Роль и значение нотариальных органов в защите авторских прав

(Москаленко М. Н.) («Нотариус», 2013, N 5)

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ <*>

М. Н. МОСКАЛЕНКО

——————————— <*> Moskalenko M. N. Role and significance of notarial offices in protection of author’s rights.

Москаленко Михаил Николаевич, кафедра нотариата Российской академии адвокатуры и нотариата, магистр юриспруденции, стажер нотариуса.

Настоящая статья посвящена роли нотариальных органов в защите авторских прав. Автор предлагает усовершенствовать нотариальный процесс доказывания авторства с целью введения единой процедуры защиты авторских прав. Определенные нотариальные действия считаются основой такой защиты. Автор излагает некоторые обоснования с целью доказать возможность и преимущества таких нотариальных действий.

Ключевые слова: автор, авторское право, нотариус, нотариальные действия, защита авторских прав.

The present article concerns the role of notarial offices in protection of author’s rights. The author proposes to improve notarial procedure of establishment of authorship for the purpose of introduction of the single procedure of protection of author’s rights. Certain notarial actions are considered to be the basis for such protection. The author lays out some grounds for the purpose of establishment of the possibility and advantages of such notarial actions.

Key words: author, author’s right, notary, notarial actions, protection of author’s rights.

Понятием «защита авторских прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. С принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ существенно изменились логика действия и структура норм, содержащих соответствующие правила. В частности, нормы о защите в основном помещены в гл. 69 ГК, являющуюся общей для любых отношений интеллектуальной собственности. Непосредственно в гл. 70 ГК («Авторское право») изложены лишь некоторые уточняющие нормы (ст. 1290, 1299 — 1302 ГК). Кроме того, применительно к защите смежных прав имеются собственные правила (ст. 1309 — 1312 ГК). Широкое развитие информационных технологий и использование сети Интернет сделали особенно актуальным вопрос о том, каким образом может осуществляться защита авторских прав и главное — подтверждение авторства того или иного лица на созданное им произведение. Одним из видов юридических дел, в отношении которых полномочия нотариусов до настоящего времени не исследовались детально, является удостоверение факта авторства лица на созданное им произведение. Так, например, проблема авторства на элементы веб-сайта, в частности его наполнение (текст, музыка и т. д.), является лишь проявлением общей проблемы, однако в то же время она усугубляет ее, т. к. именно сеть Интернет дает фактическую возможность бесконтрольного использования авторских материалов и способна спровоцировать массу конфликтов <1> именно относительно авторства контента сайта. ——————————— <1> Определение Московского городского суда от 28 июля 2011 г. по делу N 33-23534.

Для подтверждения авторства созданных произведений используется нотариальная форма защиты права в виде совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий. В этом случае органы нотариата могут рассматриваться в качестве своеобразного юрисдикционного органа <2>. ——————————— <2> Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. 1998. N 6/7; Черемных Г. Г. Развитие нотариата как системы органов превентивного правосудия // Нотариальный вестник. 1998. N 12. С. 40 — 43.

Многие авторы высказывают мнение, что нотариальное доказывание авторства является одним из основных инструментов судебного разбирательства и доказывания по делам о защите авторских прав. Это вызвано тем, что, с одной стороны, авторство является одним из наиболее сложных для доказывания обстоятельств, с другой — данный факт входит в предмет доказывания. Безусловно, нотариальное производство по установлению авторства носит более устойчивый характер по сравнению с другими доказательствами, учитывая бесспорный характер письменных нотариальных актов <3>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Т. Г. Калиниченко «Нотариальные процедуры доказывания авторства» включена в информационный банк согласно публикации — «Нотариус», 2008, N 5. —————————————————————— <3> Калиниченко Т. Г. Нотариальные процедуры доказывания авторства // Нотариальный вестник. 2008. N 3.

В соответствии с п. 4 ст. III Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, участником которой является Российская Федерация <4>, в каждом Договаривающемся Государстве должны быть установлены без каких-либо формальностей правовые средства, обеспечивающие охрану не выпущенных в свет произведений граждан других Договаривающихся Государств. К формальностям в п. 1 этой же статьи отнесены, в частности, депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов. ——————————— <4> Всемирная конвенция об авторском праве (заключена в Женеве 6 сент. 1952 г.) // СП СССР. 1973. N 24. Ст. 139.

Такому положению Конвенции соответствует норма, содержащаяся в п. 4 ст. 1259, ст. 1261 ГК РФ, согласно которой для признания и осуществления авторских прав не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей <5>. ——————————— <5> Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2006 г. N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24 нояб. 2006 г.) (в ред. от 8 нояб. 2008 г.).

Так как авторство возникает без какого-либо специального подтверждения, получить какой-либо документ, официально подтверждающий право авторства на произведение, действительно невозможно. Нотариальное удостоверение права автора <6> является своего рода удостоверительно-доказательственной процедурой доказывания авторства. ——————————— <6> § 4 учебника: Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И. А. Близнеца. М.: Проспект, 2011.

Между тем сегодня довольно часто можно встретить предложения услуг по регистрации авторских произведений. Однако такая регистрация фактически представляет собой обеспечение доказательств в форме свидетельских показаний, когда некое третье лицо за плату берет на себя обязанность подтвердить, что тот или иной материал действительно был представлен определенным лицом в качестве авторского. Много споров вызывает доказательственная сила регистрации, осуществленной негосударственными организациями (чаще всего одновременно занимающимися коллективным управлением авторскими правами). Совершение удостоверительных действий данными субъектами не урегулировано законодательством. Как справедливо отмечает А. Минков, данная деятельность осуществляется негосударственными организациями за достаточно значительное вознаграждение, не лицензируется и не контролируется, отсутствует ответственность за указание ложных сведений в предоставляемых такими организациями документах <7>. ——————————— <7> Минков А. Регистрация произведений — деньги на ветер [Электронный ресурс]. URL: http://www. copyrighter. ru/full/index. html? maillist49.htm.

На наш взгляд, функция удостоверения принадлежности объектов авторского права, в т. ч. информационных элементов, должна быть закреплена за органами нотариата. Само удостоверение не означает и не может содержать в себе функции регистрации авторского права. Это, как уже говорилось ранее, удостоверительно-доказательственная процедура доказывания авторства. Однако презумпция авторства, которая в настоящий момент во многом определяет возникновение авторских прав, в реальности неразрывно связана именно с проблемой доказывания авторства, с необходимостью фиксации самого факта возникновения авторства, донесения этого факта до третьих лиц. Иное делало бы концепцию возникновения авторских прав абстрактной и в некоторой степени беззащитной в правовом поле. В этом смысле функция фиксации даже авторской презумпции в значительной степени выходит за рамки доказательственного значения, приближаясь в практическом аспекте к функции удостоверительной. Такое положение вещей имеет многочисленные подтверждения в реальной деятельности, связанной с фиксацией и защитой авторских прав. Предлагаются самые разные способы для фиксации факта и времени возникновения произведения. К ним относятся: отправка заказным письмом с уведомлением произведения в адрес автора самим автором или третьим лицом, которое к тому же становится свидетелем такого рода действия; собственно свидетельские показания третьих лиц, удостоверяющих время возникновения авторства и факт его возникновения в результате творческой деятельности определенного автора; депонирование произведений в различных частных коммерческих и некоммерческих организациях и многие другие способы. Однако общепризнано, что именно нотариально зафиксированные факты вызывают наибольшее доверие у суда в случае возникновения спора, что подтверждается и выступлением председателя Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области С. В. Изотовой <8>. ——————————— <8> http://www. notariat. ru/bulletinarhiv/press_2816_23.htm

Именно таким образом может быть доказано существование произведения в объективной форме на момент депонирования, а также использована презумпция авторства лица, указанного на депонированном экземпляре <9>. ——————————— <9> Клюев М. А. Доказывание авторства в гражданском судопроизводстве // Юрист. 2005. N 1.

С последним утверждением следует согласиться. Особая роль нотариата в фиксации фактов и выполнение нотариальными органами во многом государственных функций, а главное — наделение нотариусов определенными властными функциями и соответствующий государственный контроль за их деятельностью — все это делает систему органов нотариата наиболее подходящей и вызывающей доверие в сфере защиты авторских прав. По этой причине именно нотариальная процедура содержит в себе потенциал того, чтобы считаться юрисдикционным органом, в компетенцию которого входят вопросы, связанные с фиксацией возникновения авторских прав. Безусловно, следует согласиться также и с тем, что «ни нотариус, ни иные организации, занимающиеся регистрацией, не в состоянии проверить достоверность сведений заявки, т. к. не фиксируют факт создания произведения конкретным лицом, и депонирование экземпляра произведения, по сути, является «суррогатом» обнародования или публикации» <10>. При регистрации произведения у нотариуса «как бы регистрируется не само произведение, а дата его предъявления и, соответственно, сведения о лице, представившем это произведение нотариусу… и назвавшимся его автором» <11>. ——————————— <10> То же. <11> Погуляев В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (постатейн.). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. С. 16.

Однако в случае оспаривания авторства только депонирование может реально, не абстрактно-теоретически, а в практической плоскости, удостоверить не только авторство произведения, но и сам факт его создания. Представляется, что нотариальная форма удостоверения права или факта должна более активно использоваться для подтверждения или опровержения презумпции авторства. Таким образом, действующее законодательство содержит в себе основы, необходимые для осуществления соответствующих удостоверительных действий. К ним более конкретно следует отнести: 1. Свидетельствование подлинности подписи гражданина о том, что он является автором. При этом, в соответствии со ст. 80 Основ, нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. Это делает невозможным использование данного действия самостоятельно, независимо от остальных нотариальных действий. 2. Удостоверение времени предъявления документа путем проставления удостоверительной надписи в двух экземплярах документа, один из которых остается в делах нотариуса в соответствии со ст. 85 Основ, ст. 43 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» <12>. ——————————— <12> Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. N 4.

3. Принятие на хранение документов — с описью либо в надлежащей упаковке в соответствии со ст. 97 Основ. Данная форма может считаться более продвинутой разновидностью такой фиксации авторства, как отправка произведения заказным письмом в адрес самого автора с последующим его вскрытием судьей в случае возникновения конфликта. Таким образом, может быть доказано существование произведения в объективной форме на момент передачи на хранение, а также использована презумпция авторства лица, указанного на хранящемся экземпляре <13>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Т. Г. Калиниченко «Нотариальные процедуры доказывания авторства» включена в информационный банк согласно публикации — «Нотариус», 2008, N 5. —————————————————————— <13> То же; Калиниченко Т. Г. Указ. соч.

4. Обеспечение доказательств в соответствии со ст. 102 и 103 Основ, в т. ч. осмотр письменных и вещественных доказательств, составление протокола допроса свидетеля(ей) о создании произведения, назначение экспертизы. Следует отметить, что многие категории произведений могут исследоваться в качестве письменного и (или) вещественного доказательства. При этом критерием выбора необходимого процессуального порядка является форма представления сведений, необходимых для целей судебного разбирательства. Если их носителем является текст произведения, то он подлежит исследованию в качестве письменного доказательства. Если же имеют значение иные свойства произведения (цвет, форма, материал и т. п.), оно рассматривается как вещественное доказательство. В протоколе допроса автора или свидетелей излагаются основные причины создания произведения, сроки, место и условия и т. д. Назначение экспертизы в порядке обеспечения доказательства является одним из основных способов сбора доказательств. Фактические данные, имеющие существенное значение и подлежащие доказыванию, могут быть установлены заключением эксперта. 5. Нельзя забывать про иные письменные доказательства: нотариально удостоверенный или исполненный в простой письменной форме авторский договор, внутренняя документация предприятия, переписка, сообщения средств массовой информации о создании данного произведения, документы об участии в выставках, конкурсах с данным произведением, дипломы, призы или иные награждения за создание произведения, письма, дневники и др. По мнению автора, было бы целесообразно закрепить в действующем законодательстве фактически имеющее место «депонирование» авторских произведений у нотариуса, для чего необходимо внесение соответствующих изменений в Основы законодательства либо разрабатываемый Закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». В частности, процедура депонирования авторских произведений должна объединять в себе такие нотариальные действия, как свидетельствование времени предъявления документа, верности копии документа и во многих случаях элементы действий, которые нотариус осуществляет при обеспечении доказательств. Для депонирования авторского экземпляра произведения заявитель предоставляет нотариусу два идентичных экземпляра авторского произведения, а также заявление в двух экземплярах, в котором заявитель указывает, что является автором предоставляемого на депонирование произведения, описание вида произведения, в зависимости от вида — его объем и краткую аннотацию (для литературных произведений). К каждому экземпляру авторского произведения прилагается заявление автора; на каждом экземпляре проставляется дата и время депонирования произведения; один экземпляр остается на хранении у нотариуса, один выдается заявителю. Такая форма может и должна стать первым шагом на пути увеличения полномочий нотариусов в удостоверении факта авторства. В дальнейшем такую процедуру целесообразно было бы распространить также и на иные объекты авторского права, в т. ч. на объекты, выраженные в цифровой форме. Высказанное предположение может являться лишь базой элементов в разграничении компетенции суда и органов нотариата в отношении споров, связанных с авторскими правами. Наконец, следует особо подчеркнуть, что в компетенцию органов нотариата может входить лишь удостоверение бесспорных фактов. При возникновении спора о праве такое дело становится подведомственным судебным органам. Нотариус лишь фиксирует факт в бесспорном порядке, без проверки достоверности представляемых к депонированию материалов и фактов. Плюсом внедрения такой нотариальной процедуры является, в частности, то, что депонирование объектов авторского права будет способствовать не только закреплению авторских прав конкретного лица, но и надлежащей защите прав авторов в иных юрисдикциях, в т. ч. судебных. Так, предварительное депонирование произведений у нотариуса поможет предотвратить возможные нарушения прав автора при предоставлении необнародованной авторской рукописи для публикации, особенно в периодических изданиях. Нотариальное депонирование будет способствовать гармонизации правового регулирования отношений в сфере авторского права, особенно в аспекте действия сети Интернет. Например, оно позволит, с одной стороны, частично снять опасения относительно незаконного использования третьими лицами предварительно депонированного экземпляра произведения, пересланного, например, по электронной почте. С другой стороны, эта процедура позволит предотвратить незаконное использование т. н. контента веб-сайта в сети Интернет, т. е. его содержательного наполнения, третьими лицами, что сегодня широко практикуется и является крайне актуальной проблемой защиты авторских прав в сети Интернет. Если такой контент (будь то изображение или авторский текст) будет предварительно депонирован у нотариуса, автору будет значительно проще доказать, что именно он является подлинным автором использованного другим сайтом произведения. Следует особо подчеркнуть, что процедура нотариального депонирования объектов авторского права никак не затрагивает порядок осуществления авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных), а также сам способ возникновения объектов авторского права и их признания. Депонирование никоим образом не является регистрацией объектов авторского права и прав на них. Такая процедура относится к сфере процессуального права и не касается права материального, в т. ч. законодательства об интеллектуальной собственности, а также не требует внесения изменений в иные законодательные акты. При этом процедура депонирования не является существенным нововведением в списке нотариальных процедур. Она не требует специальной подготовки или создания материально-технической базы, т. к. фактически объединяет в себе такие нотариальные действия, как свидетельствование времени предъявления документа, верности копии документа, а также принятие на хранение документов. Более того, введение процедуры нотариального депонирования направлено на законодательное закрепление и так фактически практикуемых некоторыми нотариусами действий, в настоящий момент осуществляемых под видом иных нотариальных действий. Такое закрепление также будет способствовать устранению случаев необоснованного отказа нотариусов в проведении депонирования в связи со сложностью такой процедуры, нежеланием «связываться с вопросами авторского права» и т. д., что в настоящий момент имеет место на практике. Легализация процедуры депонирования будет также способствовать устранению имеющегося в настоящий момент в некоторых общественных кругах заблуждения о том, что депонирование объектов авторского права у частных юридических лиц (в т. ч. в юридических фирмах), а также и у самих нотариусов является «регистрацией» авторского права. Это неверно, принципиально противоречит существу законодательства об авторском праве и может вводить некоторых авторов в заблуждение относительно природы таких действий. Такая ситуация может поставить под угрозу нормальную реализацию положений действующего законодательства и полноценную защиту прав авторов, что свидетельствует о необходимости регулирования данного вопроса на законодательном уровне. Наконец, успешная апробация процедуры депонирования объектов авторского права, выраженных в форме документов, могла бы способствовать расширению списка объектов авторского права и их носителей, принимаемых к депонированию нотариусом, в частности включению в него аудиовизуальных произведений и цифровых носителей. Это способствовало бы обоснованному расширению полномочий нотариусов, усилению их роли в развитии информационных отношений и определению надлежащего места нотариальной процедуры в «цифровую эпоху».

——————————————————————