Концессионеры, вперед!

(Мошкович М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 27)

КОНЦЕССИОНЕРЫ, ВПЕРЕД!

М. МОШКОВИЧ

Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» подвергся корректировке. Как утверждают законодатели, внесенные изменения имеют целью сделать применение концессии в хозяйственной деятельности более эффективным. Одновременно внесены поправки и в ряд других законодательных актов.

Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 2 июля 2008 года, за исключением тех его положений, которые касаются поправок налогового законодательства (последние вступят в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 108-ФЗ и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу).

Напомним, суть концессии состоит в том, что одна сторона (концессионер) создает (реконструирует) за свой счет и в дальнейшем использует в своей деятельности определенное недвижимое имущество (объект соглашения), право собственности на которое будет принадлежать (принадлежит) другой стороне (концеденту, а именно Российской Федерации). При этом концедент предоставляет концессионеру права владения и пользования этим объектом на определенный срок (п. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Часть внесенных изменений носит уточняющий характер. В частности, предусматривается обязанность концедента обеспечить свободу предоставляемого для реконструкции объекта от прав третьих лиц только на момент его передачи концессионеру (ранее — уже на момент заключения соглашения). Уточнены виды рисков, расходы по страхованию которых могут быть возложены на концессионера, — случайная гибель и (или) случайное повреждение объекта.

Уточнен и расширен перечень объектов концессионного соглашения, установлено, что от имени Российской Федерации в качестве концедента могут (в некоторых вопросах) выступать не только органы власти различных уровней, но и уполномоченные ими юридические лица.

Отредактированы требования к содержанию концессионного соглашения. Например, способы обеспечения обязательств концессионера перекочевали из необязательных условий соглашения в обязательные, а состав объекта концессионного соглашения — наоборот. В соглашение в обязательном порядке должны включаться размер, порядок и условия предоставления концессионеру государственных или муниципальных гарантий (если таковые предоставляются).

Уточнены обязанности концессионера в отношении прав субконцессионеров.

Внесены изменения в порядок заключения, изменения и прекращения концессионного соглашения, в частности большое количество поправок посвящено организации и порядку проведения конкурса (на право заключения соглашения).

Более подробно регламентирован статус имущества, созданного (приобретенного) концессионером при исполнении соглашения (не относящегося к объекту соглашения). Ранее Закон N 115-ФЗ относил вопрос о правах собственности на него на усмотрение сторон. Теперь норма в отношении недвижимого имущества, которое создано концессионером без согласия концедента, стала императивной. Такое имущество признается собственностью концедента, и стоимость его возмещению не подлежит.

К числу новелл можно также отнести:

запрет обращать взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта концессионного соглашения и иного передаваемого по концессионному соглашению имущества;

возможность освобождения концессионера от концессионной платы в случае реализации им производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), а также в случаях, если условиями соглашения предусмотрено принятие концедентом на себя части расходов на создание (реконструкцию), использование (эксплуатацию) объекта соглашения (по сути, еще одна форма альтернативной платы);

возможность предоставления концессионеру в пользование не только земельного, но и лесного участка, водного объекта, участка недр;

введение обязательного досудебного урегулирования вопроса об изменении или о досрочном расторжении соглашения по причине неисполнения одной из сторон своих обязательств.

Изменения в Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» относят концессионное соглашение к числу обременений прав на недвижимое имущество.

Из положений ст. 8 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», устанавливающих обязательность проведения оценки в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, сделано исключение в отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению. Определение рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.

Отдельные нормы, касающиеся порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, внесены в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В число налоговых поправок входит включение операцией по передаче имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в перечень операций, не признаваемых реализацией товаров, работ или услуг для целей налогообложения (п. 3 ст. 39 НК РФ). Внесены изменения и во вторую часть НК РФ.

Статья 174.1 НК РФ, устанавливающая особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций по договорам простого товарищества или доверительного управления, теперь будет регулировать и операции по концессионному соглашению.

Введено понятие первоначальной стоимости имущества, являющегося объектом концессионного соглашения (для целей начисления амортизации) (ст. 257 НК РФ). Имущество и (или) имущественные права, полученные по концессионному соглашению, исключаются из перечня доходов, учитываемых при налогообложении прибыли (ст. 251 НК РФ). А концессионная плата отнесена к числу прочих расходов, связанных с производством и реализацией и учитываемых для целей исчисления налога на прибыль (ст. 264 НК РФ).

В главу НК РФ о налоге на имущество включены нормы, устанавливающие особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений.

——————————————————————