Некоторые проблемы защиты прав граждан в уголовном процессе

(Воронов А.)

(«Мировой судья», 2007, N 10)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

А. ВОРОНОВ

Воронов А., адвокат Воронежской областной коллегии адвокатов.

В новом УПК РФ закреплен конституционный принцип состязательности уголовного судопроизводства. Он предусматривает новую расстановку сил, воздействующих на процесс доказывания обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. И безусловно, подтверждает равенство сторон обвинения и защиты.

Следует отметить, что УПК РФ прогрессивен и закрепленные в нем правовые нормы органично вписываются в рамки проводимой судебно-правовой реформы, направленной на укрепление независимой сильной судебной власти. В нем есть немало новаций, повышающих роль суда (контроль за действиями и решениями органов дознания, следователя, прокурора, дача разрешений для применения ряда мер процессуального принуждения на этапе предварительного расследования и т. д.). Вместе с тем нужно заметить, что в УПК РФ есть и такие нормы, которые с натяжкой можно характеризовать как справедливые. К ним следует отнести нормы, регламентирующие права граждан на получение юридической помощи на профессиональной основе.

В практической деятельности встречаются случаи, когда обвиняемый ходатайствует о допуске к участию в деле в качестве защитника одного из своих близких родственников или иного лица. Участие в уголовном производстве в качестве защитника лица по ходатайству обвиняемого имеет свои особенности.

Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ в качестве защитников по уголовным делам допускаются адвокаты, но по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

Исключением из этого правила является производство у мирового судьи по делам частного обвинения, где близкий родственник или иное лицо может быть допущено в качестве защитника и вместо адвоката, и наряду с ним.

Такое положение объясняется тем, что преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ, затрагивают частные интересы граждан и имеют значение, прежде всего, для самих потерпевших или их законных представителей, которые сами определяют преступность деяния, его общественную опасность и самостоятельно принимают решение о возбуждении уголовного дела. Такие дела по закону считаются уголовными делами частного обвинения, так как возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя путем подачи заявления мировому судье. В случае примирения потерпевшего и обвиняемого в судебном заседании, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора дело подлежит прекращению в связи с примирением сторон (ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 318 УПК РФ). Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 ч. 1, ст. 132 ч. 1, ст. 136 ч. 1, ст. 137 ч. 1, ст. 138 ч. 1, ст. 139 ч. 1, ст. 145, ст. 146 ч. 1 и ст. 147 ч. 1 УК РФ, считаются уголовными делами частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего и обвиняемого не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст. 76 УК РФ. Производство по таким делам ведется в общем порядке (ч. 3 ст. 20, ч. 1 ст. 147 УПК РФ).

Остальные уголовные дела считаются уголовными делами публичного обвинения и возбуждаются органом дознания, дознавателем или следователем с согласия прокурора, а также прокурором при наличии для этого повода и основания (ч. 5 ст. 20, ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

К участию в уголовных делах публичного и частно-публичного обвинения в качестве защитников допускаются только адвокаты. По ходатайству обвиняемого по делам данной категории судом могут быть допущены в качестве защитника наряду с адвокатом близкий родственник обвиняемого или иное лицо. Участие близкого родственника обвиняемого или иного лица вместо адвоката по делам публичного и частно-публичного обвинения закон не допускает.

В ходатайстве о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого или иного лица суд вправе отказать.

Этот вопрос неоднократно обсуждался Конституционным Судом Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав положением ч. 2 ст. 49 УПК РФ.

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова М. Е., Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 22 апреля 2004 г. N 160-О указал: «Статья 45 Конституции Российской Федерации, на которую в обоснование своих требований ссылается М. Е. Попов, предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Приглашение по ходатайству обвиняемого для участия в судебном заседании в качестве его защитника — наряду с адвокатом — одного из близких родственников или иного лица прямо предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством, как один из способов защиты от предъявленного обвинения. Поскольку такой способ защиты не только не запрещен, но и прямо предусмотрен в законе, отказ суда в предоставлении обвиняемому возможности воспользоваться им может иметь место лишь при наличии существенных к тому препятствий, в том числе в связи с наличием предусмотренных уголовно-процессуальным законом обстоятельств, исключающих участие защитника в производстве по уголовному делу. Во всяком случае, решение по вопросу о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого или иного лица, об участии которых ходатайствует обвиняемый, не может быть произвольным, не учитывающим требований закона, обстоятельств конкретного дела и особенностей личности приглашаемого в качестве защитника лица».

В Определении от 22 апреля 2005 г. N 208-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коркунова А. К. на нарушение его конституционных прав частью 2 ст. 49 УПК РФ…» Конституционный Суд Российской Федерации указал: «…конституционное право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения является одним из проявлений более общего права — на получение квалифицированной юридической помощи и поэтому не предполагает обеспечение подозреваемому или обвиняемому возможности выбирать в качестве защитника любое лицо по своему усмотрению. Определение критериев, соблюдение которых свидетельствовало бы о должном уровне квалификации лиц, допускаемых к оказанию юридической помощи по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых и обвиняемых, относится к компетенции федерального законодателя».

На основании указанных определений Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать следующие выводы.

1. Обоснованный отказ обвиняемому в его ходатайстве о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого или иного лица не является нарушением конституционного права обвиняемого на защиту.

2. Определение или постановление суда об отказе обвиняемому в ходатайстве о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого или иного лица должно быть обоснованным, мотивированным, а не произвольным.

3. Необоснованный (произвольный) отказ в ходатайстве обвиняемого о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом близкого родственника или иного лица должен рассматриваться как нарушение права обвиняемого на защиту, так как участие при производстве по уголовному делу в качестве защитника наряду с адвокатом близкого родственника обвиняемого или иного лица по ходатайству обвиняемого законом не запрещено, а прямо предусмотрено в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации как способ защиты от предъявленного обвинения и произвольно лишать обвиняемого возможности воспользоваться таким правом недопустимо.

4. Обоснованный отказ обвиняемому в его ходатайстве о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого или иного лица не лишает обвиняемого права заявить новое ходатайство о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом другого близкого родственника или другого иного лица.

Согласно ч. 1 ст. 50 и ч. 6 ст. 247 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый и подсудимый вправе пригласить несколько защитников.

Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого пригласить для своей защиты несколько «защитников предполагает, что в качестве таковых допускаются только адвокаты как реальная гарантия того, что обвиняемый получит квалифицированную юридическую помощь. При этом право обвиняемого на участие по его ходатайству в деле в качестве защитника наряду с несколькими адвокатами одного из его близких родственников или иного лица остается неизменным.

В ч. 1 ст. 49 УПК РФ законодатель указал на два вида деятельности адвоката-защитника при его участии в уголовном деле.

Во-первых, деятельность адвоката по защите прав и интересов подозреваемых и обвиняемых в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Во-вторых, деятельность адвоката по оказанию подозреваемым и обвиняемым юридической помощи.

На первый взгляд может показаться, что защита прав и интересов и оказание юридической помощи подозреваемому и обвиняемому являются одной и той же деятельностью защитника в производстве по уголовному делу — юридической помощью на профессиональной основе. По нашему мнению, эти две деятельности как отличаются друг от друга, так и неразрывно связаны между собой.

Доказательством того, что деятельность адвоката-защитника в форме оказания юридической помощи своему подзащитному имеет самостоятельное значение, может служить положение в законе о праве защитника, участвующего в производстве следственного действия.

«Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации…» (ч. 2 ст. 53 УПК РФ).

Законодатель определил право защитника давать своему подзащитному краткие консультации в присутствии следователя не в рамках защиты прав и интересов подозреваемого, обвиняемого, а в рамках оказания ему юридической помощи. Но это не значит, что защитник в случае нарушения в его присутствии прав и интересов его подзащитного со стороны следователя не вправе заявить ходатайство об отводе, принести жалобу на действия следователя прокурору или в суд и использовать иные не запрещенные УПК РФ средства и способы защиты.

Нередко краткая консультация или совет подзащитному во время его допроса следователем могут принести больше пользы, чем ходатайства, отводы и жалобы прокурору или в суд.

В Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации законодателем часто вносятся изменения и дополнения, направленные на усовершенствование уголовного законодательства и изменение организационных форм судебного разбирательства некоторых уголовных дел.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в ст. 247 УК РФ внесены изменения, согласно которым в исключительных случаях уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях могут быть рассмотрены в отсутствие подсудимого, т. е. в порядке заочного производства.

«В исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу» (ч. 5 ст. 247 УПК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ).

Этот порядок разбирательства уголовных дел в отсутствие подсудимого может применяться судами в исключительных случаях и только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при условии, если подсудимый находится за пределами Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд и не привлекался к ответственности по данному уголовному делу на территории иностранного государства.

Участие адвоката-защитника в судебном разбирательстве, проводимом в отсутствие подсудимого, обязательно. При этом защитник может быть приглашен самим подсудимым, а также другими лицами по его поручению или с его согласия или без его поручения и согласия. Подсудимый может иметь несколько защитников. В случае если приглашенный подсудимым защитник отсутствует, суд принимает меры по назначению защитника (ч. 6 ст. 247 УПК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ).

В этой ситуации защитник может не иметь ни свиданий с подзащитным, ни возможности общаться с ним каким-либо другим способом из-за незнания места его нахождения или нежелания самого подсудимого общаться с адвокатом. Защита подсудимого в таком судебном разбирательстве будет заочной, и защитник будет обязан осуществлять защиту исключительно прав и интересов отсутствующего подсудимого в установленном законом порядке без оказания ему лично юридической помощи в виде советов, рекомендаций, консультаций, разъяснений и т. п.

Не могут быть исключены случаи, когда при судебном разбирательстве уголовного дела в отсутствие подсудимого защитнику стало известно о местонахождении его подзащитного. И более того, они нашли приемлемый способ общаться между собой при помощи современных средств электронной связи. Вправе ли при таких обстоятельствах адвокат-защитник отсутствующего подсудимого сохранить в тайне эти сведения или обязан официально сообщить суду о месте пребывания его подзащитного?

В связи с тем что указанные сведения связаны с оказанием адвокатом юридической помощи отсутствующему подсудимому, а объективная сторона дела не исключает добровольной явки последнего в суд, следовательно, адвокат не только вправе сохранить в тайне указанные сведения, но обязан воздержаться от разглашения этих сведений. К этому обязывает адвокатская тайна.

«Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю» (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

В случае устранения обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 247 УПК РФ, приговор или определение, вынесенные заочно, по ходатайству осужденного или его защитника отменяются в порядке, предусмотренном главой 48 УПК РФ, т. е. в порядке надзорного производства. Судебное разбирательство в таком случае проводится в обычном порядке.

Заочная защита подсудимого допускается также положением ч. 4 ст. 247 УПК РФ.

«Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие» (ч. 4 ст. 247 УПК РФ).

В данном положении какие-либо указания об обязательном участии защитника отсутствуют. Однако, если суд удовлетворил ходатайство подсудимого о рассмотрении уголовного дела без его участия, участие защитника в таком уголовном деле должно быть обязательным, по соглашению или по назначению. В противном случае разбирательство уголовного дела в отсутствие подсудимого и его защитника противоречило бы назначению уголовного судопроизводства.

В п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ указано: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением… защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод».

Уголовное судопроизводство не может замыкаться на деятельности одного лишь судьи, единолично отправляющего правосудие по конкретному уголовному делу, а предполагает участие в деле защитника в лице адвоката, осуществляющего гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждому на квалифицированную юридическую помощь» (ч. 1 ст. 48 Конституции России).

Отказ по инициативе отсутствующего подсудимого от помощи защитника в судебном разбирательстве допустим, но такой отказ от защитника для суда не является обязательным.

Деятельность адвоката-защитника в порядке защиты прав и интересов подозреваемого и обвиняемого определена его полномочиями, предусмотренными в ст. 53 УПК РФ, и проявляется в конкретных действиях и мерах по реализации этих полномочий, направленных на устранение обстоятельств, нарушающих права и интересы подозреваемого и обвиняемого.

К такой деятельности относятся: право защитника заявлять ходатайства и отводы без каких-либо ограничений; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом; собирать и представлять доказательства, необходимые для защиты от предъявленного обвинения; заявлять ходатайства об исключении из перечня доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве, любого доказательства; приглашать по своей инициативе свидетелей защиты и специалистов в суд и ходатайствовать об их допросе (суд не вправе отказать в удовлетворении таких ходатайств на основании ч. 4 ст. 271 УПК РФ).

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет адвокатскую деятельность как квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом об адвокатской деятельности, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ст. 1).

Данное определение адвокатской деятельности в части защиты прав, свобод и интересов доверителей по закону об адвокатской деятельности имеет непосредственное отношение к деятельности адвоката-защитника в пределах прав и правил, установленных УПК РФ, с отличием в том, что в ч. 1 ст. 49 УПК РФ отсутствует слово «свобода», ради которой и осуществляет свою деятельность адвокат-защитник по уголовному делу в интересах своего подзащитного.

——————————————————————