Теоретические вопросы профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН РФ

(Стеничкин Г. А.)

(«Российская юстиция», 2009, N 4)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФСИН РФ

Г. А. СТЕНИЧКИН

Стеничкин Г. А., кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается деятельность уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России, анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность инспекций, и высказываются предложения по их совершенствованию.

Необходимость всемерного совершенствования профилактики правонарушений — это стержневая линия политики российского государства в области борьбы с преступностью. Эта мысль является стержневой в Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России N 38 от 12 апреля 2005 г.

На дальнейшее развитие этого направления деятельности государственных органов были направлены законы и иные нормативные акты, принятые в России в последние годы. Проблеме профилактики преступлений и правонарушений посвящено также значительное число научных публикаций.

В названных документах еще на более высокую ступень поднимаются требования к качеству профилактических работ в современных условиях, исчерпывающе раскрывается ее роль в создании правового государства. Реализация этих требований обусловливает необходимость коренного улучшения деятельности органов и учреждений ФСИН России по обеспечению исполнения наказания и иных уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, достижению положительных результатов в исправлении осужденных, а также совершенствованию профилактики правонарушений.

Практическая работа в уголовно-исполнительных инспекциях (далее — УИН) имеет свои особенности. Исходя из этого и на основе имеющихся литературных источников классификация профилактических мер может быть представлена следующим образом: по цели и уровню, по масштабности, по характеру.

По цели и уровню профилактические меры можно разделить на общие, специально-криминологические и индивидуальные.

Общие меры включают в себя деятельность, которая обеспечивает позитивное воздействие на социально-экономические процессы, способствующие устранению криминогенных факторов. Ведь известно, что социальная среда включает в себя не только элементы, позитивно влияющие на личность.

Специальные криминологические меры имеют своей целью недопущение конкретных преступлений.

Индивидуальные меры — это непосредственное воздействие на конкретного человека, с учетом того, что каждый человек, осужденный в том числе, имеет множество разнообразных ролей в своей трудовой, общественной и личной жизни, поведение которого во многом определяется статусом личности, системой ее прав и обязанностей.

По масштабности профилактические меры подразделяются на меры, принимаемые правоохранительными органами в стране в целом, в субъектах Федерации, населенных пунктах мест дислокации УИН. Можно также говорить о масштабности, если учитывать меры внутрисистемные, начиная с уголовно-исполнительной системы в целом, системы уголовно-исполнительных инспекций и доходя до конкретных УИИ.

По характеру профилактические меры могут быть классифицированы на экономические, общественно-политические, морально-психологические, правовые, общественные и др.

В дальнейшем изложении будет учитываться представленная классификация. Однако основное внимание будет уделяется правовым мерам и их роли в общей, ранней, непосредственной профилактике, а в дальнейшем — при рассмотрении индивидуальной профилактической работы с осужденными.

Итак, в решении профилактических задач большую роль играют правовые средства. Функции права целенаправленно обеспечивают нормальный ход общественной жизни, формируют у людей уважение к законам и правопослушный образ жизни и деятельности. Следует подчеркнуть, задачи профилактики и ее виды (общая и индивидуальная), субъекты профилактики и их функции, способы координации деятельности названных субъектов, основные формы и методы профилактической работы как государственных учреждений и организаций, так и общественных организаций и объединений решаются на специальном криминологическом уровне.

Для правового регулирования профилактической деятельности УИИ основополагающее значение имеют принципиальные положения уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, где определены и поставлены задачи перед этими учреждениями, которые конкретизированы в подзаконных нормативно правовых актах, приказах и инструкциях Минюста России, ФСИН России. Взятые в целом, они создают юридические основания профилактической работы с лицами, состоящими на учете в УИИ.

Весь процесс исполнения уголовно-правовых мер регламентируется нормами уголовно-исполнительного права и должен в соответствии с законом способствовать профилактике преступлений.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством осужденные имеют обязанности и права (ст. ст. 11, 12 УИК РФ). Их исполнение в полном объеме, по сути дела, совпадает с решением профилактических задач. В указанный период лицо, отбывающее отсрочку, не совершило преступлений, а если имели место правонарушения, то своевременная и предусмотренная в правовых актах реакция на них способствовала удержанию их от преступлений.

Следует напомнить, что уголовно-исполнительные инспекции обрели самостоятельный законодательный статус в 1997 г. в новом Уголовно-исполнительном кодексе (ст. ст. 16, 25, 33 и др.), который возложил на инспекции задачи по профилактике преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в инспекциях. Следовательно, эта работа может и должна рассматриваться как составная часть процесса исполнения всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, которая складывается из общепрофилактических мероприятий на разных этапах работы с осужденными, из индивидуальной профилактической работы и предупреждения отдельных видов правонарушений.

Осуществление профилактической работы уголовно-исполнительными инспекциями имеет свои особенности, отличные от профилактической деятельности органов внутренних дел и исправительных учреждений. Это обусловлено прежде всего контингентом профилактируемых, отсутствием в инспекциях должностных лиц, которые занимались бы только профилактикой, необходимостью организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и городских районных органов внутренних дел и многими другими факторами.

Правовые основания деятельности УИИ по профилактике преступлений содержатся в законах РФ, а организационные и тактические определяются нормативными актами МВД России и Минюста России.

В Положении об уголовно-исполнительных инспекциях в качестве основной задачи УИИ закреплено предупреждение преступлений и иных правонарушений с лицами, состоящими на учете в этих учреждениях.

Однако следует сказать и о том, что УИИ в соответствии с УИК РФ обязаны проводить с осужденными к исправительным работам и запрету занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью воспитательную работу. Подобной задачи перед УИИ не ставят в части, относящейся к осуществлению контроля за условно осужденными и женщинами, которые отбывают отсрочку отбывания наказания. За ними осуществляется контроль и проводится профилактическая работа.

В законодательстве не дается четкого различия между воспитательной и профилактической работой в учреждениях и органах, исполняющих наказание и иные уголовно-правовые меры.

Законодатель дает четкое определение понятия «исправление осужденных». В ч. 1 ст. 9 УИК РФ прямо сказано: «Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».

Различие между названными понятиями дается в научных и методических публикациях по этим вопросам. В методических рекомендациях по воспитательной работе с осужденными без изоляции от общества, например, дается определение воспитательной работы. Она рассматривается как система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций, интеллектуальному, духовному развитию осужденных, правопослушному поведению и социальной адаптации. В сферы воспитательной работы включается также и целенаправленное позитивное воздействие на осужденных путем включения их в трудовую деятельность, общеобразовательную и профессиональную учебу и общественную жизнь.

Профилактическая работа понимается как защита людей от криминала, от готовности совершить преступление. Эта защита осуществляется путем выявления, устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений. Именно на это нацеливает УИИ действующая Инструкция УИИ, а также сравнительно недавно принятой Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 года.

Кроме того, существуют понятия «предупреждение преступлений», «предотвращение преступлений» и «пресечение преступлений». Эти понятия содержатся в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях. Существует множество различных определений этих понятий. Не анализируя их, условимся, что под предупреждением преступлений понимается деятельность государственных и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений.

Предотвращение преступлений часто связывают с деятельностью, направленной на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. А пресечение — это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений. Данное понимание взято за основу в дальнейшем изложении.

Анализ правовых нормативных актов, регламентирующих деятельность УИИ, показал, что в сфере предупреждения преступлений УИИ обязаны осуществлять профилактическую работу среди лиц, состоящих на учете. Однако в Положении об УИИ сказано о предупреждении преступлений и правонарушений. Следовательно, в их обязанности входит и предотвращение, и пресечение преступлений и иных правонарушений.

Что касается административных правонарушений, то сотрудник УИИ на основании ст. 19.3 КоАП РФ, например, имеет право составить протокол об административном правонарушении на любого гражданина при условии его неповиновения законному требованию по охране общественного порядка, а также при воспрепятствовании исполнению служебных обязанностей. Таким образом, сотрудник пресекает противоправные действия любых лиц, не влекущие за собой уголовной ответственности.

Другое дело, когда речь идет о преступлениях. Осуществлять их предотвращение и пресечение сотрудники имеют право и обязаны, но практически реализовать их в полном объеме самостоятельно не могут в силу отсутствия необходимых сил и средств. Поэтому они взаимодействуют с органами внутренних дел, своевременно их информируют о таких случаях.

Профилактическая работа и воспитательная работа, о чем говорилось выше, взаимосвязаны. На практике их отличие проводится, главным образом, по объему проводимой работы. Объем воспитательной работы более широкий, чем профилактическая работа. Учитывая, например, что отсрочка отбывания наказания или, вспомним, условное осуждение — меры уголовно-правового характера, а не уголовные наказания, поэтому и лица, к которым применены эти меры, с менее отягощенными характеристиками, с меньшей степенью криминогенной зараженности. Следовательно, их поведение следует профилактировать при осуществлении контроля за ними.

Кстати, попутно надо выразить сомнение в правильности такой постановки вопроса в отношении условно осужденных несовершеннолетних, которые также состоят на учете в УИИ. Разве их не нужно воспитывать, а ограничиваться только защитой от криминала? Видимо, этот пробел в будущем будет устранен, ибо он очевиден.

Это действительно является проблемой большой теоретической и практической значимости. Нужны ли специальные доказательства для того, чтобы узаконить применение в отношении состоящих на учете осужденных пенитенциарного средства, именуемого воспитательной работой? Видимо, все же такие доказательства нужны, т. к. положительное решение вопроса влечет за собой изменение количественного и качественного состава сотрудников УИИ. А это потребует новых, еще больших финансовых затрат в то время, когда и сейчас они решаются с большим трудом и их называют первоочередными при прогнозировании перспектив УИИ.

Как известно, работа по предупреждению преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в УИИ, складывается из общепрофилактических и индивидуально-профилактических мероприятий.

Общая профилактика, как было сказано, включает в себя своевременное выявление причин и условий, способствующих их совершению, и принятие мер по устранению этих причин и условий. Они, как показало изучение практики, связаны с недостаточной деятельностью УИИ. Эти недостатки можно обобщенно представить в следующем виде:

— слабое взаимодействие с органами внутренних дел в случаях антиобщественного образа жизни осужденных;

— бессистемный контроль за осужденными;

— отсутствие своевременной и должной реакции на административные правонарушения со стороны лиц, состоящих на учете в УИИ (пьянство, проституция, бытовое хулиганство и др.);

— незнание о конфликтных ситуациях на бытовой почве, о фактах организации притонов, сомнительных сборищ по месту жительства осужденных женщин, состоящих на учете в УИИ и ведущих противоправный образ жизни (латентный, разумеется);

— осуществление контроля без учета конкретной оперативной обстановки в местах проживания, по месту работы, а также по месту дислокации УИИ;

— отсутствие взаимного информирования УИИ и органов опеки и попечительства по вопросам, связанным с осуществлением контроля за соблюдением главного условия отсрочки отбывания наказания осужденным женщинам — должного воспитания ребенка и ухода за ним;

— несвоевременная реакция на факты отказа от ребенка, уклонения от его воспитания, дачи согласия на его усыновление (удочерение);

— латентность административных правонарушений.

Названные недостатки являются наиболее общими, и их перечень, разумеется, не исчерпывает всех обстоятельств, затрудняющих достижение желаемых целей, а также фактов, способствующих сокращению преступлений.

Своевременное выявление и устранение причин и условий преступности на конкретной территории оказывает положительное влияние на состояние правопорядка, следовательно, и на повышение эффективности деятельности УИИ в работе с осужденными.

Необходимо отметить, что обстоятельства, способствующие совершению преступлений и иных правонарушений, существуют независимо от личности, состоящей на учете в УИИ. Наличие таких обстоятельств может являться своеобразным стимулом, провоцирующим неустойчивых лиц к совершению противоправных действий. Поэтому устранение таких обстоятельств необходимо рассматривать, прежде всего, в качестве самостоятельной задачи в области профилактики. Их решение, главным образом, зависит от органов исполнительной власти и местного самоуправления. Для УИИ важно своевременно инициировать проведение общепрофилактических мероприятий.

Необходимо учитывать, что преступления, как правило, совершаются не вдруг. Чаще всего им предшествует длительное антиобщественное поведение. Значит, и профилактику можно представить и осуществлять в двух формах: раннюю и непосредственную.

Ранняя профилактика проводится с осужденными с момента постановки их на учет в УИИ. Непосредственная — с лицами, состоящими на учете и находящимися в состоянии, близком к совершению нового преступления. Отсюда видно, что раннюю и непосредственную профилактику разделяет, во-первых, период времени, отделяющий лицо от момента возможного совершения преступления: на стадии ранней профилактики он может быть весьма значительным. Поэтому важно полнее использовать его в профилактической работе с рассматриваемыми лицами. Тогда, возможно, они вообще никогда не совершат новых преступлений. Что, понятно, выглядит привлекательно. Но это только теоретически. На практике все выглядит несколько иначе: осужденные совершают преступления и в период отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Видимо, это и побудило ученых изучать причины и условия совершаемых в период отбывания уголовно-правовых мер преступлений в рамках специальной учебной и научной дисциплины — криминопенологии (О. Старков).

Ранняя профилактика противоправного поведения предполагает применение специальных мер, которые по своему характеру можно классифицировать на правовые, психолого-педагогические и медицинские.

Правовые меры раннего предупреждения преступлений регламентируются законом. Уже при формулировке цели уголовного наказания, например, содержится указание на его предупредительную роль (ст. 43 УК РФ, ст. 1 УИК РФ). Специальные правовые меры раннего предупреждения закреплены также в иных отраслях законодательства: административном, гражданском, трудовом, семейном и др.

Остановимся на административном, так как нормы административного права играют весьма значительную роль в правовом обеспечении профилактики преступлений и иных правонарушений. К числу этих норм в первую очередь следует отнести нормы, регулирующие основания и порядок применения и исполнения административных мер.

Сам факт использования этих мер в борьбе с хулиганством, пьянством и другими правонарушениями имеет непосредственное и важное значение для профилактики правонарушений. Профилактический эффект от применения санкций административно-правовых норм обеспечивается путем воздействия на сознание правонарушителя. Учитывая, что стержнем сознания принято считать знание, то в результате применения санкции к какому-либо гражданину в районе проживания осужденных либо в районе дислокации УИИ, в иных местах профилактируемый не только узнает содержание правоограничений, но и в состоянии «примерить» их применительно к себе.

Кроме этого, в результате применения норм административного права обеспечивается воздействие на конкретные криминальные ситуации. Возникают юридические основания для последующего профилактического воздействия на лиц, не желающих правильно реагировать на административные меры, чтобы пресечь их переход на преступный путь.

Таким образом, подчеркнем, административно-правовые меры раннего предупреждения преступлений заключаются в применении к лицам, совершившим административные правонарушения, мер государственного принуждения с использованием всех предусмотренных законом административных наказаний, которые являются в то же время важнейшим средством предупреждения возможных преступлений.

В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время, когда действует новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, его профилактический потенциал применительно к рассматриваемой категории граждан реализуется слабо. Возьмем, например, ст. 19.24 КоАП РФ. Эта статья предусматривает административную ответственность за несоблюдение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с законом. Санкция правовой нормы названной статьи предусматривает административные наказания в виде предупреждения, штрафа, административного ареста на срок до 15 суток. Сразу же следует сказать, что если даже эта статья заработает в полную силу в отношении всех лиц, состоящих на учете в УИИ, то представляются призрачными перспективы ее применения к отбывающим отсрочку осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Возможно ли применение штрафа и административного ареста на срок до 15 суток к названным субъектам в случаях, если они виновны в несоблюдении обязанностей, установленных им? Вряд ли.

В случае назначения штрафа женщине, отбывающей отсрочку, его в большинстве случаев нечем ей будет уплатить. Неправильно, если последние деньги в ущерб материального обеспечения ребенка будут уплачены в счет погашения штрафа. Рассматриваемая категория граждан, за редким исключением, как правило, малообеспеченная. Часто сами осужденные женщины и, естественно, их дети состоят на иждивении родителей, дедушек, бабушек, а иногда и других родственников.

Если говорить об административном аресте, то его исполнение не предусматривает нахождение в специальных учреждениях, исполняющих административный арест, женщин со своими детьми. Кроме того, разлучение матери со своим ребенком в период, например, кормления его грудью создает реальную угрозу для его здоровья и даже жизни.

Конечно, суд, иные субъекты, которые вправе назначать административные наказания, дифференцированно и индивидуально подходят к его назначению в отношении виновных в правонарушениях граждан. Однако при применении ст. 19.24 КоАП РФ к осужденным женщинам, отбывающим отсрочку, эта статья все же нуждается в уточнении. Думается, что здесь должно содержаться прямое указание на то, что в отношении отбывающих отсрочку применимо лишь предупреждение.

Кстати, здесь же отметим, что на практике крайне редко применяется и уголовный закон, когда речь идет о неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Нам не удалось выявить хотя бы один случай применения ст. 315 УК РФ с момента введения его в действие.

Говоря об административно-правовых мерах раннего предупреждения преступлений, следует добавить, что в настоящее время прекратило свое действие «Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», утвержденное в 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. Названное Положение предусматривало правила поведения и правоограничения в отношении лиц, состоящих под административным надзором. В этом же акте были закреплены права субъектов, осуществляющих административный надзор. Таким образом были закреплены юридические средства для воздействия на процесс предупреждения преступности.

В настоящее время появился пробел, который затрудняет решать вопросы социальной адаптации осужденных, отбывающих наказания и иные уголовно-правовые меры без лишения свободы, а также освобожденных по предусмотренным законом основаниям из мест лишения свободы. Восполнение этого пробела теоретически возможно путем принятия закона о посткриминальном (предупредительном) надзоре, который может способствовать постепенному повышению эффективности и авторитета, а также увеличению объема применяемых уголовно-правовых мер без изоляции от общества в соответствии с современной мировой практикой и послужит при этом в качестве необходимой предпосылки расширения практики моральной регуляции отношений между людьми, которая рассматривается как социальная ценность.

Характер профилактической работы с осужденными достаточно сложен. В этой работе находят применение не только нормы тех отраслей права, которые непосредственно направлены на борьбу с преступностью и правонарушениями, но и нормы других отраслей права. В этой связи следует подчеркнуть важную профилактическую роль гражданского, семейного и трудового права.

Так, гражданско-правовые нормы о дееспособности несовершеннолетних и малолетних, содержащиеся в ст. 28 ГК РФ, предусматривают, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства при условии, если он работает по трудовому договору или контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательством. В соответствии с названной статьей ГК РФ признаются отдельные элементы дееспособности за малолетними в возрасте от 6 до 14 лет и расширяется дееспособность этих лиц. Эти новые положения должны учитываться в профилактической работе с осужденными, чтобы пресечь их возможные посягательства на законные права детей.

Определенную роль в профилактике преступлений могут играть также гражданско-правовые нормы о недействительности противозаконных сделок, ущемляющих права детей, совершенных обманным путем, и ряд других.

Особое значение для профилактики правонарушений имеют нормы семейного права, которые направлены на устранение криминальных обстоятельств, влияющих на воспитание детей. Нормы семейного права указывают на правомерные пути разрешения семейных конфликтов. Они предусматривают также такую строгую меру воздействия на родителей, как лишение их родительских прав при условии, если они уклоняются от обязанностей по воспитанию детей, ущемляют их права, жестоко обращаются с ними, своим антиобщественным поведением оказывают вредное влияние на своих детей.

Как видим, гражданско-правовые меры предупреждения преступлений представляют собой закрепленную в источниках гражданского и семейного права ответственность. К этому следует добавить, что ответственность может носить и имущественный характер в связи с совершенным преступлением. Законодательство предусматривает меры, нацеленные на ликвидацию факторов отрицательного влияния на личность. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними направлено не только на защиту личных и имущественных прав и интересов этих детей, но и обеспечение правильного формирования и воспитания их личности, недопущения с их стороны противоправного поведения.

Как было сказано, в число правовых мер профилактики входят также дисциплинарные меры. Они направлены на укрепление трудовой дисциплины, должное выполнение обязанностей в случаях, когда действие или бездействие субъекта не влечет за собой последствий, необходимых для привлечения к уголовной ответственности

Понятно, что дисциплинарные меры применимы лишь к тем осужденным, которые работают в период, когда они состоят на учете в УИИ. Вряд ли следует много говорить о роли труда. Это давно известно всем пенитенциаристам, да и не только им.

Профилактике преступлений будет способствовать также принятие изменений и дополнений действующего законодательства о местном самоуправлении и иных законов.

При проведении профилактической работы с учетом особенностей осужденных большое внимание уделяется психолого-педагогическим мерам. Процесс педагогизации исполнения всех видов уголовных наказаний, в том числе не связанных с изоляцией от общества, за последние годы постоянно расширяется и углубляется. Ярким подтверждением этого является введение в структуры штатов исправительных учреждений должностей психологов, социальных работников, применение других мер в процессе реформирования ФСИН России. Правда, здесь же надо отметить, что это в меньшей степени, мягко говоря, касается УИИ, где нет ни психологов, ни социальных работников, а средняя нагрузка на персонал превышает нормативную.

В то же время нельзя не видеть и положительных примеров из практики. Так, в Ростовской области, например в г. Таганроге, восстановили институт общественных инспекторов, привлекают их к работе с осужденными, состоящими на учете в УИИ. В основном, конечно, это бывшие сотрудники правоохранительных органов, пенсионеры, сотрудники и студенты юридических учебных заведений. Понятно, что все это делается на добровольной основе.

Особое значение в профилактической работе, проводимой сотрудниками УИИ с отбывающими отсрочку, имеют медицинские меры. Их значимость определяется тем, что речь идет не просто о женщинах, а о беременных женщинах, грудных и малолетних детях. Ни в одном документе, относящемся к исполнению отсрочки и контролю за лицами, ее отбывающими, подробно эти вопросы не прописаны. Даже если взять, например, ст. 177 УИК РФ, то в ч. 3 названной статьи говорится о том, что при решении вопроса об отсрочке в процессе отбывания осужденной наказания в ИУ одновременно с представлением администрации ИУ в суд направляется и справка «о наличии у нее жилья и необходимых условий для проживания…». Понятно, что под «необходимыми условиями» можно понимать и должное медицинское обслуживание осужденной женщины и ее ребенка в период отбывания отсрочки. Однако ни в ведомственных нормативных актах, ни в методических рекомендациях прямого освещения данный вопрос пока не получил. В современных условиях расширения платной медицины он приобретает особое значение потому, что подавляющее большинство осужденных женщин не в состоянии пользоваться услугами платных медицинских учреждений. Значит, следует уточнять механизм получения медицинской помощи рассматриваемой категории осужденных. В противном случае женщина может вновь сделать противоправный шаг. Совершить, например, кражу, казалось бы, в благородных целях — излечить своего ребенка, однако подобные действия, как известно, считаются преступными и за них предусмотрена уголовная ответственность. К слову сказать, в женских ИУ в настоящее время медицинские вопросы урегулированы несравнимо лучше.

Важно подчеркнуть, что нормы отраслей права, относящиеся к профилактике правонарушений, с одной стороны, могут прямо ей не посвящаться, так как не профилактику имеют предметом правового регулирования, с другой стороны, существуют правовые нормы, которые непосредственно посвящены профилактике и регулируют ее. Весь названный комплекс правовых норм должен рассматриваться как система, регулирующая все виды профилактики: общую и индивидуальную в первую очередь.

——————————————————————