Организационное проектирование в уголовно-исполнительной системе: сущность и основные задачи

(Перов С. В.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2007, N 6)

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

С. В. ПЕРОВ

Перов С. В., адъюнкт Вологодского института права и экономики ФСИН России.

Среди достаточно большого многообразия управленческих отношений в уголовно-исполнительной системе (УИС) особого внимания заслуживают отношения, связанные с организационным проектированием. Это вызвано возрастающим значением инновационной деятельности в области исполнения уголовных наказаний. Динамизм общественного развития требует активного научного поиска новых форм, методов и технологий в работе по совершенствованию деятельности УИС. На наш взгляд, большой инновационный потенциал кроется в одной из таких форм, а именно в организационном проектировании. Инновационная деятельность по своей природе связана с неумолимым движением общества вперед по пути к процветанию. Без нее трудно себе представить, каким было бы сегодня человечество. Инновации, проникая во все сферы общественной жизни, открывают перед людьми все новые горизонты возможностей. Среди различных научных подходов к инновационной деятельности общим является признание преобразующей роли инноваций. Так, И. Шумпетер понимал инновации как важный инструмент динамического преобразования общества <1>. Отечественные исследователи инноваций, выделяя различные их виды (технические, экономические, организационные и др.), также отмечают направленность новшества на совершенствование той сферы человеческой деятельности, в которой это новшество используется <2>. ——————————— <1> См.: Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 38 — 42. <2> См.: Александров В. А. Прогнозирование и управление нововведениями. Минск: Ротапринт НИИ НТИ Госплана БССР, 1988. С. 36; Малахова Н. В. Организационно-правовые основы инновационной деятельности в органах внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2001. С. 205.

Между инновационной деятельностью и социальным управлением существует диалектическая взаимосвязь. Одной из основных целей социального управления справедливо признается совершенствование или развитие той социальной системы, в которой это управление осуществляется <3>. С другой стороны, инновационная деятельность, как и любой другой вид социальной деятельности, предполагает управление ею. Сами нововведения, по мнению некоторых ученых, можно операционально определить как разновидность управленческих решений. При этом в результате таких решений происходит существенное изменение того или иного процесса, явления <4>. ——————————— <3> См.: Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления. Словарь-справочник. М., 1997. С. 208. <4> См.: Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. С. 18.

На сегодняшний день актуальной задачей, которая стоит перед нашим государством, является повышение инновационного потенциала государственного управления. Данная задача в полной мере относится к деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. О ее существовании можно судить исходя из содержания различных нормативных правовых актов. Так, Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах предполагает «совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления» как одно из основных условий для достижения целей реформы <5>. ——————————— <5> Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах» // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.

Как указывается в Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)», последовательная интеграция России в международное правовое пространство, а также развитие международных стандартов в области исполнения уголовных наказаний и обращения с заключенными требуют внедрения передовых достижений в отечественную пенитенциарную практику <6>. ——————————— <6> См.: распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 N 839-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)» // СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2748.

Одним из перспективных направлений повышения инновационного потенциала управления в УИС является развитие теории и практики организационного проектирования. Организационное проектирование представляет собой целенаправленную деятельность по созданию научно обоснованного проекта будущего состояния системы. Оно имеет инновационный характер. Эта черта организационного проектирования отмечается в исследованиях различных ученых. На нее указывал Л. С. Пузыревский, монография которого относится к числу первых специальных исследований в области организационного проектирования. «Организационное проектирование предприятий, — пишет он, — это моделирование организационной системы, осуществляемое либо перед строительством, либо накануне значительных организационных преобразований действующего объединения, предприятия» <7>. Одна из целого ряда работ В. Н. Вяткина, посвященных организационному проектированию, носит название «Организационное проектирование управленческих нововведений». В ней автор неразрывно связывает инновации и организационное проектирование. При этом последнее представляет собой разработку комплексного организационного обеспечения нововведений <8>. ——————————— <7> Пузыревский Л. С. Основы организационного проектирования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. С. 11. <8> См.: Вяткин В. Н., Шевляков В. М., Серов В. Н. Организационное проектирование управленческих нововведений. Пермь: Кн. изд-во, 1990. С. 16.

В исследованиях более поздних лет развиваются основные теоретические положения, касающиеся организационного проектирования. В. С. Соловьевым организационное проектирование рассматривается в типологии управленческой деятельности <9>. В своем исследовании он анализирует особенности организационного проектирования во взаимосвязи с различными типами управления, к которым ученый относит стратегическое управление, текущее управление и оперативное регулирование. Общая схема организационного проектирования систем управления включает разработку организационного проекта вновь создаваемой организации и разработку организационного проекта совершенствования системы управления действующей организации. ——————————— <9> См.: Соловьев В. С. Организационное проектирование систем управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 15.

Следует отметить, что названные работы относятся к исследованиям в области экономических отношений. На наш взгляд, безоговорочное распространение их положений на управление в сфере правоохранительной деятельности было бы не совсем корректно. По мнению А. А. Аксенова, «непосредственное применение их выводов и рекомендаций невозможно и приносит лишь отрицательные последствия. Для этого необходима их специальная адаптация к специфике теории управления в УИС» <10>. Согласно современным представлениям об управлении, его содержание во многом определяется особенностями объекта управления. Поэтому, безусловно, организационное проектирование в УИС имеет свою специфику. ——————————— <10> Аксенов А. А. Проблемы государственного управления в уголовно-исполнительной системе России. Состояние и перспективы (Организационно-правовой аспект): Монография. Рязань: Институт права и экономики МВД России, 1996. С. 88.

Представляется различным сочетание тенденций устойчивости и изменчивости в деятельности субъектов рыночных отношений, а также деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Это дает основание полагать, что отличительные сущностные черты организационного проектирования в УИС определяются инновационной составляющей в деятельности данных органов и учреждений. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что природа организационного проектирования в УИС тесно связана с инновационной деятельностью. В целом организационное проектирование в УИС можно определить как деятельность по созданию проекта предполагаемых изменений в построении и функционировании системы управления органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания, в целях совершенствования их деятельности. Автор статьи не претендует на полное отражение сущности такого сложного управленческого феномена, как организационное проектирование. Тем не менее представляется, что в приведенной трактовке содержится ряд новаций, имеющих большое значение для исследования природы организационного проектирования в УИС. Во-первых, указание на цель организационного проектирования позволяет подчеркнуть принадлежность его к инновационной деятельности. По своей сути, как уже отмечалось выше, организационное проектирование является одной из форм инновационной деятельности. К последним относятся также изучение, обобщение и внедрение положительного опыта, проведение экспериментов, осуществление научных исследований, прогнозное обоснование нововведений и другие. Именно направленность организационного проектирования в УИС на совершенствование ее деятельности является его общей чертой с другими формами инновационной деятельности. Во-вторых, организационное проектирование предполагает применение особой технологии, методов и принципов. В связи с чем оно отличается от других форм инновационной деятельности. Данный отличительный признак организационного проектирования отражается в формулировке «деятельность по созданию проекта». Технологически организационное проектирование можно представить в виде определенного алгоритма действий, операций. При этом подход к исследованию организационного проектирования с точки зрения его технологии имеет ряд преимуществ. Как отмечается в научной литературе, «сложный характер проблем организации правоохранительных органов, решение которых предполагает учет самых разнообразных факторов, обусловливает необходимость использования широких разрешающих возможностей организационных технологий, обеспечивающих целостное сочетание различных методов и подбор адекватных особенностям их применения форм» <11>. В связи с этим технология организационного проектирования является важным средством рационализации достаточно сложного по своему содержанию управленческого труда проектантов. ——————————— <11> Клычников В. М. Организационные технологии в системе управления правоохранительными органами: Теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 11.

В-третьих, организационное проектирование характеризуется наличием специфических объектов. К ним относятся организация системы управления и организация процесса ее функционирования. Это дает основания разграничивать организационное проектирование и иные виды проектирования (техническое, дизайнерское, градостроительное и др.). В зависимости от объектов организационного проектирования в УИС выделяется ряд его задач, решение которых позволит достигнуть главной цели — совершенствования деятельности УИС. К ним относятся: — проектирование функциональной и организационной структур органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания; — проектирование организационной структуры управления органами и учреждениями УИС; — проектирование процесса функционирования системы управления органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания. Данный перечень задач организационного проектирования является приблизительным. Предполагается, что он может быть расширен и конкретизирован. Этому будут способствовать дальнейшие исследования в области организационного проектирования в УИС. На сегодняшний день одной из актуальных задач, стоящих перед теорией управления в УИС, является разработка инструментария организационного проектирования в целях его эффективного использования в совершенствовании деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

——————————————————————