Должно ли государство вмешиваться в деятельность юристов?

(Самков Ю. С.) («Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ», 2009, N 1)

ДОЛЖНО ЛИ ГОСУДАРСТВО ВМЕШИВАТЬСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТОВ? <1>

Ю. С. САМКОВ

——————————— <1> Статья Ю. С. Самкова опубликована в «Новой адвокатской газете». 2009 г. N 2(43).

Самков Юрий Сергеевич, руководитель Управления по адвокатуре и адвокатской деятельности ФПА РФ.

Позиция сообщества

Представители адвокатуры выразили озабоченность тем, что реформирование системы органов исполнительной власти и смена органа, уполномоченного в сфере адвокатуры, заметно снизили уровень государственного регулирования оказания квалифицированной юридической помощи, который и ранее был недостаточен. До настоящего времени не выработаны действенные механизмы реализации отдельных положений законодательства об адвокатуре, направленные на создание необходимых условий осуществления адвокатской деятельности, обеспечение гарантий независимости адвокатуры. Ряд требований законодательства по обеспечению доступа граждан к правосудию и получению квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно, не выполняются. Эти обстоятельства, а также неурегулированность сферы оказания юридических услуг ведут к снижению конкурентоспособности адвокатов, в результате чего адвокатская профессия теряет свою привлекательность. Например, несмотря на то что за первые пять лет после принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» статус адвоката был присвоен 15147 претендентам, число адвокатов увеличилось лишь на 6,5 тыс. (в среднем на 1309 адвокатов в год), так как адвокатуру покинуло около 6,3 тыс. человек (ежегодно в среднем 1257 адвокатов добровольно прекращали свой статус). В 2003 г. сократилось количество адвокатов в 18 субъектах РФ, в частности в Воронежской, Ульяновской, Саратовской областях, Республике Калмыкия. В течение многих лет неразрешимой проблемой является обеспечение участия адвокатов Ненецкого автономного округа в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. В этом округе на 21 федерального судью до недавнего времени приходилось 12 адвокатов. Низкая оплата труда по назначению (возможность работы по соглашению практически исключена), несоблюдение гарантий защиты профессиональных и социальных прав побудили двух членов Адвокатской палаты округа прекратить свой статус и перейти на государственную службу. Юристы Ненецкого автономного округа, практикующие в сфере бизнеса и в других структурах, в адвокатуру не идут. Если не принимать никаких мер, подобная ситуация может сложиться в других субъектах РФ и спровоцировать массовый отток адвокатов из адвокатуры. Деятельность российских адвокатов и юристов, не являющихся адвокатами, по своему характеру практически не имеет различий, но ее можно представить в виде двух сообщающихся сосудов: причем содержимое «адвокатского сосуда» ввиду избыточного давления постепенно перетекает в другой, где выгоднее экономические и другие условия. Сбалансированность рынка юридических услуг зависит от законодательного регулирования этих условий, которое должно осуществляться с учетом государственной политики в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Между тем, по мнению членов рабочей группы из числа адвокатов, государственная политика не всегда учитывала интересы адвокатского сообщества. Анализ ситуации свидетельствует о том, что условия, в которых осуществляют деятельность адвокаты и юристы-предприниматели, нельзя считать равными. Порядок допуска к адвокатской профессии, требование осуществлять адвокатскую деятельность в соответствии с определенными профессиональными стандартами и этическими нормами, дисциплинарная ответственность за допущенные нарушения ставят адвокатов в менее выгодное положение, поскольку деятельность юристов, не являющихся адвокатами, не имеет специального правового регулирования. Свободно практикующие юристы (их деятельность, как представляется, не может быть отнесена к профессиональной) в отличие от адвокатов не обременены какими-либо обязанностями (такими, как оказание бесплатной помощи малоимущим гражданам, участие в уголовном судопроизводстве по назначению). Кроме того, им предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения, а также иные льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (в том числе связанные с арендой и выкупом государственных и муниципальных нежилых помещений). Адвокатура, действуя в традиционных рамках, не способна конкурировать с юридическими фирмами и уступает им сегмент рынка юридических услуг, связанный с сопровождением крупного и среднего бизнеса. По данным Росстата, оборот финансовых средств в сфере оказания платных услуг правового характера населению в 2007 г. составил 88 млрд. 800 млн. руб. Какая его доля приходится на услуги, оказываемые адвокатами, в Росстате пояснить не смогли (очевидно, в силу ее малозначительности). Дерегулирование российского рынка оказания юридических услуг отвечает интересам иностранных юридических фирм и еще более ослабляет конкурентоспособность адвокатуры. Дерегулирование выгодно прежде всего развитым западным странам, поскольку позволяет их мощным юридическим фирмам получать конкурентные преимущества не самым справедливым образом. Уже сейчас в России существуют десятки иностранных юридических фирм, которые к настоящему времени заполнили сферу оказания юридических услуг для крупного и среднего бизнеса в России, все более и более вытесняя российских субъектов за пределы этой сферы. «Это является очень серьезной проблемой, так как нынешнее временное отсутствие сильных юридических фирм в итоге может стать постоянным и в конце концов обслуживанием крупного и среднего бизнеса в России будут заниматься преимущественно, а возможно, и исключительно иностранные юридические компании. А это уже ставит под угрозу национальные интересы России» (см.: IBA — Международная ассоциация юристов: резолюции, принципы, стандарты, заявления и иные документы / Сост. и науч. ред. А. И. Муранов. М., 2008. С. 231). Последнее обстоятельство затрагивает интересы не только адвокатов, но и российских юридических фирм и юристов-предпринимателей. Противостоять этому, по мнению адвокатов — членов рабочей группы, можно, только объединившись в единую профессиональную корпорацию с общими требованиями и стандартами, определяющими допуск к профессии, которая позволяет оказывать услуги правового характера в России. Судебное представительство и защита в уголовном судопроизводстве должны осуществляться на профессиональной основе. Это мнение, высказанное представителями рабочей группы из числа адвокатов, разделяют представители практически всех ветвей власти. Введение такого правила явится важнейшей мерой по преодолению коррупции в правоохранительных, судебных и иных органах государственной власти, так как остановит «специалистов», которые далеки от закона и берутся защищать и представлять интересы граждан, «решая» проблемные вопросы с «нужными людьми» неправовыми средствами. Все перечисленные вопросы в сфере оказания правовой помощи требуют законодательного урегулирования. Г. К. Шаров обратил внимание членов рабочей группы на проблему обеспечения адвокатских образований служебными помещениями. Она значительно обострилась в связи с тем, что 2 июля 2008 г. вступила в силу правовая норма, закрепленная в ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Государственные и муниципальные помещения, длительное время арендуемые адвокатскими образованиями, уже изымаются у адвокатов и выставляются на торги и конкурсы. Адвокатские образования, особенно малочисленные, не в состоянии арендовать помещения на конкурсной основе, тем более выкупать их. Сложившаяся ситуация угрожает отправлению уголовного судопроизводства, так как закон возложил на адвокатов участие в уголовных делах в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. В этой работе ежегодно участвует более 40 000 адвокатов. В. М. Дикусар и В. А. Самарин подвергли критике эксперимент по созданию государственных юридических бюро. По их мнению, выделенные на эксперимент из бюджета средства следовало бы израсходовать на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. Они обратили внимание также на низкий уровень профессиональной и социальной защищенности адвокатов и предложили включить решение этих вопросов в план дальнейшей совместной работы.

Мнение Минюста

Позицию представителей адвокатского сообщества по совершенствованию государственного управления в сфере правовой помощи и регулированию рынка правовых услуг В. В. Карпов прокомментировал сдержанно, высказав мнение, что государство не должно вмешиваться в деятельность юристов и лишать граждан права самим выбирать, кто должен представлять или защищать их права и интересы. Директор Департамента поддержал предложение выработать механизмы реализации ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предписывающей органам государственной власти оказывать содействие адвокатской деятельности как в отношении выделения адвокатским образованиям служебных помещений, так и в отношении финансирования деятельности адвокатов. В. В. Карпов назвал ненормальной ситуацию, когда адвокатов лишают помещений и не компенсируют им командировочные расходы. Оплату труда адвокатов по назначению по нижнему уровню установленной ставки (275 руб.) сравнил с оплатой труда наименее квалифицированных работников. По его мнению, Федеральной палате адвокатов следует представить в Департамент аргументированные аналитические справки и конкретные предложения по указанным вопросам с финансовыми обоснованиями дополнительных расходов. Эти документы могут быть положены в основу разработки соответствующих нормативных правовых актов. В. В. Карпов поддержал предложение Ю. С. Пилипенко и А. П. Галоганова включить представителей адвокатуры в состав рабочей группы по разработке законопроекта об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

——————————————————————