения судьи, у которого молодой специалист стажировался, его рекомендации и длительной беседы с другим компетентным судьей, сдачи нескольких устных и письменных экзаменов и прохождения психологического теста решается вопрос его будущей специализации. После этого стажер может быть назван претендентом на должность судьи. При свободной ставке назначение производится федеральным министром юстиции.

После экзамена претендент на должность судьи имеет право претендовать на занятие свободной вакансии в суде первой инстанции. Назначение на должность осуществляет опять же федеральный министр юстиции. Для того чтобы претендент мог быть назначен на должность прокурора, необходимо быть судьей или иметь стаж судьи не менее одного года или же пройти «годовую практику в качестве прокурора». Эта нечеткая законодательная формулировка позволяет стать прокурором, даже не будучи судьей.

С недавнего времени начинает несколько видоизменяться организация деятельности прокуратуры. Если раньше прокурор был «фильтром» между полицией и судом, то сегодня его работа все больше напоминает работу судьи, например в производстве по делам, предусматривающим назначение «диверсионных» санкций (вывод дел за рамки юстиции).

Это означает, что при определенных обстоятельствах прокурор или судья могут отказаться от рассмотрения дела в уголовном производстве и назначить иную санкцию, выходящую за рамки уголовной юстиции. «Диверсионная» санкция назначается в виде денежного штрафа, выполнения общественно полезной работы или действий, связанных с компенсацией причиненного потерпевшему вреда.

В ходе реформирования уголовно-процессуального законодательства, которое должно завершиться к 2008 г., все большее внимание уделяется судебному аспекту в деятельности прокурора, в частности расширению его полномочий в стадии дознания.

«Хозяйкой» предварительного расследования должна стать прокуратура, т. е. прокурор должен в большей мере осуществлять функцию следственного судьи. Тем самым прокурор будет руководить всей стадией предварительного расследования и принимать решение о сроках его продления и окончания. При введении этой новеллы прокурор будет направлять свои поручения и разрешения в уголовную полицию. Тем самым уголовная полиция должна будет выполнять распоряжения прокуратуры.

Также предусматривается реформирование стадии главного судебного разбирательства. На этой судебной стадии должны быть расширены полномочия прокурора. Так, предполагается, что допрос подозреваемого преимущественно будет проводиться прокурором. Не исключается возможность процедуры заключения мировой сделки в ходе главного судебного разбирательства.

Говоря о расширении полномочий прокурора в плане включения его в судебную деятельность, следует отметить, что для этого необходимо законодательное (конституционное) регулирование данной новеллы. Кроме того, потребуется больше прокуроров и внесудебного персонала.

Новое штатное расписание должно быть составлено до вступления в силу новой редакции Уголовно-процессуального закона в 2008 г.

——————————————————————