Взаимодействие Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека

(Сеченова Р.) («Законность», 2008, N 9)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ И УПОЛНОМОЧЕННОГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Р. СЕЧЕНОВА

Сеченова Р., старший прокурор отдела главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

На основании Положения «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека — заместителе министра юстиции Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г., Генеральная прокуратура РФ осуществляет постоянное взаимодействие с ним. За истекший период 2008 г. в Генеральную прокуратуру поступило более 500 запросов в связи с жалобами граждан России, принятыми Европейским судом к рассмотрению. Прокуроры реализуют комплекс мер, направленных на досудебное урегулирование вопросов, длительное время не находивших должного разрешения органами исполнительной власти. Вместе с тем органам прокуратуры необходимо принимать все возможные меры по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных Европейским судом по правам человека нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В целях повышения эффективности этой работы главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ считает полезным публикацию в журнале «Законность» материалов вступивших в законную силу постановлений Европейского суда о выплате истцу денежной компенсации в связи с неправомерными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, восстановлении нарушенного права. В мае с. г. вступило в силу вынесенное 7 февраля 2008 г. Европейским судом по правам человека Постановление по жалобе «Агапонова и другие против Российской Федерации». Из обстоятельств дела следует, что заявители (Агапонова, Канышина и Леонов) — инвалиды вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем им установлена сумма ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, а также некоторые другие социальные выплаты. Поскольку положенные денежные средства выплачивались заявителям несвоевременно, они обратились в суды с исками к Комитету по социальной защите населения администрации города Нововоронежа Воронежской области о взыскании задолженности по выплатам в возмещение вреда здоровью и об индексации сумм указанных выплат с учетом прожиточного минимума. Вынесенные в пользу заявителей судами общей юрисдикции РФ решения длительное время не исполнялись, что вынудило граждан обратиться с жалобами в Европейский суд по правам человека, руководствуясь п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) и ст. 1 Протокола N 1 к ней <1>. ——————————— <1> Пункт 1 ст. 6 Конвенции: «Каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей… на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом…»; ст. 1 Протокола N 1: «Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов».

Рассмотрев жалобы и представленные материалы, Европейский суд указал, что в 2003 — 2004 гг. национальными судами в пользу заявителей было вынесено несколько решений о присуждении им денежных средств. Несмотря на то что некоторые из них были полностью исполнены к моменту рассмотрения жалобы в Европейском суде, задержки в их исполнении (от 1 года 4 месяцев до 1 года 8 месяцев) суд счел значительными. Кроме того, четыре судебных решения, вынесенных в пользу заявителей, вообще не были исполнены. Основываясь на своей прецедентной практике, Европейский суд отметил, что он ранее неоднократно устанавливал нарушение российскими властями ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола N 1 к ней по многим схожим делам против Российской Федерации. Суд указал, что российские власти не представили каких-либо фактов или доводов, которые могли бы привести его к другому выводу по этому делу. Не исполняя в течение нескольких лет судебные решения, вынесенные в пользу заявителей, власти нарушили права заявителей на справедливое судебное разбирательство и воспрепятствовали им в получении денежных средств, которые они разумно ожидали получить. С учетом изложенного Европейский суд констатировал нарушение российскими властями ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола к ней и обязал их выплатить в возмещение морального вреда заявителям 2700, 3500 и 2700 евро соответственно, а также обеспечить исполнение четырех решений, вынесенных судом в пользу заявителей в период с 2003 по 2004 г. В рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры должны быть приняты незамедлительные меры по восстановлению нарушенных прав граждан.

——————————————————————