Информационно-аналитическое и методическое обеспечение уголовной политики в сфере противодействия организованным формам преступной деятельности

(Кубов Р. Х.) («Российский следователь», 2008, N 17)

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р. Х. КУБОВ

Кубов Р. Х., кандидат юридических наук.

Информационная аналитика в современном мире — это продукт ряда конструктивных, созидательных общецивилизационных тенденций, характеризующих развитие человеческого сообщества на рубеже веков и тысячелетий: процесса глобализации, тенденции к формированию приоритетов устойчивого развития цивилизации и информатизации <1>. ——————————— <1> Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информационно-аналитический журнал «Факт». 2006. N 6. С. 38.

Информационно-аналитическая деятельность в сфере борьбы с организованными формами преступной деятельности является составной частью процесса обеспечения государственной системы противодействия преступности в целом. Особая актуальность и важность аналитической работы правоохранительных органов для выявления объективной картины состояния преступности в государстве были особо отмечены В. В. Путиным: «Просил бы вас уделить внимание совместному с другими правоохранительными органами анализу состояния преступности, прогнозирования тенденций ее развития. Нам важно знать настоящую, объективную картину состояния преступности в государстве» <2>. Это направление работы МВД России рассматривает как приоритетное в развитии служб криминальной милиции <3>. ——————————— <2> Выступление В. В. Путина на Всероссийском совещании прокуроров 12 января 2001 г. <3> Положение об управлении оперативно-розыскной информации службы криминальной милиции МВД России. Утверждено Приказом МВД России от 19.03.2002 N 249.

Следует согласиться с А. С. Овчинским в том, что «получение собственно оперативно-розыскной информации происходит уже в процессе аналитической обработки некоторых информационных продуктов» <4>. Поэтому термин «информационное обеспечение» все чаще стал заменяться термином «информационно-аналитическое обеспечение», «информационно-аналитическая работа», «информационно-аналитический поиск» <5>. А. Я. Минин определяет информационно-аналитическую работу как исследовательско-познавательную функцию, осуществляемую специализированными подразделениями органов внутренних дел с помощью информационных технологий, системы организационных мероприятий и методических приемов при изучении явлений, представляющих оперативный интерес» <6>. Соглашаясь с автором по существу, заметим, что методологически ошибочно сужать круг субъектов информационно-аналитической работы только специализированными подразделениями органов внутренних дел. Очевидно, что эту же работу в связи с реализацией задач по борьбе с организованной преступностью выполняет целый ряд других государственных структур (ФСБ, ФТС, ФСИН и т. д.). ——————————— <4> Овчинский А. С. Информация и оперативно-розыскная деятельность. М., 2002. С. 36. <5> Петухов А. В. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики и пути его совершенствования // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на современном этапе: Труды ВИПК МВД России. Выпуск 4. Ч. 1. Домодедово, 2004. С. 104. <6> Минин А. Я. Методологические аспекты информационно-аналитической разведки криминальной милиции // Проблемы борьбы с организованной преступностью: Материалы научно-практической конференции (28 — 29 ноября 1995 г.). М., 1996. С. 46.

Информационно-аналитическое обеспечение как один из основных элементов организации работы по борьбе с организованной преступностью, по мнению В. Г. Гриба, в целом сводится, во-первых, к информационно-поисковой работе, направленной на поддержку оперативно-розыскной деятельности, во-вторых, к аналитической работе, направленной на поддержку принятия стратегических решений в этой сфере и координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью <7>. Цель информационно-аналитической деятельности в этой сфере заключается в подготовке и реализации получателям информационно-аналитической продукции сведений об угрозах криминального характера, исходящих от организованных преступных формирований, в том числе террористического профиля. ——————————— <7> Гриб В. Г. Противодействие организованной преступности. М., 2001. С. 79.

Вместе с тем необходимо отметить, что одной из важнейших причин стабильно сохраняющихся негативных тенденций в состоянии и динамике преступности является следующее обстоятельство: анализ состояния преступности, а значит, и основанное на таком анализе ее прогнозирование сегодня мало соответствуют существующим реалиям. Правоохранительные органы, как правило, осуществляют анализ и прогнозирование преступности на основе статистических данных, изучение которых на практике заменяет настоящий анализ. Между тем при составлении статистической отчетности по преступности большую роль продолжают играть ведомственные интересы правоохранительных органов, хотя они ориентированы и действительно заинтересованы в улучшении показателей своей работы. Во многом в силу названного обстоятельства предусмотренный в ч. 1 ст. 5 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью совместный анализ состояния преступности, ее структуры, прогнозирования, развития каких-либо ощутимых результатов на практике также не дает. Информационно-аналитическая деятельность в сфере противодействия организованным формам преступной деятельности имеет характерные особенности, обусловленные спецификой этого типа преступности. Соответственно, информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов осуществляется на двух уровнях — стратегическом и оперативном. На стратегическом уровне осуществляется противодействие долговременной, конспиративной, целенаправленной антиконституционной деятельности организованных структур (зарубежных и «внутренних») в целях своевременного выявления и срыва их планов по проведению конкретных преступных акций, пресечения их деятельности. На оперативном уровне осуществляется информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности посредством применения аналитических методов с целью предупреждения и пресечения конкретных преступных посягательств. Так, информационно-аналитическое обеспечение деятельности по защите конкретных объектов устремлений ОПФ (например, при рейдерстве, хищениях) позволяет: выявлять и изучать показатели уязвимости таких объектов, т. е. определять степень реальности и наличие возможности осуществления криминальных посягательства; способствовать рациональной организации наблюдения за объектами, оказывать помощь в обеспечении их охраны; выявлять нарушения в порядке хранения и эксплуатации предметов и веществ, которые могут стать предметами посягательств (например, нефть, драгметаллы, радиационные материалы и т. д.). Следует отметить, что решение задач поиска, отбора и систематизации такого рода информации предполагает использование интегрированной информационной системы, возможности которой позволяют существенно расширить информационную базу, необходимую для информационно-аналитического обеспечения, снизить затраты времени на поиск и отбор исходной информации, своевременно определять аспекты, по которым следует проводить анализ информации, а главное — в процессе аналитической обработки данных обеспечить выявление сущности и динамики пространственно-временных и причинно-следственных связей между исследуемыми фактами, явлениями, процессами <8>. В результате первоначально имеющиеся данные преобразуются в новую, выводную информацию, которая позволяет готовить предложения по нейтрализации криминальных угроз, принимать обоснованные оперативные и управленческие решения, подготавливать планы действий, правильно распределять силы и средства, осуществлять координацию и взаимодействие <9>. ——————————— <8> Цветков С. И. Методика выявления межрегиональных и межгосударственных связей при расследовании деятельности преступных структур. М., 1994. С. 14 — 15. <9> По этому же алгоритму выстраивается аналитическая работа подразделений собственной безопасности крупных хозяйствующих субъектов. См. подробнее: Доронин А. И. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Тула, 2000; Практическая аналитика в службах безопасности / Под ред. И. Б. Линдера. М., 2006.

Таким образом, информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов по линии борьбы с организованными формами преступной деятельности представляет собой систему, включающую в себя два взаимосвязанных компонента. Первый — это информационное обеспечение, которое состоит в изучении информационного спроса потребителей, поддержании устойчивого состояния информационных связей, сборе, накоплении, обработке, хранении и выдаче информации потребителям в максимально короткие сроки. Второй — аналитическое обеспечение, заключающееся в исследовании криминальных угроз, выявлении причин и условий, влияющих на формирование обстановки, прогнозировании ее развития, изучении проблемных ситуаций в сфере противодействия организованной преступности. Конечной целью реализации двух вышеуказанных составляющих информационно-аналитического обеспечения является создание условий для реализации задач уголовной политики государства.

——————————————————————