Прокурорский надзор в системе местного самоуправления

(Беркович Е.)

(«Законность», 2007, N 11)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Е. БЕРКОВИЧ

Е. Беркович, прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, кандидат юридических наук.

Нормотворческая и правоприменительная деятельность органов муниципального образования создает соответствующий правовой режим на территории муниципалитета, обеспечивает правопорядок и законность, в связи с чем большое значение приобретает соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству и законодательству субъекта Федерации для обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации.

Наиболее важный элемент контроля в сфере местного самоуправления — контроль за законностью правовых актов. Существенную трудность составляет то, что правовое регулирование местного самоуправления осуществляется на общефедеральном уровне, законодательством субъектов Федерации и непосредственно актами местного самоуправления (включая акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований).

Другой не менее важный элемент — непосредственное исполнение соответствующего законодательства о местном самоуправлении. Стабилизация, планомерное развитие и совершенствование системы местного самоуправления возможны лишь при неукоснительном соблюдении действующего законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Государственная власть в определенных случаях может вторгаться в компетенцию местного самоуправления, но только ради защиты прав и свобод человека и гражданина.

Реализация положений ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обусловливает значительное обновление системы муниципальных правовых актов.

Тщательное изучение прокуратурой проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, оценка их с точки зрения соответствия установлениям более высокой юридической силы и подготовка мотивированных заключений нередко предупреждает принятие правовых норм, противоречащих действующему законодательству.

Давая правовую оценку проектам актов с точки зрения их соответствия действующему законодательству, внося предложения, направленные на совершенствование таких проектов, прокурор предупреждает принятие актов, противоречащих законам, способствует принятию более совершенных актов.

Основными формами прокурорского реагирования на нарушения законов органами местного самоуправления продолжают оставаться протест, представление, обращение с заявлением в суд.

Так, прокурор Куйбышевского района Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону решения Собрания депутатов Кринично-Лугского сельского поселения от 24 марта 2006 г. «Об утверждении положения об основах регулирования земельных отношений в поселении». Этим решением были регламентированы вопросы предоставления, изъятия, раздела или объединения земельных участков, вопросы о самовольных постройках, оформлении документов при сделках с земельными участками, установлении сервитутов и ограничений. Решение не соответствовало ст. 3 Конституции РФ, ст. 11 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как Собрание депутатов вышло за пределы своей компетенции. Учитывая, что решение напрямую затрагивало интересы неопределенного круга лиц, поскольку регулировало те вопросы земельных отношений, которые урегулированы Земельным и Градостроительным кодексами РФ и не отнесены законодателем к вопросам местного значения сельского поселения, прокурор района направил в суд заявление о признании противоречащим закону нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Решением районного суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме, решение Собрания депутатов поселения признано недействующим с момента его принятия.

В настоящее время одно из направлений деятельности органов прокуратуры — сопровождение реализации приоритетных национальных проектов на уровне муниципальных образований.

В частности, в рамках проекта «Развитие АПК» Правительством РФ рассматривается новое направление деятельности по предоставлению бюджетных субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. органам местного самоуправления рекомендовано принять нормативные правовые акты в целях реализации этого Постановления.

Прокуратурой Мартыновского района Ростовской области было установлено, что в принятом главой администрации района по этому вопросу постановлении не определены конкретные должностные лица, проверяющие правильность оформления документов, составляющие списки граждан, направляющие документы в органы исполнительной власти; не определены полномочия и порядок работы соответствующей комиссии муниципального образования.

В адрес главы района прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на реализацию национальных проектов. По результатам рассмотрения представления прокурора администрацией района выявленные нарушения устранены.

Проведенными органами прокуратуры проверками в 4 муниципальных образованиях области (Белокалитвенский, Чертковский, Обливский, Верхнедонской районы) выявлены нарушения законодательства в районных администрациях при принятии решений о признании или отказе в признании молодой семьи в качестве участника программы «Обеспечение жильем молодых семей» приоритетного национального проекта «Жилище». Нарушения связаны с тем, что в делах заявителей нет всех необходимых документов, в том числе подтверждающих наличие у молодой семьи достаточных средств для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии. Прокурорами городов и районов по выявленным нарушениям внесено 4 представления.

Кроме того, в Белокалитвенском районе установлены факты, когда при постановке молодой семьи на учет не выясняется вопрос о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий, не учитывается учетная норма жилой площади, в результате чего 2 семьи необоснованно признаны нуждающимися и включены в список семей для бюджетного субсидирования. По протесту прокурора 2 незаконных постановления главы администрации района отменены.

Часть 1 ст. 77 ФЗ от 6 октября 2003 г. предусматривает: «Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов».

Представляется, что компетенция прокуратуры в сфере надзора за законностью в системе местного самоуправления значительно шире. В соответствии со ст. ст. 1, 21, 26 Закона о прокуратуре ее органы осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами местного самоуправления. Законодательство о местном самоуправлении предусматривает в качестве функции прокуратуры надзор только за исполнением законов. Муниципальные правовые акты сами могут содержать нарушения закона и не могут быть ориентиром для прокурорских проверок. Для усиления правозащитной роли прокуратуры предлагаем следующую редакцию ч. 1 ст. 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами местного самоуправления».

——————————————————————