Прокуратура — опора законности и государства

(Андреев Г.) («Законность», 2008, N 9)

ПРОКУРАТУРА — ОПОРА ЗАКОННОСТИ И ГОСУДАРСТВА

Г. АНДРЕЕВ

Андреев Г., прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Наша страна переживает сложный этап своей многовековой истории. Значительные людские и материальные потери, понесенные Отечеством в XX веке во время войн, революций и иных социальных потрясений, в том числе и в период распада Советского Союза, привели к значительной потере ее демографического, научно-технического, интеллектуального, правоохранительного ресурса. Под воздействием разрушительного потенциала внешних и внутренних угроз Советский Союз распался на самостоятельные государства, что придало мощный импульс процессу геополитической трансформации и глобализации экономики. В условиях осуществления в России масштабных государственно-правовых, социально-экономических и общественно-политических реформ неадаптированные прозападные концепции активно интегрировались в различные сферы общественных отношений. В 90-е годы XX века испытание на прочность прошли и органы прокуратуры. В сложных условиях формирования демократического федеративного правового государства исключительно важная историческая роль отведена именно органам прокуратуры, которые от имени Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны. Проблема усвоения уроков отдаленного и более близкого исторического прошлого остается в числе актуальных и существенно влияет на развитие России, которая должна быть сильна своей памятью, в том числе и опытом российской прокуратуры — одного из старейших государственно-правовых институтов. В частности, еще 15 ноября 1715 г., т. е. задолго до создания прокуратуры, Петр Первый наделил правами надзора отдельных должностных лиц, учредив именным указом должность генерального ревизора, или надзирателя указов. Анализ документов о становлении и развитии прокуратуры свидетельствует о том, что Петр Великий, не копируя ни один из зарубежных образцов, не воспринимая буквально предложенные проекты, сам тщательно разработал документы об учреждении российской прокуратуры — постоянного надежного органа надзора, наделенного правом силой закона влиять на ход и эффективное решение государственных дел. Основаниями создания прокуратуры были особые обстоятельства: — взяточничество и преступления против государственной службы, которые Петр Первый приравнивал к предательству во время боя; — казнокрадство и другие злоупотребления высших должностных лиц, в том числе сенаторов; — волокита и нерасторопность государственного аппарата. Основатель российской прокуратуры особое внимание уделял вопросу ответственности прокурорских работников за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. На протяжении столетий честным и добросовестным трудом десятков тысяч высокопрофессиональных юристов создано уникальное общественно-правовое явление — прокуратура России, которая оберегает законность и является цементирующей опорой государства, оплотом единства правопорядка. В современных условиях глубоких социально-экономических перемен прокуроры обеспечивают верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. О масштабах и сложности проводимой работы можно судить по следующим данным. Только в первые годы XXI века вступили в действие сорок четыре федеральных конституционных закона, пятнадцать фундаментальных кодексов РФ, одна тысяча восемьсот двадцать девять федеральных законов, свыше восьми тысяч указов Президента России и т. д. Органы прокуратуры и обеспечивают надзор за исполнением законодательства. Обострение проблем, связанных с перераспределением прав собственности, в том числе на крупные промышленные объекты и землю, связано в том числе и с законодательным вытеснением прокурора из гражданского и арбитражного процесса. По оценке Генерального прокурора РФ, незаконный захват чужой собственности, спровоцированное банкротство, незаконные решения по обеспечительным мерам — вот во многом результат такого поспешного подхода. По данным Уполномоченного по правам человека в РФ, в 2007 г. более половины всех жалоб граждан были связаны с нарушением их конституционных прав и свобод при осуществлении уголовного судопроизводства, обеспечении правопорядка. Эта негативная тенденция свидетельствует о преждевременности существенного ограничения полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства, которые необходимо частично восстановить. В 2006 г. прокурорами в сфере уголовного судопроизводства было выявлено и устранено: — почти 2,3 млн. нарушений закона; — отменено более 1,5 млн. незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; — по 40094 уголовным делам даны письменные указания; — 220 тыс. материалов возвращены для дополнительной проверки; — в 18 тыс. случаях следователям, дознавателям отказано в возбуждении уголовного дела; — поставлено на учет 144 тыс. ранее не зарегистрированных преступлений; — отменено более 38 тыс. незаконных постановлений о прекращении уголовных дел и более 357 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания. В столице, например, каждый районный прокурор выявлял и устранял в среднем около тысячи нарушений в органах дознания и предварительного следствия. Положения судебно-правовой реформы и указанные многочисленные нарушения закона обусловили необходимость совершенствования законодательства, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, системы управления органами расследования преступлений и т. д. В частности, в связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ были внесены изменения и дополнения в более чем 30 федеральных законов. Такой процесс не бывает безболезненным. Принятые решения значительно сократили возможности прокурора реагировать на нарушения законов. К сожалению, эффективных механизмов устранения процессуальных разногласий между прокурором и должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование, в ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве практически нет. На современном этапе общественных преобразований также приоритетны защита конституционных основ РФ, ее целостности и безопасности, единства законности на всей территории страны, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, совершенствование деятельности всех звеньев прокурорской системы в области противодействия преступности. В настоящее время отмечаются целенаправленные действия по вытеснению прокуратуры РФ с конституционного правового поля. Оппоненты стабильного позитивного развития России осознают, что система органов прокуратуры — одна из несущих опор нашего государства и от определения ее места и роли как в государственном правообеспечивающем механизме, так и в системе общественных координат будет очень многое зависеть для будущего России. По оценке профессора А. Сухарева, «в настоящее время прокуратура подвергается суровым испытаниям — от попыток растворения ее независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного ока государева» <1>. ——————————— <1> Сухарев А. Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры): Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. С. 12.

Теоретические аспекты определения места и роли прокуратуры в системе правовых институтов российского государства и общества исследованы в работах В. Божьева, С. Ефимичева, В. Михайлова и других ученых, которые придерживаются точки зрения о том, что прокуратура — опора именно правового государства. Однако есть и иные мнения. Некоторые ученые полагают, что необходимо упразднить систему независимого надзора прокуратуры, демонтировав ее основы, или перестроить ее по западным образцам, лишив ее стержневой функции — надзора за исполнением законов. Уверен, что именно прокуратура — опора законности и российского государства, сущность конституционного надзора, которая представляет единую централизованную систему, установленную ст. 129 Конституции РФ. В целях эффективной реализации государственной власти прокуратура должна идти по пути конституционного развития, и в этом случае она сможет успешно решать основные задачи, стоящие перед государством в сфере обеспечения законности. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что российская государственная власть в своей первооснове едина. Важно не только правильно рассредоточить власть по сферам реализации норм права, но и посредством именно прокурорского надзора обеспечить ее единство, согласованность деятельности государственных органов и должностных лиц, относящихся к различным сферам и разным уровням власти. В настоящее время любые перемещения системы прокуратуры «влево» или «вправо» под воздействием различных факторов и концепций вызовут необратимые негативные последствия для безопасности личности, общества и российского государства, законности в России. Постоянный прокурорский надзор особенно востребован в условиях проводимой административной реформы, конституционного укрупнения субъектов РФ и формирования органов власти и структур управления, противодействия коррупции и незаконной миграции. Ослабление государственного контроля за состоянием законности неминуемо осложнит криминальную ситуацию, прежде всего в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, резко усугубит разбалансированность конституционно установленной вертикали государственной власти и т. д. Главная задача российского государства и прокуратуры состоит в том, чтобы на основе научного обоснованного прогнозирования, предвидения, досконального знания положения дел обеспечить надежную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны, предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, эффективно противодействовать им, в том числе мерами прокурорского реагирования. В целях проведения эффективной государственной политики борьбы с преступностью система прокуратуры Российской Федерации должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность.

——————————————————————