Установление личности иностранного гражданина в нотариальной практике

(Романовская О. В.) («Нотариус», 2008, N 6)

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

О. В. РОМАНОВСКАЯ

Романовская О. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Пензенского государственного университета.

В соответствии со ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы о нотариате) при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Законодательство не разделяет установление личности обратившегося к нотариусу лица в зависимости от его гражданства. В то же время нельзя не учитывать особенности правового статуса иностранных граждан, которые не находятся в устойчивой правовой связи с Российской Федерацией. Кроме того, перечень документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, не определяется Российским государством, он регулируется национальным законодательством того государства, которому иностранные граждане принадлежат. Это создает определенные трудности для нотариуса, поскольку нет единого российского реестра, определяющего перечень документов, удостоверяющих личность иностранных граждан. Нередко в нотариальной практике возникают проблемы: действительно ли данный документ удостоверяет личность и вообще является ли представленная бумага официальной или содержит необходимые сведения, позволяющие однозначно идентифицировать личность обратившегося за нотариальной помощью? Статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» <1> определяет, что иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <2> определяет уже несколько иначе: «Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Тем самым основной акцент сделан на наличии доказательств, т. е. документов, удостоверяющих личность и одновременно подтверждающих наличие иностранного гражданства. Данные определения не вызывают дискуссий в российской юридической науке <3>. В то же время Л. Н. Галенская предлагает различать: «Иностранец — лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства или же не имеет гражданства ни одного государства. Иностранный гражданин — лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства» <4>. Применительно к предмету статьи ограничимся именно иностранными гражданами. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031. <2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032. <3> См., напр.: Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1997. С. 27. <4> Галенская Л. Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982. С. 7.

Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в России, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Одновременно данная статья дает примерный перечень соответствующих документов: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства. Как видно, Федеральный закон содержит лишь общий перечень, прямо указывая, что иными федеральными законами и международными договорами он может быть расширен. Одновременно нельзя не учитывать, что статус иностранных граждан на территории нашего государства может существенно различаться. Так, выделяются иностранцы, обладающие привилегиями и иммунитетами, иностранцы, не обладающие таковыми («обычные» иностранцы), беженцы и иностранцы, которым предоставлено политическое убежище <5>. Учитывая особые отношения нашего государства с ближним зарубежьем, среди иностранных граждан выделяют также особую категорию: граждане стран — участниц Содружества Независимых Государств. В то же время наличие особенного статуса иностранного гражданина не влияет на его возможность обращения к нотариусу: каждый из них обладает таким правом. Различия, однако, будут в представляемых документах. Нельзя не учитывать, что некоторые из перечисленных документов выдаются иностранцу государством его гражданской принадлежности, некоторые — в Российской Федерации или международной организацией, в которой работает иностранный гражданин. Например, вид на жительство выдается российскими органами государственной власти. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 <6>, предусматривает, что вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) независимо от возраста. По просьбе своих родителей (законных представителей) иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший возраста 14 лет, может быть также вписан в их виды на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. Данное Положение содержит Описание бланка вида на жительство, выдаваемого иностранному гражданину. Согласно Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789 <7>, разрешение на временное проживание выдается на три года. Данным документом утверждена также форма бланка разрешения на временное проживание. ——————————— <5> Яковлева Е. В. К вопросу о содержании конституционно-правового статуса иностранных граждан // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 2. <6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 45. Ст. 4520. <7> Собрание законодательства РФ. 2002. N 45. Ст. 4516.

Наряду с внутринациональным законодательством существуют международные договоры и соглашения, устанавливающие перечень документов, удостоверяющих личность <8>. Например, паспорт моряка устанавливается Конвенцией Международной организации труда N 108 о национальных удостоверениях личности моряков (Женева, 1958 г.), ст. 4 которой определяет, какие сведения должны в нем содержаться. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (принята в г. Нью-Йорке 9 декабря 1994 г. Резолюцией 49/59 на 84-м пленарном заседании 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <9> закрепляет, что весь персонал ООН и связанный с ней персонал имеет при себе надлежащие документы, удостоверяющие личность. ——————————— <8> См.: Малумов А. Ю. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (постатейный). М., 2007. <9> Собрание законодательства РФ. 2001. N 34. Ст. 3478.

Следует учитывать, что личность иностранного гражданина в нотариальной практике не может устанавливаться на основании документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации. В то же время ст. 2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дает понятие законно находящегося в Российской Федерации иностранного гражданина, которым будет «лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации». Статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <10> дополняет, что иностранный гражданин, въехавший на территорию России с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утративший такие документы и не обратившийся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющийся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, а равно нарушивший правила транзитного проезда через территорию РФ, является незаконно находящимся на территории РФ. Возникает вопрос: может ли нотариус оказывать нотариальные услуги иностранцу, незаконно находящемуся на территории России? ——————————— <10> Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

О. Н. Шерстобоев считает, что полная административная правоспособность иностранца невозможна без наличия у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, а также полученной от компетентного российского органа государственной власти въездной визы <11>. Данная точка зрения находит поддержку в юридической литературе <12>, хотя ст. 42 Основ о нотариате предусматривает, что установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов (подразумевая, что другие документы носят альтернативный характер). Однако ч. 3 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за оказание услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленных правил или правил транзитного проезда через ее территорию. Под услугой иностранцу будет пониматься любая деятельность, направленная на удовлетворение его потребностей <13>, следовательно, нотариальная деятельность должна осуществляться только в отношении иностранцев, законно находящихся на территории России. Учитывая, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ нотариус относится к категории должностных лиц, штрафная санкция по ч. 3 ст. 18.9 будет колебаться от 25 тысяч до 30 тысяч рублей. Данные правила требуют уточнения нормы Основ о нотариате в части установления личности иностранца. В то же время следует учитывать, что вряд ли целесообразно считать ничтожным нотариальный акт, совершенный в отношении иностранца, незаконно находящегося на территории нашего государства. ——————————— <11> Шерстобоев О. Н. Теоретическая основа административной правоспособности иностранных граждан // Миграционное право. 2007. N 5. <12> См.: Киндеева Е. А., Левицкая В. А., Пискунова М. Г., Сарьян Е. Р., Кирсанов А. Р., Огородников В. В. Сделки с недвижимостью — оформление без нотариуса: государственная регистрация. Образцы документов. Комментарий и нормативные акты. Издание третье, исправленное и дополненное. М., 2002. <13> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Э. Н. Ренова. М., 2002. С. 579.

Не возникает проблем, если иностранный гражданин представляет при обращении к нотариусу вид на жительство или разрешение на временное проживание, которые по общему правилу сами являются документами, удостоверяющими личность. Если же представлены иные документы, иностранцу необходимо предъявить либо визу, либо миграционную карту. Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 <14>. Правила использования миграционной карты утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте» <15>. Но и в этом случае есть ряд нюансов. Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 17 июня 2008 г. N 977 <16> лица без гражданства, состоявшие в гражданстве СССР и проживающие в Латвийской Республике или Эстонской Республике, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз по следующим действительным документам: ——————————— <14> Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2329. <15> Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3553. <16> Собрание законодательства РФ. 2008. N 25. Ст. 2959.

— лица, проживающие в Латвийской Республике, — по паспорту негражданина, выданному соответствующим органом Латвийской Республики; — лица, проживающие в Эстонской Республике, — по паспорту иностранца, выданному соответствующим органом Эстонской Республики. Несовершеннолетние дети указанных лиц должны иметь один из названных документов или быть вписаны в установленном порядке в документ сопровождающего их лица и иметь при себе свидетельство о рождении. Нельзя забывать, что между Россией и Республикой Беларусь заключен Договор от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» <17>, ст. 14 которого предусматривает, что граждане государств-участников (т. е. России и Республики Беларусь) являются одновременно гражданами Союзного государства. До введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств-участников, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательством государств-участников и международными договорами. Заключен также Договор от 25 декабря 1998 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» <18>, ст. 3 которого закрепляет, что граждане России и Беларуси пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательствами Договаривающихся Сторон. При пересечении Государственной границы Российской Федерации граждане Беларуси не заполняют миграционные карты и не получают визы. ——————————— <17> Собрание законодательства РФ. 2000. N 7. Ст. 786. Договор ратифицирован Федеральным Собранием, Федеральный закон от 02.01.2000 N 25-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 146). Договор вступил в силу 26 января 2000 г. <18> Собрание законодательства РФ. 1999. N 47. Ст. 2625. Договор ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ.

Пребывание граждан Украины на территории Российской Федерации осуществляется на основании Соглашения (в форме обмена нотами) между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Украины и Российской Федерации от 16 января 1997 г. Граждане Украины смогут въезжать, выезжать, пребывать и передвигаться по российской территории на основании одного из следующих документов: 1. Паспорт гражданина Украины. 2. Паспорт гражданина Украины для выезда за границу. 3. Дипломатический паспорт. 4. Служебный паспорт. 5. Проездной документ ребенка (разрешающий выезд за границу). 6. Свидетельство о рождении для детей в возрасте до 16 лет (с вкладышем, подтверждающим наличие у ребенка гражданства Украины). 7. Удостоверение личности моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее). 8. Удостоверение личности на возвращение на Украину (только для возвращения на Украину). 9. Удостоверение (летное свидетельство) члена экипажа воздушного судна. Необходимо учитывать, что граждане Украины заполняют миграционную карту в соответствии с российским законодательством. 30 ноября 2000 г. заключено Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан «О взаимных безвизовых поездках граждан» <19>. Протоколом от 24 марта 2005 г. к данному Соглашению был утвержден список документов, удостоверяющих личность граждан стран — участниц договора. Так, приложение N 1 содержит Перечень документов граждан Республики Беларусь: ——————————— <19> Собрание законодательства РФ. 2003. N 37. Ст. 3566. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 07.08.2001 N 114-ФЗ.

1. Паспорт гражданина Республики Беларусь. 2. Служебный паспорт. 3. Дипломатический паспорт. 4. Национальное удостоверение личности моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее). 5. Свидетельство на возвращение в Республику Беларусь. Приложение N 2 содержит Перечень документов граждан Республики Казахстан, приложение N 3 — Перечень документов граждан Кыргызской Республики, приложение N 5 — Перечень документов граждан Республики Таджикистан. Следует также учитывать, что 25 сентября 2000 г. заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения «О взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения». Однако перечень документов, по которому возможен безвизовый въезд для граждан Армении на территорию России, установлен дополнительным Соглашением путем обмена нотами и начал действовать с 24 сентября 2005 г. К таковым будет относиться: 1. Паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах). 2. Дипломатический паспорт. 3. Свидетельство на возвращение в Республику Армения (только для въезда в Республику Армения). Аналогичные соглашения заключены: — между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 3 июля 1997 г. «О безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики». Но и в этом случае перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих пересекать государственную границу, был изменен Протоколом, вступившим в силу 5 марта 2005 г.; — между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Узбекистан от 30 ноября 2000 г. «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан». Перечень документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, дающих право на въезд, выезд, следование транзитом, пребывание и передвижение по территориям государств — участников Соглашения, заменен Протоколом от 13 июля 2005 г. Необходимо учитывать, что приведенные соглашения дают только наименования документов, удостоверяющих личность, но не содержат их описание, которое осуществляется в национальных нормативных актах. Так, в Азербайджанской Республике действует Закон от 14 июня 1994 г. N 817 «Об удостоверении личности гражданина Азербайджанской Республики». Эти правила касаются также любых иных стран. Например, Закон Республики Молдова от 9 ноября 1994 г. N 273-XIII «Об удостоверяющих личность документах национальной паспортной системы» дает подробное описание всех типов паспортов (включая цвет обложки). В данном Законе указывается, что все типы паспортов и проездные документы заполняются на государственном и английском языках. На европейском уровне действует общая Рекомендация N R (2005) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О документах, удостоверяющих личность, и документах для поездок за границу и борьбе с терроризмом» (30 марта 2005 г.) <20>. Согласно данному документу сфера идентификации личности, документов, удостоверяющих личность, и документов для поездок за границу признана приоритетной областью юридической деятельности Совета Европы, направленной против терроризма. Подчеркивается, что чрезвычайно важна надлежащая, быстрая и надежная идентификация личности. В приложении к Рекомендации выделено понятие «документ, удостоверяющий личность». Это — любой документ, выданный компетентными органами в соответствии с внутригосударственным правом для подтверждения идентификации личности владельца документа. В то же время определено понятие «документ для поездок за границу», которое означает любой официальный документ, выданный государственной или уполномоченной организацией, который используется владельцем документа для международных поездок (например, паспорт, виза или документ для идентификации личности) и содержит обязательные визуальные (читаемые) данные и, как правило, изображение владельца. Нетрудно увидеть, что виза, в отличие от российского законодательства, рассматривается как документ. В приложении закреплен ряд принципов, которыми должны руководствоваться государства-участники при обеспечении защиты документов, удостоверяющих личность. В частности, следует обратить внимание на систематизацию информации о выдаче и серийных номерах потерянных или украденных документов, удостоверяющих личность, а также на систематизацию информации об актах гражданского состояния, которая позволяла бы создавать перекрестные ссылки. Следует констатировать, что российские нотариусы не имеют доступа к данным информационным базам. Можно только согласиться с И. Г. Медведевым, дающим рекомендации: «Если сведения, содержащиеся в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, вызывают у нотариуса сомнения, рекомендуется отложить совершение нотариального действия, предложив заинтересованному лицу представить дополнительные документы, которые устраняют возникшие сомнения. Источником дополнительных сведений чаще всего являются документы, полученные от консульских и/или дипломатических представительств иностранного государства… Нотариусам рекомендуется оставлять в своих делах копии всех документов, представленных заинтересованными лицами для подтверждения их иностранного гражданства и личности, внося реквизиты наиболее важных из них (паспорт, свидетельство о гражданстве, свидетельство о рождении) в Реестр нотариальных действий» <21>. Необходимо отметить, что в свое время Министерство иностранных дел России распространяло письмо от 27 сентября 2006 г. N 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации», в котором представлены в виде таблицы сведения об условиях въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию. По-видимому, аналогичные сводные данные должны регулярно распространяться среди нотариусов. Взяться за эту работу должна Федеральная нотариальная палата совместно с Министерством иностранных дел РФ. ——————————— <20> Электронный документ: http://www. businessmix. ru/abro. php? id=6018. <21> Медведев И. Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. 2-е изд. М., 2005.

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие виды: 1. Основы о нотариате не разделяют процедуры установления личности гражданина России и иностранного гражданина, что нельзя признать как достоинство данного нормативного акта. 2. Личность иностранного гражданина в нотариальной практике не может устанавливаться только на основании документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации. Особенность установления его личности заключается в том, что она происходит на основании документов, выданных «своим» для него государством и по «своим» национальным правилам. 3. Нотариус может совершать нотариальные действия только в отношении иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности. 4. При оценке законности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации нотариус должен учитывать как общие нормативные акты, определяющие правовое положение иностранных граждан, так и специальные правила, устанавливаемые международными договорами с участием Российской Федерации. 5. Необходимо проводить работу по систематизации информации о выдаче и серийных номерах потерянных или украденных документов, удостоверяющих личность иностранных граждан. Нотариус должен иметь оперативный доступ к таким информационным базам. Необходимо также проводить работу по распространению информации, содержащей описание документов, удостоверяющих личность иностранных граждан, выданных в соответствии с национальными правилами.

——————————————————————